Международный опыт борьбы с кражами автомобилей

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 09:51, дипломная работа

Описание работы

Предпринимаемые меры правоохранительных и других органов, осуществляющих борьбу с данным видом преступлений, оказываются недостаточными, особенно в связи с транснациональным аспектом данной проблемы. О масштабах преступности, связанной с незаконным завладением автомототранспортных средств свидетельствуют тот факт, что, по величине прибыли, получаемой от данного вида криминального бизнеса это второй после наркобизнеса вид преступной деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… .…2
I. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ПРИЗНАКИ……..………………………………………………….…………...5
II. КРАЖА И УГОН АВТОТРАНПОРТА: УГОЛОВНО - ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА..………………………………………………………..24
2.1. Тайное хищение автотранспорта ………..……………………………...24
2.2. Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения.………………………………………………...28
III. МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ, ПРЕСЕЧЕНИЯ И РАСКРЫТИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ХИЩЕНИЯМИ И УГОНАМИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ...…..46
IV. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ……………………………………………...64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….67
СПИСОК ИСПОЛЬЗУМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….72

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа готовая.doc

— 399.00 Кб (Скачать)

Следует отметить, что  для России характерно то, что в 70-х  годах освещались некоторые особенности  борьбы с преступными посягательствами этого вида в связи с изложением общих положений борьбы с кражами, грабежами, разбойными нападениями, то есть данная проблема рассматривалась факультативно. В 80-х годах предупреждение или раскрытие преступлений в данной сфере имели разрозненный характер и рассматривались самостоятельно вопросы угонов автомашин, разбойных нападений на водителей такси, краж автодеталей и т.д. В 90-х годах произошло резкое увеличение числа преступных посягательств, связанных с автотранспортом, разнообразных по способу хищений и легализации похищенных автомобилей. К середине 90-х эта тенденция обострилась, стала рассматриваться в качестве одного из основных направлений деятельности организованной преступности.

        При этом следует отметить, что  для России характерно то, что кражи автомототранспортных средств не получили такого широкого международного распространения. В последние годы, Россия, стала местом активного розыска автомототранспортных средств, похищенных в других государствах. 

 

 

 

§ 5. Профилактика краж автомобилей.

 

 

 

В данном параграфе я  хотел бы отметить меры профилактики, которые позволили бы определить некоторые направления по совершенствованию организации борьбы с кражами и угонами автомобилей.

 К ним относятся:

1. Правовое регулирование  оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел, направленное на борьбу с рассматриваемыми преступлениями, нуждается в совершенствовании. В частности:

- определить правовой  порядок изъятия автомашины, обнаруженной с признаками изменений в регистрационных документах или идентификационных номерах.

2. В области мер  организационно-управленческого характера:

- создать в системе  органов внутренних дел на федеральном и региональном уровне в структурах ГУБОП и УБОП специализированных подразделений по борьбе с названными видами преступлений с включением в данную структуру сотрудника НЦБ Интерпола и закреплением сотрудника оперативной таможни;

- ввести в блок объектов  оперативного учета, помимо существующих трех групп (лица, факты, события, предметы и вещи) четвертую группу - адресно-алфавитную, на основе которой внедрить систему непрерывного оперативного контроля (СНОК) за криминогенными контингентами и объектами, а также информационные карты-накопители и специальные блокноты по фиксации в алфавитном порядке похищенных и обнаруженных автомобилей.

3. В области совершенствования  статистической отчетности создать единою форму, в которую включить  виды противоправных посягательств, направленных на автотранспортные средства.

4. Совершенствование  мер предупредительного характера включает в себя:

- активное проведение  профилактических мероприятий, влияющих на снижение дорожно-транспортных происшествий в определенный период времени года, как показало исследование, оказывает непосредственное воздействие на снижение краж и угонов автомобилей.

- необходимость широкого  использования охранно-сигнальных противоугонных устройств, охранных систем и специальной техники, что повлияет не только на предупреждение и пресечение, но и на раскрытие данных видов преступлений.

А теперь несколько профилактических рекомендаций водителям автомобилей.

1. Ставьте автомашину  на охраняемые парковочные места  или в гаражи.

2.  Не оставляйте  открытыми двери и окна автотранспортного  средства, а тем более ключи  в замке зажигания.

3. В автомашине не оставляйте личные и регистрационные документы на автотранспортное средство, автомагнитолу, вещи и другие ценности. Это привлекает преступников, совершающих кражи из автомашин.

4. С целью облегчения  поиска похищенного автотранспорта  необходимо заранее нанести маркировку на стекла, фары, автомагнитолу автомашины.

5. Если оставили автомашину  в неохраняемом (незакрытом) месте,  то не забудьте включить автосигнализацию, или используйте механические  блокираторы. 

По использованию и  выбору охранных сигнально-противоугонных устройств я хотел бы остановиться подробнее. 

В настоящее время  остро стоит вопрос об организации  эффективной и надежной защиты автомобилей  в местах парковки. Для их защиты помимо механических средств в последние  годы находят широкое распространение охранные сигнально-противоугонные устройства (ОСПУ) различных типов, которые обеспечивают не только выдачу сигнала «Тревога» при попытке проникновения в автотранспортное средство или его угоне, но и блокируют различные жизненно важные системы автомобиля, препятствуя его передвижению за счет тяги собственного двигателя.

ОСПУ включает в себя подсистемы доступа (подсистема доступа  представляет собой совокупность совместно  действующих технических средств, позволяющих осуществлять взятие и  снятие автомобиля с охраны. Подсистема состоит из двух модулей один из которых устанавливается в автомобиле (замок), а другой (ключ-транспондер) находится у владельца автотранспортного средства)., охраны (подсистема охраны - это совокупность технических средств охранной сигнализации, предназначенных для контроля проникновения (попытки проникновения) в защищаемую зону или механического воздействия на автомобиль, превышающего некоторый нормированный уровень и обеспечивающая (в заданном виде) извещения о проникновении или угоне).

Качество их функционирования в наибольшей степени влияет на степень  защиты автотранспортных средств от угона, локального оповещения, блокировки, управления, приема и обработки информации и сервисных устройств.

При охране автомобилей, возможно использование до трех рубежей охраны, первый для создания охраняемой зоны вне автомобиля, второй для защиты поверхности кузова автомобиля, его остекленных проемов и открывающихся частей и третий для защиты внутреннего объема салона автотранспортного средства. Подсистема управления, приема и обработки информации (прибор приемно-контрольный охранный – «ППКО») обеспечивает прием и обработку сигналов, поступающих с выходов подсистем доступа и охраны, их преобразование и выдачу управляющих сигналов для других ее подсистем. ППКО формирует сигналы управления охранным сигнально-противоугонным устройством, как минимум, в двух режимах – «Охрана» и «Тревога». В режиме «Охрана» должны обеспечиваться охранная и противоугонная функции, индикация режима, прием и обработка сигналов с выходом подсистем охраны и доступа, защита от саботажа. В режиме «Тревога»- включение звукового и светового оповещателей. Формирование сигнала для запуска устройства дистанционного оповещения, прием и обработка сигналов с выходов подсистем доступа, противоугонная функция, защита от саботажа. Подсистема локального оповещения предназначена для выявления людей, находящихся в зоне прямой видимости от охраняемого автомобиля, и передачи по радиоканалу извещения его владельцу. Подсистема блокировки служит для создания препятствий передвижению автомобиля за счет тяги собственного двигателя. Для этих целей используются размыкание электроцепи стартера и системы зажигания, прекращение подачи топлива, отключение бортового компьютера.

Центром сертификации аппаратуры ОНО ГУВО МВД России проведен анализ наиболее распространенных на Российском рынке ОСПУ на основе результатов испытаний (тестирований) и экспертной оценки специалистов в области защиты автотранспортных средств от угона. С этой целью были выбраны шесть основных показателей ОСПУ;

-функциональное назначение (количество охранных, противоугонных, защитных, сигнальных и сервисных  функций);

-электромагнитная совместимость;

-пожароопасность;

-уровень технологии  производства;

-защищенность системы  кодирования;

-средняя стоимость  одной функции (служебной или  сервисной).

В результате был количественно  оценен уровень качества (рейтинг) ОСПУ, как сумма частных показателей, характеризующих отдельные его  свойства.

Приобретать ОСПУ для  оборудования автотранспортных средств следует только при наличии сертификата соответствия стандартам безопасности Российской Федерации.

Так же в отношении  профилактических рекомендаций следует  отметить, что если появилась информация о фактах приобретения, разборки, переоборудования похищенной автомашины или автозапчастей, то следует незамедлительно сообщить в отдел по борьбе с кражами и неправомерным завладением автотранспортных средств УВД, который расположен по адресу: г. Калининград, переулок Советский, дом 5.

Названные предложения, по моему мнению, смогут оказать в определенной мере положительное влияние в деле борьбы с противоправными посягательствами на автотранспортные средства.

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. До последнего десятилетия XX века в нашей стране ощущался острейший дефицит автомобилей и преступные посягательства на них были связаны во многом с этим. В настоящее время Российский рынок насыщен как автомобилями отечественного производства, так и иностранными моделями. Предложения превышают спрос. Однако в связи с кризисом в экономической системе, низким уровнем благосостояния населения, паразитическим образом жизни отдельных слоев населения, проблема приобретения автомобиля на законных основаниях, избежав при этом незаконного завладения им, не исчезла. Многократно возросшая жажда наживы, слабость правоохранительной системы, множественность путей и средств, которые представляет автомобиль для удовлетворения корыстных интересов, повлекли криминализацию всей складывающейся вокруг него инфраструктуры.

Слабая эффективность принимаемых  мер в области борьбы с кражами  автотранспорта к концу 90-х годов  привела к созданию устойчивых групп, специализирующихся на совершении данных преступлений и обладающих отличительными чертами организованной преступности. В литературе все чаще стал употребляться термин «черный автобизнес». Деятельность преступных группировок вышла за рамки не только одной области и региона, но и государства.

О масштабах проблемы можно судить по статистике: если в 2000 г. было зарегистрировано 26 106 угонов и 49 787 краж автотранспорта, то в 2009 г. – 55 258 угонов и 58 427 краж. При этом в 2000 г. было раскрыто 78% угонов и 28,7% краж, а в 2009 г. – 51% и 15,6% соответственно. Таким образом, увеличивающееся количество краж и угонов автотранспортных средств при уменьшении раскрываемости свидетельствует о неадекватном противодействии этим преступлениям со стороны органов внутренних дел, а также низкой эффективности их предупреждения.1

Расследование краж автотранспортных средств имеет ряд особенностей, знание которых позволит наиболее эффективно бороться с данным видом преступлений.

Таким образом исследование краж и угоном автомобилей и иных транспортных средств обусловлено, во-первых, современными особенностями  этого вида преступности, во-вторых, вопросами системного взаимодействия не только между подразделениями и службами органов внутренних дел, но и между всеми субъектами профилактики преступлений, что и определяет актуальность дипломного исследования.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с совершением преступлений связанных с кражами и угонами автомобильного и иного транспорта.

Предмет исследования составляет уголовно-правовая характеристика краж и угонов автотранспортных средств и деятельность органов внутренних дел по их предупреждению.

Целью исследования является анализ особенностей краж и угонов автотранспорта и разработка рекомендаций по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в этой части.

Для достижения указанной  цели решались следующие задачи:

- изучение состояния  и тенденции краж и угонов  автотранспорта;

- выявление факторов, способствующих совершению краж  и угонов автотранспорта, определение  криминологической характеристики  лиц, совершающих кражи и угоны  автотранспорта;

- обобщение практики деятельности органов внутренних дел, а также других государственных и негосударственных организаций по предупреждению краж и угонов автотранспорта;

- разработка рекомендаций  по совершенствованию системы  профилактики указанных преступлений.

Методологической основой дипломного исследования являются общенаучный диалектический метод познания, который предполагает объективность и всесторонность познания исследуемых явлений, а также частно-научные и специальные методы: исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический, системно-структурный, формально-логический, нормативный и другие.

Теоретическую основу исследования составили научные труды по уголовному и уголовно-процессуальному праву, криминологии и криминалистике, принадлежащие авторам указанным в библиографическом разделе дипломной работы.

Нормативную базу исследования составили Конституция, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации.

В данной дипломной будет работе раскрыт юридический аспект преступлений против собственности в целом, а также более полно дана уголовно-правовая характеристика кражи и угона автотранспорта, как одних из наиболее распространенных составов преступлений где предметом преступного посягательства являются автотранспортные средства.

Информация о работе Международный опыт борьбы с кражами автомобилей