Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 09:51, дипломная работа
Предпринимаемые меры правоохранительных и других органов, осуществляющих борьбу с данным видом преступлений, оказываются недостаточными, особенно в связи с транснациональным аспектом данной проблемы. О масштабах преступности, связанной с незаконным завладением автомототранспортных средств свидетельствуют тот факт, что, по величине прибыли, получаемой от данного вида криминального бизнеса это второй после наркобизнеса вид преступной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… .…2
I. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ПРИЗНАКИ……..………………………………………………….…………...5
II. КРАЖА И УГОН АВТОТРАНПОРТА: УГОЛОВНО - ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА..………………………………………………………..24
2.1. Тайное хищение автотранспорта ………..……………………………...24
2.2. Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения.………………………………………………...28
III. МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ, ПРЕСЕЧЕНИЯ И РАСКРЫТИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ХИЩЕНИЯМИ И УГОНАМИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ...…..46
IV. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ……………………………………………...64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….67
СПИСОК ИСПОЛЬЗУМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….72
Разумеется, для умышленных преступлений, особенно корыстной направленности, характерно формирование у потенциального преступника психологической установки на совершение общественно опасного деяния. Возможность ее зарождения, укрепления в сознании и решимость на уголовно наказуемое деяние зависят от психологических свойств личности, уровня ее правосознания, гражданственности, нравственно-правового воспитания. Но это вовсе не означает, что сами дефиниции формируются без воздействия окружающего мира, социально-экономического, материального положения личности в обществе.
И в этом отношении кражи и угоны транспортных средств представляют собой убедительное подтверждение зависимости психологии преступника от реальных условий его жизни, окружающей действительности, которые складываются и формируются помимо его воли и оказывают на личность определяющее воздействие. По большому счету преступники являются заложниками социально-экономической системы, условий жизни, материального благополучия и нравственного состояния общества. Происходящие в нем серьезные потрясения, каким в нашей стране оказалась так называемая «перестройка», неотвратно и немедленно отражаются на состоянии преступности. Подтверждением служат и приведенные ранее сведения о динамике и масштабах краж и угонов транспортных средств в последние годы. Понятно, что о сколько-нибудь заметном влиянии процессуальной деятельности и предупредительных мероприятий, осуществляемых при расследовании данных преступлений, на такого «ранга» причины и условия говорить не приходится. А потому основное внимание мною будет уделено мероприятиям, находящимся в пределах досягаемости правоохранительных органов, а также тех, о которых сотрудникам следствия и дознания необходимо знать и на которые они прямо или косвенно могут воздействовать.
Условно мероприятия по предупреждению краж и угонов транспортных средств можно подразделить на следующие основные виды (направления): организационные, технические и криминологические (социально-правовые).46
По результатам проведенного исследования кражи (угоны) транспортных средств из гаражей, с платных стоянок и с других мест, исключающих свободный доступ к транспортному средству, в большинстве регионов составляют около 5%. Однако в 2008-2009 годах они участились и в отдельных городах составляют 50%.47 Учитывая, что по свидетельству различных источников до сих пор в таких местах содержится менее 20-30% индивидуальных транспортных средств, можно сделать вывод о том, что в подавляющем большинстве случаев угонам и кражам подвергаются автомобили, находящиеся на стоянках в общедоступных местах. Сопоставление статистических данных позволяет заключить, что вероятность угона (кражи) с закрытых мест в среднем не менее, чем в 10 раз ниже. Строительству же гаражей, платных стоянок и других, охраняемых либо препятствующих свободному доступу к транспортным средствам объектов, ни в предшествующие годы, ни в настоящее время должного внимания не уделялось. В то же время во всех странах развитого автомобилизма строительство таких мест осуществляется в широких масштабах. Речь идет о гаражах под жилыми домами, многоярусные подземные стоянки в местах скопления транспортных средств (центр города, зрелищные учреждения, маркетинги и т. п.). Нельзя забывать и о том, что таким путем одновременно решается проблема организации дорожного движения, удобства владельцев автомобилей, сохранности находящихся в них вещей и т.п.48
Благоприятно решается, таким образом, целый комплекс вопросов и сохранности транспортных средств, и создания условий для пользования ими, и упорядочения дорожного движения, а также обеспечения его безопасности.
При всех положительных свойствах хотелось бы предостеречь от переоценки профилактического значения рассматриваемых мероприятий, которые по рассматриваемой классификации относятся к числу организационных. Они создают условия, препятствующие совершению рассматриваемых преступлений, но не устраняют их причин и как бы направляют угонщиков по пути наименьшего сопротивления. И все-таки следственные подразделения и органы дознания должны использовать все возможности для постановки вопросов о расширении строительства гаражей, стоянок и других аналогичных объектов, поддерживать такие начинания.
Не лучше обстоит дело и с проблемами оборудования автомобилей техническими средствами и устройствами, препятствующими проникновению в них, запуску двигателя, беспрепятственному уезду. Так, по делам, изученным в Челябинской области, противоугонными средствами было оборудовано всего 3—4% автомобилей,49 а в Москве — около 30%50 (в основном применялись электронные средства, значительно реже механические). Находящие все более широкое применение противоугонные средства (включая импортные) блокируют замки дверей, багажника, а также капот двигателя, и включают звуковую и световую сигнализацию, либо представляют собой различного вида запорные устройства, ограничивающие движение педали сцепления или тормоза, или препятствующие повороту руля и т. п. Их эффективность довольно высокая, особенно если тревожный сигнал влечет быстрое реагирование владельца. Но и здесь намерения преступников нередко завершаются успехом. И опять речь идет не о предупреждении причин угонов (краж) и создании условий, препятствующих совершению этих преступлений.
Пропаганда противоугонных средств, в том числе на основании обобщения данных по материалам расследования в регионе (городе, районе, области и т. д.), широкое оповещение через средства массовой информации автомобильной общественности вполне доступно органам следствия и дознания и их представителям. Однако используются эти возможности довольно редко, а во многих регионах не используются вовсе. В целом инициатива правоохранительных органов в этом невелика.
Наиболее подробного
изложения заслуживают меры, в
том числе организационно-
Полнота, характер, достоверность и целый ряд других необходимых качеств, которыми должны обладать эти меры, самым непосредственным образом зависят от качества работы следователей и сотрудников дознания, правоохранительных органов в целом. Оперативность реагирования на угоны и кражи транспортных средств, профессионализм и законность в осуществлении процессуальных действий, уровень культуры в общении с гражданами и многие другие факторы воздействуют на население того или иного региона, включая его криминогенную часть. Имеются в виду вовсе не специальные представления, частные определения и иные официальные формы реагирования, направленные на устранение причин и условий преступлений. Речь идет прежде всего о конечном результате предварительного расследования — о раскрытии преступлений и привлечении к ответственности виновных лиц.
Заметное влияние на предупреждение рассматриваемых преступлений, а также на задержание угонщиков по горячим следам может оказать дислокация постов и маршруты патрулирования милицейских нарядов. Их оптимальному использованию может служить криминологический анализ мест, откуда были угнаны автомобили, и времени совершения преступлений. Так, изучение уголовных дел показало, что в крупных городах (а на них приходится абсолютное большинство угонов) до двух третей угнанных транспортных средств находилось во дворах, а наиболее удобным для совершения преступлений временем являются ночные часы. С 0 до 6 часов утра, т. е. за четвертую часть суток, совершается 60-70 % рассматриваемых преступлений.51
Кражи и угоны явно тяготеют к весенне-летнему периоду года, что объясняется массовой эксплуатацией транспортных средств в это время, более легким доступом к ним преступников, легкостью запуска двигателя, передвижения и укрытия похищенного.
Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что непосредственным предметом посягательства чаще всего являются “свежие” автомобили, только недавно приобретенные их владельцами, иногда еще даже не поставленные на учет. Так, по изученным делам около 40% угнанных автомобилей было в возрасте до 1 года и 20% от 1 года до 2 лет, т. е. в сумме 60% похищенных и угнанных автомобилей было выпущено с завода менее двух лет назад.52 Такая избирательность преступников не случайна. Новый автомобиль перспективнее присвоить и с большей выгодой можно продать целиком или по частям. И когда значительная часть приостановленных уголовных дел, по которым проходят такие автомобили, отнесена к категории угонов, то ошибочность данной квалификации представляется очевидной.
Теперь рассмотрим методологию раскрытия и расследования краж и угонов автотранспортных средств.
Эффективность раскрытия и расследования краж и угонов автотранспортных средств во многом зависит от правильной оценки следователем сложившейся конкретной ситуации по уголовному делу. В зависимости от объема исходной информации о лице, совершившем преступное деяние, и предмете посягательства, можно выделить три типичные для данной категории преступлений следственные ситуации:
- известно лицо, совершившее преступление, и обнаружено похищенное автотранспортное средство;
- не известно лицо, совершившее преступление, но обнаружено похищенное автотранспортное средство;
- не известно лицо, совершившее преступление, и не обнаружено похищенное автотранспортное средство.53
Система следственных действий в первой ситуации может быть следующей: задержание подозреваемых; их личный обыск; освидетельствование; допрос; обыски по месту жительства и работы; наложение ареста на имущество; осмотр места происшествия и предметов, например орудий взлома; осмотр транспортных средств (принадлежащих потерпевшим и подозреваемым); допрос потерпевших и свидетелей; выемка и осмотр документов на похищенное транспортное средство; получение образцов для сравнительного исследования; назначение криминалистических и иных экспертиз; предъявление задержанных и обнаруженных вещей для опознания; проверка и уточнение показаний на месте; проведение очных ставок, следственных экспериментов.
Во второй ситуации усилия следователя должны быть направлены на максимальное использование возможностей по исследованию обнаруженного транспортного средства. С этой целью необходимо: осмотреть место происшествия, транспортное средство и местность, где оно обнаружено; допросить свидетелей из числа лиц, обнаруживших транспортное средство, оказавшихся по тем или иным причинам вблизи него, сотрудников дорожно-патрульной службы ГИБДД; детально допросить об обстоятельствах кражи потерпевшего и других осведомленных лиц (сторожей, охранников, должностных, материально ответственных лиц, обслуживающий персонал); произвести выемку и осмотр документов на похищенное транспортное средство; получить необходимые образцы для сравнительного исследования; в зависимости от результатов осмотров назначить судебные экспертизы: биологическую, дактилоскопическую, товароведческую, транспортно-трасологическую, автотехническую, экспертизу восстановления уничтоженных маркировочных изделий, следов наложения (микрочастиц) и др.
В третьей ситуации организовать
расследование наиболее сложно, так
как полностью отсутствуют
Затем, с учетом данных криминалистической характеристики краж и угонов автотранспортных средств, разрабатывают частные типовые версии. Основой для выдвижения типовых версий служат не столько фактические данные, сколько профессиональный опыт, интуиция следователя, а также результаты обобщения судебно-следственной практики и знание оперативной обстановки на обслуживаемой территории.
В числе первоначальных следственных действий проводят: осмотр места происшествия; допрос потерпевшего; освидетельствование (при необходимости); допрос свидетелей из числа граждан, работающих и проживающих вблизи места кражи, родственников, знакомых потерпевшего; выемку документов на похищенное транспортное средство; осмотр документов и обнаруженных предметов; предъявление для опознания предметов и документов; получение образцов для сравнительного исследования; назначение судебно-медицинских и криминалистических экспертиз с целью выяснения вероятных признаков подозреваемых, орудий преступления и способов его совершения, отобразившихся в окружающей обстановке (следов рук, обуви, крови и т.п.).
Успешное раскрытие и расследование краж и угонов автотранспортных средств во многом зависит от качества и своевременности проведения таких следственных действий, как: осмотр места происшествия; осмотр транспортного средства, документов; задержание подозреваемого; обыск; допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей. Именно эти следственные действия направлены на установление события преступления, способа и следов его совершения, скрывшихся преступников и похищенных транспортных средств, а также на выяснение иных обстоятельств, имеющих значение для дела.54
Осмотр места происшествия. Обстановка места происшествия по делам рассматриваемой категории может включать в себя несколько узлов: гараж, иное помещение или открытая стоянка, откуда было похищено автотранспортное средство; прилегающая местность; следы и предметы, имеющие значение для дела. Фиксации подлежат также размеры, расстояния, взаимное расположение объектов, повреждения на преградах и замках, т. е. такая информация, словесное описание которой представляет значительные трудности. Поэтому, наряду с составлением протокола осмотра места происшествия, практика расследования краж и угонов автотранспорта требует уделять особое внимание графической фиксации обстановки места происшествия (составлению схем, планов, чертежей).
Осмотр транспортного средства. Возможность проведения этого следственного действия возникает лишь при обнаружении разыскиваемого транспортного средства. Общий осмотр транспортного средства начинают с обзора места его обнаружения и окружающей обстановки. На прилегающей местности нужно искать следы перемещения транспортного средства, следы его демонтажа или замены отдельных узлов (агрегатов), в том числе номерных знаков. Особенно внимательным надо быть около автомобиля, где можно обнаружить следы обуви лиц, причастных к похищению. На стадии детального осмотра автомобиль условно разбивают на несколько частей, каждая из которых подлежит тщательному обследованию. Затем изымают следы и предметы, которые впоследствии могут стать вещественными доказательствами.
Информация о работе Международный опыт борьбы с кражами автомобилей