Криминалистическая характеристика и общая типовая программа исследования события с признаками легализации денежных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 08:22, диссертация

Описание работы

Актуальность темы исследования. В Указе Президента Российской Федерации «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации» от 29 апреля 1996 г. № 608 среди внутренних угроз экономической безопасности России называется расширение деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли.
Преступность в этих областях подрывает основные принципы рыночной экономики - неприкосновенность частной собственности, свободу выбора экономической деятельности, эквивалентность обмена и др.
Борьба с легализацией преступно приобретенных доходов признается во всех странах мира одним из основных средств противостояния росту преступности в сфере экономической деятельности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Криминалистическая характеристика легализации (отмывания)
денежных средств или иного имущества, приобретенных
другими лицами преступным путем 14
§ 1. Исходные положения формирования криминалистического
понятия легализации (отмывания) денежных средств или
иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем 14
§2. Криминалистическая характеристика легализации (отмывания) денежных
средств или иного имущества, приобретенных другими лицами
преступным путем 23
2.1. Предмет непосредственного посягательства 32
2.2. Субъект посягательства 41
2.3. Физическая деятельность субъекта посягательства 50
2.4. Психическая деятельность субъекта посягательства 79
2.5. Место посягательства 81
2.6. Время посягательства 85
2.7.Факты-последствия посягательства 89
2.8. Общественная опасность и противоправность легализации 97
2.9. Связи и закономерности системы легализация 100
Глава 2. Общая типовая программа исследования события с
признаками легализации денежных средств или иного
имущества, приобретенного другими лицами преступным путем 114
§ 1. Обстоятельства, подлежащие установлению и доказыванию
при расследовании легализации преступных доходов других лиц 114
§2.Программирование расследования преступлений
(сущность криминалистического учения о программировании) 126
§3. Типичные следственные ситуации начального этапа
расследования легализации преступных доходов других лиц 142
§4. Общая типовая программа исследования события с признаками
легализации преступных доходов других лиц 156
Заключение 172
Анкета (для следователей ОВД) Приложение1 176
Анкета (для следователей ОВД) Приложение2 178
Список использованной литературы 180

Работа содержит 1 файл

диссертация.doc

— 1.21 Мб (Скачать)


59

В соответствии со ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Конвенцией Совета Европы об «отмывании», выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (Страсбург, 8 ноября 1990г.)56 понятие «сделки» упоминается как уголовное правонарушение, связанное с отмыванием средств, при этом ни одно из них не связывается с гражданским законодательством.

Согласно международной практике, под сделкой понимаются любые действия, совершаемые по обоюдному согласию сторон с имуществом (денежными средствами), заведомо добытыми преступным путем, которые приводят к перемещению или видоизменению незаконно полученных доходов.57

Представляется, что распространительное толкование понятия сделки более оправдано, так как оно исключает случаи, когда нарушения установленных законом требований к форме, содержанию сделок, влекущих их недействительность по гражданскому законодательству, привело бы к невозможности привлечения виновных лиц к уголовной ответственности за легализацию.

К сделкам с иным имуществом, приобретенным заведомо преступным путем, следует относить -1.Банковские сделки:

а)              инкассацию векселей и иных ценных бумаг;

б)              привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

в)              выдача банковских гарантий.

2. Сделки кредитных организаций:

а) доверительное управление иным имуществом (т.е. не денежными средствами)

по договору с физическими и юридическими лицами;

56              Текст Конвенции см.: Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Противодействие легализации (отмыванию)
денежных средств в финансово-кредитной системе: опыт, проблемы, перспективы. - М., 2001. -
С.192.

57              См., например, Кернер Х.-Х., Дах Э. Отмывание денег. - М., 1996. - С.30.



60

б)   осуществление   операций  с  драгоценными  металлами  и  драгоценными

со

камнями в соответствии с законодательством РФ.

3.              Все виды гражданско-правовых сделок за исключением сделок, предметом
которых являются денежные средства.

К сделкам последнего вида относятся кредит, кроме товарного и коммерческого, финансирование под уступку денежного требования, банковский вклад, банковский счет.

4.              Перемещение через  таможенную  границу РФ  товаров     за исключением
денежных средств.

Совершение финансовой операции, а также сделки должно считаться оконченным с момента передачи другой стороне во исполнение финансовой операции (сделки) денежных средств или иного имущества, заведомо приобретенных преступным путем.

Уяснение понятий финансовой операции и сделки позволит при расследовании легализации выдвинуть более реальные версии о характере используемой операции (сделки), определить характерные для них способы совершения легализации, целенаправленно искать следы отмывания. С завершением финансовой операции или сделки связывается момент окончания преступления.

Исходя из уголовно-правовой характеристики, принято выделять следующие основные способы совершения легализации:

1.   совершение в крупном размере финансовых операций с приобретенными заведомо преступным путем денежными средствами или имуществом;

2.   совершение сделок, отличных от финансовых операций, с иным имуществом, приобретенным заведомо преступным путем.

Федеральный Закон «О банках и банковской деятельности». //СЗ РФ 1996. - Ст.496.



61

Указывая в диспозиции ст. 174 УК РФ способ преступления, законодатель делает это в самом общем виде. Подобная конструкция оправдана с точки зрения определения действий, признаваемых противоправными. В то же время при расследовании преступления необходимо устанавливать значительно более широкий спектр действий преступника, чем это установлено в указанной статье УК РФ, так как вышеперечисленные способы совершения легализации в каждом конкретном случае совершения преступления варьируются в чрезвычайно многообразном диапазоне возможных финансовых операций и сделок.

Специфической особенностью легализации является то, что это преступление не совершается спонтанно. Оно всегда с той или иной долей тщательности готовится виновным. Обычно достижение преступных целей становится возможным на основе применения совокупности способов, которые реализуются на различных стадиях подготовки и совершения преступления. Анализ следственной и судебной практики свидетельствует, что совершение легализации невозможно без предварительной подготовки, изучения и оценки обстановки, создания определенных условий, облегчающих ввод денежных средств или иного имущества в легальный оборот. Виновный планирует преступление, анализирует последствия, которые могут наступить после посягательства, создает соответствующие условия для его совершения, налаживает каналы поступления преступных средств.

Так, в ходе проводимой Оперативным Управлением совместно со 2 отделом Службы УФСНП РФ по г. Москве проверки по факту конвертации денежных средств в особо крупных размерах физическим лицом было установлено, что указанная операция являлась одним из каналов легализации денежных средств, добытых преступным путем. Механизм легализации состоит в следующем. В обменных пунктах коммерческих банков оформляется операция по приобретению физическим лицом крупных сумм иностранной валюты (как правило в долларах США). При этом используются паспортные данные других лиц, живущих в других регионах РФ, либо сделка оформляется на утраченные паспорта.  Такие каналы отмывания денежных средств носят



62

устойчивый характер, отличаются длительностью, обналичиванием значительного количества денежных средств. Были установлены факты конвертации в 1996-1997 годах в обменном пункте одного из банков более 280 млн. долларов США и 1 млн. немецких марок.

Для целей подготовки к совершению легализации виновный подбирает соучастников; вносит изменения в документооборот предприятия; создает в необходимых случаях фиктивные фирмы, дочерние или зависимые общества, представительства или филиалы. В целях сокрытия следов легализации, преступники используют практически все известные в литературе виды сокрытия: утаивание, уничтожение следов преступления, маскировку, фальсификацию, инсценировки, симуляции.60 Кроме того, учитывая стремление виновных к сокрытию реальных размеров легализуемых средств, сокрытие при легализации может протекать как пассивно (размещение средств на депозитах), так и активно (многократное дробление платежей, превышающих 600 000 рублей и подлежащих государственному контролю, с изменением основания платежа).

В то же время, совершение действий по легализации предполагает, что эти действия сами по себе являются законными либо настолько «растворяются» в законных, что говорить в данном случае о сокрытии следов преступления не всегда имеет смысл. Такое положение вещей следует из цели легализации -выдать доход от противоправной деятельности за легальные доходы для получения возможности использовать такие деньги и имущество, не вызывая подозрения у правоохранительных органов и не раскрывая подлинного источника их происхождения.

В целом можно с достаточной долей уверенности отметить, что при совершении данного вида преступления следует выделить все три составных

Материалы   международной   Конференции   «Международное   сотрудничество   в   борьбе   с отмыванием доходов, полученных незаконным путем» - СПб., 2000. - С. 181. 60 Подробнее о сокрытии: Лузгин И. М. Способ сокрытия преступления и его криминалистическое значение. - М., 1980.



63

элемента способа преступления: действия по подготовке, совершению и сокрытию преступления.

Одной из целей легализации является сокрытие источника
происхождения преступных доходов. Выделяются следующие источники
происхождения средств, приобретенных незаконным путем: наркобизнес;
торговля              оружием;              фальшивомонетничество;              так              называемая

«беловоротничковая преступность» - взятки, коррупция; мошенничество; фиктивное банкротство; вымогательство; хищения, в том числе при приватизации собственности; неконтролируемый вывоз за границу полезных ископаемых и энергоносителей и др.

При расследовании легализации определение источника происхождения предмета посягательства имеет важное криминалистическое значение. Во-первых, установление преступного происхождения входит в предмет доказывания данного преступления. Во-вторых, располагая данными об источнике происхождения, можно высказать суждение об участниках преступления, о характере и местонахождении следов преступления, а также о возможных каналах поступления преступных доходов.

В этом смысле показателен пример расследования уголовного дела, возбужденного 6 отделом Северного и Северо-Западного РУБОП, которое было прекращено по п.2 ст.5 УПК РСФСР в связи с тем, что не было установлено преступное происхождение денежных средств.

Поводом для возбуждения уголовного дела послужили результаты выборочной документальной проверки соблюдения ООО «Юнона» валютного законодательства РФ. Проверка была проведена Северо-Западным Региональным Центром по валютному регулированию и экспортному контролю. В ходе проверки установлено, что данная организация осуществляла переводы денежных средств в иностранной валюте за пределы Российской Федерации. Перечисления производились в счет оплаты оборудования, арендованного ООО «Юнона» у иностранной фирмы и ввезенного на территорию РФ из Финляндии на срок свыше 180 дней. Согласно



64

действующему законодательству на осуществление этой валютной операции, связанной с движением капитала, требуется получение разрешения ЦБ РФ, которого у ООО «Юнона» не было. В связи с выявленными нарушениями СЗРЦ ВЭК приняло решение о признании всех сделок, заключенных   ООО «Юнона», недействительными и взыскании с указанной организации суммы в размере 3 573 129, 63 FIM, эквивалентной стоимости работ (услуг), полученных по недействительным сделкам. Таким образом, при изложенных обстоятельствах отсутствовали основания для возбуждения уголовного дела по признакам ст. 174   УК РФ,   поскольку  в  данной  ситуации речь   идет   не   о   незаконной предпринимательской деятельности, а о допущенных нарушениях валютного законодательства в ходе расчетов при осуществлении предпринимательской деятельности.   Поскольку  при расследовании   данного уголовного   дела   не добыто    объективных    данных,    свидетельствующих    об    осуществлении незаконной   предпринимательской   деятельности   и   получении   доходов   от таковой, отсутствуют признаки преступления, предусмотренного ст. 174 УК РФ61

Легализация денег или иного имущества представляет собой сложный, динамичный и, как правило, продолжительный процесс. Для удобства изучения и описания этого процесса принято выделять в нем несколько этапов.

В юридической литературе отсутствует единое понимание этапов (или циклов, как их иногда называют) легализации.62

В соответствии с определением, предложенным Целевой группой по финансовым мероприятиям, процесс отмывания делится на следующие этапы:

61              Уголовное депо № 993310 // Архив ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

62              Выявлением этапов легализации преступных доходов достаточно подробно занимались
зарубежные специалисты. См. Материалы международных конференций 1998-2000 г.г.,
посвященных противодействию отмывания  преступных доходов.  В  настоящей  работе автор,



65

1.     размещение (вложение денежных средств в легальную экономику или их контрабандный вывоз из страны);

2.     наслоение    (отделение     от     источника     путем     создания     сложных прикрывающих структур);

3.интеграция (помещение отмытых средств вновь в экономику). 63

Несколько иное определение используется Конвенцией Организации Объединенных наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Вена, 20 декабря 1988г.)64.В данном документе использована следующая терминология для обозначения процесса отмывания: конверсия наличности в другие активы, включая возможное помещение в финансовые учреждения; сокрытие подлинного источника или принадлежности и создание впечатления законности.

Несмотря на различное определение этапов легализации преступных доходов, речь идет, по сути, о следующих действиях субъектов: первый этап - оказание субъектом легализации помощи владельцу преступных доходов в прерывании непосредственной связи этих доходов с преступлением, т.е. определенного рода дистанцирование преступных доходов от их источника; второй этап - оказание субъектом легализации помощи владельцу преступных доходов в маскировке (запутывании) следов преступления, в результате которого были получены легализуемые доходы;

третий этап - последующее включение преступных доходов в легальный гражданско-правовой оборот с целью окончательного приобретения ими видимости легального источника происхождения.

Наличие всех трех этапов не является обязательным для каждого преступления. Легализация может окончиться и на удачно проведенном первом или втором этапах, однако в наиболее сложных случаях она включает в себя совокупность действий виновного по прерыванию непосредственной связи

63              Джек А. Блам, Майкл Леви, Р. Томас Нэйлор, Фил Уильмс Финансовые убежища, банковская
тайна и отмывание денег. - ОНН. Нью-Йорк., 1999. - С. 6.

64              Текст см. В кн.: Панов В. П. Международное уголовное право. - М., 1997.

Информация о работе Криминалистическая характеристика и общая типовая программа исследования события с признаками легализации денежных средств