Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 18:02, дипломная работа
Целью дипломного исследования является изучение гражданско-правовых договоров, используемых в деятельности подразделений Уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
- приводятся понятие и классификация договоров;
- исследуется нормативное регулирование договоров в подразделениях УИС;
- рассматривается порядок заключения государственного контракта;
- анализируются договоры реализации производимой продукции и прочие договоры финансово-хозяйственной деятельности;
ВВЕДЕНИЕ……...........………………………………………………………...5
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДОГОВОРНОЙ РАБОТЫ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ....11
1.1. Понятие и классификация договоров………......…………..…………..11
1.2. Нормативное регулирование договорной деятельности в подразделениях уголовно-исполнительной системы…........................……20
ГЛАВА 2. ПРАВИЛА ЗАКЛЮЧЕНИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДОГОВОРОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ..................................................................30
2.1. Порядок заключения государственного контракта………......………..30
2.2. Договоры реализации производимой продукции………..…........…….38
2.3. Прочие договоры финансово-хозяйственной деятельности…….……49
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОГОВОРОВ……………..57
3.1. Методика проверки договорной деятельности в процессе ревизии финансово-хозяйственной деятельности в подразделениях уголовно-исполнительной системы……………………………..............................……57
3.2. Типичные недостатки организации договорной работы в подразделениях уголовно-исполнительной системы...........................…….61
3.3. Пути совершенствования правовой реализации договоров в деятельности уголовно-исполнительной системы…........................……….80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………........…………………………………………….87
ПЕРЕЧЕНЬ принятых сокращений…………………………………93
глоссарий…………………………………………………………...……..94
СПИСОК нормативных источников и используемой литературы...............
Отличительной особенностью договора продажи недвижимости от договора купли-продажи является то, что право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации этого права. Следовательно, продавец, прежде чем распорядиться своим правом собственности, обязан зарегистрировать его в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».[57] Аналогичная норма действует в отношении права собственности на незавершенный строительством объект.
При продаже недвижимости на торгах, в том числе на публичных - при обращении взыскания на имущество должника-организации к заключенному по результатам торгов договору купли-продажи применяются правила, предусмотренные Федеральным законом «Об исполнительном производстве»,[58] ст. 447-449 ГК РФ, а также нормы о купле-продаже недвижимости.
В последние годы получила распространение практика сдачи в аренду имеющихся свободных площадей, как промышленных предприятий, так и учреждений. Особенностью организации договорных отношений является:
- во-первых, необходимо указать срок аренды помещений, в противном случае договор аренды считается заключенным на неопределенный срок. В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Поэтому необходимо заблаговременно предупредить арендатора о прекращении срока аренда.
Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок;
- во-вторых, договор аренды недвижимого имущества на срок более года подлежит государственной регистрации;
- в-третьих, при принятии решения аренды помещения необходимо определить его конкретные размеры, порядок предоставления доступа к нему, сохраняя распорядок учреждения и установленный режим.
Однако договор аренды возможен при крайней необходимости, т. к. денежные средства по мену передаются бюджету.
При приобретении технологического оборудования в лизинг в основной части договора должны быть отражены следующие существенные положения: точно описание предмета лизинга; объем передаваемых прав собственности; наименование места и указание порядка передачи предмета лизинга; указание срока действия договора лизинга; порядок балансового учета предмета лизинга; порядок содержания и ремонта предмета лизинга; перечень дополнительных услуг, предоставляемых лизингодателем на основании и договора комплексного лизинга; указание общей суммы договора лизинга и размера вознаграждения лизингодателя; порядок расчетов (график платежей); определение обязанности лизингодателя и лизингополучателя застраховать предмет лизинга от связанных договором лизинга рисков.
Кроме того, особенностью приобретения оборудования по договору лизинга является необходимость подготовки бизнес-плана развития производства на приобретаемом оборудовании и экономическая эффективность от его использования.
Отсутствие собственных оборотных средств подведомственных предприятий вынуждают выполнять работы по договорам подряда. По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Особенность, которую необходимо определить в момент заключения сделки - задание подрядчику, оно может быть выражено по-разному: при крупных подрядных работах оно обычно определяется в форме прилагаемой к договору проектной и технической документации (технической характеристики объекта подряда), в других случаях задание может быть сформулировано более кратко- в виде договорного раздела или условия самого договора подряда о его предмете.
Другой особенностью является четкое разграничение ответственности в случае отклонения от установленного задания- наложение штрафа, порядок исправления недостатков, брака.
По договору подряда заказчик передает имущество- сырье для производства необходимой продукции, поэтому необходимо определить его стоимость, о чем необходимо изложить в тексте договора.
Как видно из рассмотренного нами раздела дипломной работы ведение договорной работы по различным направлениям хозяйственной деятельности имеет огромные отличия, и, прежде всего, даже по одинаковым сделкам различия существенны при осуществлении их бюджетными подразделениями и предприятиями промышленного комплекса. И в зависимости от направления осуществляемой хозяйственной операции она попадет под ведение различных служб подразделения.
Учет (регистрация) договоров осуществляется лицом, назначенным согласно приказу руководителя предприятия. Договор не позднее трех дней после его подписания должен быть зарегистрирован в специальной книге. На предприятии (учреждении) ведется одна книга регистрации всех заключенных договоров. О регистрации в книге учета на экземпляре договора делается соответствующая пометка.
Учет исполнения договоров необходим для оперативного действия на поставщиков и покупателей, нарушающих условия договоров, имеет цель своевременного имущественного воздействия на них путем предъявления претензий и исков о взыскании неустойки (пени, штрафа) и убытков, вызванных ненадлежащим исполнением обязательств по договорам.
Учет ведется по срокам, предусмотренным договорами, по количеству, сумме, развернутому ассортименту. Учет исполнения договоров осуществляется специалистами структурных подразделений и бухгалтерии, на которых возложена задача по их исполнению. Приказом руководителя предприятия на конкретных работников возлагается персональная ответственность за исполнение договоров.
В карточках (журналах) учета исполнения договоров должны отражаться все изменения количества и ассортимента товаров, подлежащих поставке, а также по замене и возврату товаров. Результаты исполнения договоров докладываются в установленные сроки руководителю предприятия для принятия соответствующего решения.
Контроль за исполнением договоров возлагается на начальников соответствующих структурных подразделений. Ежемесячно, не позднее 10-15 числа, начальник структурного подразделения совместно с бухгалтерией подводят итоги исполнения договоров, рассматривают докладные записки или представленные сведения о результатах работы по ним и готовят предложения о принятии мер к поставщикам и покупателям, нарушающим условия договоров.
Получив указание о применении имущественных санкций, лицо, ведущее учет, готовит (в 3 экземплярах) расчет неустойки (штрафа, пени) и расчет убытков (недополученных доходов в случае, если товар не поставлен вовсе и исполнение договора, с нарушением срока, не ожидается).
На основании расчета неустойки (штрафа, пени) и расчета убытков, лицо, ведущее учет (в необходимых случаях при участии бухгалтера и юриста), готовит, если это предусмотрено договором, претензию поставщику (покупателю) с требованием уплатить неустойку или убытки, либо документы передаются юридической службе для оформления исков для обращения в арбитражный суд. В тех случаях, где по штату нет юридической службы, исковое производство ведет бухгалтерия.
Таким образом, в своей повседневной деятельности подразделения УИС для решения поставленных задач используют практически все виды договоров, что требует от специалистов глубоких знаний нормативной правовой базы, регламентирующей договорную деятельность в полном объеме.
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОГОВОРОВ
3.1. Методика проверки договорной деятельности в процессе ревизии финансово-хозяйственной деятельности в подразделениях уголовно-исполнительной системы
Реформирование уголовно-исполнительной системы с передачей ее в ведение Министерства юстиции РФ поставило на одном уровне с другими, задачи связанные с организацией ведомственного финансового контроля.[59] Приказом Минюста России от 02.11.1998г. № 1170-К организована контрольно-ревизионная служба Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции РФ[60] (приложение № 6).
В целях повышения качества указанного контроля, устранения нарушений в финансово-хозяйственной деятельности подведомственных подразделений 29 марта 2001г. подписан Приказ ГУИН Минюста России № 55 «Об организации и осуществлении ведомственного финансового контроля в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции Российской Федерации», которым утверждено Положение «О ведомственном финансовом контроле в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции Российской Федерации».
Проверка организации и ведения договорной деятельности в подразделениях пенитенциарной системы осуществляется в рамках ведомственного финансового контроля ревизионными службами, подразделениями оперативных служб, осуществляющими противодействие преступлениям в сфере экономике в подразделениях УИС, производственным управлением (подведомственных промышленных предприятий) и другими подразделениями по направлениям кураторства. В ходе контроля по линиям деятельности служб проверяется:
По юридической службе:
- соответствие текстов договоров действующему гражданскому законодательству и ведомственным нормативным актам, контроль за визированием проектов заинтересованными службами;
- ведение журнала регистрации договоров, своевременность и правильность регистрации заключенных договоров и контрактов, хранение договоров;
- порядок проведения экспертной оценки договоров;
- соблюдение интересов уголовно-исполнительной системы в условиях текста договора (договором должен быть конкретно установлен размер неустоек за поставку товара ненадлежащего качества и некомплектного, не устранении в предусмотренный срок недостатков товара, за недопоставку или просрочку поставки товаров, особенно при предоплате и другие виды ответственности за нарушение условий договора);
- осуществление проведения проверки контрагентов на предмет отсутствия криминагенности и финансовую состоятельность оперативными службами подразделения или вышестоящего ведомственного органа;
- порядок осуществления контроля выполнения взятых по договорам обязательств, закрепление персональной ответственности за исполнением договоров на сотрудников подразделения, наличие и порядок ведения карточек (журналов) учета исполнения договоров, порядок доклада результатов и периодичность по исполнению договорных обязательств (учет должен вестись по срокам, предусмотренным договорами, по количеству, сумме, развернутому ассортименту);
- порядок ведения претензионно-исковой работы, предъявление требований о взыскании неустойки и возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по договору, работа в арбитражных судах.
По бухгалтерии:
- полноту и своевременность оформления договорами осуществляемых хозяйственных операций, учет и отражение их в бухгалтерском учете (полноту отражения хозяйственных операций в Главной книге, Журнал-ордере № 1, Журнал-ордере № 6, Журнал-ордере № 8, формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках»);
- порядок осуществления расчетов по заключенным договорам, контроль за погашением дебиторской задолженности;
- меры реагирования при возникновении просроченной дебиторской задолженности;
- наличие комиссии по списанию дебиторской задолженности невозможной к истребованию и ее работу.
По финансово-экономическим службам:
- проведение расчетов экономической эффективности предлагаемых сделок;
- обоснование цены, предмета договора.
По производственным службам:
- учет затрат на производство продукции по различным заказам, рентабельность производства, ритмичность производства по видам продукций (на предприятиях промышленного комплекса);
- проведение расчетов о возможности подразделений УИС к производству закупаемой УИН продукции, при закупках продукции для бюджетных нужд у подведомственных предприятий;
- рентабельность продаж;
- выполнение обязательств, по качеству продукции и срокам поставки;
- учет готовой и отгруженной продукции;
- проводимые мероприятия по развитию внутрисистемного рынка.
В подразделениях, по линии деятельности которых осуществляется взаимодействие:
Контроль за реализацией договоров и представлением отчетных материалов в вышестоящие ведомственные организации;
Одновременно, при осуществлении закупок для нужд учреждений, исполняющих наказания:
- целевое использование бюджетных ассигнований;
- работу комиссии, осуществляющей подготовку и проведение конкурсов, проверку контрагентов;
- порядок приемки и учет приобретаемой продукции, ее качество, соотношение цены с рыночными и т. п.
Подразделений проверяющих коммерческие структуры:
- качество проведения проверки организаций партнеров на предмет финансовой состоятельности и отсутствия криминагенности, обоснованность выводов по результатам данной проверки.
Кроме того, в ходе проверки проводится ознакомление с результатами предыдущих проверок, и устранение выявленных недостатков.
Порядок проведения проверок, проверяемые вопросы, объем и период зависят от поставленной задачи, целей, количественного состава проверяющих и их специализации. Проверки могут быть документальными, внезапными, плановыми, выборочными и т. п.
В начале проведения проверки в зависимости от поставленной задачи целесообразно составить перечень вопросов, которые необходимо рассмотреть в ходе проверки, например упомянутые в приложении № 7.
Аналогичные вопросы в виде алгоритма необходимо подготавливать перед проверкой и при проведении бюджетных учреждений и производственных предприятий, а в идеале необходимо издать сборник алгоритмов по направлениям проверок, который целесообразно включить в справочник ревизора ГУИН Минюста России.