Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 18:02, дипломная работа
Целью дипломного исследования является изучение гражданско-правовых договоров, используемых в деятельности подразделений Уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
- приводятся понятие и классификация договоров;
- исследуется нормативное регулирование договоров в подразделениях УИС;
- рассматривается порядок заключения государственного контракта;
- анализируются договоры реализации производимой продукции и прочие договоры финансово-хозяйственной деятельности;
ВВЕДЕНИЕ……...........………………………………………………………...5
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДОГОВОРНОЙ РАБОТЫ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ....11
1.1. Понятие и классификация договоров………......…………..…………..11
1.2. Нормативное регулирование договорной деятельности в подразделениях уголовно-исполнительной системы…........................……20
ГЛАВА 2. ПРАВИЛА ЗАКЛЮЧЕНИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДОГОВОРОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ..................................................................30
2.1. Порядок заключения государственного контракта………......………..30
2.2. Договоры реализации производимой продукции………..…........…….38
2.3. Прочие договоры финансово-хозяйственной деятельности…….……49
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОГОВОРОВ……………..57
3.1. Методика проверки договорной деятельности в процессе ревизии финансово-хозяйственной деятельности в подразделениях уголовно-исполнительной системы……………………………..............................……57
3.2. Типичные недостатки организации договорной работы в подразделениях уголовно-исполнительной системы...........................…….61
3.3. Пути совершенствования правовой реализации договоров в деятельности уголовно-исполнительной системы…........................……….80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………........…………………………………………….87
ПЕРЕЧЕНЬ принятых сокращений…………………………………93
глоссарий…………………………………………………………...……..94
СПИСОК нормативных источников и используемой литературы...............
- Федеральным законом «Об акционерных обществах»[30] и Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью»;[31]
- информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ «О государственной регистрации договоров аренды нежилых помещений»;[32]
- распоряжением Госкомимущества РФ от 30.04.1993г. № 77616 «О сдаче в аренду недвижимого имущества и регистрация таких договоров в территориальном органе Госкомимущества РФ»;
- приказом ГУИН Минюста России № 269-2001 «О порядке взаимодействия с организациями различных форм собственности и развитии инвестиционной деятельности в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции Российской Федерации»;
- приказом Минюста России от 16.12.1999г. № 357 «О повышении эффективности использовании производственных мощностей и специализации подразделений УИС МЮ РФ»;
- указанием ГУИН Минюста России от 30.09.1999г. № 18/35-455 «О взаимодействии со сторонними партнерами»;
- распоряжением начальника ГУИН Минюста России от 04.11.1996г. № 18/22-209 «О доведении до структурных подразделений порядка применения в работе по организации взаимодействия с предприятиями различных форм собственности, соблюдение обеспечения контроля за деятельностью совместных предприятий, производств с долевым участием подразделений УИС»;
- приказом ГУИН Минюста России от 30.07.2001г. № 133 «Об утверждении Положения о предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности и системе отчетности в следственных изоляторах и тюрьмах УИС Минюста России».
Дополнительно, ведение договорной работы также регламентируется:
- указанием ГУИН МВД России от 30.06.1997г. № 18/3-352дсп и указанием ГУИН Минюста России от 1997г. № 18/24-367 «Об обязательной проверке контрактов на предмет надежности и экономической состоятельности отделом «Б»» порядок проведения проверки партнеров различных форм собственности;
- приказом ГУИН Минюста России от 07.12.2001г. № 230 «Об утверждении типовых договоров о передаче федерального имущества в оперативное управление и хозяйственное ведение» утверждены типовые договоры о закреплении федерального имущества за подведомственными подразделениями;
- приказом ГУИН Минюста России от 25.06.2001г. № 13 «Вопросы правового обеспечения деятельности УИС Минюста России» вопросы связанные с правовым сопровождением финансово-хозяйственной деятельности.
Как уже выше указывалось договорная деятельность в части вопросов неразрывно связанна с бухгалтерским учетом:
- Федеральный закон «О бухгалтерском учете»,[33] им определяются: порядок учета хозяйственных операции, оценки имущественных обязательств и другие;
- Инструкция по бюджетному учету[34] в части отражения финансовых результатов по полученным материальным ценностям бюджетными организациями пенитенциарной системы;
- Приказ Минфина РФ «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»[35] в части порядка учета хозяйственных операций, а также расчетов с кредиторами и дебиторами;
- Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99[36] в вопросах определения расходов организации учитываемых в бухгалтерском учете по хозяйственным операциям;
- Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99[37] в части определения доходов организации учитываемых в бухгалтерском учете по хозяйственным операциям;
- Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/01)[38] устанавливает порядок отражения условных фактов хозяйственной деятельности и их последствий в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (кроме кредитных организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству РФ;
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство»[39] определяет объекты бухгалтерского учета по договорам на строительство, учет расчетов и затрат на строительство;
- Положение по бухгалтерскому учету[40] в части определения в учетной политики организации результатов отгрузки готовой продукции контрагентам и расчетов за нее.
На этапе ведения претензионно-исковой работы основная деятельность осуществляется бухгалтерскими и юридическими службами. Данная работа ведется в соответствии с:
- Арбитражным процессуальным кодексом РФ;[41]
- Федеральным законом «О третейских судах в РФ»;[42]
- Законом РФ «О международном коммерческом арбитраже»;[43]
- арбитражной практикой и другими законодательными актами.
Таким образом, нормы, регулирующие отношения договорной деятельности, составляют сложную систему законов и иных правовых актов из разных областей права и экономики.
ГЛАВА 2. ПРАВИЛА ЗАКЛЮЧЕНИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДОГОВОРОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
2.1. Порядок заключения государственного контракта
Специфическая особенность организации договорной деятельности в подразделениях уголовно-исполнительной системы РФ заключается в том, что, как упоминалось нами в первой главе данной работы, часть подразделений финансируются государственным бюджетом - бюджетный сектор: территориальные органы управления; учреждения, исполняющие наказания; ведомственные образовательные учреждения, научно-исследовательские центры и т. п. Другая часть - это производственный комплекс - государственные унитарные предприятия, и хозяйственные субъекты, созданные ими либо совместно с другими коммерческими структурами.
Ведение финансово-хозяйственной деятельности указанных подразделений в зависимости от их принадлежности значительно отличается. В связи с этим, и организация договорной работы имеет значительные отличия в зависимости от принадлежности конкретного подразделения пенитенциарной системы к порядку его финансирования и, естественно, регламентируется отличными друг от друга нормативными актами, как законодательными, так и ведомственными.
Это обстоятельство затрудняет как ведение договорной работы, так и осуществление действенного контроля. Специалистам служб, осуществляющих контроль за соблюдением законности при организации и ведении договорной деятельности, необходимо знать различия, особенности и нормативные акты, ее регулирующие.
Основные сделки, заключаемые в подведомственных подразделениях условно можно разделить на три группы:
- реализация продукции, производимой предприятиями промышленного комплекса - договора реализации;
- приобретение продукции (работ, услуг) для бюджетных нужд- государственные контракты;
- прочие договоры.
В зависимости от вида договора, имеются значительные отличия в процессе организации и осуществлении договорной работы изложенные в 1 главе нашей работы. Это связано еще и с тем, что в ведение входит в компетентность различных служб.
Оформлению договорами подлежат все закупки товаров, с учетом Положения об организации конкурсов на размещение заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных нужд.
Основная задача учреждения на подготовительном этапе- определить свое отношение к потенциальному партнерству и определение цен на закупаемую продукцию в регионе.
Для обеспечения собственной экономической безопасности, прежде всего, следует собрать предварительные сведения о предполагаемом партнере. К данным сведениям относится проверка руководителей фирмы и учредителей на предмет отсутствия криминагенности, порядка регистрации, месторасположения, наличия служебных помещений, количества сотрудников фирмы и т. п.
На этом этапе партнер заполняет «Карточку партнера» установленного образца (Форма 1.1. приложения № 4.1, № 4.2). Информация представленная партнером проверяется оперативными подразделениями с привлечением специальных служб министерства и других ведомств.
Далее необходимы сбор и анализ информации о партнере:
Финансово-экономической- производится анализ бухгалтерской отчетности (формы № 1 и № 2) по соответствующим статьям в динамике за определенный отчетный период. Например, если размер оборотных активов превышает размер краткосрочных пассивов не менее чем в два раза, то такое предприятие можно признать финансово устойчивым.
Необходимо обратить внимание, за счет каких статей достигнуты фактические показатели активов, возможно, что высоколиквидные активы имеют экстенсивную природу (наличие денежных средств, полученных по кредитам и займам) могут рассчитываться такие финансовые показатели, как рентабельность производства, финансовые коэффициенты- текущей ликвидности, покрытия и их основные тенденции в течение ряда лет. Кроме того, необходимо ознакомиться с приложением к бухгалтерской отчетности фирмы - аудиторским заключением;
- организационной (количество работающих, структура фирмы, система управления, степень самостоятельности фирмы, наличие филиалов территориальный охват деятельности);
- рыночный (контролируемая доля рынка, имидж фирмы, возможность конкуренции с ней, постоянные контрагенты);
- специфической (наличие «теневого оборота», участие в нелегальных сделках, связи с преступными группировками и т. п.);
- сведения об управленческом персонале фирмы (образование, наличие судимости, компетентность, деловая репутация).
Производственно-технической- производится анализ наличия технологического потенциала, необходимого для выполнения государственного заказа, опыт работы в данной области производства. Поставщик: должен иметь необходимые профессиональные знания и квалификацию, финансовые средства, оборудование и другие материальные возможности, опыт и положительную репутацию, быть надежным, обладать необходимыми трудовыми ресурсами для выполнения государственного контракта, исполнять обязательства по уплате налогов в бюджеты всех уровней и обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды; не должен быть неплатежеспособным, находиться в процессе ликвидации (для юридического лица), быть признан несостоятельным (банкротом).
Поставщиком не может являться организация, на имущество которой наложен арест и (или) экономическая деятельность которой приостановлена.
Представленные сведения о предлагаемом к поставке фирмой «Форум» оборудовании как производимым ею свидетельствуют что, данное оборудование производится ЗАО «Завод Совиталпродмаш», что является одним из нарушений.
После сбора общей информации о фирме необходимо проанализировать полученные сведения и определить степень надежности фирмы как потенциального контрагента. Для этого используются методы рейтинговой оценки, либо принимается на основании положительной информации по всем (или большинству) аспектам деятельности потенциального партнера.
В заключении должны быть отражены все отрицательные либо негативные сведения, которые были установлены в ходе проверки фирмы и проведения анализа ее экономического потенциала.
Риски, связанные с осуществлением государственных закупок, отличаются от рисков по договорам, заключаемым предприятиями, они имеют свои особенности: в них участвуют государственные ассигнования, контроль за расходом осуществляется в строгом соответствии с действующим законодательством. Расход денежных средств, полученных за счет хозяйственной деятельности, строго не регламентируется, приобретение по ним оборудования и товаров регламентируется только ведомственными нормативными актами.
В общем виде все потенциальные партнеры по степени надежности могут быть разделены на три группы:
Первая группа- надежные партнеры. Вся собранная информация по вышеназванным критериям является положительной- это позволяет сделать вывод о том, что данный партнер выполняет свои обязанности и имеет высокую исполнительскую дисциплину по совершаемым сделкам.
Вторая группа- партнеры средней степени надежности. Информация свидетельствует, что в большинстве случаев партнер старается выполнять свои обязательства, хотя имели место единичные нарушения условий сделок.
Третья группа- контрагенты с низкой степенью надежности. Они, как правило, не выполняют взятых на себя обязательств, используют нелегальные методы в своей деятельности, зачастую занимаются запрещенными видами деятельности, либо связаны с организованными преступными группировками.
При отнесении партнера к третьей группе с ним не рекомендовано сотрудничество.
Сведения, собранные в ходе проверки и анализа фирмы «Форум», предполагают отнесение ее к третьей группе.
Нормативные акты о размещении заказов на торгах предусматривают обязанность государственного заказчика заключить договор с победителем конкурса. Размещение государственного заказа и принятие его будущим исполнителем можно рассматривать как преддоговорные контакты, порождающие правовые последствия. При проведении торгов (конкурсов) основанием заключения договора является признанная выигравшей заявка поставщика, представленная в соответствии с требованиями государственного заказчика, проводившего торги, т. е. в соответствии с его заказом.[44]
Поэтому, во избежание нарушений связанных с приобретение продукции по завышенным ценам, на подготовительном этапе необходимо провести анализ действующих цен на закупаемую продукцию (услуги, работы). И на основе этого анализа установить максимально допустимую цену. При организации закупок с проведением тендерных торгов необходимо «отталкиваться» от этих цен в сторону их снижения.
В целях привлечения максимального числа претендентов на заключение государственных контрактов необходимо распространять сведения о проведении тендеров заблаговременно в средствах массовой информации, а также необходимо ставить в известность заводы изготовители, занимающих доминирующее положение на рынке.