Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:53, доклад
Судном называется сложное плавучее инженерное сооружение, предназначенное для перевозки с заданной скоростью людей, грузов и для выполнения различных задач, например, промысловых, гидрографических, исследовательских и др.
Термин судно (однокоренной со словом посудина) является наиболее общим» он распространяется, например, на такие объекты, как шлюпка, туристский катер, плавучая буровая установка и многие другие.
1. ЗНАКОМСТВО С СУДНОМ.
1.1 Основные термины
1.2. Понятие о мореходных качествах
1.3. Классификация судов
1.4. Типы судов по назначения
1.5. Геометрия корпуса судна.
1.6. Теоретический чертеж
2. КОНСТРУКЦИЯ И ФОРМА СУДОВ
2.1. Развитие конструкции и архитектуры судов
2.2. Основные части судна
2.3. Конструктивные перекрытия и системы набора
2.4. Прочность судна
2.5. Архитектура судна
2.6. Формы носа и кормы
2.7. форма поперечного сечения корпуса
2.8. Формы палубы, днища и ватерлиний
3. ПРОЕКТИРОВАНИЙ И ПОСТРОЙКА СУДНА
3.1. Организация отечественного судостроения
3.2. Как создается судно?
3.3. Постройка судна
3.4. Подготовительные этапы постройки судна
3.5. Монтажные и достроечные работы
3.6. Экономические расчеты
Интересную форму имеют так называемые трисеки, полупогруженные пассажирские или контейнерные суда, у которых на расчетном режиме ватерлинию пересекают только стойки 25. Верхнее строение 24 находится выше ватерлинии и хорошо защищают от волн, а гондолообразные погруженные корпуса 25 уделены под ватерлинию на такое расстояние, что становится незначительным волнообразовательное сопротивление и обеспечивается мореходность (в том числе благоприятная работа движителей). Термин "трисек" означает, что основные полезные объемы еэого судна (пассажирские салоны, контейнерные трюмы) сосредоточены в "трех сечениях" (24 и два 26).
Кроме фермы мидель-шпангоута, дающей лишь общее представление о тенденциях формообразования корпуса, мореходные и эксплуатационные качества судов существенно зависят от изменения формы поперечных сечений по длине судна. Это отряжается в полной мере лишь на теоретическом чертеже (проекции "корпус").
2.8. Формы палубы, днища и ватерлиний
Если посмотреть на судно сбоку, то видно, что в большинстве случаев палубная линия имеет плавную кривизну I с подь-емом от середины к носу и к корме (рис.14,а,д,е). Твкм кривизна I называется седловатостыю палубы, она повышает мореходность судна, препятствуя заливанию носа и кормы волнами.
У судов с большим надводным бортом мореходность достаточно благоприятная без седловатости, поэтому палубу делам горизонтальной, что упрощает конструкцию и технологию (2 на рис.14,6). У скоростных туристских катеров (рис.14,в,г) И некоторых яхт палубная линия имеет выпуклость вверх 3. Катерам это обеспечивает видимость по курсу, когда нос приподнимается гидродинамическими силами. На яхтах подъем палубы 1 средней части повышает высоту и объем хилого отсека.
В поперечном сечении палуба обычно имеет погибь (выпуклость вверх), которая способствует скатыванию за борт захлестнувшейся в шторм воды.
Килевая линия днища у большинства судов на основной части длины горизонтальна (4 на рис.14,а,б), это рационально по конструкции и по эксплуатации (при ходе фарватером полнее используется его допустимая глубина). У промысловых судов (рис.14,д) днищу иногда придается конструктивный дифферент на корму 5, удобный при буксировке трала. Килевая линия 6 шлюпок (рис.14,е) и катеров (рис.14,в) делается выпуклой вниз. Для спортивных катеров с развитым режимом глиссирования днище может иметь несколько уступов-реданов 7 (рис.14,г), для фиксации положения по длине тех мест, где будут приложены гидродинамические силы. Килевые яхты (рис.14,ж) имеют под днищевой линией основной части корпуса плавники и балластные кили 6, это придает яхтам своеобразную форму.
В плане форма палубы у большинства судов подобна овалу (I на рис.15) или эллипсу 2. Иногда в носу палубная линия 3 делается более заостренной, а в корме срезается транцем 4.
Такая форма характерна для быстроходных пассажирских судов. Иногда форма палубы может быть очень необычной, например, у плавучих буровых установок 5.
Формы ватерлиний тихоходных судов близки к формам I,2 и 3. Для среднескоростных судов (например, пассажирских) |
носовой части ватерлинии может значительно заостряться и при еще больших скоростях превращается в двояковыпуклую 6. У глиссирующих спортивных катеров при этом корма срезается на транце, это приводит к своеобразной катерной форме ватерлиний 7.
Определенные формы продольного профиля палубной линии и линии днища вместе с формами штевней (см.п.4.6) предопределяют характер батоксов (на проекции теоретического чертежа "бок"), хотя полностью их форма вырабатывается в процессе взаимного согласования с теоретическими шпангоутами и теоретическими ватерлиниями. Наиболее важное значение имеют кормовые ветви батоксов, их форма сильно влияет на характер обтекания кормы струями воды и на формирование потока к гребным винтам, искривление которого должно быть минимальным.
Точно так же форма основных ватерлиний (соответствующих расчетной осадке) и форма в плане верхних палуб влияют на формирование остальных ватерлиний, изображаемых в совокупности на проекции "полуширота" теоретического чертежа. Если по конструктивным или компоновочным соображениям формы в плане для палуб и ватерлиний не очень близки, то значительно усложняется форма шпангоутов в надводной части корпуса судна.
Шпангоуты или получают очень большой развал, или приобретают двоякую кривизну, что повышает трудоемкость изготовления бортовых конструкций из-за усложнения гибки и сборки листов и самих конструктивных шпангоутов. Ухудшаются и условия размещения в прилегающих помещениях, так как для использования помещений наиболее выгодны формы типа параллелепипеда.
ПРОЕКТИРОВАНИЙ И ПОСТРОЙКА СУДНА
3.1. Организация отечественного судостроения
Будущие инженеры кораблестроительных специальностей должны хорошо представлять структуру отрасли промышленности, в которой им предстоит работать. Заводы, конструкторские бюро и исследовательские институты группируются по направлениям, в министерстве каждой такой подотрасли соответствуют главки. Например, один из главков объединяет заводы и проектно-ис-следовательские организации, занимающиеся рыбопромысловыми судами. Таким же образом специализируются главки по судовому машиностроению и приборостроению.
Внутри главков ряд предприятий объединяется в производственные или научно-производственные объединения, позволяющие концентрировать силы на ведущих направлениях научно-технического прогресса и сокращать управленческие расходы. Например, Киевское объединение "Ленинская Кузница", объединяющее завод и ЦКБ, является ведущим по внедрению систем автоматизированного проектирования и постройки промысловых судов. В Ленинграде Адмиралтейское объединение включает предприятия с богатейшими кораблестроительными традициями: в начале века со стапелей Адмиралтейского объединения сошел крейсер революции "Аврора", в 50-е годы - первенец атомной энергии ледокол "Ленин".
Таким образом, в управлении отраслью образуется цепочка "министерство - главк - объединение - завод", позволяющая сочетать специализацию с кооперацией, четкие указания народнохозяйственного плана с экономической инициативой и самостоятельностью предприятий.
На современных судостроительных заводах цепочка управления включает звенья "производство - цех - пролет - участок - бригада". В производство объединяются цехи и подразделения, обеспечивающие выпуск определенной однородной продукции. Например, на одном из заводов имеется самостоятельное производство малых судов, включающее цех судов из стеклопластика, туристских катеров из алюминиево-магниевых сплавов, и вспомогательные цехи. В цехе судов из пластмасс выделены пролеты спасательных шлюпок, малых катеров и спортивных плавсредств. Пролет спортивных плавсредств занимается постройкой виндсерферов и имеет участки формовки корпусов, монтажа и отделки корпусов, изготовления мачт и оснастки, комплектации. Число бригад на участках зависит от объема производства ,разделения технологического процесса на отдельные операции и от сменности работ. В описанной структуре управления программируется перспектива трудового пути инженера-производственника: помощник мастера, мастер участка, начальник пролета, цеха, производства, директор завода, объединения, начальник главка, министр.
Структура проектных организаций предусматривает в качестве самой крупной структурной единицы специализации (объединения отделов) во главе с ведущими специалистами по проектированию, конструированию корпуса, оборудованию, энергетике, технологии, электрооборудованию. Далее идут отделы, секторы и группы. Например, специализация по проектированию включает отделы проектный, архитектурный, мореходных качеств, экономических обоснований и самостоятельные группы главных конструкторов проектов. В проектном отделе выделяются секторы по типам судов, а в секторах - группы по конкретным проектам или по типам работы: перспективного проектирования; общего расположения судов; расчетов нагрузки; конвенционных расчетов (контролирует выполнение правил Регистра СССР и международных соглашений - конвенций).
3.2. Как создается судно?
Различные организации морского и речного флота, рыбной, лесной, нефтяной и других отраслей промышленности выступают в качестве заказчиков на постройку судов. Исходным документом является проектное задание, в котором перечисляются назначение, скорость, грузоподъемность или пассажировместимость, район плавания и ряд других эксплуатационных характеристик будущего судна.
Проектное задание передается в конструкторское бюро, где проводится проверка совместимости требований к судну. Иногда бывает, что желаемой скорости нельзя достичь из-за отсутствия энергетической установки достаточной мощности. В таких случаях задания корректируются. В конструкторском бюро рассматривают также варианты решений по тем вопросам, по которым заказчик не сформулировал определенных требований. К та- ким вопросам, например, относятся выбор марки материала для корпуса судна, определение числа палуб, типа движителя, численности команды.
В зависимости от степени сложности и особенностей судна после выдачи задания могут выполняться предэскизный, эскизный и технический проекты либо они совмещаются.
После выполнения технического проекта принимается решение о постройке судна. Намечается завод-строитель, определяется серийность, т.е. количество одинаковых судов, намеченных к постройке по утвержденному проекту.
Размещаются заказы на энергетические установки и другое судовое оборудование. К постройке морских судов обычно привлекаются сотни заводов, так как требуется большое разнообразие конструкционных материалов и отделочных материалов, устройств, приборов, механизмов, электрооборудования, мебели. Такое привлечение заводов-контрагентов называется кооперацией производства.
На основном заводе-строителе начинается подготовка производства с учетом особенностей проектируемого судна, а в конструкторском бюро выполняются его рабочие чертежи. Рабочий чертеж содержит все необходимые данные для изготовления и сборки составных частей судна: блоков, секций, узлов, деталей.
Выпускаются, кроме того, рабочие чертежи на оборудование, которое еще не освоено промышленностью и должно быть создано специально для данного судна.
После выпуска комплекта рабочих чертежей завод-строитель приступает к изготовлению деталей корпуса судна, сборке их в узлы и секции.
На наклонном стапеле или горизонтальной строительной площадке эллинга производится закладка судна, т.е. установка основных секций или блоков.
Затем производится стыковка с ними других секций (блоков), судно начинает расти в длину, ширину, высоту. Внутри образуемых блоками и секциями помещений по мере их готовности устанавливается различное оборудование.
После сборки основной части судна проверяется его водонепроницаемость и производится спуск судна на воду. На плаву выполняются так называемые достроечные работы, проводятся испытания всего оборудования сначала в гавани завода швартовые
Испытания, затем в море – ходовые испытания. После этого судно передается заказчику и начинает свою многолетнюю службу.
Проектирование и постройка крупных судов занимает два-три года, а иногда и больше.
3.3. Постройка судна
Для постройки судов используются сложные береговые и | плавучие сооружения: эллинги, стапели, доки, достроечные бассейны и пирсы. На крупных судостроительных заводах выполняет-I ся не только постройка судов, но изготавливаются также двигатели, котлы, вспомогательные механизмы, мебель и другое оборудование. Заводы, выполняющие только постройку судов, называются верфями.
На заводах и верфях различные виды работ производятся в специализированных цехах. Крупный цех, внутри которого можно проводить постройку небольших судов или сборку блоков крупных судов, называется эллингом. Открытая площадка из железобетона, оборудованная подъемными кранами, а также системами подачи волн, электроэнергии, сжатого воздуха, рабочих газов, I; называется стапелем.
С помощью сжатого воздуха производят пневматические работы: клепку, рубку, зачистку. Рабочие газы: аргон, кислород, ацетилен - используются при сварке и резке конструкций.
Горизонтальный стапель слухач для постройки судна на тележках - трансбордерах. Построенное судно 1 с помощью лебедок перетягивается на палубу 2 плавучего дока (рис 16.а). После этого док буксируется на глубокое место и там погружается в результате заполнения водой отсеков 3, а судно всплывает (рис.16,6) и буксируется к пирсу достроечного бассейна.
Наклонный стапель служит как для постройки, так и для спуска судна на воду (рис.16,в).
В конце монтажных работ под корпус судна 1 подводят спусковое устройство 4, а полозья 5 наклонного стапеля покрываются скользящим составом - насадкой. Как только перерезаются задержники 6, судно под действием собственного веса скользит по стапелю и спускается на воду.
Если судно строится с планированием спуска на поперечных тележках 7 (рис.16,г), то они перед спуском с помощью лебедок перетягиваются на наклонную часть 8 построечной площадки - слип. Рельсы слипа 9 уходят достаточно далеко под воду, поэтому спуск также осуществляется с помощью лебедок , кроме того, слип удобен для подъема судна из воды при осмотре корпуса и ремонте.
Очень крупные суда строятся в сухих доках. Сухой док это горизонтальный стапель, расположенный в котловане ниже уровня воды в окружающей акватории (водном пространстве) за преградой - перемычкой. В перемычке имеются ворота, закрытые батопортом - понтоном, заполненным водой. Когда монтажные работы на судне закончены, откачивается вода из батопорта. Батопорт всплывает и открывает ворота. Через ворота сухой док заполняется водой, а построенное судно всплывает и буксируется в достроечный бассейн.
На заводах стремятся как можно быстрее освобождать дорогостоящие построечные места типа стапелей и доков, с другой стороны, достроечный период надо также сводить к минимуму. Этому способствует заблаговременное изготовление и насыщение надстроек судов, устанавливаемых затем в виде крупных блоков.
Сравнительно небольшие суда спускаются на воду с помощью подъемных кранов, в том числе большинство туристских катеров и пассажирских судов на подводных крыльях. А суда на воздушной подушке выходят на воду самостоятельно, используя свои амфибийные возможности: на испытательной бетонированной площадке перед цехом такое судно выходит на режим парения (режим воздушной подушки без поступательного движения), и после проверки устойчивости этого режима малым ходом судно на воздушной подушке движется с территории завода на акваторию, сперва в район, защищенный от волн дамбой, а в случае полной готовности - на испытания в море.
Информация о работе Введение в кораблестроительные специальности