Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:53, доклад
Судном называется сложное плавучее инженерное сооружение, предназначенное для перевозки с заданной скоростью людей, грузов и для выполнения различных задач, например, промысловых, гидрографических, исследовательских и др.
Термин судно (однокоренной со словом посудина) является наиболее общим» он распространяется, например, на такие объекты, как шлюпка, туристский катер, плавучая буровая установка и многие другие.
1. ЗНАКОМСТВО С СУДНОМ.
1.1 Основные термины
1.2. Понятие о мореходных качествах
1.3. Классификация судов
1.4. Типы судов по назначения
1.5. Геометрия корпуса судна.
1.6. Теоретический чертеж
2. КОНСТРУКЦИЯ И ФОРМА СУДОВ
2.1. Развитие конструкции и архитектуры судов
2.2. Основные части судна
2.3. Конструктивные перекрытия и системы набора
2.4. Прочность судна
2.5. Архитектура судна
2.6. Формы носа и кормы
2.7. форма поперечного сечения корпуса
2.8. Формы палубы, днища и ватерлиний
3. ПРОЕКТИРОВАНИЙ И ПОСТРОЙКА СУДНА
3.1. Организация отечественного судостроения
3.2. Как создается судно?
3.3. Постройка судна
3.4. Подготовительные этапы постройки судна
3.5. Монтажные и достроечные работы
3.6. Экономические расчеты
3.4. Подготовительные этапы постройки судна
Для изготовления сложных криволинейных деталей, из которых состоит корпус судна, необходимо произвести разбивку плазового чертежа. Плазовый чертеж- это теоретический чертеж судна, выполненный или в натуральную величину на полу специального помещения - плаза, или в крупном масштабе на плаэо-вых щитах.
Линии плазового чертежа наносят специальной краской.
По плазовым линиям можно сделать развертки криволинейных листов обшивки, чтобы провести разметку соответствующих-: деталей на листах стали. Для шпангоутов и других криволинейных элементов набора изготовляются шаблоны, для сложных секций - каркасы или макеты. В результате плазовой разбивки выполняются эскизы всех деталей корпуса судна.
Если плазовый чертеж выполнен не в натуре, а в масштабе (например, 1:10), то в таком же масштабе изготовляются эскизы. В этом случае для разметки применяется фотооптический метод. Эскизы фотографируются, а фотопластинки помещаются в проектор, поднятый над разметочным столом на такую высоту, чтобы изображение получилось в натуральную величину. Эта работа делается в затемненном помещении. Размечаемый стальной лист покрывается светочувствительным составом либо разметка производится вручную специальной краской.
Стальные листы, на которых производится разметка будущих деталей, должны пройти предварительную обработку: очистку от окалины, правку, грунтовку защитным слоем. Эти операции выполняются на складе стали. Склад стали, плаз, участок разметки входят в состав корпусообрабатывающего цеха. К нему относятся также участки резки листов и профилей, гибки листов и профилей.
Резка может осуществляться либо на специальных станках пресс-ножницах и гильотинах, либо с помощью газовых резаков. Гибка тонких листов и профилей производится в холодном состоянии в гибочных вальцах или под прессом. Толстые листы и профили перед гибкой приходится разогревать в нагревательных печах.
Из корпусообрабатывающего цеха детали корпуса судна транспортируются в сборочные цехи для изготовления узлов, секций и блоков. На участках сборки узлов наиболее типичными операциями являются: соединение стальных листов в полотнища по размерам секций, установка и приварка набора, изготовление рамного таврового набора из стальных полос, сборка фундаментов.
Секционная сборка в большинстве случаев производится в специальных постелях, моделирующих форму криволинейных обводов судна в соответствующем районе корпуса. Вели при сборке и сварке секций их необходимо перемещать в несколько рабочих положений (например, для подварки сварных швов), то используются кондукторы-кантователи. Наиболее трудоемкими являются сложные объемные секции носовой и кормовой частей судна.
Если серийность строящегося судна не очень велика, то готовые секции подаются на стапель для окончательного монтажа корпуса судна. При большой серийности применяется блочный способ постройки. В этом случае на специальных участках секции и узлы соединяются в крупные части корпуса - блоки, включающие в себя целые отсеки и большие помещения. В блоках достигается высокий процент готовности по насыщению и оборудованию корпуса. Готовые блоки подаются к стапелю на тележках-трансбордерах.
Для относительно небольших судов применяется поточно-позиционный способ монтажа корпуса, когда весь цикл секционно-узловой сборки корпуса разделяется на ряд позиций примерно равной продолжительности. За каждой позицией закрепляются рабочие бригады, специализирующиеся на конкретных сборочно-монтажных операциях.
3.5. Монтажные и достроечные работы
Постройка корпуса судна из узлов, секций и блоков производится в эллингах, доках или на стапелях и слипах. Сборка корпуса обычно ведется от середины к оконечностям, от диаметральной плоскости к бортам и от киля к палубе.
Основным способом монтажа узлов, секций, блоков и корпуса в целом является электросварка.; качество сварных швов проверяется испытанием.
Одновременно с монтажом конструкций при сборке корпуса судна идут работы по монтажу фундаментов, насыщения, изоляции, оборудования, встроенной мебели и пр. Иногда эти работы начинаются еще в цехе сборки блоков.
На стапеле наиболее трудоемкими видами монтажных работ являются монтаж валопроводов, гребных винтов и различных трубопроводов. Двигатели обычно монтируются уже после спуска судна. Перед спуском производится окраска корпуса.
Корпус судна чаще всего спускается без надстроек, поэтому блоки надстроек и рубок устанавливаются уже у достроечных пирсов после монтажа главных двигателей.
Затем монтируются вспомогательные механизмы, палубные устройства, различные общесудовые системы, электрооборудование, приборы, рангоут и такелаж. По мере выполнения монтажа испытываются отдельные устройства, агрегаты и механизмы.
По окончании постройки судна у достроечного пирса проводятся швартовные испытания для проверки качества монтажа и надежности работы всего оборудования. Для опробования главных двигателей прочные швартовы судна заводятся за причальные тумбы, чтобы судно оставалось неподвижным, несмотря не упор работающих винтов.
Для ходовых испытаний судно выходит в море, чтобы можно было проверить мореходные и маневренные качества, а также те устройства, которые нельзя было полностью испытать у пирса. Проводится, например, спуск спасательных шлюпок в условиях волнения или отдача якоря на достаточно глубоком месте. Кроме того, ходовые испытания дают возможность экипажу судна с помощью представителей сдаточной команды завода овладеть управлением всеми механизмами и устройствами. Во время ходовых испытаний особое внимание уделяется замерам скорости судна на мерной линии, определению диаметра циркуляции. На основе испытаний составляется акт приемки судна заказчиком и судно передается в эксплуатацию.
Срок службы судов составляет несколько десятков лет. За такой период судно неоднократно проходит на заводе-строителе гарантийный ремонт, кроме этого, регулярно проводятся докования корпуса для приведения в порядок наружной обшивки (удаление обрастания, очистка, подкраска). По мере износа отдельных листов и конструкций производится их дефектование и замена. Система текущих и капитальных ремонтов позволяет поддерживать на должном уровне текущее состояние судна.
Тяжелые условия эксплуатации судна, работа во льдах, возможность аварийных повреждений винта и руля, посадки судна на мель приводят к необходимости и внеплановых ремонтов. Таким образом, судоремонт является важной частью работы инженеров- кораблестроителей и ему уделяется соответствующее внимание в учебных планах судостроительной подготовки. Поддержанию судов в эффективном эксплуатационном состоянии способствует обеспечение при проектировании достаточно высоких показателей надежности составных элементов суда - корпуса, энергетической установки, движителей, устройств, систем, приборов. Надежность достигается при наличии таких свойств, как долговечность, взаимозаменяемость и ремонтопригодность.
5.8. Экономические расчеты
Строительная стоимость судна определяется как сумма расходов на использованные при постройке материалы, стоимость покупных изделий, заработной платы рабочих и различных добавочных расходов (содержание помещений и станков, стоимость энергии, проектные работы, технологическая оснастка, транспортные расходы), а также плановой прибыли завода. Расчёт стоимости называется калькуляцией. Заработная плата рабочих зависит от трудоемкости, т.е. от количества времени, затраченного на изготовление того или другого конструктивного ума судна. Прибыль завода предназначена для расширения производства, для премирования передовиков.
При проектировании и постройке судна стремится максимально снизить строительную стоимость.
Чтобы определить экономическую эффективность эксплуатации судна, производится расчет таких технико - экспуатационных показателей, как эксплуатационные расходы за навигацию, провозоспособность, себестоимость эксплуатации, годовая прибыль, производительность труда экипажа, срок окупаемости.
Эксплуатационные расходы состоят, в основном, из затрат на ремонт и амортизацию судна, на топливо, а также расходов на заработную плату экипажа и связанных с ней добавочных затрат пароходства.
Провозоспособность транспортного судна определяется в тонно-милях, она равна произведению грузоподъемности на дальность линии и на количество рейсов за навигацию.
Себестоимость эксплуатации вычисляется делением эксплуатационных расходов на провозоспособность.
Если вычислить по действующим тарифам доходы за навигацию, то разница между доходами и расходами будет годовой прибылью от эксплуатации судна. При неблагоприятных условиях доходы могут оказаться меньше расходов, тогда вместо прибыли эксплуатация судна вызовет убыток. Поделив строительную стоимость судна на его годовую прибыль, можно определить, за сколько лет сумма прибыли сравняется со стоимостью. Этот срок называется сроком окупаемости.
Производительностью труда команды называется отношение годовой провозоспособности к численности команда. Производительность труда можно поднять за счет автоматизации управления судном и его энергетической установкой, а также за счет повышения квалификации моряков и совмещения профессий, позволяющих сократить численность команда.
Проблема повышения производительности труда команда важна не только с точки зрения снижения затрат на зарплату и на подготовку кадров моряков. Необходимо экономить трудовые ресурсы, сокращать отвлечение людей от производительного труда на период учебной подготовки, высвобождать резервы для освоения отдаленных районов нашей страны.
Дня экономической эффективности морских судов важное значение имеет их конкурентоспособность на заграничных линиях. Конкурентоспособность зависит от наличия преимуществ в скорости, грузовых устройствах, наличия трюмов для разных видов грузов (включая рефрижераторные), выбора такой осадки, ширины и длины, чтобы не было препятствий к заходу в важнейшие порты, к проходу каналов, шлюзов и пр.
ЛИТЕРАТУРА
1. АНДРИЕВСКИЙ 11.11. Организация проектирования судов внутреннего плавания. Л.: Судостроение, 1977.
2. АНТОНОВ А.А. НЕДРА Р.Ф. Устройство морского судна. М.:Транспорт, 1974.
3. АШИЮВ В.Н., СИРОТИНА Г.Н., ЧГСКСЗ А.М. Устройство и гидромеханика судна. Л.: Судостроение, 1974.
4. АШИК В.В. Проектирование судов. Л.: Судостроение, 1975.
5. БАРАБАНОВ Н.В. Конструкция корпуса морских судов. Л.: Судостроение, 1961.
6. БРОННИКОВ А.В. Особенности проектирования морских транспортных судов. Л.: Судостроение, 1971.
7. ВАГАНОВ А.М., КАРПОВ А.Б. Общее устройство судов. Л.:Судостроение, 1965.
8. ВЦДРИН В.М. Введение в специальность. II.: Физкультура и спорт, 1980.
9. ДОПАТКА Р., ПЕРЕПЕЧКО А. Книга о судах. Л.: Судостроение,1901.
10. ДОРОГОСТАЙСКИЙ Д.В., ЗУЧЕНКО М.М., МАЛЬЦЕВ Н.Я. Теория и устройство судна. Л.: Судостроение, 1964.
11. ДОРОГОСТАЙСКИЙ Д.В., МАЛЬЦЕВ Н.Я., ЧЕРНОВ А.Д. Основы судостроения. Л.: Судпромгиз, 1952.
12. Компьютер. Верфь. Корабль / Под ред. А.П.Ляликова,В.В.Сахарова, В.П.Илларионова. Л.: Судостроение, 1981.
13. Корабелы - Родине / Под ред. Г.Г.Пуляевского. Л.: Судостроение, 1981.
14. ЛЯЛИКОВ А.Л. Человек. Электроника. Корабль. Л.: Судостроение, 1978.
15. ЛОСЕВ А.К. Введение в специальность "Радиотехника". И.: Высшая школа, 1980.
16. МАКЛИВИ Р. Суда на подводных крыльях и воздушной подушке.Л.: Судостроение, 1981.
17. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981.
18. Основы технологии судостроения / Под ред. В.Д.Мацкевича. Л.: Судостроение, 1980.
19. ПОЗДЮНИН В.Л. Энциклопедия судостроения. М.-Л.: Морской транспорт, 1951.
20. Пятилетки судостроения / Под ред. А.И. Вознесенского ,В.В.Дмитриева. Л.: Судостроение, 1978.
21. Справочник по судостроительной терминологии с лексикограмматическим». комментариями и приложением /
Под ред.И.В:Челпанова, В.И.Ганичевой. Изд.ЛКИ, 1970.
22. ФРИД Е.Г. Устройство судна. Л.: Судостроение, 1978.
23 ЦАРЕВ Б.А. Введение в художественное конструирование судов. Изд.ЛКИ, 1973.
24. ЧАЙНИКОВ К.Н. Общее устройство судов. Л.: Судостроение,1971.
23
Информация о работе Введение в кораблестроительные специальности