Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:53, доклад
Судном называется сложное плавучее инженерное сооружение, предназначенное для перевозки с заданной скоростью людей, грузов и для выполнения различных задач, например, промысловых, гидрографических, исследовательских и др.
Термин судно (однокоренной со словом посудина) является наиболее общим» он распространяется, например, на такие объекты, как шлюпка, туристский катер, плавучая буровая установка и многие другие.
1. ЗНАКОМСТВО С СУДНОМ.
1.1 Основные термины
1.2. Понятие о мореходных качествах
1.3. Классификация судов
1.4. Типы судов по назначения
1.5. Геометрия корпуса судна.
1.6. Теоретический чертеж
2. КОНСТРУКЦИЯ И ФОРМА СУДОВ
2.1. Развитие конструкции и архитектуры судов
2.2. Основные части судна
2.3. Конструктивные перекрытия и системы набора
2.4. Прочность судна
2.5. Архитектура судна
2.6. Формы носа и кормы
2.7. форма поперечного сечения корпуса
2.8. Формы палубы, днища и ватерлиний
3. ПРОЕКТИРОВАНИЙ И ПОСТРОЙКА СУДНА
3.1. Организация отечественного судостроения
3.2. Как создается судно?
3.3. Постройка судна
3.4. Подготовительные этапы постройки судна
3.5. Монтажные и достроечные работы
3.6. Экономические расчеты
Санкт- Петербургский Государственный Морской Технический Университет
Кафедра «Технологии судостроения».
Доклад
“Введение в кораблестроительные специальности”
Выполнил: Трушин М.В.
Проверил: Царев Б.А.
Санкт - Петербург
2012
Содержание:
1. ЗНАКОМСТВО С СУДНОМ.
1.1 Основные термины
1.2. Понятие о мореходных качествах
1.3. Классификация судов
1.4. Типы судов по назначения
1.5. Геометрия корпуса судна.
1.6. Теоретический чертеж
2. КОНСТРУКЦИЯ И ФОРМА СУДОВ
2.1. Развитие конструкции и архитектуры судов
2.2. Основные части судна
2.3. Конструктивные перекрытия и системы набора
2.4. Прочность судна
2.5. Архитектура судна
2.6. Формы носа и кормы
2.7. форма поперечного сечения корпуса
2.8. Формы палубы, днища и ватерлиний
3. ПРОЕКТИРОВАНИЙ И ПОСТРОЙКА СУДНА
3.1. Организация отечественного судостроения
3.2. Как создается судно?
3.3. Постройка судна
3.4. Подготовительные этапы постройки судна
3.5. Монтажные и достроечные работы
3.6. Экономические расчеты
Знакомство с судном
1.1. Основные термины
Судном называется сложное плавучее инженерное сооружение, предназначенное для перевозки с заданной скоростью людей, грузов и для выполнения различных задач, например, промысловых, гидрографических, исследовательских и др.
Термин судно (однокоренной со словом посудина) является наиболее общим» он распространяется, например, на такие объекты, как шлюпка, туристский катер, плавучая буровая установка и многие другие.
В число традиционных эквивалентов термина судна входит и слово корабль, имеющее древнерусское происходящее. Однокоренными с ним являются слова кора, короб, коробка. Близко к ним и слово корпус.
В современной литературе термин корабль употребляют часто в возвышенном значении, когда хотят подчеркнуть красоту, мощь и величину судна любого назначения.
Корпус - это основная составная часть судна. Корпус обеспечивает плавучесть и прочность судна, в нем размещаются энергетическая установка, топливо, перевозимые грузы, различные устройства, системы и другое оборудование.
Выбором рациональных размеров и форм корпуса обеспечиваются наиболее важные мореходные качества судна - остойчивость, непотопляемость, ходкость, плавность качки.
В торговом и промысловом флоте к термину судно даются определения, зависящие от назначения судна.
Примерами могут быть термины грузовое судно, пассажирское судно, китобойное судно и др. Небольшие и сравнительно быстроходные суда называются катерами» а самые малые суда - лодками, шлюпками» ботами, яхтами (рис 1).
Как правило, яхтой принято называть судно, используемое владельцем для отдыха или спорта без стремления получить коммерческую выгоду. Яхты могут моторными и парусными. Но чаще всего термин "яхта" используется по отношению к спортивным парусным судам с тяжёлым балластным килем, обеспечивающим повышенную безопасность плавания. Парусники без балластного киля имеют спускной киль-шверт и называются швербортами.
В русской судостроительной терминологии сложилась традиция некоторые типы судов назвать словами, образованными от прилагательных: спасатель, китобой, тунцелов, рефрижератор. Для транспортных судов широко используется окончание "-воз" (лесовоз, углевоз, рудовоз, контейнеровоз). В таких терминах слово "судно" уже не употребляется (контейнерное судно = контейнеровоз). При выделении судов по типу двигателя используется окончание "-ход": пароход, электроход, атомоход. Ряд терминов для названий судов, являющихся непереводными эквивалентами иностранных терминов, имеет окончание "-ер": танкер, траулер, сейнер, лихтер, лайнер, балкер, ролкер.
В морском языке вместо глагола "плавать" предпочитают использовать глагол "ходить". Говорят, например; "теплоход идет" , "судно прошло 100 миль" , "яхта идет полным ветром", "траулеры уходят в море". Подобные традиции усложняют усвоение морской и судостроительной терминологии.
Дня выполнения своих задач суда должны обладать скоростью, плавучестью, грузоподъемностью и другими эксплуатационными качествами. В зависимости от выполняемых задач меняются размеры, форма, конструкция и оборудование судов.
Большинство судов предназначены для самостоятельного и, как правило достаточно быстрого передвижения, то есть является самоходными. Наряду с этим имеются суда и плавучие средства несамоходные, предназначенные для буксировки (баржи, лихтеры, эластичные емкости) или для стационарного использования: буровые установки, пристани (дебаркадеры), землечерпалки, землесосные снаряды, плавучие установки для промывки рудоносных песков (драги), доки, понтоны, плавмастерские, лавэлектростанции, плавкраны.
1.2. Понятие о мореходных качествах
Плавучесть - способность судна занимать определенное положение относительно уровня воды при заданном количестве находящихся на нем грузов, топлива, различных корабельных запасов: провизии, воды, запасных частей.
Остойчивость - способность судна противодействовать силам, нарушающим исходное положение так, чтобы после прекращения действия возмущающих сил судно возвращалось б положение равновесия. Возмущающими силами могут быть действие ветра, штормовое волнение, перемещение грузов.
Непотопляемость - способность судна сохранять плавучесть и -остойчивость при аварийном затоплении иасти отсеков в результате повреждения корпуса. Причиной затопления являются пробоины в борату и днище, полученные при столкновении судна со скалой или другим судном, а также в результате взрыва мины или торпеды.
Ходность - это способность судна достигать заданной скорости при наименьших затратах мощности энергетической установки пли наибольшей скорости при заданной мощности, если энергетическая установка выбрана до начала проектирования судна.
Управляемость - способность судна сохранять или изменять направление своего движения; она разделяется на поворотливость и устойчивость на курсе. Поворотливость - это способность совершать заданные маневры, а устойчивость на курсе - это способность сохранять прямолинейный курс длительное время.
Плавность качки - это способность судна иметь малые частоты и амплитуды колебаний при воздействии штормового волнения. Амплитуда качки - это наибольший угол отклонения судна от положения равновесия. Поперечное отклонение называется креном, продольное - дифферентом.
Иногда плавность качки не рассматривается как отдельное мореходное качество, а включается в состав широкого понятия мореходность. В этом случае мореходностью, называют способность судна сохранять ходкость и управляемость, а также обеспечивать плавность качки и незаливаемость судна на штормовом волнении.
В науку о мореходных качествах судов большой вклад внесли русские ученые. Ещё в начале 18 века академик Петербургской Академии наук Леонард Эйлер написал фундаментальную работу по вопросам плавучести и остойчивости. Создателями учения о непотопляемости является наши выдающиеся соотечественники адмирал С.О.Макаров и академик Л.Н.Крылов. Общая теория качки судна на волнении, созданная академиком А.Н.Крыловым, впервые утвердила науку о качке как равноправную среди всех других наук. Академик А.Н.Крылов внедрил в практику стабилизаторы качки - устройства для уменьшения амплитуд качки.
Ведущее место занимает отечественная наука в решении проблем ходкости судов. Наиболее важными разделами теории ходкости являются учение о сопротивлении воды движению судов и теория движителей - гребных винтов, гребных колес, воздушных винтов и др. При расчете сил сопротивления при движении судна важную роль играют эксперименты с моделями судов в опытовых бассейнах. Первый отечественный опытовый бассейн был создан по инициативе Д.И.Менделеева, среди научных работ которого есть и статьи по ходкости судов. В теории движителей важное значение имеют труды Н.Е.Жуковского, разработавшего вихревую теории воздушного и гребного винтов, а также теорию несущего крыла, важную для расчетов рулей и подводных крыльев судов на крыльях.
1.3. Классификация судов
По принципу движения различают суда обычные, подводные и с динамическим поддержанием. Обычные используют режим надводного плавания, для подводных основным режимом является гидростатическое равновесие за счет приема балласта. К судам с динамическим поддержанием относятся глиссеры, суда на подводных крыльях, на воздушной подушке. На высоких скоростях силы динамического поддержания поднимают корпус над поверхностью воды и обеспечивают снижение сопротивления движению. У глиссера силы динамического поддержания возникают
в результате встречи потока воды с плоскими наклонными участниками днища - реданами. У судов на подводных крыльях подъемная сила возникает так же, как на крыле самолета. Подъемная сила на редане или подводном крыле тем больше, чем больше угол встречи их с потоком воды. Этот угол называется углом атаки. Воздушная подушка создается в результате подачи воздуха вентиляторами под днище судна, при этом создается давление в объеме воздушной подушки, замкнутом по периметру гибким ограждением из резинотканевых материалов. Иногда гибкие ограждения делаются в носу и корме судна на воздушной подушке, а вдоль бортов ограждением служат узкие корпуса, называемые снегами. Чем больше давление на днище судна на воздушной подушке, тем больше подъемная сила и тем быстрее оно отрывается от поверхности воды.
По району плавания различают суда морские, внутреннего плавания и смешанного плавания.
Морские подразделяются на суда неограниченного района плавания, ограниченного морского, прибрежного, а также на суда рейдовые и внутрипортовые.
Суда внутреннего плавания делятся на речные и озерные. Суда, совершающие рейсы между портами одного государства, называются каботажными. Выделяют также суда ледового плавания с усиленной конструкцией и суда тропического плавания с развитыми системами рефрижерации и кондиционирования воздуха.
По материалу корпуса суда делятся на металлические, неметаллические и композитные. Из металлов наиболее широко применяются стали и алюминиево-магниевые сплавы. Неметаллическими материалами в судостроении являются древесина, стеклопластик, резинотканевые материалы. Композитным материалом является железобетон.
По типу движителя различают пароходы, теплоходы, паротурбоходы, электроходы и атомоходы. На пароходах главным двигателем является паровая машина. На теплоходах применяются двигатели внутреннего сгорания, преимущественно дизели. На электроходах в качестве двигателя для генератора используется любой тип электрической установки. На атомоходах промежуточными звеньями между реактором и движителем обычно является паровая турбина, электро-
-генератор и гребной электродвигатель. По типу движителя наиболее распространены суда с гребным винтом. В качестве движителя используются также водометы, гребные колеса, воздушные винты. На спортивных судах в качестве движителя используются паруса и весла. Паруса и весла сыграли выдающуюся роль в истории мореплавания. На относительно закрытых морях пит Средиземного и Балтийского наиболее известным типом судов в рабовладельческий и феодальный периоды били гребные галеры, требовавшие значительного числа гребцов.
Парусные суда наибольшее развитие получили в районах с устойчивыми ветрами, общеизвестна роль парусников в географическом освоении нашей планеты и в развитии международной торговли.
1.4. Типы судов по назначению
Современные суда можно условно подразделить на транспортные и производственные.
Основные качества транспортных судов - скорость и вместимость. К этой группе относятся грузовые, пассажирские, паромные, экспедиционные и спортивно-туристские суда. Наиболее многочисленная группа грузовых судов подразделяется на суда наливные, сухогрузные и комбинированные, а также газовозы.
Наливные суда называются танкерами. Они предназначаются для перевозки жидких грузов: нефтепродуктов, растительного масла, вина, химикалиев и др. Метан, пропан, аммиак и другие газы перевозятся на газовозах в сжиженном виде. Сухогрузные суда делятся на универсальные и специализированные.
Универсальные суда предназначаются для одновременной перевозки разнородных грузов в ящиках, мешках, бочках , контейнерах. Такие грузы, бывшие когда-то наиболее распространенными, называют генеральными.
К специализированным судам относятся зерновозы, рудовозы, углевозы, рефрижераторы. Суда, на которых перевозят насыпные грузы нескольких видов (зерно, руду, уголь), называют балкерами.
Комбинированные суда, соединяя в себе качества танкеров и балкеров, используются на линиях, где в одном направлении перевозят жидкие грузы, например, нефть, а в противоположном - насыпные, например, руду, уголь.
Транспортные суда, обслуживавшие линию между определенными портами, называются лайнерами. Суда, используемые на разных линиях, называются трампами.
Основное качество производственных судов - оснащенность комплексом оборудования, которое должно эффективно использоваться. К этой группе относятся суда промысловые, ремонтно-спасательные» буровые, санитарные.
Информация о работе Введение в кораблестроительные специальности