Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:49, статья
Основной задачей любой дорожной организации, занимающейся проектированием, строительством или эксплуатацией, является обеспечение комфортного и безопасного дорожного движения. И на пути к достижению данной цели за последнее десятилетие вся дорожная отрасль добилась значительных успехов. Появилась современная строительная техника, были внедрены инновационные технологии, разработаны новые материалы и конструкции. Все эти аспекты, обусловленные научно-техническим прогрессом, оказывают положительное влияние на безопасность и комфортность дороги, однако они не способны до конца решить проблемы связанные с организацией дорожного движение. Связано это с существованием еще одного важного фактора, не столь зависящего от человека. Этим фактором, влияющим на организацию дорожного движения, являются погодно-климатические условия, и в особенности условия зимнего периода. Человек не может оказывать воздействие на природу, однако, изучение погодно-климатических характеристик, приведение их в систему, прогнозирование может в значительной степени увеличить комфортность, упростить и удешевить организацию дорожного движения.
Учет погодно-климатических условий зимнего периода при организации дорожного движения
Введение
Основной задачей любой дорожной организации, занимающейся проектированием, строительством или эксплуатацией, является обеспечение комфортного и безопасного дорожного движения. И на пути к достижению данной цели за последнее десятилетие вся дорожная отрасль добилась значительных успехов. Появилась современная строительная техника, были внедрены инновационные технологии, разработаны новые материалы и конструкции. Все эти аспекты, обусловленные научно-техническим прогрессом, оказывают положительное влияние на безопасность и комфортность дороги, однако они не способны до конца решить проблемы связанные с организацией дорожного движение. Связано это с существованием еще одного важного фактора, не столь зависящего от человека. Этим фактором, влияющим на организацию дорожного движения, являются погодно-климатические условия, и в особенности условия зимнего периода. Человек не может оказывать воздействие на природу, однако, изучение погодно-климатических характеристик, приведение их в систему, прогнозирование может в значительной степени увеличить комфортность, упростить и удешевить организацию дорожного движения.
Погодно-климатические условия зимнего периода
Границы зимнего периода для дорожников можно определить следующим образом. Начало зимы, как климатического сезона наступает при переходе среднесуточной температуры воздуха через 0 0С в сторону понижения, а окончание – при переходе через 0 0С в сторону повышения. Однако фактически погодно-климатические условия зимнего периода начинают влиять на дорожное движение значительно раньше. Обусловлено это коротким световым днем и тем, что начальное образование зимней скользкости происходит при температуре окружающего воздуха в пределах от 0 до – 3 0С и влажности воздуха превышающей 92%. А короткие отрезки времени, имеющие данные погодные характеристики, могут случаться задолго до начала зимнего периода.
Продолжительность зимнего
периода, среднее число дней
с метелью, количество осадков,
Область |
Показатели | |||
Продолжитель-ность зимнего периода(дней) |
среднее число дней с метелью |
количество осадков (мм) |
Среднемесяч-ная температу- ра в январе, 0С | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Брестская |
105-115 |
13 |
150-200 |
-5,2 |
Витебская |
135-144 |
17 |
180-225 |
-7,5 |
Гомельская |
115-134 |
14 |
150-200 |
-7,3 |
Гродненская |
113-133 |
17 |
150-185 |
-5,8 |
Минская |
124-134 |
17 |
170-200 |
-6,9 |
Могилевская |
127-143 |
18 |
172-202 |
-7,4 |
Исходя из частоты, интенсивности и продолжительности снегопадов, метелей и обледенения дорог, а также температуры воздуха при таких явлениях на территории республики выделено четыре района, различающихся по условиям борьбы с зимней скользкостью. Данное районирование представлено на рисунке 1.
Среднее число случаев образования зимней скользкости за зимний период в выделенных районах приведено в таблице 2.
Район |
Часть территории Беларуси |
Среднее число случаев
зимней |
Всего | |
Гололеда |
снегопадов | |||
I |
Юго-западная |
15 |
30 |
45 |
II |
Южная и западная |
20 |
35 |
55 |
III |
Центральная |
25 |
40 |
65 |
IV |
Восточная и северная |
20 |
40 |
60 |
Средняя продолжительность снегопадов в I-III районах составляет 6 часов, в IV – 5 часов. В 95% случаев максимальная продолжительность выпадения снега на всей территории республики не превышает 16 часов. Температура воздуха во время снегопадов, как правило, находится в пределах от минус 6°С до минус 5°С, ее минимальное значение – минус 14°С.
Средняя толщина разовых снежно-ледяных отложений в пересчете на воду в I, II, III и IV районах равна соответственно 0,7; 0,9; 1,2 и 1,1 мм, а их наибольшее значение не превышает 5 мм.
Исходя из числа случаев
зимней скользкости, ее продолжительности,
температуры воздуха и толщины
снежно-ледяных отложений, рассчитывают
количество посыпок дорог, нормы
распределения технической
Анализ учета
погодно-климатических условий
Необходимость учета погодно-климатических условий зимнего периода при организации дорожного движения можно подчеркнуть и в данных о состоянии дорожно-транспортной аварийности.
В таблице 3 приведено распределение ДТП и пострадавших по погодным условиям в момент аварии
ДТП |
Погибло |
Ранено | |||||||
2010 |
2011 |
% |
2010 |
2011 |
% |
2010 |
2011 |
% | |
Ясно |
3683 |
3452 |
-6,3 |
666 |
656 |
-1,5 |
4020 |
3685 |
-8,3 |
Пасмурно |
1846 |
1809 |
-2,0 |
346 |
378 |
9,2 |
1952 |
1942 |
-0,5 |
Дождь |
430 |
384 |
-10,7 |
87 |
81 |
-6,9 |
433 |
427 |
-1,4 |
Снегопад |
229 |
96 |
-58,1 |
29 |
18 |
-37,9 |
268 |
129 |
-51,9 |
Туман |
59 |
65 |
10,2 |
28 |
33 |
17,9 |
46 |
59 |
28,3 |
Прочее |
116 |
91 |
-21,6 |
34 |
34 |
0,0 |
113 |
92 |
-18,6 |
Всего |
6363 |
5897 |
-7,3 |
1190 |
1200 |
0,8 |
6832 |
6334 |
-7,3 |
В таблице 4 приведено распределение ДТП и пострадавших по состоянию проезжей части дороги в момент аварии
ДТП |
Погибло |
Ранено | |||||||
2010 |
2011 |
% |
2010 |
2011 |
% |
2010 |
2011 |
% | |
Сухое |
3994 |
3918 |
-1,9 |
769 |
775 |
0,8 |
4279 |
4170 |
-2,5 |
Мокрое |
1597 |
1603 |
0,4 |
287 |
330 |
15 |
1695 |
1737 |
2,5 |
Снежный накат |
61 |
38 |
-37,7 |
11 |
4 |
-63,6 |
63 |
43 |
-31,7 |
Гололедица |
39 |
49 |
25,6 |
9 |
19 |
111,1 |
45 |
69 |
53,3 |
Заснеженное |
233 |
101 |
-56,7 |
26 |
15 |
-42,3 |
263 |
122 |
-53,6 |
ПГМ при снежном накате |
304 |
117 |
-61,5 |
63 |
32 |
-49,2 |
336 |
132 |
-60,7 |
ПГМ при гололеде |
122 |
61 |
-50,0 |
23 |
21 |
-8,7 |
138 |
53 |
-61,6 |
Загрязненное |
3 |
3 |
0,0 |
0,0 |
2 |
4 |
1 |
-75,0 | |
Прочее |
10 |
7 |
2 |
2 |
9 |
7 |
|||
Всего |
6363 |
5897 |
-7,3 |
1190 |
1200 |
0,8 |
6832 |
6334 |
-7,3 |
Меры применяемые с учетом погодно-климатических условий зимнего периода
Организация зимнего
содержания автомобильных
Режим движения
по автомобильным дорогам в
зимний период практически
Погодно-климатические условия и метеорологические факторы зимнего периода |
Ухудшение показателей безопасности движения |
Меры по организации дорожного движения |
1 |
2 |
3 |
Атмосферные осадки (дожди, снегопады, метели), отрицательные температуры |
Снижение коэффициента сцепления, снижение видимости |
Устройство защиты от снежных заносов, снегоборьба, профилактическая обработка ПГМ |
Формирование зимней скользкости (гололед, снежный накат, снежно-ледяной накат и т.д.) |
Снижение коэффициента сцепления |
Обработка покрытия ПГМ, снегоборьба, ограничение скорости на опасных участках, установка знака «гололедица» на подходах к искусственным сооружениям |
Короткая продолжительность светового дня |
Снижение видимости дорожной ситуации |
Установка сигнальных вех, нанесение световозвращающей разметки, устройство вертикальной разметки |
Формирование снежных отложений в зоне дороги и искусственных сооружений |
Снижение видимости дорожной ситуации и габаритов искусственных сооружений |
Снегоборьба, переброска снега роторными снегоочистителями, вывоз снега |
Частые переходы через 0°С температуры окружающего воздуха |
Изменение режима работы искусственных сооружений, основания |
Закрытие входных и выходных отверстий труб, ограничение нагрузок во время распутицы |
Поскольку работы по борьбе с последствиями опасных погодных явлений являются достаточно сложными и дорогостоящими в последнее время широко применяются меры предупреждения образование зимней скользкости. Использование оперативной информации дорожно-измерительных станций, метеорологических пунктов позволяет перейти на профилактику образования зимней скользкости. Так же в значительной степени упрощает работы по организации дорожного движения прогнозирование погодных явлений и планирование работ по зимнему содержанию с учетом полученного прогноза.
Еще одной эффективной мерой в составе работ по зимнему содержанию может являться определение термической характеристики участков дорог и создание термокарт. Это процедура позволит сократить объем распределяемых материалов и определить очередность обработки участков дороги ПГМ в соответствии с наибольшей подверженностью к образованию зимней скользкости.
Борьба с зимней скользкостью
Из-за большой продолжительности опасных погодных явлений, прогнозирования и профилактических работ не достаточно для борьбы с зимней скользкостью. И поэтому в комплексе работ по зимнему содержанию автомобильных дорог одно из важнейших значений имеет очистка дороги от снежных заносов и обработка покрытия противогололедными материалами.
Все мероприятия по борьбе с зимней скользкостью можно разделить на три группы по их целевой направленности:
Снегоочистка должна быть организована таким образом, чтобы в максимальной степени обеспечивать бесперебойный и безопасный проезд транспортных средств и свести к минимуму объем снегоуборочных работ.
Для предупреждения образования снежного наката необходимо проводить в период снегопада обработку дорожного покрытия химическими материалами или их смесью с песком. После обработки снега противогололедными материалами необходимо произвести выдержку, т.е. дать сработать химическим материалам.
В практике зимнего содержания автомобильных дорог для борьбы с зимней скользкостью применяют фрикционный, химический, физико-химический и другие комбинированные методы.
Одним из наиболее эффективных методов борьбы с зимней скользкостью является профилактическая обработка покрытия противогололедными материалами. Для этой цели используют хлориды кальция, натрия и магния, как правило, в жидком виде.