Комплексная схема
организации дорожного движения
(КСОД) представляет собой совокупность
инженерно-планировочных и организационно-регулировочных
мероприятий, позволяющих оптимальным
образом распределять транспортные
потоки по магистралям города. Институт
системотехники один из первых в России
начал осуществлять разработку и
внедрение в различных регионах
России КСОД. Первую КСОД Институт разработал
для Екатеринбурга. Сегодня уже более
двадцати городов России, в том числе такие,
как Нижневартовск, Ижевск, Новоуральск,
Урай, Нефтеюганск, Ангарск, Сургут, Салехард,
Мегион, Губкинский, используют КСОД, разработанные
Институтом, в качестве долговременных
программ развития транспортного комплекса.
Комплексная
схема организации дорожного
движения охватывает полный комплекс
мероприятий по совершенствованию
и обеспечению безопасности дорожного
движения на УДС, в том числе:
- разработка программных средств создания транспортных моделей городов;
- определение мероприятий по развитию УДС и оптимальному распределению транспорта по УДС на базе транспортных моделей города и на основе анализа загрузки УДС и причин возникновения очагов ДТП;
- обоснование целесообразности введения светофорного регулирования на основных пересечениях и необходимости модернизации существующих светофорных объектов;
- обоснование необходимости модернизации и развития автоматизированной системы управления дорожным движением;
- обоснование разработки системы информационного обеспечения водителей об условиях движения (дислокация дорожных знаков, разметки и ограждений, организация и обустройство стоянок, остановочных пунктов, подъездов и др. объектов, схема маршрутного ориентирования);
- разработка мероприятий по снижению уровня аварийности;
- разработка предложений по улучшению работы городского пассажирского транспорта, определение оптимальной численности маршрутных такси;
- разработка мероприятий по оптимизации скоростных режимов движения и уменьшения отрицательного воздействия транспорта на окружающую среду и др.
Разработка
КСОД осуществляется на основе:
- комплексного обследования дорожно-транспортной ситуации, транспортных и пешеходных потоков;
- анализа существующей системы организации дорожного движения (ОДД) и условий проезда по магистралям, в том числе "узких мест" на УДС города, характерными признаками которых являются: заторовые ситуации, большие транспортные задержки, высокие показатели загрязнения воздушного бассейна выхлопными газами;
- анализа ДТП.
В качестве
основных критериев оптимизации
дорожного движения при создании
КСОД принимаются следующие:
- транспортная работа;
- время нахождения на УДС;
- скорость движения;
- выбросы с выхлопными газами загрязняющих веществ в атмосферу.
Внедрение
мероприятий по организации движения
транспорта и пешеходов, предложенных
в результате разработки КСОД, способно
обеспечить:
- оптимальное распределение транспорта по УДС (в т.ч. определение рациональной схемы маршрутов городского пассажирского, грузового и транзитного транспорта, одностороннего движения) с учетом развития УДС;
- реализация рекомендаций по развитию и реконструкции УДС с определением приоритетности их реализации;
- повышение пропускной способности магистралей;
- определение целесообразности модернизации и внедрения ТСРД;
- снижение тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в местах их концентрации, связанных с существующими недостатками организации дорожного движения;
- обоснование скоростных режимов движения;
- уменьшение отрицательного воздействия транспорта на окружающую среду.
В процессе разработки КСОД осуществляется
построение экономически целесообразного
плана развития УДС и организации
дорожного движения (ОДД) в рамках
общей концепции генплана города
и с учетом реальных возможностей
его реализации.
Материалы КСОД могут
быть использованы при планировании,
реконструкции и развитии УДС, развитии
линий пассажирского транспорта,
внедрении ТСРД службами строительно-монтажных
управлений (СМЭУ), департамента транспорта,
управлений архитектуры и градостроительства.
Предлагаемые в рамках КСОД мероприятия
ценны тем, что из всего их комплекса
можно выбрать те, которые в
наибольшей степени помогут решить
актуальные на сегодняшний день проблемы.
Они могут стать основой для
составления контрольно-наблюдательных
дел на дороги и улицы, необходимых
для анализа состояния безопасности
дорожного движения в соответствии
с Приказом МВД РФ от 8 июня 1999г. №410
"О совершенствовании нормативно-правового
регулирования деятельности службы
дорожной инспекции и организации
движения ГИБДД МВД РФ".
Разработка КСОД
для Екатеринбурга, Салехарда, Сургута,
Пыть-Яха, Ангарска, Мегиона и других городов.
позволила провести внедрение и модернизацию
светофорных объектов в этих городах по
обоснованной программе внедрения технических
средств регулирования дорожного движения.
Так в городе Сургуте модернизировано
более 25 существующих светофорных объектов
и построено более 10 новых, разработанных
с учетом реконструкции улиц 30 лет Победы
и Мира по рекомендациям КСОД. В городе
Пыть-Яхе построено 10 новых светофорных
объектов с выполнением полной дислокации
всех средств организации дорожного движения
согласно рекомендациями КСОД (дорожная
разметка, дорожные знаки).
Ориентировочная стоимость
разработки КСОД составляет 400-3000 тыс.
руб. в зависимости от численности
населения города и протяженности
УДС. Сроки проектирования КСОД составляют
3-12 месяцев в зависимости от задач
и размера объекта внедрения
КСОД в один или несколько этапов.
Главная страница > Транспорт > Проекты > "Стратегический проект «Комплексная
схема организации дорожного движения»
(КСОД)"
Проекты
Ответственный
за информацию на странице: Комитет по транспорту, организации
дорожного движения и развитию улично-дорожной
сети
Стратегический проект «Комплексная
схема организации дорожного
движения» (КСОД)
Становление и развитие рыночных
отношений в Российской Федерации
сопровождается повышением уровня автомобилизации.
Интенсивный рост парка легковых
транспортных средств, находящихся
в пользовании граждан, начался
в 1990-е годы и стабильно продолжается.
В Екатеринбурге к настоящему
времени количество легковых автомобилей
по сравнению с 1990 годом выросло
более чем в 3 раза и достигло уровня
около 300 легковых машин на 1000 жителей.
Переход от одного уровня автомобилизации
к другому подразумевает не только количественные,
но и качественные изменения в сообществе.
По-казатель насыщенности легковым транспортом
в России, особенно в крупных городах,
стремительно приближается к показателю
развитых стран.
Одновременно с ростом количества легковых
автомобилей происходит увеличение интенсивности
их использования, особенно для трудовых
и деловых поездок. Улично-дорожная сеть
города оказалась не в состоянии обеспечить
пропуск возросших транспортных потоков.
С учетом достигнутого уровня автомобилизации,
УДС перегружена более чем в 2 раза, наиболее
критическими участками являются перекрестки.
Показателем этого является снижение
скорости сообщения как на автомобильном,
так и на общественном транспорте, регулярные
заторы на городских перекрестках (на
70 из 320 регулируемых перекрестков).
Проблема - Существующие улично-дорожная
и транспортная сети города не удовлетворяют
спрос на поездки и перевозки грузов, постоянно
возрастающий в условиях автомобилизации.
Результат решения проблемы
- повышение производительности существующей
УДС за счет специализации связей
в ее составе и повышения однородности
транспортных потоков; повышение привлекательности
общественного транспорта для сдерживания
оттока его пользователей на личные
легковые автомобили.
Формулировка цели - повышение производительности улично-дорожной
сети города в условиях продолжающейся
автомобилизации для удовлетворения транспортных
потребностей города с минимальными издержками
и максимальной безопасностью (снижение
аварийности и негатив-ного воздействия
на окружающую среду и здоровье населения).
Задачи проекта
Задача |
Результат |
Показатель* |
Количество |
1. Оптимизация объемов дорожного
движения путем рационального землепользования
и размещения объектов массового посещения. |
Минимизации объема дорожного
движения вследствие рационального
размещения объектов массового посещения
Предотвращение перегруженности
отдельных участков УДС |
Прирост интенсивности движения
в «контрольных точках», % к текущему
значению |
120% |
2.Специализация улиц и
дорог по функциональному назначению
(магистральные, собирающие, местные)
и создание инфраструктуры для
движения мотороллеров и велосипедов. |
Повышение производительности
улично-дорожной сети за счет формирования
однородных транспортных потоков |
Скорость сообщения по
магистральной сети между пунктами
отправления и назначения, км/ч |
35км/ч |
3. Сбалансированное «поощрение»
использования общественного пассажирского
транспорта и «притеснение» использования
легкового транспорта, а также развитие
легкого транспорта как альтернативы
легковому и общественному транспорту. |
Поддержание максимально
высокой роли общественного транспорта
в удовлетворении транспортных потребностей
населения за счет повышения его конкурентоспособности
для предотвращения оттока пользователей
на личный легковой транспорт. |
1.Доля поездок
на
общественном транспорте,
не менее %
2.Доля поездок на индивидуальных
автомобилях, не более %
3.Доля сетевых перемещений
на легком транспорте
4.Уровень автомобилизации,
легк.авт./1000 жит.
5. % обособленного трамвайного
пути |
65%
25%
10%
370
70% |
4.Совершенствование методов
управления дорожным движением |
Улучшение плавности
движения транспортных потоков |
1.Скорость сообщения на
регулируемой УДС, км/час
2.Количество циклов регулирования,
за которое транспортное средство преодолевает
перекресток |
25 км/час
1-2 |
5. Перераспределение объемов
дорожного движения при помощи
дорожных пошлин. |
Уменьшение интенсивности
движения в «пиковые» периоды
до величины, не превышающей пропускную
способность УДС |
Отношение интенсивности
движения в пиковые периоды к
интенсивности движения в межпиковый
период (на въездах в центр города) |
1,3 |
6. Повышение безопасности
дорожного движения |
Снижение количества дорожно-транспортных
происшествий (ДТП) с пострадавшими |
Количество ДТП
с пострадавшими,
в % к текущему значению |
75% |
|