Организация бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 15:04, реферат

Описание работы

Эффективность работы бухгалтерии во многом определяется тем, насколько рационально созданы рабочие места и распределены обязанности между исполнителями. Для успешного руководства бухгалтерским учетом необходимо знать основные права и обязанности главного бухгалтера и других работников бухгалтерии. Из этой главы читатель сможет узнать:

Из каких возможных организационных структур может быть сделан выбор при организации бухгалтерского учета; за что отвечает главный бухгалтер;

какое дополнительное условие необходимо выполнить, чтобы принять на работу кассира;

с какими структурными подразделениями должен быть согласован график документооборота;

что включает и зачем создается система внутреннего контроля в организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Организационная структура в организации 4

Права и обязанности должностных лиц 9

Система внутреннего контроля в организации 18

Список используемой литературы 23

Работа содержит 1 файл

бух учет.docx

— 48.88 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ 

Томский политехнический  университет 

Инженерно-экономический  факультет  

Специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат 

       «ОРГАНИЗАЦИЯ  БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА» 
 
 
 
 
 
 

Студент IV курса,

группы 3-3571  ______________  Лилик Анна Николаевна

                             (подпись) 

Руководитель 

(ассистент)             ______________   Лазарчук Е.В.

                             (дата, подпись) 
 
 
 
 
 
 

Томск – 2010 

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Организационная структура в организации 4

Права и обязанности  должностных лиц 9

Система внутреннего  контроля в организации 18

Список используемой литературы 23 

ВВЕДЕНИЕ

       Эффективность работы бухгалтерии во многом определяется тем, насколько рационально созданы  рабочие места и распределены обязанности между исполнителями. Для успешного руководства бухгалтерским учетом необходимо знать основные права и обязанности главного бухгалтера и других работников бухгалтерии. Из этой главы читатель сможет узнать:

       Из каких возможных организационных структур может быть сделан выбор при организации бухгалтерского учета; за что отвечает главный бухгалтер;

       какое дополнительное условие необходимо выполнить, чтобы принять на работу кассира;

       с какими структурными подразделениями  должен быть согласован график документооборота;

       что включает и зачем создается система  внутреннего контроля в организации.

 

       ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА

       БУХГАЛТЕРСКОЙ СЛУЖБЫ В ОРГАНИЗАЦИИ

       В соответствии со статьей 6 Закона о  бухгалтерском учете, руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:

       а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

       б) ввести в штат должность бухгалтера;

       в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

       г) вести бухгалтерский учет лично.

       Обращу  внимание на то, что пунктом 7 Положения  по ведению бухгалтерского учета  рекомендованы решения, предусмотренные  в подпунктах «б», «в» и «г», применять  в организациях, относящихся по законодательству Российской Федерации к субъектам  мало; предпринимательства.

       Таким образом, для организаций, не относящихся  к малым, выбор практически отсутствует. Это отнюдь не означает, что отсутствуй право выбора, но реально вряд ли возможно вести учет силами одного человека (руководителя или бухгалтера) на более или менее крупных предприятиях.

       Разумеется, об организационной структуре бухгалтерской службы речь может идти только в случае, предусмотренном подпунктом «а» статьи 6. Закона о бухгалтерском учете, — когда в организации создается специализированное структурное подразделение. 

       Количество  работников бухгалтерии и число рабочих мест определяется размером организации, количеством одновременно осуществляемых видов предпринимательской деятельности и объемом бухгалтерской информации по каждому направлению. 

       В организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность по выпуску продукции, выполнению работ или оказанию услуг или занимающейся торговой деятельностью, бухгалтерская служба, как минимум, должна выполнять следующие операции:

  • кассовые;
  • расчеты с работниками по оплате труда;
  • учет материально-производственных запасов
  • расчеты с поставщиками и подрядчиками;
  • расчеты с покупателями и заказчиками;
  • расчеты с бюджетом по налогам и сборам;
  • учет производственных затрат или издержек обращения (в торговых организациях).

       В том случае, когда объем работ  на перечисленных участках значительный, вместо одного рабочего места создается  группа из двух и более работников. 

        Структуру бухгалтерской  службы можно представить  в виде схемы.

              

       

         

       

         
 
 

       Если  организация осуществляет салютные операции, целесообразно организовать отдельное рабочее место (или группу), которая занимается исключительно этими операциями. При этом следует иметь в виду, что для проведения операций с наличной валютой обособленная касса создаваться не может: все операции с наличными деньгами (независимо от валюты расчетов) должны производиться в одной кассе.

       В некоторых крупных организациях (например, в торговых холдингах) в штат бухгалтерии вводится должность бухгалтера-ревизора, который подчиняется непосредственно главному бухгалтеру. Если ' объем ревизионной работы значителен, то создают соответствующую группу. В этом случае взаимодействие бухгалтеров-ревизоров с главным бухгалтером осуществляется через руководителя группы.

       Группа  для формирования отчетности (включая  статистическую и налоговую), как  правило, не создается, поскольку практически  не может работать постоянно, работает только в периоды подготовки годовой и  промежуточной отчетности. В крупных организациях практикуются разработка и утверждение внутреннего распорядительного документа, где определяют объем работ по подготовке отчетных данных, сроки выполнения работ и ответственного за выполнение по каждому рабочему месту или группе бухгалтерских работников.

       При необходимости (большом объеме работ) в штат бухгалтерии может вводиться  должность заместителя главного бухгалтера, через которого осуществляется взаимодействие главного бухгалтера с. работниками и группами. Непосредственное руководство кассиром и бухгалтером-ревизором  заместитель главного бухгалтера может  осуществлять только в периоды отсутствия главного бухгалтера (т.е. тогда, когда он официально исполняет обязанности главного бухгалтера и несет ответственность за принятые решения в соответствии с действующим законодательством).

       Функции, выполняемые бухгалтерскими службами, прямо вытекают из задач бухгалтерского учета, определенных Законом о бухгалтерском учете. Исходя из этих задач можно выделить следующие основные функции бухгалтерской службы организации:

  • ведение бухгалтерского учета в соответствии с требованиями действующего законодательства и других нормативных актов для формирования полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности;
  • организация документооборота и обмена данными бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности с целью обеспечения информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства при осуществлении организацией хозяйственных операций, их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными норм ми, нормативами и сметами;
  • осуществление предварительного контроля за соответствием заключаемых договоров действующему законодательству, последующего контроля за правильностью оформления хозяйственны операций и первичных бухгалтерских документов с целью предотвращения отрицательных результатов хозяйственной деятельности;
  • оперативный и систематический анализ данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для выявления внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости. Кроме того, в обязанности бухгалтерских служб входят:
  • контроль за правильным и экономным расходованием денежны средств, материальных и трудовых ресурсов;
  • обеспечение сохранности денежных средств в процессе их получения, хранения использования; 
  • контроль за сохранностью материальных ценностей в местах их хранения и эксплуатации;
  • формирование рациональной схемы документооборота со структурными подразделениями организации, выделенными на обособленный, баланс;
  • начисление и выплата в установленные сроки заработной платы работникам, проведение расчетов с работниками по иным основаниям;
  • своевременное проведение расчетов, возникающих в процессе осуществления предпринимательской деятельности;
  • своевременное проведение расчетов с налоговыми органами; участие в инвентаризации имущества и финансовых обязательств, своевременное и правильное определение результатов инвентаризации и отражение их в учете;
  • проведение инструктажа материально ответственных лиц по вопросам учета и сохранности ценностей, находящихся на ответственном хранении;
  • составление и представление в установленном порядке и в предусмотренные сроки бухгалтерской и налоговой отчетности;
  • ведение массива нормативных и других документов по вопросам учета и отчетности, относящихся к компетенции бухгалтерских служб;
  • хранение документов (первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетности и расчетов к ним и т.п. как на бумажных, так и на машинных носителях информации) в соответствии с правилами организации государственного архивного дела.

 

           ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ  ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ  БУХГАЛТЕРСКОЙ СЛУЖБЫ

       Основные  права и обязанности главного бухгалтера определены отдельной статьей «Закона о бухгалтерском учете». Главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации.

       Главный бухгалтер подчиняется непосредственно  руководителю организации и несет  ответственность за формирование учетной  политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

       Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества  и выполнением обязательств.

       Требования  главного бухгалтера по документальному  оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации.

       Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

       В случае разногласий между руководителем  организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.

       Кроме того, главный бухгалтер обязан:

  • формировать в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику, исходя из структуры и особенностей деятельности предприятия, необходимости обеспечения его финансовой устойчивости;
  • организовать разработку форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы; разработку форм документов внутренней бухгалтерской отчетности; а также обеспечить порядок проведения инвентаризаций, контроль за проведением хозяйственных операций, соблюдением технологии, обработки бухгалтерской информации и порядка документооборота;
  • обеспечить рациональную организацию бухгалтерского учета и отчетности на предприятии и в его подразделениях на основе максимальной централизации учетно-вычислительных работ и применения современных технических средств и информационных технологий, прогрессивных форм и методов учета и контроля, формирование и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской информации о деятельности предприятия, его имущественном положении, доходах и расходах; а также разработку и осуществление мероприятий, направленных на укрепление финансовой дисциплины;
  • организовать учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением, учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения работ (услуг), результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, а также финансовых, расчетных и кредитных операций;
  • обеспечить законность, своевременность и правильность оформления документов; составление экономически обоснованных отчетных калькуляций себестоимости продукции, выполняемых работ (услуг); расчеты по заработной плате, правильное начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, платежей в банковские учреждения, средств на финансирование капитальных вложений, погашение в установленные сроки задолженностей банкам по ссудам, а также отчисление средств на материальное стимулирование работников предприятия;
  • осуществлять контроль за соблюдением порядка оформления первичных и бухгалтерских документов, расчетов и платежных обязательств, расходования фонда заработной платы, за установлением должностных окладов работникам предприятия, проведением инвентаризаций основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, проверок организации бухгалтерского учета и отчетности, а также документальных ревизий в подразделениях предприятия;
  • принимать участие в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности для выявления внутрихозяйственных резервов, устранения потерь и непроизводительных затрат;
  • принимать меры по предупреждению недостач, незаконного расходования денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушений финансового и хозяйственного законодательства;
  • принимать меры по накоплению финансовых средств для обеспечения финансовой устойчивости предприятия;
  • обеспечить разработку и внедрение рациональной плановой и учетной документации, прогрессивных форм и методов ведения бухгалтерского учета на основе применения современных средств вычислительной техники;
  • обеспечить своевременное и точное составление бухгалтерской отчетности;
  • оказывать методическую помощь работникам подразделений предприятия по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и экономического анализа; при необходимости — организовать систему повышения квалификации без отрыва от производства.

Информация о работе Организация бухгалтерского учета