Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 20:37, реферат
Общие принципы организации управленческого учета затрат на производство.
Предпосылки организации учета издержек производства.
Сущность управленческого учета издержек производства и используемые в нем экономические понятия.
Принципы организации учета затрат.
Расходы, затраты и издержки, формирующие себестоимость продукции. Поведение затрат и их классификация.
1.
Общие
принципы организации
управленческого
учета затрат на производство
Тезисы
Какие существуют теоретические проблемы формирования состава издержек производства? Каковы предпосылки организации учета издержек производства? Что такое управленческий учет издержек производства? В чем состоит отличие издержек от расходов и затрат? Каковы основные принципы организации учета затрат? Как можно классифицировать затраты? Какие существуют методы распределения затрат? Что собой представляет компьютеризация управления затратами?
Высшее образование в МИЭМП по специальности «Юриспруденция» дистанционно: 10900 руб. в семестр
1.1.
Проблемы формирования
издержек производства в социально-ориентированной
рыночной экономике
Категория «издержки
производства» как объект бухгалтерского
учета в современной экономике не может
изучаться и развиваться в отрыве от реальных
экономических процессов, без тщательного
анализа исходных экономико-правовых
условий для первоначальной организации
производства продукции и дуалистических
целевых функций, которые предприниматель
(собственник) выполняет при рыночных
товарно-денежных отношениях. Так, с одной
стороны, предприниматель организует
рабочие места с целью создания социально
и экономически значимого производства
и использует для этого рынки труда и капитала,
с другой стороны, он выполняет финансово-правовую
функцию, состоящую в осуществлении с
помощью наемного персонала товарно-денежных
отношений.
Актуальность
рассмотрения логической и экономической
сущности указанных экономических
категорий в качестве посылки для формирования
важнейших основ построения современных
систем управленческого учета, в том числе
управленческого учета издержек производства,
состоит в необходимости решения теоретических
и практических задач его развития в условиях
функционирования социально-ориентированной
рыночной экономики.
Степень развитости
в обществе финансово-правовых отношений,
включая и рентные отношения,
определяет состав издержек производства
по видам с позиций их полного
охвата управленческим учетом. Естественно,
при отсутствии экономических механизмов
реализации рентных отношений последние
не могут выступать в качестве издержкообразующего
фактора, на отечественных предприятиях
они не являются объектом управленческого
учета.
Одновременно
отсутствие механизмов периодической
индексации издержек производства не
позволяет получать данные об их величине
по ликвидной (воспроизводственной) стоимости.
В этой связи
сужение состава издержек производства
сокращает полноту охвата управленческим
учетом хозяйственных операций. В этом
случае управленческий учет дает неполную
фактическую информацию об издержках
производства, что не позволяет рассчитывать
реальную стоимость производства продукции
в условиях рыночной экономики.
При организации
учета затрат следует исходить из
того положения, что финансово-производственная
деятельность в коммерческих целях осуществляется
с помощью экономико-правового регулирования.
При этом в условиях рыночных товарно-денежных
отношений обеспечивается паритетность
между всеми участниками таких отношений,
и, прежде всего, между производителями-поставщиками
и покупателями-потребителями.
Учет издержек
производства как функция бухгалтерского
учета охватывает три автономных
в хозяйственном процессе цикла
кругооборота реального и номинального
имущества:
1) цикл материально-технического
и трудового обеспечения;
2) цикл производства
продукции;
3) цикл ее
продажи.
Эти циклы, имеющие
определенные объемы денежных и материальных
потоков, находятся по времени протекания
в четких последовательных связях между
собой.
Важнейшим циклом
кругооборота средств является процесс
производства продукции, в котором
создаются новые потребительные
стоимости. Для эффективного ведения
производства необходимо осуществлять
постоянный и оперативный контроль
за формированием издержек производства
в определенном аналитическом разрезе
и калькулировать себестоимость единицы
продукции за отчетный период. Эти процедуры
осуществляются с помощью управленческого
учета издержек производства, являющегося
одной из основных подсистем управленческого
учета и функционирующего в рамках бухгалтерской
информации на предприятии.
Информация, полученная
с помощью управленческого
Денежно-материальные
потоки сначала формируются в
цикле материально-технического и
трудового обеспечения
В рамках этих циклов
производится классификация затрат
предприятия и издержек производства
по видам и местам их возникновения,
а также в зависимости от цели осуществления
товарно-денежных отношений в пределах
каждого из названных циклов. Следовательно,
для организации учета издержек производства
особенно важен аналитический аспект
формирования учетных данных, поскольку
они охватывают как количественно-качественные,
так и стоимостные характеристики фактически
совершаемых хозяйственных операций в
указанных циклах.
Сопоставимость
учетных данных во времени в условиях
инфляции или дефляции достигается
посредством разработки методики проведения
индексации исторической стоимости фактических
затрат предприятия на приобретение и
производственное потребление материально-технических
ресурсов. Затраты предприятия на трудовые
ресурсы определяются на основании сложившегося
уровня различных видов оплаты труда и
социальных гарантий, определяемых как
рыночными условиями, так и законодательными
актами. Следовательно, уровень трудовых
издержек производства зависит от размера
заработной платы работников, занятых
в процессах производства продукции, выполнения
работ и оказания услуг, и отчислений от
нее. Обеспечение сопоставимости расходов,
осуществленных в различные отчетные
периоды, позволяет вести управленческий
учет методом накапливания учетных данных.
Антикризисные
меры опосредованно через механизм рыночных
товарно-денежных отношений влияют на
формирование состава и величины издержек
производства.
Обобщение теории
и практики антикризисных мер
развития экономики позволяет
1) осуществление
кадастровой стоимостной оценки природных
ресурсов;
2) организацию
доступа на рынки сбыта
3) постепенное
отделение функции
4) обеспечение
принципов квотирования объемов продажи
продукции на рынках сбыта для отдельных
производителей на основе антимонопольного
законодательства, а также широкое использование
во внутренней и международной торговле
товарами картельных соглашений по ценам;
5) разработку механизмов
обеспечения реального, а не номинального
сохранения капитала в обороте.
На протяжении
всего периода осуществления
рыночных реформ в Российской Федерации
в законодательном порядке не
индексируются авансированные в
хозяйственную деятельность расходы,
что в условиях инфляции снижает эффективность
предпринимательской деятельности.
Таким образом,
соблюдение принципа «реального, а
не номинального сохранения капитала»
в производстве или коммерческом
обороте, особенно в условиях инфляции,
является одним из основных финансово-экономических
условий стабильного развития рыночной
экономики. Только достоверная и оперативная
учетная информация о затратах предприятия,
издержках производства и обращения, а
также себестоимости продукции позволяет
посредством ведения управленческого
учета вложенных в сферу производства
ресурсов оценить собственнику «объективную
величину и эффективность использования
капитала, авансируемого в хозяйственный
оборот».
Действующие в
отечественной практике ограничения
по составу издержек производства,
включаемых в себестоимость продукции,
в целом ряде случаев не позволяют обеспечить
безусловную возмещаемость авансированных
средств в издержки производства, под
которыми понимается историческая проиндексированная
стоимость потребленных в производстве
ресурсов.
Основные проблемные
направления формирования состава
издержек производства:
1) амортизационные
отчисления;
2) включение
в состав нематериальных
3) амортизация
долгосрочных финансовых
4) включение в себестоимость
налога на имущество;
5) включение
в себестоимость косвенных
Имеются и другие,
весьма существенные проблемы качественного
улучшения состава издержек производства,
включаемых в себестоимость продукции,
исходя из требований рыночной экономики,
в том числе установление в качестве издержек
производства различного рода госпошлин
и сборов, уплачиваемых предприятиями
за получение разнообразных прав и разрешений,
включая плату за право заключения договора
аренды земельных участков, используемых
под строительство, обустройство для разработки
недр и т.п.
Общий анализ состава издержек производства показывает, что их структура не дает возможности выявить в полной мере величину капитала, прямо или косвенно участвующего в хозяйственном обороте предприятия, в том числе величину средств, действительно авансированных собственниками в сферу производства.
1.2.
Предпосылки организации
учета издержек производства
Теоретически
обоснованная платформа по переходу
к социально-ориентированной
Основными предпосылками
организации ведения учета
несоблюдение
законодательства по защите реально
авансированного капитала собственника;
отсутствие независимого
экспертного метрологического вневедомственного
контроля за соблюдением производителями
параметров потребительских свойств выпускаемой
ими продукции.
Внешние правовые
положения при организации
Особо важным при
этом является создание корректных экономико-правовых
предпосылок ведения учета, так как
во все исторически обозримые времена
он велся, прежде всего, в интересах собственника,
права которого на объект собственности
государство защищало законодательно.
Таким образом,
авансируемые в производственно-финансовую
деятельность капиталы должны быть защищены
законами как от необоснованных и незаконных
требований со стороны различных кредиторов,
так и самого государства в лице его налоговых
и других проверяющих органов.
Положения такого
законодательства должны предусматривать
в качестве важнейшего экономико-правового
условия соблюдение принципа реального,
а не номинального сохранения капитала
в производстве и коммерческом обороте,
что в основном декларировано в Гражданском
кодексе Российской Федерации. Однако
до сих пор не разработан и не подтвержден
законодательно практический механизм
реального сохранения этого капитала,
особенно в условиях инфляции.
При этом законодательно
должны быть сформулированы, прежде всего,
нормы финансово-правовой ответственности
исполнительных и других органов
государственной власти перед всеми другими
участниками экономических отношений.