Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 06:04, дипломная работа
Целью исследования является изучение темы «Производство по гражданским делам у мирового судьи» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу «Производство по гражданским делам у мирового судьи»;
2. Сказать об актуальности проблемы «Производство по гражданским делам у мирового судьи» в современных условиях;
3. Охарактеризовать институт мировых судей и его создание в Российской Федерации.
4. Изучить и проанализировать подсудность гражданских дел мировым судьям.
5. Изучить и проанализировать процессуальный порядок рассмотрения и разрешения дел.
6. Изучить и проанализировать процесс обжалования актов мировых судей.
7. Провести анализ и современное состояние проблем в мировой юстиции.
8. Изучить и исследовать направления совершенствования порядка рассмотрения гражданских дел мировыми судьями
Предпосылки необходимости создания мировой юстиции возникли в связи с развитием в стране демократии, рыночных отношений, возникновением социальных проблем в условиях «молодого» российского законодательства. Всё это порождало много споров и конфликтов и требовало быстрого цивилизованного разрешения возросшего количества споров. Следует отметить, что с начала судебной реформы районные (городские) суды были перегружены уголовными, административными, а особенно гражданскими делами. По данным судебной статистики за 1998 год, нагрузка судей районных (городских) судов составляла 55 дел и материалов в месяц. Большие нагрузки негативно влияли на сроки и качество рассмотрения дел.
Сразу после принятия Федерального
закона «О мировых судьях в Российской
Федерации» от 17 декабря 1998 г. Управлением
совместно с областным судом
была начата работа по расчету необходимой
численности мировых судей и
подготовке проекта закона области
«О порядке назначения и деятельности
мировых судей Челябинской
Расчет необходимого числа должностей мировых судей в городах и районах области производился не только исходя из требований Федерального закона – численности населения на одном судебном участке от 15 до 30 тысяч, но и предположительной нагрузки мировых судей, которая высчитывалась с учетом категорий дел, отнесённых к подсудности мировых судей.
Однако эти предложения
не были поддержаны на федеральном
уровне, и в расчет была принята
только численность населения (22.5 тысячи
на 1 судебный участок), поэтому Федеральным
законом «Об общем числе
Разработанные областные
законопроекты были обсуждены на
коллегии при Губернаторе области,
на которой главными вопросами были
объемы финансировании, количество должностей
аппарата мировых судей и орган,
который возьмет на себя обязанности
по организационному обеспечению деятельности
мировых судей. В результате обсуждения
было принято решение о
По предложению областного суда, согласованному с Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, организационное обеспечение деятельности мировых судей было взято на себя Управлением как единственным в области органом, профессионально осуществляющем организационное обеспечение деятельности судов. Но поскольку Федеральным законом «О мировых судьях в РФ» на Управление возлагалось только финансирование зарплаты и социальных гарантий мировых судей, то между Губернатором и Управлением было заключено Соглашение о делегировании функций по обеспечению деятельности мировых судей в полном объеме с созданием при Управлении отдельной структуры, финансируемой из областного бюджета.
Важным вопросом при подготовке
законопроекта стали разработка
принципов определения и
Создание судебных участков и их распределение по городам и районам области (с учетом численности населения и предполагаемой нагрузки мировых судей) осуществлялось законом области, а определение границ судебных участков и их номера производилось решениями глав муниципальных образований, принятыми на основе предложений Управления, согласованных с председателем областного суда. Это позволило оптимизировать и ускорить процедуру «нарезки» судебных участков, а следовательно и начало работы мировых судей.
Параллельно с законотворческим
процессом Управлением
Законы области «О создании судебных участков и должностей мировых судей» и «О порядке назначения и деятельности мировых судей Челябинской области» были приняты Законодательным собранием области 31 августа 2000 года, а первое назначение 34 мировых судей состоялось 28 сентября того же года. Активная подготовительная работа позволила до конца 2000 года назначить на должности 74 мировых судьи, а в 2001 году завершить комплектование мировых судей и их аппарата.[15]
За пять лет работы мировых
судей Челябинской области
Более того, за 5 лет уже 70 мировых судей назначены на должности федеральных, а с сентября 2004 года началось назначение мировых судей на второй, уже пятилетний, срок полномочий, переназначено 65 мировых судей. Таким образом, мировая юстиция области не только полностью сформировалась, заняла свое место в судебной системе, приобрела опыт работы, но и стала надежным резервом для районных судов. [16]
1.2 Сущность института мирового судьи в РФ, его цели и задачи
Издавна предпринимались
попытки определить сущность мирового
судьи. К сожалению, смысл термина
«мировой судья» до сих пор непонятен
многим гражданам, особенно тем, кто
не имеет отношения к
Чаще всего эти термины
употребляются как синонимы, хотя
и имеют свои индивидуальные смысловые
оттенки. Так, например, в Англии термин
magistrate противопоставляется термину
justice как, соответственно, платный мировой
судья – мировому судье, выполняющему
свои обязанности без
В действующем законодательстве
сформулировано определение термина
«мировой судья»: мировые судьи в
Российской Федерации являются судьями
общей юрисдикции субъектов Российской
Федерации и входят в единую судебную
систему Российской Федерации. Полномочия,
порядок деятельности мировых судей
и порядок создания должностей мировых
судей устанавливаются
По мнению В.В. Дорошкова
данная характеристика мирового судьи
имеет двойственный характер. С одной
стороны, он является судьей общей юрисдикции
субъекта Федерации, его введение зависит
от содержания регионального
В связи с этим возникают
следующие резонные вопросы. А кто
же такой современный мировой
судья в России? Чем он отличается
от мировых судов и мировых
судей, существующих в иных государствах?
Почему в состав судебной системы
включены мировые судьи, а не мировые
суды? Представляется, что для ответа
на такие непростые вопросы
В юридической литературе
под мировым судьей принято понимать
физическое (должностное) лицо, принадлежащее
к корпусу мировых учреждений,
осуществляющее правосудие и иную деятельность,
которое избирается или назначается
центральными или местными органами
государственной власти, единолично
рассматривает дела в мировом
суде и способствует установлению мирных
отношений между спорящими
Таким образом, при определении
учеными сущности института мирового
судьи отмечаются характеризующие
его организационные и
Результаты исследования российского законодательства позволяют обозначить следующие доминирующие признаки мирового судьи.
1. Мировой судья является
носителем судебной власти. Он
наделяется полномочиями
2. Мировой судья – судья
общей юрисдикции, т.е. относится
к судьям, которые рассматривают
и разрешают дела в порядке
гражданского, уголовного и
3. Мировые судьи одновременно признаются судьями субъектов Федерации и судами субъектов Федерации.
В юридической литературе справедливо обращалось внимание на то, что в одном случае законодатель под мировым судьей подразумевает физическое лицо, обладающее определенным статусом (ч. 1 ст. 1 Закона «О мировых судьях в Российской Федерации»), в другом – звено судебной системы (ч. 4 ст. 4 Закона «О судебной системе Российской Федерации»).[21]
4. Мировые судьи провозглашаются элементом (звеном) единой судебной системы Российской Федерации.
5. Мировой судья является
должностным лицом, наделенным
полномочиями осуществлять
Вместе с тем «суд» в русском языке толкуется весьма расширительно, включая в себя не только полномочие, но и учреждение одновременно.
В одном из решений Верховного Суда РФ по гражданскому делу отмечалось, что мировой судья и его аппарат не являются юридическим лицом, казенным предприятием либо учреждением, а поэтому им не может быть передано имущество на праве оперативного управления.[22]
Как и любой субъект
процессуальных правоотношений, мировой
судья характеризуется своими отличительными
признаками, в которых выражается
его сущность. Многие из этих признаков
организации и деятельности мирового
судьи отражены не только в законах
«О судебной системе Российской Федерации»
и «О мировых судьях в Российской
Федерации», но и в процессуальном
законодательстве (УПК РФ, ГПК РФ,
КоАП РФ). Выделяя общие и частные
признаки, затрагивающие вопросы
судоустройства и судопроизводства,
можно составить следующий
1)
выполнение только судебных
2)
профессионализм (наличие
3) статус местного (локального) суда субъекта Федерации;
4)
особый, более демократичный порядок
наделения властными
5) небольшие сроки осуществления своих полномочий (сменяемость);
6)
специальная ограниченная
7)
осуществление
8)
склонение сторон к примирению,
ликвидации конфликта как
9)
использование отдельных
Информация о работе Производство по гражданским делам у мирового судьи