Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 06:04, дипломная работа
Целью исследования является изучение темы «Производство по гражданским делам у мирового судьи» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу «Производство по гражданским делам у мирового судьи»;
2. Сказать об актуальности проблемы «Производство по гражданским делам у мирового судьи» в современных условиях;
3. Охарактеризовать институт мировых судей и его создание в Российской Федерации.
4. Изучить и проанализировать подсудность гражданских дел мировым судьям.
5. Изучить и проанализировать процессуальный порядок рассмотрения и разрешения дел.
6. Изучить и проанализировать процесс обжалования актов мировых судей.
7. Провести анализ и современное состояние проблем в мировой юстиции.
8. Изучить и исследовать направления совершенствования порядка рассмотрения гражданских дел мировыми судьями
В 1827 году граф Кочубей, в то время председатель Государственного Совета, понимая необходимость перемен, высказал мысль об учреждении в уездах «мирных судов». Затем над созданием в России мировой юстиции более двадцати лет работали различные правительственные комиссии, итогом работы которых стало принятие «Основных положений преобразования судебной части России», где, в частности, отмечалась необходимость введения выборного мирового суда, притом всесословного.
Еще при обсуждении вопроса о необходимости создания мировой юстиции в России выявились как сторонники ее введения, так и противники. Министр юстиции В.Н. Панин, например, считал ее учреждение неприемлемым для России.
Защитником же мировой
юстиции, обосновывающим ее необходимость,
был представитель либеральной
демократии юрист С.И. Зарудный. Его
концепции в конечном итоге и
легли в основу законодательства
о мировых судьях. По его мнению,
необходимо было отделить власть судебную
от исполнительной, ввести упрощенный
порядок рассмотрения маловажных дел,
разрешаемых мировыми судьями по
примеру западных государств. Без
мировой юстиции как
Стоит отметить, что свою «обязанность» по примирению спорящих мировые судьи в полной мере воплощали в практической деятельности.
Необходимость создания суда,
рассматривающего маловажные дела, обосновывалась
также и тем, что в судах
наблюдалась «медлительность
Судебная реформа 1864 года упростила систему судебных органов, создав вместо множества судов, существовавших для «обслуживания» различных сословий, единые для всех сословий общегражданские суды со строго определенной компетенцией. В их число включались две группы судов: общие судебные установления и местные судебные установления. Такое разделение сразу выделяло мировые суды и подчеркивало их специфику.
Согласно Уставам мировая юстиция состояла из двух органов – единоличного мирового суда и съезда мировых судей, кроме того, мировые судьи подразделялись на участковых и почетных. Должность мирового судьи считалась общественной службой и состояла в высоком пятом классе.
Участковый мировой судья должен был отправлять юстицию в своем участке, а это означало, что ему подсудны: только дела этого участка и правосудие он может отправлять только в его пределах. Первоначальное распределение участков производилось общим собранием судей при первичном избрании мирового судьи и сохраняло силу на весь период нахождения его в должности. Прикрепленный таким образом к участку мировой судья имел время для изучения его нужд, ознакомления с обывателями, что было крайне важно для успешного отправления правосудия. Мировой судья обязан был лично принимать жалобы и прошения, как письменные, так и устные, «везде и во всякое время», и не вправе был ни отказывать в принятии бумаг под предлогом «несвоевременности их подачи, ни возлагать принятие их на письмоводителя или полицию».
Составной частью мировой
юстиции был институт почетных мировых
судей. Должность почетного мирового
судьи вводилась, как утверждалось,
для «облегчения исполнения многочисленных
обязанностей участкового мирового
судьи и, в особенности, для того,
чтобы лица, заслуживающие полного
доверия и уважения, не лишались
возможности содействовать
Общими условиями для вступления в должность мирового судьи были: российское подданство, 25-летний возраст, мужской пол, нравственная безупречность. Но помимо этого законодателем были установлены и иные требования, которым должен был соответствовать кандидат на должность мирового судьи в виде различных цензов, таких как: имущественного, образовательного, а так же требование в виде необходимости проживания на территории избрания. В большинстве своем эти цензы были вполне приемлемыми, исключение составлял разве что имущественный ценз, к тому же существовала реальная возможность их обхода.
«Местный» ценз требовался для
того, чтобы мировым судьей был
избран человек знакомый с нравами,
обычаями и людьми на той территории,
на которой ему предстояло осуществлять
свою деятельность. Вводя имущественный
ценз, составители уставов
Для соответствия требованиям
имущественного ценза: в уездах необходимо
было владеть недвижимым имуществом
на сумму 15 тыс. руб., в городах –
столицах – не менее 6 тыс. руб., в
прочих городах – не менее 3 тыс.
руб. Преодолеть поставленную планку было
нелегко даже обеспеченным кандидатам
в мировые судьи. Известны случаи,
когда в одном уезде «не
смогли избрать ни одного мирового
судью – не набирали ценза». Более
того, доходило и до прямого мошенничества:
закон обходили путем приобретения
фиктивных титулов. Отчасти спасало
то, что этот ценз был не строгим.
Имущество могло принадлежать и
не самому лицу, а, к примеру, его
жене. В отношении образовательного
ценза закон также проявлял лояльность
к кандидатам, довольствуясь окончанием
курса в средних учебных
Должность мирового судьи была выборной. Срок службы избранного мирового судьи составлял три года. Составители Уставов сочли необходимым обеспечить несменяемость только для должностей судейского звания в общих судебных местах, заменив ее для мировых установлений «срочной несменяемостью, обеспечиваемой лишь на трехлетний период». Мировой судья избирался всеми сословиями в совокупности, и утверждался правительством. Выборы проводились на уездных земских собраниях, а в столицах – в городских думах.
Выборный порядок замещения
должности мирового судьи не везде
получил свое воплощение. Так, в Астраханской
и Оренбургской губерниях, мировой
судья назначался правительством по
представлению министра юстиции; в
Варшавском, Тифлисском округах, в северо-западных
губерниях, Прибалтийском крае и
некоторых других местностях – министром
юстиции единолично или по согласованию
с местным генерал-
К компетенции мировых судей относились дела, предусмотренные специально для них составленным Уставом о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Если деяние было помещено в этом кодексе и дополнениях к нему, то это был признак мировой подсудности, поскольку даже деяния незначительной важности, обложенные наказаниями, не выходящими из пределов власти мирового судьи по их тяжести, но помещенные в Уложении о наказаниях или в специальных кодексах, по общему правилу не подлежали их разбирательству. В гражданском судопроизводстве мировому судье были подсудны: иски по личным обязательствам и договорам до 500 рублей, иски о движимости по цене не свыше 500 рублей; иски о вознаграждении за ущерб и убытки, когда размер их не превышал 500 рублей; иски о личных обидах и оскорблениях; иски о восстановлении нарушенного владения, когда со времени нарушения прошло не более шести месяцев; иски о городских и сельских сервитутах, когда с момента нарушения прошло не более года. В сфере уголовного судопроизводства к компетенции мирового судьи были отнесены проступки, за которые предусматривались следующие наказания: выговоры, замечания и внушения; денежные взыскания не свыше 300 рублей; арест на срок не свыше 3-х месяцев; заключение в тюрьму на срок не свыше одного года. «Сверх дел, представленных разбирательству мировых судей по роду определенных за преступные действия наказаний, ведомству их подлежат собственно для склонения сторон к миру дела, которые хотя и влекут за собой наказания более строгие, но по закону начинаются не иначе, как по жалобе потерпевших, и могут быть прекращаемы примирением».
Мировой судья все подсудные ему дела разбирал единолично и разрешал их по внутреннему убеждению, основанному на совокупности обнаруженных обстоятельств.
Мировой суд пользовался
популярностью у простого народа,
в мировые суды пошли с жалобами
на притеснения и обиды, на мелкие
кражи и мошенничество, которые
раньше оставались вне поля зрения
правоохранительных органов. Это объяснялось
рядом обстоятельств. Прежде всего,
их доступностью, отсутствием обременительных
формальностей и быстротой
Уездный съезд мировых
судей, как вторая инстанция, действовал
коллегиально в составе не менее
трех судей. Он рассматривал дела по жалобам
на решения и приговоры мировых
судей в апелляционном порядке,
т.е. по существу, в полном объеме, с
вызовом свидетелей, привлечением дополнительных
доказательств и принятием
В целом мировые суды составили учреждения, обособленные от общих судов, однако связь с ними, имелась в лице кассационных департаментов Сената, до которых могли доходить дела мировой юстиции.
Созданный с целью упрощения судебной системы, приближения правосудия к населению, мировой суд воплотил в себе и иные идеалы суда – равенство всех сословий, независимость, доступность. Даже за время своего недолгого существования он смог привнести в народную жизнь право как факт на место права существовавшего как мертвая буква закона.
Учрежденный Судебными Уставами институт мировых судей просуществовал недолго, около четверти века, вплоть до 12 июля 1889 года, когда во всех местностях, за исключением столиц и еще некоторых крупных городов, местная юстиция была упразднена. Ей на смену пришли судебно-административные установления: земские участковые начальники и городские судьи – в первой инстанции, уездные съезды – во второй и губернские присутствия – в третьей инстанции.
Таким образом, принципы и институты, установленные судебными уставами 1864 года были пересмотрены законами 70–80 годов о суде, и к началу 90-х годов контрреформа была завершена.
В 1912 году был принят закон
о преобразовании местного суда, который
уничтожал судебную власть земских
начальников и городских судей
и заменял их мировыми судьями, выбираемыми
земскими собраниями (даже с некоторым
расширением полномочий). Мировая
юстиция возродилась, но не надолго,
окончательно упразднен этот институт
вместе со всей царской системой суда
Декретом о суде №1 от 24 ноября 1917 года.
С установлением Советской
1.1.2 История мировой юстиции Челябинской области
В декабре 2001 года при посещении Челябинской области посол США в России А. Вершбоу изъявил желание встретиться с председателем Челябинского областного суда и начальником Управления Судебного департамента по вопросам осуществления в области судебной реформы.
В числе других вопросов ему было интересно узнать, как удалось Челябинской области быстро и качественно создать институт мировой юстиции, аналогов которого нет в США. Ответ был прост – только в результате активной совместной работы всех ветвей государственной власти области: законодательной, исполнительной и судебной, в целях обеспечения свободного доступа жителей области к правосудию в новых экономических условиях.[14]
Информация о работе Производство по гражданским делам у мирового судьи