Идентичность

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 21:24, реферат

Описание работы

Если истолковывать “идентичность” как понятие уникальной природы, самобытности человека, продуцированное ментальной рефлексией по поводу истории человека, становления личности, сознания и самосознания, то его истоки восходят к философской мудрости Сократа, Платона, Протагора, И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, Ф. Достоевского, П. Флоренского, С. Кьеркегора, М. Хайдеггера, М. Шелера, А. Шопенгауэра, П. Рикера, М. Фуко, В. Библера, М. Бахтина, А. Лосева, М. Мамардашвили и других.

Содержание

Введение
7


Глава 1. Теоретические и методологические основания изучения идентичности в психологии
13


1.1. Постановка проблемы профидентичности
13


1.2. Идентичность как психологический феномен
21


1.2.1. Идентичность: общее понятие
21


1.2.2. Психологические защиты, идентификация и идентичность
31


1.2.3. Структура идентичности
37


1.2.4. Типология идентичности
41


1.2.5. Развитие идентичности
49


1.3. Идентичность как социально-психологическая реальность
56


1.3.1. Эволюция идентичности в обществе
56


1.3.2. “Я” и “Другие”: ступени достижения идентичности
62


1.3.3. Социальные условия, влияющие на возникновение идентичности
67


1.3.4. Социальное идентифицирование и социальный контакт
72


1.3.5. Целостность в теории самоорганизации
78


1.4. Идентичность как субъективно-психологическая реальность
80


1.4.1. Я: самоидентичность
80


1.4.2. Проблема самосознания и образа “Я”
83


1.4.3. Роль дискурса в становлении идентичности
91


1.4.4. Диалогическая активность и идентичность
93


1.4.5. Утрата идентичности в виде мазохизма и эгоцентризма
.97


1.4.6. Пути освобождения как обретение идентичности
101


1.5. Идентичность как тождество и как целостность
105


Глава 2. Профессиональная идентичность как психологическая проблема
116


2.1. Реконструкция профессиональной идентичности: определяющие категории
116


2.1.1. Профидентичность: “Я” и “Дело”
116


2.1.2. Образ профессии в контексте профессионального самоопределения
133

6

2.1.3. Профессиональное самосознание и профессиональная идентичность
140


2.1.4. Профессиональное самоопределение и профидентичность
147


2.2. Профессиональная идентичность: порождающий, реализующий и описательный механизмы
157


2.2.1. Порождающий механизм: профессиональная идентификация
160


2.2.2. Порождающий механизм: профессиональное отчуждение
161


2.2.3. Реализующий механизм: профессиональная ситуация, профессиональные отношения, образ “я”
164


2.2.4. Конкретизация механизма реализации
172


2.2.5. Описательный механизм: когнитивная, эмоциональная и поведенческие составляющие
177


2.3. Профидентичность: функциональный образ “Я”
183


2.3.1. Личностные характеристики консультантов и групповых терапевтов
183


2.3.2. Использование терапевтом собственного “Я”
191


2.3.3. Профессиональный портрет психолога-практика
195


2.3.4. Какими качествами должен обладать идеальный терапевт
198


2.3.5. Человек, занимающийся практической психологией
201


2.3.6. Препятствия на пути становления психотерапевта
206


Глава 3. Профессиональная идентичность как педагогическая проблема
210


3.1. Роль высшего образования в становлении “Образа Я” студентов
210


3.2. Студенчество как социальная группа. Профессиональная подготовка
215


3.3. Обучение и идентификация
217


3.4. Становление профидентичности психологов-практиков в процессе вузовской подготовки
222


Библиография

Работа содержит 1 файл

Идентичность по Шнейдеру.doc

— 1.76 Мб (Скачать)

М. И. Лисина утверждает, что представление о себе берет начало в восприятии, в дальнейшем образ восприятия перерабатывается в памяти, обогащается элементами когнитивных процессов более высокого порядка — наглядным мышлением и даже чисто умозрительными схемами [180].

Структура “образа Я” состоит из ядра, содержащего знания о себе как субъекте, о личности, общую самооценку, и периферии, где накапливаются новые и свежие знания о себе, конкретные факты и

88

частные знания. Периферия преломляется через призму ядра и обрастает аффективными компонентами — это может вызывать искажения в “образе Я” и влиять на самооценку. “Образ Я” динамичен и постоянно развивается. Он меняется не в деталях, качественно весь образ преобразуется в целом.

Лисина выделяет два основных источника построения образа “я”: 1. опыт индивидуальной деятельности человека; 2. опыт общения с другими людьми. [180; 120—126].

Образ собственного Я — это общий знаменатель, опреде-ляющий фактор всех наших “историй болезни”, завершившихся как успехами, так и неудачами, считает М. Мольц.

“Весь секрет подлинной, то есть удовлетворяющей жизни сводится, по сути, к следующему условию: необходимо иметь адекватное и реалистическое представление о себе, с которым можно жить. Нужно проникнуться здоровым уважением к самому себе, найти образ собственного “Я”, который приемлем, которому можно доверять, которого не нужно стыдиться и который в состоянии без всякого стеснения творчески развивать, вместо того чтобы скрывать и маскировать. Образ собственного Я должен соответствовать реальностям, чтобы позволить функционировать в реальном мире. Образ собственного “Я” должен быть достаточно близкой копией подлинного “Я”. [205; 30—31].

Мольц М. пришел к этим выводам постепенно. “Начав исследования в данной области, я обнаруживал все больше и больше феноменов, подтвердивших тот факт, что образ собственного “Я”, психическая и духовная “картинка” самого себя, сложившаяся у человека, — ключ к его личным качествам и поведению“ [205; 19].

Такая трактовка термина “образ Я” близка широко употребляемому в зарубежной литературе понятию “Я-концепция”, обозначающему в наиболее распространенном его понимании “совокупность всех представлений индивида о себе”. [Р. Уайли, М. Розенберг — цит. по 300].

Однако надо отметить, что понятие “Я-концепции” далеко не однозначно трактуется западными психологами. Создатель теории “зеркального Я” Ч. Кули считает, что ориентиром для “Я-концепции” человека является “Я” другого. По его мнению, “Я-концепция” формируется в осуществляемом методом проб и ошибок процессе, в ходе которого усваиваются ценности, установки и роли.

Э. Эриксон рассматривает “Я-концепцию” через призму эгоидентичности и определяет ее не просто как сумму принятых ролей, но и как определенное сочетание идентификаций и возможностей индивида, как они воспринимаются им на основе опыта взаимодействия

89

с окружающим миром, а также как знание о том, как реагируют на него окружающие [368].

Представитель гуманистической психологии К. Роджерс считает, что “Я-концепция” — это сложная структурированная картина, существующая в сознании индивида и включающая как собственно “Я”, так и отношения, в которые оно может вступать, а также позитивные и негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями “Я” в прошлом, настоящем и будущем [271].

Из приведенных выше определений “Я-концепции” ясно, что каждый автор рассматривает ее содержание, структуру только в рамках собственной теории, не углубляясь в изучение “Я-концепции” как таковой. Поэтому для нашего исследования наиболее интересной явилась работа Р. Бернса [36]. Давая определение “Я-концепции”, Р. Бернс пишет:

“Я-концепция” определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельностное начало и возможности развития в будущем” [36; 30].

С точки зрения содержания, Р. Бернс рассматривает “Я-концепцию” как систему установок, направленных на себя, включающую три составляющих. Первую автор назвал когнитивной составляющей — это “Образ Я” — представление индивида о самом себе. С точки зрения Р. Бернса, описывая “образ Я”, мы пытаемся в словах выразить основные характеристики нашего привычного самовосприятия: ролевые, статусные, психологические. Такое описание является способом охарактеризовать неповторимость каждой личности через сочетание ее отдельных черт. Вторая составляющая “Я-концепции” связана с отношением к себе — это самооценка. Она отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу собственного Я. Третья составляющая — поведенческая, она определяет потенциальные поведенческие реакции человека, т. е. те конкретные действия, которые могут быть вызваны “образом Я” и самооценкой.

Таким образом, в современной психологии под самосознанием понимают совокупность психических процессов, посредством которых человек осознает себя. В результате этого осознания человек получает ряд представлений о самом себе, целостная система всех этих представлений и является “Я-концепцией” личности.

Ключевым моментом в изучении генезиса самосознания является вопрос о факторах, влияющих на развитие самосознания человека. В. С. Мухина выделяет несколько таких факторов.

90

Во-первых, это отношения, складывающиеся между родителями и ребенком с первых дней его жизни. Особое влияние этого фактора на самосознание ребенка отмечают также в своих работах В. В. Столин [312], Р. Бернс [36], И. С. Кон [155].

Еще одним важным фактором, оказывающим влияние на развитие самосознания, В. С. Мухина считает место, где протекает жизнь человека: страна, в которой человек живет; природно-климатические особенности региона; в городе или в сельской местности живет человек — от всего этого будет зависеть степень и характер социального контроля, который испытывает человек; открытость и близость общения между людьми; реальные возможности самореализации человека.

Непосредственно связан с этим фактором и следующий — стиль и содержание культуры, к которой принадлежит человек. К этому фактору относятся этническая принадлежность человека, его отношение к религии; субкультуры, с которыми сталкивается человек в жизни; общество сверстников, которое с определенного возраста дает ребенку новые роли и критерии самооценок, усложняя его “образ Я”, как представителя различных социальных общностей.

Однако все указанные выше факторы оказывают стихийное, спорадическое влияние на становление “Образа Я”. Тогда как образование, призванное в соответствии с его новой гуманистической парадигмой целенаправленно создавать условия для развития личности, ее свободного и осознанного самоопределения и самореализации, не учитывается и не рассматривается как фактор, способный оказывать влияние на становление “Образа Я” личности.

Современные психологи отмечают, что в юности и молодости, периоде от 15—16 до 21—25 лет, под воздействием определенных внешних и внутренних факторов “образ Я” приобретает отчетливые, выпуклые формы и постепенно становится одним из главных компонентов психики, с которым человек не только соотносит свое поведение, но и через него репрезентирует свою идентичность. Шерман Р., Фредман Н. считают: “Люди имеют обыкновение создавать образы самих себя и действовать на их основе. Образы не только отражают какой-то прошлый опыт, но и сами формируют, строят будущее.” [361; 21].

Самосознание и “образ Я” становятся наиболее субъективно значимыми образованиями личности, которые детерминируют самоопределение, персонализацию и самоорганизацию человека в жизни, в общественной и трудовой деятельности.

91

1.4.3. Роль дискурса в становлении идентичности

Человек всегда выражает себя (говорит), то есть создает текст (хотя бы и потенциальный).

Подлинное обнаруживает себя в повседневности, неторопливо высказывая себя немой речью быта. Совместное бытование рождает существо, которое экспонирует себя в качестве события подлинного [82; 121].

Казанская А. В. выделяет роль речи в становлении идентичности через усвоение языковых средств.

“Идентичность “течет”, как река в русле, человеческая речь отражает в своих образах эту “текучесть” и придает ей “берега” в виде истори-чески сложившихся способов, приемов, средств удержания, сохранения, вмещения этого неостановимого движения.” [125; 83].

Ребенок овладевает понятием человеческой идентичности постепенно. Вначале он начинает отличать живые объекты от неживых и, соответственно, представлять себе их свойства. Вслед за этим он осваивает лексические и синтаксические описания различных объектов и их взаимодействий. Феномен понимания и правильного истолкования понятого относится ко всей совокупности человеческого опыта в целом: “...понимание повествовательных текстов есть одновременно понимание человеком самого себя” (Брудный А. А. 1998). Наконец, человек в большей или меньшей степени овладевает богатством стилистических нюансов для все более точной передачи своих мыслей и чувств по поводу этих объектов [125]. В самом грамматическом и стилистическом построении высказывания иногда как будто не учитываются основные и неотъемлемые качества, которые при любых условиях присущи человеческому существу: его уникальность и неповторимость, его активность в одних обстоятельствах и пассивность в других, независимость его интенций от интенций других людей и одновременная ограниченность результатов его действий условиями реальности [125; 69].

Психически здоровая зрелая личность осознает себя самой собою, то есть уникальным созданием с присущими ему неотъемлемыми качествами. Она должна уметь высказать, сформулировать себя, свой внутренний мир. Но когда нормальный человек говорит, что он “потерял себя”, то он все-таки точно знает, что именно означает “потерял себя”. Для того чтобы действительно потерять себя, нужно по меньшей мере сойти с ума. Действительно, некоторые душевные болезни связаны с потерей самоидентификации [193; 39].

92

Одной из функций коммуникативного поведения является установление социальной идентификации, для чего используются различные лингвистические стратегии. У. Пионтковски выделяет две главные лингвистические стратегии для позитивного отличия индивида от членов других групп и для повышения своей собственной идентификации — конвергенцию и дивергенцию.

Конвергенция определяется как стратегия, при которой люди приспосабливают друг к другу свое коммуникативное поведение.

Дивергенция — стратегия, при которой говорящий подчеркивает речевые различия между собой и другими. Конвергентные речевые акты редуцируют межличностные и межгрупповые различия, в то время как дивергентные акты их увеличивают [241; 73].

Внешнее отличение и внутреннее уподобление, по мнению Б. Ф. Поршнева, могут быть переданы посредством психологического внушения [246].

Внушение — специфика человека. Оно осуществляется только посредством речи, т. е. его механизмом является слово. Всякий говорящий внушает, хотя далеко не всякое словесное внушение приемлется как таковое, ибо в подавляющем большинстве случаев налицо и встречная психическая активность, т. е. критическое отношение к словам, сопоставление их с чем-то еще.

Главный фактор внушения — это авторитет внушающего в глазах внушаемого. Он складывается из двух сторон: уверенности в успехе своего воздействия и готовности внушаемого поддаться воздействию, т. е. его доверию.

От воспитателей и окружающих человек перенимает типовые схемы, стилизованные образцы или модели выражения эмоций, интонацию, тембр, интенсивность звучания речи (G. Dumas). Эмоции — регуляторы полной или неполной принадлежности индивида к своей среде, к этому “мы” [246; 159].

Человеческий поступок, как собственный, так и чужой, оценивается с позиции множества значимых других, которые в психоаналитической традиции обозначаются как “интроекты”, в теории личностных конструктов Дж. Келли — как ролевые позиции, в теории персонализации А. В. Петровского и В. А. Петровского — как идеальные другие, и действие осознается как поступок по меркам и эталонам ценного и должного этого множества ролевых позиций.

Образ отца и матери, с которыми в значительной степени может отождествляться человек, позиция обобщенного другого: “коллеги”, “товарища по учебе”, “толпы” и т. п., смутный образ “идеала”, образ “идеального Я” — все это пристрастные системы отсчета и оценки

93

поступка, “мировоззренческие миры”, облада-ющие каждый своей системой интерпретации. [233; 116].

Роль текста в становлении идентичности хорошо просматривается на примере рефлексивных жизнеописаний. Рефлексивное жизнеописание (“Как я стал тем, кто я есть”) позволяет рассмотреть генезис и развитие социальной идентичности, т. к. ретроспективная рефлексия социальной траектории фиксирует соотношение отчуждения от группы и идентичности с ней, социализации и индивидуализации, интериоризации и экстериоризации и т. д. [141].

Для рефлексивных жизнеописаний характерен особый способ речевых практик — они являются заинтересованными саморепрезентациями, благодаря которым получают оправдания требования признания незаменяемой эго-идентичности, проявляющей себя в сознательно устраиваемой жизни (Хабермас Ю., 1989).

В рефлексивном жизнеописании рассказчик презентует и объясняет, оправдывает себя vis-E-vis, пытаясь обосновать свою идентичность (понимаемую как смысл того, что есть рассказчик и чем он хочет быть) с помощью отношений интерсубъективного признания.

Информация о работе Идентичность