Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:46, курсовая работа
Целью курсовой является анализ действующего российского законодательства в области гражданско-правового регулирования земельных отношений и практики его применения. Анализ в первую очередь был направлен на решение фундаментальной задачи - анализа гражданско-правового режима земельного участка, исследование гражданских земельных правоотношений, их отличий от возникающих по поводу земельных участков отношений, регулируемых иными отраслями нрава.
стр.
Введение……………………………...................................................................................... 3
1. История земли как объекта гражданско-правовых отношений............................................................................................................................ 4
1.1. Земельный строй дореволюционной России……………………….,……………… 4
1.2. Земельное законодательство советского периода…………………………………. 7
1.3. Становление и развитие современного законодательства о земле в Российской Федерации…………………………………………………………………... 10
2. Общая характеристика правового режима земельного участка как объекта гражданских правоотношений…………………………………………... 14
2.1. Понятие и классификация объектов гражданских правоотношений……………... 14
2.2. Основные признаки земельного участка как объекта гражданских правоотношений…………………………………………………………………………….. 17
2.3. Правовой режим земельных участков………………………………………………. 26
3. Земельные участки в имущественном обороте............................................... 26
3.1. Оборотоспособность земельных участков и ограничение прав на земельные участки……………………………………………………………………………………….. 21
3.2. Право собственности на земельные участки……………………………………… 28
3.3. Ограниченные вещные права на земельные участки………………………………. 32
3.4. Основные гражданско-правовые договорные формы оборота земельных участков……………………………………………………………………………………… 38
Заключение …………........................................................................................................... 42
Список использованных источников ........................................................................... 46
Основанием
были предполагаемые экономические преимущества
частного хуторского сельскохозяйственного
производства перед общинным. Следствием
этого было закрепление и распространение
права частной (личной) собственности
на землю среди крестьян5
Параграф 1.2. Земельное законодательство советского периода.
К 1917 г. реформа, начатая П. А. Столыпиным, не была завершена. Следствием этого было то, что сельское хозяйство оперировало как правом частной собственности на землю, так и правом собственности общины на надел; к этим правам присоединялось право аренды как основное право пользования земельным участком.
Первым
законодательным актом
Таким образом, из всех юридических конструкций осталось место только праву пользования землей. Однако недолгие времена нэпа, отличительными чертами которых было развитие хозяйственной инициативы частных лиц, в том числе и в сельском хозяйстве, и существование рыночных отношений под жестким государственным контролем потребовали ввести конструкцию, с одной стороны, расширяющую права крестьян на землю, с другой стороны, не умаляющую государственную монополию на этот природный объект. Такая конструкция была изобретена, и по своему содержанию она была по-своему оригинальна. Речь идет о праве трудового землепользования, утвержденном Законом о трудовом землепользовании и закрепленном Земельным кодексом РСФСР от 30 октября 1922 г. Право трудового землепользования предоставлялось всем гражданам РСФСР для ведения сельского хозяйства и желающим обрабатывать землю своим трудом (Земельный кодекс РСФСР 1922 г. ч. 1). Права трудового землепользования не мог быть лишен никто, кроме случаев, прямо указанных в законе, а место расположения земельного участка, предоставленного по этому праву, могло быть изменено лишь при лесоустройстве, а также при земельных переделах в тех обществах, где существовал общинный порядок землепользования (ст. 95). Право трудового пользования считалось бессрочным. В рамках пользования гражданин имел право:
а)
вести хозяйственное
б) возводить, устраивать и использовать на земле строения и сооружения для хозяйственных и жилищных нужд.
Землепользователь не имел права совершать на своем земельном участке действия или отстраивать сооружения, нарушающие существенные интересы иных землепользователей. Покупка, продажа, завещание, дарение, залог земли пользователям запрещались.
Отсутствие в Земельном кодексе положений о правовом режиме некоторых категорий земель компенсировался за счет принятия специальных актов. Правовой режим лесных земель был установлен Лесным кодексом РСФСР, принятым 7 июля 1923 г. Лесной кодекс вводил понятие единого государственного лесного фонда, включающего все леса и земельные площади, предназначенные для выращивания древесины и для нужд сельского хозяйства. Был урегулирован актуальный вопрос о переводе лесных земель в нелесные. Зафиксирован принцип об особой охране, так называемых защитных лесов (ныне — леса 1-й группы), перевод которых в другой вид угодий разрешался Народным комиссариатом земледелия.
Горное положение Союза ССР, принятое постановлением ЦИК и СНК СССР от 9 ноября 1927 г., устанавливало государственную собственность на недра и детально регулировало отношения, связанные с «производством горного промысла», включая разведку и добычу полезных ископаемых. Земли предоставляются в пользование в порядке горного отвода по разрешениям государственных органов. Не существует ни конкурсов, ни аукционов, а месторождения предоставляются либо в порядке первооткрывательства, либо предприятиям горной промышленности по договорам.
В 1928 г. был принят Горный закон РСФСР, урегулировавший горные и связанные с ними земельные отношения на территории РСФСР. По содержанию и структуре он близок, а порой и повторяет соответствующие положения союзного закона. Уже складывается практика, имеющая распространение и сейчас, когда законодательство субъектов Федерации жестко следует федеральным нормам.
Положением о земельных распорядках в городах, утвержденным Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 13 апреля 1925 г., кодифицировано законодательство о правовом режиме городских земель. Положение определило состав городских земель, порядок их предоставления в пользование на праве аренды и порядок изъятия.
В постановлении ЦИК СССР от 15 декабря 1928 г. «Общие начала землепользования и землеустройства» впервые дана развернутая характеристика национализации земли, под которой понимаются отмена навсегда частной собственности и установление исключительной государственной собственности. Нарушению этого порядка путем совершения сделок с землей присваивается высокая степень общественной опасности, подразумевающая привлечение к уголовной ответственности. Взят курс на стимулирование коллективных видов землепользования.
30-е
годы — годы борьбы за
В этот период, а также впервые послевоенные годы земельное законодательство развивается главным образом за счет принятия партийно-правительственных документов, а не законов.
С конца 60-х гг. в развитии земельного права встает ряд новых проблем. Развитие производительных сил все ощутимее негативно воздействует на состояние земель, в то время как действующее законодательство фактически не уделяет внимания обеспечению рационального использования и охране земель. Законодательство представлено множеством небольших по объему, слабо взаимосвязанных нормативных актов, регулирующих отдельные аспекты земельных отношений. В этих условиях требуется существенное обновление земельного законодательства, которое было проведено путем кодификации норм земельного права. В 1968 г. приняты Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, а вслед за ними — земельные кодексы союзных республик, в значительной степени повторившие положения Основ.
Основы
земельного законодательства — комплексный
рамочный нормативный акт, установивший
общие правила поведения
После 1968 г. развитие земельного законодательства происходит в рамках подзаконного регулирования. Во исполнение и в развитие Основ принимаются постановления Совета Министров СССР о возмещении убытков землепользователям при отводе земель для государственных и общественных нужд, о государственном контроле над использованием земель, о порядке ведения государственного земельного кадастра. Значительное внимание уделяется вопросам сохранения и улучшения земель, рационализации землепользования.
С
расширением правового
Параграф 1.3. Становление и развитие современного законодательства о земле в Российской Федерации.
Реформа 1990 г. Российской Федерации этого времени признало право собственности граждан на землю. Это было сделано в противоречие союзному законодательству и в русле изменившейся политики Российского государства. 22 ноября 1990 г. был принят Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», 23 ноября 1990 г.— Закон РСФСР «О земельной реформе». 25 апреля 1991 г. был принят Земельный кодекс РСФСР, закрепивший реформенные положения. Помимо реформенных нормативных документов были приняты на уровне РФ (РСФСР) законодательные и подзаконные акты, призванные урегулировать отношения в рамках нового земельного режима.
В этот период явно прозвучало отношение реформы к включению земельных участков в экономический оборот. Законодательством утверждалось, что земельные участки получают экономическую оценку: данное положение, например, было установлено Законом о крестьянском хозяйстве (ст. 8). Об оценке земель говорилось и в ст. 12 Закона «О земельной реформе».
В период с 1990 по 1993 г. наиболее существенными были преобразования в области закрепления земель в частную собственность. Законодательная деятельность велась в трех основных направлениях: установление и регулирование приватизации земель сельскохозяйственного назначения; приватизация земель при приватизации государственных предприятий, приватизация земель, находящихся в пользовании граждан. В последнем случае имелись в виду земельные участки, предоставленные гражданам в личное пользование, т. е. земельные участки для индивидуального жилищного, гаражного и дачного строительства, земельные участки для садоводства и огородничества.
Особым направлением законодательного регулирования стало регулирование взимания платежей за землю.
Начало
реорганизации
Очередные изменения, повлиявшие на продвижение земельной реформы, произошли ввиду конституционной реформы 1993 г. Конституцией РФ (ст. 9). С принятием Конституции РФ был окончательно отменен десятилетний мораторий на продажу земельных участков.
Конституцией было закреплено, что земля может находиться в частной, муниципальной, государственной и иных формах собственности. Законом РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности» было установлено, что имущество может находиться в частной, государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений (организаций). Этим же Законом было установлено, что объектами права собственности могут быть в том числе предприятия, имущественные комплексы, земельные участки, горные отводы, здания, сооружения, оборудование, сырье и материалы, деньги и иное имущество.
Одновременно с этим был закреплен и принцип, согласно которому установление государством в какой бы то ни было форме ограничений или преимуществ в осуществлении права собственности в зависимости от нахождения имущества в частной, государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений (организаций) не допускается.
Принципиальное значение для утверждения права собственности на землю связано с принятием нового Гражданского кодекса РФ. Введение этим документом основных понятий и категорий, распространяющихся и на отношения собственности на землю, устранили много пробелов в этой области. В то же время обострилась другая проблема, связанная с соотношением земельного и гражданского права8 Мы рассмотрим данный вопрос в следующей главе.
В конце данного параграфа и главы можно сделать основные вывод о нормативно-правовых актах, регулирующих имущественные отношения по поводу земли, а также отношения по ее использованию и охране.
В соответствии с пп. «в», «д», и «к» ч.1 ст. 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, использование и охраны земель, земельного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство образует единую систему нормативных правовых актов различной юридической силы. Если гражданское законодательство представляет собой Гражданский кодекс РФ и федеральные законы, то земельное законодательство в соответствии с п.1 ст. 3 ЗК РФ – это Земельный кодекс, федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство – ядро отрасли земельного права. Последняя включает в свой состав правовые нормы, закрепленные в нормативных актах разного уровня – органов исполнительной власти федерального и регионального уровней и др.
Информация о работе Земля как объект гражданско-правовых отношений