Защита чести, достоинства, деловой репутации граждан и организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 13:17, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является всестороннее изучение и исследование одного из видов личных неимущественных прав – права на честь, достоинство и деловую репутацию граждан и юридических лиц, и гражданско- правовые способы защиты этого права.
В работе поставлены следующие задачи:
1) определить сущность нематериальных благ;
2) определить понятие чести, достоинства и деловой репутации граждан и организаций;
3) исследовать внесудебный порядок защиты указанных нематериальных благ;
4) рассмотреть особенности защиты чести и достоинства, деловой репутации в суде;
5) анализ судебной практики по делам данной категории.

Содержание

Введение
Глава 1. ЧЕСТЬ, ДОСТОИНСТВО И ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ КАК ПРАВОВЫЕ КАТЕГОРИИ………………………………………………………2
1. Понятие нематериальных благ и их виды…………………………………….2
2. Понятие чести, достоинства и репутации…………………………………….5
3. Право на честь достоинство и деловую репутацию………………………...10
Глава 2. СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ЧЕСТИ, ДОСТОИНСТВА И ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ…………………………………………………………………….21
1. Внесудебный порядок защиты чести, достоинства, доброго имени и деловой репутации………………………………………………………………23
2. Гражданско-правовой порядок защиты чести, достоинства, доброго имени и деловой репутации…………………………………………………………….28
3. Правовая позиция европейского суда по правам человека по вопросам, связанным с защитой чести, достоинства и деловой репутации……………..37
Глава 3. ЗАЩИТА ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ……..42
Заключение……………………………………………………………………….52
Библиографический список….………………………………………………….54

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 269.50 Кб (Скачать)

Понятия и представления о чести складывались и формировались в процессе нравственной практики того или иного общества, поэтому содержание понятия “честь” является социальным. При этом общественная оценка личности не зависит от воли и желания самого оцениваемого лица, поскольку вся его деятельность проходит под контролем общества и именно оно формирует оценку нравственных качеств каждого конкретного человека[13].

В действующем законодательстве не содержится определений чести, достоинства, деловой репутации. Это, по мнению многих авторов, связано с тем, что моральное пространство гораздо шире правового. В правовой науке эти понятия определены как морально-правовые категории с присущими им специфическими свойствами. Различия между ними лишь в субъективном или объективном подходе при оценке этих качеств.

При формулировании этих понятий различные авторы дают не тождественные, но и не противоречащие друг другу определения.

Честь:

- объективная оценка личности, определяющая отношение общества к гражданину или юридическому лицу, это социальная оценка моральных и иных качеств личности[14];

- сопровождающееся положительной оценкой общества отражение качеств лица в общественном сознании[15];

- чувство чести является важнейшей социальной чертой личности, так как через посредство этого ее свойства общественное мнение оказывает моральное воздействие на человека. От степени развития чувства чести зависит восприимчивость человека к моральному воздействию общества. Честь - это морально-правовая категория позитивно-объективного характера, определяющая общественную оценку личности[16].

Понятие чести имеет два аспекта - внешний (объективный) и внутренний (субъективный). Внешняя (объективная) сторона чести заключается в признании и уважении заслуг личности со стороны общества и является ее репутацией, добрым именем, нашедшим выражение в высоком мнении окружающих. Внутренняя (субъективная) сторона чести заключается в способности человека самому оценивать свои действия и поступки, осознавать свою честь, репутацию, чувствовать о себе мнение в определенной общественной среде и выступает как внутренний мотив деятельности и поведения личности... Таким образом, честь - это положительная оценка отражений духовных качеств лица в сознании окружающего общества[17].

С точки зрения философско-правовых воззрений честь представляет собой могучую власть, крупнейшую из сил, проявляемых в истории отношений людей и народов в целом [18].

Если обобщить приведённые суждения, то можно увидеть противопоставление двух подходов – честь как категория оценки другими людьми, обществом и как собственная самооценка. Кроме того, некоторые авторы объединяют эти подходы и получают некий третий подход. Например, Власов А.А. считает, что объединение этих двух подходов возможно исходя из того, что честь – это и общественная оценка личности и, в то же время, осмысление самой личностью такой оценки, то есть самооценка. Исходя из сказанного, понятие чести имеет как бы два аспекта – внешний или, как его иначе называют, объективный и внутренний или субъективный [19].

Представляется, однако, что наиболее правильным является подход при котором под честью понимают морально-политическую оценку поведения, действий и личных качеств личности со стороны общества. Самооценка же, считаю, подпадает под такую категорию как “достоинство”.

Следует заметить, что некоторые авторы, например, Сергеев А.П., понятие «честь» относят не только к личности, индивиду, но и к юридическим лицам. Думаю, следует считать это ошибкой, так как применение категории чести к юридическим лицам невозможно. Когда мы говорим об организациях, то следует иметь ввиду лишь «репутацию», «престиж», «деловую репутацию».

В органическом единстве с честью находится категория достоинства.

Достоинство:

- самооценка личности, осознание ею своих личных качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и своего общественного значения. Самооценка должна основываться на социально-значимых критериях оценки моральных и иных качеств личности. Достоинство определяет субъективную оценку личности[20]:

- осознание лицом своих качеств, способностей, стремлений и своего общественного значения. Это самооценка личности, но основанная на оценке обществом[21];

- сопровождающееся положительной оценкой лица отражение его качеств в собственном сознании[22];

- это самооценка лицом своих моральных, профессиональных и иных качеств[23];

- внешняя (объективная) сторона достоинства заключается в признании человека высшей ценностью. Внутренняя (субъективная) сторона достоинства связана с внутренним миром человека, его мировоззрением и убеждениями, способностью поступать в соответствии с принятыми в обществе моральными требованиями и нормами, т.е. связана с чувством и осознанием своей моральной ценности и полезности обществу. Таким образом: достоинство - это положительная оценка отражений духовных качеств лица в собственном сознании[24];

- осознание самим человеком и окружающими факта обладания неопороченными нравственными и интеллектуальными качествами. Достоинство личности определяется не только самооценкой субъекта, но и совокупностью объективных качеств человека, характеризующих его репутацию в обществе (благоразумие, нравственные установки, уровень знаний, обладание социально полезными навыками, достойный образ жизни и т.п.)[25].

Необходимо отметить, что в юридической, философской, этической литературе в большинстве случаев преобладает точка зрения, что к личному достоинству следует относить и физические качества личности [26]. Позицию, которую следует признать правильной, занимают Белявский А.В. и Придворов Н.А.. Они считают, что отнесение физических качеств личности к личному достоинству неправильно и возражают против такого расширения понятия достоинства личности. Указанные авторы справедливо обращают внимание на необходимость употребления этических категорий только для обозначения нравственного сознания и нравственных отношений. Действительно, разве меньшим достоинством обладает человек, если он горбат или слеп, чем физически здоровый?

Не следует забывать, однако, что честь и достоинство, являясь нравственными категориями, носят в то же время общеправовой характер.

В понятие «достоинство личности» включается обладание и минимальный набор социальных благ, необходимых для достойной жизни [27].

Категории чести и достоинства определяют отношение к человеку как высшей общественной ценности.

Понятия чести и достоинства имеют и определенную направленность. Их объектом является прежде всего человек, или группа людей, или коллектив, или в более широком плане говорят о чести нации, класса.

Чувства чести и достоинства не только переживаются, но и осознаются, поэтому при толковании понятия чести разграничивают чувство чести от сознания собственного достоинства. У человека сознание и чувство чести и достоинства как бы органически слиты воедино, но их нельзя отождествить.

В органической связи с честью и достоинством находится такое понятие, как репутация (от лат. reputatio - обдумывание, размышление). Понятие репутации (вообще) в гражданском законодательстве отсутствует, есть лишь понятие деловой репутации. «Если репутация - это сложившееся о лице мнение, основанное на оценке общественно значимых его качеств, то деловая репутация - оценка профессиональных качеств. Касательно деловой репутации коммерческих организаций следует отметить, что она в качестве нематериального блага в отдельных случаях относится к нематериальным активам коммерческой организации. Деловая репутация - это морально-правовая категория позитивно-объективного характера, определяющая деловые качества физического или юридического лица в общественном сознании», - указывает судья Верховного Суда РФ С. Потапенко[28]. Аналогичное определение репутации дают и другие авторы.

Репутация человека зависит от него самого, так как формируется на основе его поведения. О значении положительной репутации и ее цене писал Фридрих Ницше в труде "По ту сторону добра и зла": "Кому не приходилось хотя бы однажды жертвовать самим собою за свою добрую репутацию?"[29]. Понятие репутации как таковой непопулярно в правовых текстах и редко возникает в правоохранительной практике. По содержанию оно очень близко к чести, однако не содержит апелляции к самой личности и касается лишь ее оценки в общественном сознании или общественном мнении[30]. Репутация завоевывается делом, отсюда, по всей видимости, было введено такое понятие, как деловая репутация.

Деловая репутация - понятие, подвергшееся в настоящее время реанимации. Это сочетание возникло как правовое понятие уже в постсоветское время и отражает новые социальные и социально-психологические реалии. Именно поэтому в юридической литературе деловая репутация связывается прежде всего (хотя и не исключительно) с предпринимательской деятельностью.

Деловая репутация представляет собой:

- относящуюся к общественно значимой деятельности лица его оценку обществом, мнение общества о качествах, достоинствах и недостатках этого лица [31];

- набор качеств и оценок, с которыми их носитель ассоциируется в глазах своих клиентов, потребителей, контрагентов, поклонников (для шоу-бизнеса), коллег по работе и персонифицируется среди других профессионалов в этой области деятельности. Деловая репутация присуща не только индивидуальному предпринимателю, но и любому другому работающему гражданину[32];

- сопровождающееся положительной оценкой общества отражение деловых качеств юридического лица в общественном сознании. Она формируется, главным образом, благодаря его публичной деятельности[33].

А.Л. Анисимов отождествляет понятия "деловая репутация" и "социальный престиж" и определяет их как сравнительную оценку социальной значимости индивида, группы людей или социального института, юридического лица, его положения в обществе, закрепленную в общественном мнении[34].

Репутация – суть, объединённая в целое, пропорция сведений положительных и отрицательных о качествах (достоинствах и недостатках) объекта, известных окружающим и в силу этого отражённых в общественном сознании как мнение. Репутация – всегда мнение, складывающееся на основе имеющейся конкретной информации об объекте.

В этом смысле репутация – не всегда адекватное отражение истинных качеств, достоинств и недостатков кого-либо, чего-либо (но это мнение устоявшееся, сложившееся, хотя и подвижное). Поскольку не доказано, что имеющаяся информация соответствует действительности или охватывает весь объём сведений, постольку к характеристике репутации не применимо понятие истины (то есть репутация может базироваться как на соответствующей, так и не соответствующей действительности информации).

В силу изменчивости объёма информации, а также её характеристик, подвижный характер имеет и репутация. Мнение общества о конкретном человеке способно меняться в ту или иную сторону как по зависящим, так и не зависящим от него обстоятельствам. Так, репутация может быть положительной или отрицательной.

Понятие «деловая репутация» значительно уже понятия «репутации» вообще и означает сложившееся мнение о профессиональных качествах (достоинствах и недостатках) индивида, юридического лица, гражданина - индивидуального предпринимателя.

По словам М.Н.Малеиной под деловой репутацией юристы - исследователи  понимают совокупность качеств и оценок, “с которыми их носитель ассоциируется в головах своих контрагентов, клиентов, потребителей, коллег по работе и персонифицируется среди других профессионалов в этой области”.

Учитывая все многообразие мнений о тождестве или различии таких понятий, как «честь», «достоинство», «доброе имя», «репутация», «деловая репутация», «социальный престиж» и др. А.М. Эрделевский предлагает ввести универсальное понятие: «В завершение рассмотрения вопроса о содержании понятий достоинства, чести, доброго имени и деловой репутации хотелось бы выразить мнение о целесообразности замены последних трех терминов одним термином – «репутация». Именно такой единый термин успешно применяется в англосаксонском праве. При этом вопрос о виде репутации решается, в случае необходимости, в зависимости от вида субъекта, чья репутация подверглась умалению. Так, например, коммерческое юридическое лицо защищает свою коммерческую репутацию, учреждение, выполняющее функции государственного органа, - управленческую репутацию и т.п.»[35].

Итак, честь – это социальная оценка моральных и иных качеств личности; под личным достоинством следует понимать самооценку индивида, его осознание своих личных качеств, способностей и своего общественного значения, положения в обществе, это субъективная оценка. Достоинство — внутренняя самооценка личности, осознание ею своих личных качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и своего общественного значения. Деловая репутация – сложившееся общественное мнение о деловых, профессиональных качествах личности или юридического лица.  


3. Право на честь достоинство и деловую репутацию

Вопрос о чести, достоинстве и деловой репутации — это, прежде всего вопрос о правах человека, об их реальном обеспечении. Гражданско-правовое понятие и толкование этих категорий предполагает наличие правовой нормы, отражающей эти блага. Статья 150 Гражданского кодекса РФ устанавливает право на честь, достоинство и деловую репутацию, это право относится к гражданским неимущественным правам. Речь идёт о благах, лишённых материального (имущественного) содержания. Они неразрывно связаны с личностью носителя: не могут отчуждаться или передаваться иным способом другим лицам ни по каким основаниям.

В литературе обращалось внимание на то, что содержание права на честь и достоинство составляют положительные и отрицательные правомочия. Положительное правомочие проявляется в возможности свободно чувствовать себя в обществе и притязать на признание своих обществен­ных заслуг. Отрицательное правомочие рассматривалось как возможность требовать от всех и каждого воздерживаться от нарушения своего права. Согласно другому мнению положительное содержание права на честь и достоинство выражается в возможности получить адекватную обществен­ную оценку, конкретную оценку, заслуженную именно определенным человеком[36].

Информация о работе Защита чести, достоинства, деловой репутации граждан и организаций