Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 22:24, курсовая работа
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу гражданско-правовой защиты нематериальных благ.
Предметом исследования является институт защиты чести, достоинства и|деловой репутации.
При написании дипломной работы для достижения ее целей и решения поставленных задач использовались различные общенаучные и частноправовые методы: формально-логический, нормативно-юридический, сравнительно- |правовой, статистический и другие.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Честь, достоинство иделовая репутация как правовые категории……...8
1.1 Понятие чести, достоинства и дедовой репутации..................................................8
1.2 Право на честь, достоинство и деловую репутацию и условия его гражданско-правовой защиты…………………………………………………………………...20
ГЛАВА 2. Гражданско-правовые способы защиты чести,достоинства и деловой репутации…………………………………………………………………………...38
2.1Опровержение сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию………………………………………………………………………... 38
2.2 Компенсация морального вреда……………………………………………...49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
БИБЛИОГРАФМЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..66
http://rutube.ru/tracks/
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Честь, достоинство иделовая репутация как правовые категории……...8
1.1 Понятие чести, достоинства
и дедовой репутации.....................
1.2 Право на честь,
достоинство и деловую
ГЛАВА 2. Гражданско-правовые
способы защиты чести,достоинства
и деловой репутации………………………………………………………
2.1Опровержение сведений,
порочащих честь, достоинство и деловую
репутацию………………………………………………………
2.2 Компенсация морального вреда……………………………………………...49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
БИБЛИОГРАФМЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..66
ВВЕДЕНИЕ
На всем протяжении становления общества человеческая мысль не раз обращалась к проблеме прав человека, в том числе его права на честь, достоин-
ство и деловую репутацию. В современных условиях защита прав человека и гражданина становится одной из доминант общественного прогресса, основойкоторого является приоритет общечеловеческих ценностей. Статья 2 Конституции РФ гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Далее в статье 18 Конституции РФ указывается: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание м применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».
Ни одно государство не в состоянии не замечать при принятии тех или иных решений, проблемы защиты прав человека. У общества нет будущего, если оно не уважает права и свободы личности. Обеспечение таких прав представляет собой необходимый атрибут любого демократического государства. В преамбуле Всеобщей Декларации прав человека, принятой и провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, говорится, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, ихравных и неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира. В ст. 12 Декларации сказано, что никто не может подвергаться произвольным посягательствам на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту состороны закона от такого вмешательства1.
Право на честь, достоинство и деловую
репутацию является важнейшей социально-
правовой ценностью и потребностью
длялюбого государства и
правовое государство и права человека неотделимы друг от друга. Закрепление прав и свобод человека в Конституции РФ и других основополагающих источниках определяет ориентацию на их обеспечение всех государственных органов, а общества - на осуществление контроля за тем, как эти права и свободы обеспечиваются властью в повседневной практической жизни. 4
К сожалению, следует признать, что современное состояние защищенности прав и свобод человек в Российской Федерации далеко от совершенства. Весьма распространенными явлениями становятся различные посягательствана личные неимущественные права личности, в том числе и на честь, достоинство
и деловую репутацию, что свидетельствует о недостаточном уровне обеспеченности таких прав и свобод. Между тем, по справедливому замечанию A.Л. Анисимова, "право на честь, достоинство и деловую репутацию представляет собой право на самооценку и социально значимую оценку со стороны общества моральных, деловых и иных качеств... гражданина и юридического лица, от кото-рых зависит их общественный статус"2. В этой связи, в современных условиях актуальность защиты права на честь, достоинство и деловую репутацию значительно возрастает.
Нематериальные блага впоследне
Эффективность гражданско-правовой защиты чести, достоинства и деловой репутации напрямую зависит и от деятельности правоприменительных органов, непосредственно применяющих нормы гражданского законодательства. Судебная статистика последнихлет свидетельствует о непрерывном росте обращений граждан и организаций в суд за защитой своих прав и свобод. Такая тенденция характерна и для исков о защите Чести, достоинства и деловой репутации. Анализ рассмотренных судами дел свидетельствует об отсутствии единого подхода к квалификации рассматриваемых правонарушений, определению размера компенсации морального вреда в схожих ситуациях, что не способствует единообразию судебнойпрактика. В этой связи, выработка конкретных рекомендаций для правоприменителя в области защиты чести, достоинства и деловой репутации является одной из насущных задач современной цивилисти- ческой науки.
Актуальность проблемы гражданско-правовой защиты чести и достоинства личности проявляется и в поиске границ свободы слова и ее соотношения с правом на защиту чести, достоинства и деловой репутации, что связано с бурным развитием средств коммуникаций.
Вышесказанное вызывает необходимость всестороннего научного изучения гражданско- правовой защиты чести, достоинства и деловой репутации граждан и организаций в целях выработки конкретных практических рекомендаций и направлений совершенствования гражданского законодательства, регулирующего данные общественные отношения. Теоретическая и практическая значимость проблем, связанных с реализацией норм о защите чести, достоинства и деловой репутации в практике общих и арбитражных судов, в сочетании с их научной неразрешенностью в полной мере подтверждает актуальность выбранной темы исследования.
Проблемы гражданско-правовой защиты чести, достоинства и деловой
Репутации неоднократно становились
предметом научных
Для достижения, поставленных целей в процессе исследования решались следующие задачи:
- рассмотрение философского и
правового содержания
- изучение зарубежного законодательства, регулирующего вопросы защиты чести, достоинства и деловой репутации;
- определение
правовой природы и
- характеристика основных
- выявление основных проблем
правового регулирования в
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу гражданско-правовой защиты нематериальных благ.
Предметом исследования является институт защиты чести, достоинства и|деловой репутации.
При написании дипломной работы для достижения ее целей и решения поставленных задач использовались различные общенаучные и частноправовые методы: формально-логический, нормативно-юридический, сравнительно- |правовой, статистический и другие.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав и заключения.
ГЛАВА 1. ЧЕСТЬ, ДОСТОИНСТВО И ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ КАК ПРАВОВЫЕ КАТЕГОРИИ.
1.1 Понятие чести, достоинства и деловой репутации
Честь и достоинство, являясь непреходящими
ценностями человеческого общества,
присущи человеку как существу общественному
на протяжении всей истории его существования.
Представления о чести и
Развитие общества невозможно без признания человека высшей социальной ценностью, которая и определяет необходимость сохранения его чести и достоинства. Одним из важнейших признаков и принципов демократии является уважение к правам, чести и достоинству личности.В то же время развитие человека, строящего свою жизнь на основе высших нравственных ценностей - добра, справедливости, чести, совести, достоинства - возможно лишь в условиях подлинного уважения самой личности, т.е. уважения ееправ, чести, достоинства.
Уважение чести и достоинства личности носит характер отношений, основанных на нормах права ж морали, на принципах свободы и взаимной ответственности между государством, обществом и личностью, между различными личностями и социальными группами. Гражданское общество является носителем соответствующихценностей. Государство, в лице органов и должностных лиц, берет на себя обязательства по их реализации, по обеспечению охраны чести и достоинства своих граждан.
Исследователи понятий чести и достоинства отмечают различные их толкования, употребления этих слов во многих значениях. Так, В, А, Блюмкин, специально изучивший и собравший различные трактовкирассматриваемых категорий, насчитывается девять значений понятия «честь», и шесть- « достоинства». «Под честью можно понимать моральные качества личности, совокупность морально- этических принципов, которыми руководствуется человек в своем поведении, внутреннее достоинство, честь, чистоту, совесть и почести, награды и почетные звания, титулы и хорошую репутацию, доброе имя и то, чем гордятся, целомудрие, девственность и сознание, чувство чести и сочетание лучших качеств. К достоинству же относят ценность человека или общности людей и совокупность моральных качеств, и сознание своей ценности, чувство уважения к себе и внешнее проявление достоинства ,стоимость, ценность денежных знаков, титул, чин, звание».
Из приведенных вариантов употребления названных понятий видно, что проблема защиты чести и достоинства гражданявляется достаточно трудной для теоретического анализа, от результатов которого зависит качество правового регулирования защиты чести и достоинства членов общества. Трудность заключается в необходимости многоаспектногоподхода с выделением,в частности вопросов правового и философского характера. «Длительное время не делалось различий между рассматриваемыми категориями, понятие чести не отделялось от понятия достоинства. Так, в комментарии Королевского приказа от 1 января 1897 г. о судах чести офицеров прусского войска, опубликованного в обзоре иностранного законодательства, отмечено, что честь - достоинство присущее человеку от рождения, в связи с достоинством приобретаемым хорошею жизнью - единственный капитал, который не может быть ни отнят, ни уменьшен чей бы то ни было властью».7
Некоторыми учеными под честью понимается категория морали, выражающая общественное признание всего того, что заслуживает высокой оценки в деятельности отдельной личности, коллектива, учреждения и т.д. Согласно друтому определению - честь это понятие морального сознания и категория этики, которое включает в себя момент сознания индивидом своего общественного значения и его оценки со стороны общества. В соответствии с другим определением честь есть положительная социальная оценка гражданина и организации.
Если обобщить приведенные суждения, то можно увидеть противопоставление двух подходов - понимание чести как категории оценки другими людьми и как собственной самооценки. Объединение этих двух подходов возможно исходя из того, что честь - это и общественная оценка личности и, в то же время, осмысление самой личностью такой оценки, т.е. самооценка. Исходя из сказанного, понятие чести имеет как бы два аспекта - внешний или, как его иначе называют, объективный и внутренний или субъективный.
Внешняя сторона понятия чести объективна по содержанию, так какне зависит от оценки конкретного человека, а отражает общественные ценности конкретного общества, социальной группы.
Внутренняя же сторона чести субъективнапо форме и неразрывно связана со способностью человека самому оценивать свои действия и поступки, с осознанием своей чести, репутации, с его чувствительностью к тому, какое мнение будет онем существовать вопределенной общественной среде.
Что касается понятия достоинства, то оно нашло широкое употребление сравнительно недавно. Идея человеческого достоинства как высшей ценности и назначения человека была выдвинута гуманистами ловца средневековья. Признание за человеком ценности и высокого назначения, независимо от его сословной принадлежности, социального происхождения, расы, нации и т.п. было важной стороной разработанной теории. Так, Кант считал, что «достоинство есть внутренняя безотносительная ценность, а то, что обладает достоинством, находится выше всякого эквивалента».