Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 13:17, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является всестороннее изучение и исследование одного из видов личных неимущественных прав – права на честь, достоинство и деловую репутацию граждан и юридических лиц, и гражданско- правовые способы защиты этого права.
В работе поставлены следующие задачи:
1) определить сущность нематериальных благ;
2) определить понятие чести, достоинства и деловой репутации граждан и организаций;
3) исследовать внесудебный порядок защиты указанных нематериальных благ;
4) рассмотреть особенности защиты чести и достоинства, деловой репутации в суде;
5) анализ судебной практики по делам данной категории.
Введение
Глава 1. ЧЕСТЬ, ДОСТОИНСТВО И ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ КАК ПРАВОВЫЕ КАТЕГОРИИ………………………………………………………2
1. Понятие нематериальных благ и их виды…………………………………….2
2. Понятие чести, достоинства и репутации…………………………………….5
3. Право на честь достоинство и деловую репутацию………………………...10
Глава 2. СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ЧЕСТИ, ДОСТОИНСТВА И ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ…………………………………………………………………….21
1. Внесудебный порядок защиты чести, достоинства, доброго имени и деловой репутации………………………………………………………………23
2. Гражданско-правовой порядок защиты чести, достоинства, доброго имени и деловой репутации…………………………………………………………….28
3. Правовая позиция европейского суда по правам человека по вопросам, связанным с защитой чести, достоинства и деловой репутации……………..37
Глава 3. ЗАЩИТА ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ……..42
Заключение……………………………………………………………………….52
Библиографический список….………………………………………………….54
Значительное место в практике Европейского Суда занимают дела, связанные с толкованием положений ст. 10 Конвенции о праве на свободное выражение мнения, которое включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. При этом Суд акцентирует внимание на недопустимости нарушения баланса между свободой слова, мнения, информации и правом на защиту чести, достоинства, деловой репутации.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем Постановлении «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» от 24 февраля 2005 года № 3 ориентирует- суды на необходимость учета правовой позиции Европейского Суда, посвященной соотношению права на защиту чести, достоинства, деловой репутации со свободой слова, мнения, информации, а также вопросам защиты доброго имени публичных деятелей.
Наиболее прогрессивной и известной является позиция Европейского Суда о том, что при разрешении дел данной категории особое значение имеет проведение разграничения между изложением фактов и оценочным суждением. Европейский Суд отмечал, что в законодательстве Российской Федерации недавнего времени не проводилось разграничение между оценочными суждениями и изложением фактов, оно содержало только термин «сведения» и исходило из того, что любые сведения подлежали доказыванию в рамках гражданского судопроизводства. Независимо от реального содержания «сведений» распространявшее их лицо обязано было доказать суду то, что они соответствовали действительности. Учитывая содержащиеся в законодательстве нормы, суды Российской Федерации не считали нужным определять, являлось ли оспариваемое утверждение заявителя оценочным суждением, не подлежащим доказыванию.
В отечественной цивилистике также существовала точка зрения, согласно которой мнение наряду с фактическими сведениями также может быть признано не соответствующим действительности и опровергнуто. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении судами дел о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» от 18 августа 1992 года № 11 по данному поводу также не содержало каких-либо конкретных разъяснений.
Все сомнения в данном вопросе были официально устранены Верховным Судом Российской Федерации лишь в 2005 году с принятием нового Постановления Пленума, тогда как Европейский Суд с давних пор и неуклонно придерживается точки зрения, исходя из которой факты могут быть доказаны, а правдивость оценочных суждений доказыванию не поддается. Требование о доказывании правдивости оценочного суждения неисполнимо и само по себе нарушает свободу мнения, что является основной частью права, гарантированного ст. 10 Конвенции. Европейский Суд также указывает, что в ходе рассмотрения дел о защите чести, достоинства и деловой репутации при оценке законности ограничений на свободу выражения мнений следует использовать набор из трех критериев: любое ограничение должно быть установлено законом, преследовать одну из перечисленных в ч. 2 ст. 10 Конвенции правомерных целей, следовать доказанной необходимости.
«Вмешательством государственных органов» в осуществление права на свободу слова Суд признает применение любых мер, приведших к возникновению дела заявителя. Такими мерами, в частности, могут быть привлечение заявителя к уголовной ответственности за клевету и оскорбление, удовлетворение национальным судом иска о защите чести и достоинства, запрет на распространение той или иной информации и т.д.
Суд подчеркивает, что при оценке конкретного ограничения суд должен учитывать принцип свободы выражения мнения как объект ряда исключений, требующий, в свою очередь, ограничительного толкования.
Чтобы считаться установленным, ограничение должно быть достаточно известным и понятным. Чтобы считаться введенным с законной целью, ограничение должно быть направлено на реальное достижение какой-либо из правомерных целей, которые исчерпывающе перечислены в ч. 2 ст. 10 Конвенции: в интересах государственной безопасности, территориальной целостности или общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.
Чтобы считаться необходимым, ограничение должно удовлетворять насущную общественную потребность, должно быть соразмерно постановленной цели[59].
Глава 3. ЗАЩИТА ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ
ЛИЦ
Поскольку гражданско-правовой способ защиты нематериальных благ является основным, то и право на защиту деловой репутации юридическое лицо может реализовать только в гражданском порядке. Защита осуществляется по обращению в арбитражный или в третейский суд в случаях, установленных законом, международными договорами. Юридическое лицо, о котором распространены не соответствующие действительности, порочащие его деловую репутацию сведения, имеет право требовать через суд их опровержения, а также право на опубликование своего ответа в средствах массовой информации, обнародовавших эти сведения.
С момента возникновения юридического лица, все, что так или иначе относится к его хозяйственной деятельности, влияет на формирование общего представления о его деловой репутации. Деловая репутация юридического лица главным образом формируется за счет результатов его публичной хозяйственной деятельности и открыто распространяемой о нем информации. Информация о юридическом лице, касающаяся общественной оценки его деловой репутации, имеет двоякое происхождение. С одной стороны, она воспринимается в результате ее публичного распространения, в том числе посредством рекламы. С другой стороны, это результат достоверно получаемых сведений, касающихся хозяйственной деятельности юридического лица. Кроме этого, в качестве источника информации, непосредственно затрагивающей деловую репутацию юридического лица, могут выступать и сообщения третьих лиц о нем. Их сведения о данном юридическом лице являются достоверными либо ложными. В последнем случае деловой репутации юридического лица может быть причинен вред.
При разрешении арбитражными судами споров о защите деловой репутации юридических лиц возникают вопросы об установлении обстоятельств, которые имеют большое значение для правильного разрешения таких споров.
В пункте 7 Постановления Пленума ВС РФ № 3 указано, что по делам данной категории необходимо иметь в виду, что в силу ст. 152 ГК РФ значимыми для дела обстоятельствами, которые должны быть определены в ходе судебного разбирательства, являются: факт распространения ответчиком сведений об истце, порочащий характер этих сведений, несоответствие их действительности.
Под распространением сведений, порочащих деловую репутацию юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печатных изданиях, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, в публичных выступлениях, в заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному постороннему лицу.
Не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности в то время, к которому они относятся.
Порочащими являются умаляющие деловую репутацию юридического лица сведения, которые содержат утверждения о нарушении юридическим лицом действующего законодательства, деловой этики или обычаев делового оборота, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности.
При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств иск о защите деловой репутации юридического лица не может быть удовлетворен судом.
Анализ судебной практики показывает, что истцы не всегда обоснованно обращаются с исками о защите деловой репутации. При исследовании судами представленных доказательств не подтверждается совокупность указанных выше обстоятельств, необходимых для защиты деловой репутации юридического лица.
Показательным является следующий пример из арбитражной практики.
ЗАО «Группа Компаний «Дружба» обратилось в арбитражный суд с иском к С., Р., Е. о признании не соответствующими действительности и порочащими его деловую репутацию сведений, распространенных ответчиками 9 февраля 2008 г. путем демонстрации плакатов в ходе проведения пикетирования на Театральной площади Москвы у памятника Карлу Марксу, а именно: «Дружба - это пирамида», «4000 семей обманула Дружба», «Дружба — фабрика по производству бомжей», «Пор-Бажын — выгодное вложение наших денег». Истец просил также обязать ответчиков солидарно за свой счет в двухнедельный срок с момента вступления в законную силу решения арбитражного суда по настоящему делу опубликовать его в еженедельной газете «Коммерсантъ».
Решением Арбитражного суда Московской области от 25.11.2008 по делу № А41-11102/08, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2009, в удовлетворении исковых требований отказано. При этом суды исходили из того, что истцом не доказано наличие совокупности условий, которые в силу положений ст. 152 ГК РФ свидетельствуют о распространении ответчиками недостоверной информации о деятельности ЗАО «Группа Компаний «Дружба» и наносят вред деловой репутации истца как инвестора-застройщика.
Не согласившись с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, истец обратился с кассационной жалобой, в которой просил решение и постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В обоснование жалобы истец ссылался на то, что судебные акты были приняты по неполно исследованным доказательствам, при несоответствии выводов, изложенных в решении и постановлении, фактическим обстоятельствам дела.
ФАС Московского округа постановлением от 11.06.2009 № КГ-А41/5028-09 оставил в силе обжалуемые судебные акты по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и ст. 29 Конституции РФ, гарантирующими каждому право на свободу мысли и слова, а также на свободу массовой информации, позицией Европейского суда по правам человека при рассмотрении дел о защите чести, достоинства и деловой репутации судам следует различать имеющиеся утверждения о фактах, соответствие действительности которых можно проверить, и оценочные суждения, мнения, убеждения, которые не являются предметом судебной защиты в порядке ст. 152 ГК РФ, поскольку, выражая субъективное мнение и взгляды ответчика, не могут быть проверены на предмет соответствия их действительности.
Суды обеих инстанций на основании имеющихся в материалах дела доказательств не установили наличие обстоятельств, имеющих значение для данного дела, а именно: факт распространения ответчиком сведений именно об истце, а также порочащий характер этих сведений и несоответствие их действительности.
Использование участниками публичного мероприятия плакатов с вышеуказанными надписями не может быть расценено в качестве сведений, не соответствующих действительности и требующих опровержения, поскольку это является выражением субъективного мнения участников мероприятия и попыткой привлечь внимание органов исполнительной власти к ситуации, в которой оказались граждане, не получившие в собственность оплаченные ими квартиры. Более того, указанное публичное мероприятие в форме пикетирования проводилось в соответствии с разрешением, оформленным уведомлением заместителем префекта ЦАО г. Москвы от 06.02.2008.
Отсутствие совокупности элементов, предусмотренных ст. 152 ГК РФ, исключает возможность удовлетворения иска о защите деловой репутации, в связи с чем суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены судебных актов, принятых по настоящему делу. Из этого примера также следует еще один вывод.
Истцам при обращении с исками о защите деловой репутации важно различать имеющие место утверждения ответчика о фактах, соответствие действительности которых можно проверить, и оценочные суждения, мнения, убеждения, которые не являются предметом судебной защиты в порядке ст. 152 ГК РФ.
В соответствии с разъяснениями, содержащимся в Постановлении Пленума ВС РФ № 3 оценочные суждения, мнения, убеждения не подлежат судебной защите на основании ст. 152 ГК РФ, поскольку, являясь выражением субъективного мнения и взглядов ответчика, не могут быть проверены на предмет их соответствия действительности.
Имеющаяся судебная практика свидетельствует о том, что истцы часто пытаются оспорить не порочащие деловую репутацию сведения, распространенные о них ответчиком, а его оценочные суждения, мнения, убеждения по некоторым вопросам их хозяйственной деятельности. Характерным является следующее дело.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в своем постановлении от 26 февраля 2010 г. N Ф09-728/10-С6 по делу N А60-19141/2009-С7 рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью «Издательская фирма «Нейва-пресс» (далее - общество «ИФ «Нейва-пресс»), общества с ограниченной ответственностью "Наша городская газета" (далее - общество «Наша городская газета») на решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.09.2009 по делу N А60-19141/2009-С7 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2009 по тому же делу.
Общество «ИФ «Нейва-пресс» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу «Наша городская газета» и Никанорову Дмитрию Львовичу об обязании опровергнуть распространенные в газете «Наша городская газета» от 22.04.2009 N 16 (521) не соответствующие действительности сведения, порочащие деловую репутацию истца, путем публикации в месячный срок после вступления в законную силу решения суда на странице 4 или 5 соответствующего номера газеты текста следующего содержания «Общество с ограниченной ответственностью «Наша городская газета» и Никаноров Д.Л. сообщают, что ранее опубликованные сведения о том, что на публикацию в газете «Нейва» одной полосы официальной информации затрачивалось 25 - 30 тысяч рублей бюджетных средств по себестоимости на две тысячи рублей, не соответствуют действительности»; о взыскании с Никанорова Д.Л. 75 000 руб., с общества «Наша городская газета» - 425 000 руб. компенсации морального вреда, причиненного истцу распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих его деловую репутацию, а также о взыскании с ответчиков в солидарном порядке судебных расходов.
Информация о работе Защита чести, достоинства, деловой репутации граждан и организаций