Сервитут в российском праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 10:35, дипломная работа

Описание работы

Тема данной дипломной работы – «Сервитут в Российском законодательстве» – актуальна в силу того, что, во-первых, среди вещных прав на землю особое место занимает земельный сервитут – право ограниченного пользования чужим земельным участком, во-вторых, действующее российское законодательство не содержит единый перечень сервитутных прав, однако подразделяет сервитуты на публичные и частные (в зависимости от количества субъектов, в чьих интересах устанавливается сервитут), на постоянные и срочные (в зависимости от срока, на который устанавливается сервитут). Разделение сервитутов на публичные и частные закреплено в Водном кодексе РФ, Лесном кодексе РФ, Градостроительном кодексе РФ, Земельном кодексе РФ и других нормативных актах., в-третьих, современное российское законодательство допускает возникновение частного сервитута на основе договора, судебного решения, акта государственного органа и органа местного самоуправления, а также в силу прямого указания закона. Участниками договора с одной стороны является лицо, обремененное сервитутом, в качестве которого может выступать только собственник земельного участка или иной недвижимости (например, собственники помещений в кондоминиуме).

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 330.50 Кб (Скачать)

      Комитет по управлению округом:

      1) заблаговременно оповещает население  о проведении общественных слушаний, сроке, месте их проведения, вопросах, выносимых на общественные слушания;

      2) обеспечивает проведение, подводит  итоги общественных слушаний, составляет  протокол о результатах общественных  слушаний и передает его в  управление архитектуры и градостроительства  г. Иркутска в месячный срок с момента получения заключения управления архитектуры и градостроительства с резолюцией мэра города о проведении общественных слушаний;

      Общественные  слушания могут быть проведены среди  населения г. Иркутска в целом, населения  района города, микрорайона, квартала и иной территориальной единицы, чьи интересы затрагивает установление публичного сервитута.

      Правом  участвовать в общественных слушаниях  обладает каждый дееспособный гражданин, проживающий в границах проведения общественных слушаний, достигший к моменту проведения общественных слушаний 18 лет.

      Общественные  слушания проводятся на основе равного, свободного и добровольного волеизъявления.

      Комитет по управлению округом обеспечивает информирование населения путем  опубликования сообщения в газете «Иркутск», а также размещения объявлений на жилых домах, иных строениях и иными способами о проведении общественных слушаний, сроке, месте их проведения, о вопросах, выносимых на общественные слушания и других обстоятельствах, имеющих значение для надлежащей подготовки и проведения общественных слушаний.

      По  итогам проведения общественных слушаний комитет по управлению округом составляет протокол о результатах общественных слушаний, в который вносятся следующие  данные:

      1) число граждан, принявших участие в общественных слушаниях;

      2)число  граждан, высказавшихся «за» установление  публичного сервитута;

      3) число граждан, высказавшихся  «против» установления публичного  сервитута;

      4) основные вопросы, обсуждаемые  на общественных слушаниях;

      Протокол  о результатах общественных слушаний составляется в одном экземпляре и подписывается председателем комитета по управлению округом. Протокол о результатах общественных слушаний направляется в управление архитектуры и градостроительства.

      Мнение  граждан о возможности (невозможности) установления публичного сервитута выявленное по результатам общественных слушаний, носит рекомендательный характер для мэра г. Иркутска при решении вопроса об установлении публичного сервитута.

      Условия осуществления публичного сервитута

      Лицо, которому земельный участок, обремененный публичным сервитутом принадлежит на определенном праве, обязано не препятствовать осуществлению публичного сервитута.

      Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным  для земельного участка, в отношении которого он установлен.

      В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности  использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать  изъятия, в том числе путем  выкупа, у него данного земельного участка с возмещением администрацией г. Иркутска убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.

      В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от администрации г. Иркутска соразмерную плату.

      Учет  и государственная регистрация  публичных сервитутов

      Инициатор установления публичного сервитута  обеспечивает учет сведений о публичном  сервитуте в Едином государственном реестре земель.

      Публичные сервитуты подлежат государственной  регистрации в соответствии с  требованиями законодательства.

      Если  в отношении одного и того же земельного участка установлено несколько  сервитутов, каждый из них подлежит государственной регистрации.

      Государственная регистрация публичных сервитутов осуществляется Учреждением юстиции  по государственной регистрации  прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Иркутской  области по заявлениям:

      - покупателя по договору купли-продажи земельного участка в соответствии с условиями такого договора;

      - инициатора установления публичного  сервитута, в том числе структурного подразделения администрации г. Иркутска, на которое соответствующая обязанность возложена в постановлении мэра г. Иркутска об установлении публичного сервитута.

      Публичный сервитут вступает в силу с момента  его государственной регистрации.

      Градостроительный сервитут

      Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ) регулирует сервитутные  отношения несколько иначе. Так, согласно ст. 64 в отношении объектов недвижимости в градостроительстве могут устанавливаться публичные и частные сервитуты.

      Публичный сервитут закрепляется нормативными правовыми  актами органов местного самоуправления на основании градостроительной  документации и правил застройки в случаях, если это определяется государственными или общественными интересами.

      Лесной  сервитут

      Под публичным сервитутом понимается право  граждан свободно пребывать в  лесном фонде и в не входящих в  лесной фонд лесах, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Под публичным сервитутом понимается право граждан свободно пребывать в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

      Граждане  имеют право свободно пребывать  в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (публичный лесной сервитут).

      Права пользования граждан и юридических  лиц участками лесного фонда  и права пользования участками  не входящих в лесной фонд лесов могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц на основании договоров, актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, а также судебных решений (частный лесной сервитут).

      Положения гражданского законодательства, земельного и иного законодательства Российской Федерации применяются к лесным сервитутам в той мере, в какой это не противоречит требованиям Лесного кодекса.

      Водный  сервитут

      Публичный водный сервитут определяется как возможность  каждого пользоваться водными объектами общего пользования, если иное не предусмотрено законодательством РФ, а частный водный сервитут — как возможность ограничения прав долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами в пользу заинтересованных лиц.

      Право ограниченного пользования водным объектом выступает в формах публичного и частного водных сервитутов.

      Каждый  может пользоваться водными объектами  общего пользования и иными водными  объектами, если иное не предусмотрено  законодательством Российской Федерации (публичный водный сервитут).

      В силу договора права лиц, которым  водные объекты предоставлены в  долгосрочное или краткосрочное  пользование, могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц (частный водный сервитут). Частные  водные сервитуты могут устанавливаться и на основании судебного решения.

      Общие положения о сервитутах, предусмотренные  гражданским законодательством, применяются  к водным сервитутам в той мере, в какой это не противоречит требованиям  Водного кодекса.

      Публичные и частные водные сервитуты могут устанавливаться в целях:

      - забора воды без применения  сооружений, технических средств  и устройств; 

      - водопоя и прогона скота; 

      - использования водных объектов  в качестве водных путей для  паромов, лодок и других маломерных  плавательных средств. 

      В дополнение к водным сервитутам, предусмотренным настоящей статьей, водным законодательством Российской Федерации могут быть установлены иные водные сервитуты.

      Для осуществления водных сервитутов не требуется получение лицензии на водопользование.

      Земельные сервитуты

      Земельный кодекс РФ ввел понятие «публичный сервитут» в земельное законодательство (ст. 23) впервые на уровне федерального закона141. Однако этот институт не нов для современного российского законодательства. Водный кодекс РФ в 1995 году (ст. 43-44) и Лесной кодекс РФ в 1997 году (ст. 21) ввели понятия «водные сервитуты» и «лесные сервитуты».

      Описание  публичного сервитута наиболее подробно до принятия Земельного кодекса РФ было дано в ст. 64 Градостроительного кодекса РФ, которая закрепила, что  публичный сервитут устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в случаях, когда это определяется государственными или общественными интересами.

      Земельный кодекс РФ развил эти положения и  предусмотрел, что публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков (п. 2 ст. 23 Земельного кодекса РФ).

      Также в Земельном кодексе РФ закреплена норма о том, что установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

      Это, на мой взгляд, поможет избежать возможных злоупотреблений при  установлении публичного сервитута  в отношении земельных участков.

      В соответствии с положениями ст. 23 Земельного кодекса РФ в результате установления публичного сервитута, так  же как и при установлении частного сервитута, возникает обременение  земельного участка правами лиц, в интересах которых он установлен, но только в данном случае круг этих лиц может быть неопределенным: например, при установлении прохода для населения через земельный участок (участки) к прибрежной полосе. Известно, что при запрете на приватизацию прибрежной полосы за последние годы огромное количество земельных участков по берегам рек и озер было передано в частную собственность для строительства дач, коттеджей, баз отдыха. В результате население было лишено права свободного доступа к водным объектам. Установление публичных сервитутов может помочь в решении этой проблемы.

      Земельным кодексом РФ определены отдельные виды публичных сервитутов, которые корреспондируют  предусмотренным Гражданским кодексом РФ частным сервитутам: например, для  обеспечения прохода или проезда  через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи и т. п.

      Основное  отличие будет, как уже указывалось, в способе установления сервитута  и в тех интересах, в которых  он устанавливается. Собственник земельного участка в целях прокладки  линии электропередачи или газопровода к своему участку может заключать договор с собственником соседнего земельного участка либо с несколькими собственниками участков, через которые будет осуществлен подвод коммуникаций к его участку, и в таком случае это будет частный сервитут. Если же через существующий район индивидуальной жилой застройки будет необходимо провести коммуникации для вновь застраиваемой территории, это скорее всего будет сделано на основе установления публичного сервитута.

      Земельным кодексом РФ установлены следующие виды публичных сервитутов:

      - прохода или проезда через  земельный участок;

      - использования земельного участка  в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других  линий и сетей, а также объектов  транспортной инфраструктуры;

      - размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

      - проведения дренажных работ на  земельном участке;

Информация о работе Сервитут в российском праве