Сервитут в российском праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 10:35, дипломная работа

Описание работы

Тема данной дипломной работы – «Сервитут в Российском законодательстве» – актуальна в силу того, что, во-первых, среди вещных прав на землю особое место занимает земельный сервитут – право ограниченного пользования чужим земельным участком, во-вторых, действующее российское законодательство не содержит единый перечень сервитутных прав, однако подразделяет сервитуты на публичные и частные (в зависимости от количества субъектов, в чьих интересах устанавливается сервитут), на постоянные и срочные (в зависимости от срока, на который устанавливается сервитут). Разделение сервитутов на публичные и частные закреплено в Водном кодексе РФ, Лесном кодексе РФ, Градостроительном кодексе РФ, Земельном кодексе РФ и других нормативных актах., в-третьих, современное российское законодательство допускает возникновение частного сервитута на основе договора, судебного решения, акта государственного органа и органа местного самоуправления, а также в силу прямого указания закона. Участниками договора с одной стороны является лицо, обремененное сервитутом, в качестве которого может выступать только собственник земельного участка или иной недвижимости (например, собственники помещений в кондоминиуме).

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 330.50 Кб (Скачать)

      Социально-экономические  предпосылки земельной реформы, начатой в 1990 г., и правовая основа ее проведения

      Необходимость реформирования в сфере земельных  отношений проявилась в излишней централизации при решении вопросов изъятия и предоставления земли.

      Государство сдерживало развитие товарно-денежных отношений, во многих случаях они подменялись натуральными расчетами. Действовали натуральные пропорции поставок сельхозпродукции, которые устанавливались государством в одностороннем порядке. Государственный аппарат активно вмешивался в сельскохозяйственное производство. Экономическая инициатива хозяйств нередко подавлялась, поскольку ее результаты не отвечали предписанным натуральным показателям.

      В сфере земельных отношений все  настойчивее возникала необходимость  следующих преобразований:

      - придание земле легальной денежной оценки, переход к арендным отношениям сельскохозяйственных предприятий при передаче земли в долевую собственность крестьян;

      - расширение полномочий местных  органов власти в части планирования  использования земли и распоряжения  ею; разграничение федеральных государственных земель и земель субъектов РФ, а также местного самоуправления;

      - обеспечение реальной информированности  общественности о положении дел  в земельном хозяйстве страны  и выработка процедуры ее участия  в решении спорных вопросов  относительно использования земли;

      - усиление значения экологических  критериев, ограничивающих бесконтрольное  создание вредных производств  и применение опасных технологий;

      - повышение эффективности государственного  земельного кадастра, мониторинга  и контроля за правильным использованием, охраной и улучшением земель.

      Мероприятия земельной реформы нашли отражение  в специальных федеральных законах  России. Первый Закон РСФСР «О земельной  реформе» был принят Верховным Советом  РСФСР 23 ноября 1990 г. (в ред. от 27 декабря). Этот закон отменил монополию государственной собственности на землю. Но, допуская частную собственность на землю граждан и их коллективов, он устанавливал ряд ограничений, направленных в основном на запрещение сделок с землей. В дальнейшем Указы Президента РФ, а затем новая Конституция РФ устранили существовавшие ранее ограничения для собственников земли в частном секторе.

      Положения Закона РСФСР «О земельной реформе» 1990 г. были закреплены в Земельном  кодексе РСФСР, принятом Верховным  Советом РСФСР 25 апреля 1991 г. Более подробно, чем в Кодексе, вопросы реформирования земельных отношений на селе решались в Законе РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» 1990 г., Указах Президента РФ и Постановлениях Правительства РФ о порядке реорганизации колхозов и совхозов, приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий и в других нормативно-правовых актах этого периода земельной реформы.

      30 октября 2001 г. был опубликован  и вступил в юридическую силу  Земельный кодекс РФ, правовые  нормы которого содействуют дальнейшему развитию земельных отношений по пути углубления земельной реформы в стране.

 

       §1.2 Понятие сервитута (сервитут, как обязательство, норма обязательственного права) 

      В практике землепользования иногда возникают  ситуации, когда собственнику одного земельного участка необходимо, к примеру, проложить кабель или водопровод через соседний участок. Как уладить возникшую проблему с соседом и законно оформить возможность пользования чужим земельным участком?

      Гражданский Кодекс РФ предусматривает такое понятие ограниченного вещного права как сервитут (ст. 274 ГК РФ). Сервитуты могут быть частными, когда они устанавливаются в интересах конкретных граждан или юридических лиц, и публичными - устанавливаются в государственных интересах, в интересах муниципального образования или местного населения.

      Сервитут (от латинского «servitus» — рабство, служение вещи) — это обременение  земельного участка (любой другой недвижимости) правом органиченного пользования  другими лицами.

      Сервитут  – это право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества (для прохода, прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций и иных нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута).

      Особенность сервитута состоит в том, что  он сам по себе не может быть самостоятельным предметом купли-продажи и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющихся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения которого он установлен

      Сервитут - это право собственника недвижимого  имущества (земельного участка, другой недвижимости) требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

      Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

      Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

      Сервитут  устанавливается по соглашению между  лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

      На  арендаторов сервитут не распространяется. Сервитут не может передаваться никому, кроме собственника земельного участка  и только вместе с этим участком. Более того, согласно п. 2 ст. 275 ГК РФ сервитут не может быть самостоятельным предметом купли - продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен. Получается, что буквальное толкование этих слов ограничивает права арендатора, не позволяя ему осуществлять в полном объеме право пользования арендованным недвижимым имуществом.

      Но  в любом случае сервитут не может передаваться лицам, не использующим объект недвижимости, к которому прилагается сервитут.

      Сервитуты подразделяются на частные и публичные. Частный сервитут устанавливается  в соответствии с гражданским  законодательством. Публичный сервитут может быть установлен в соответствии с Земельным кодексом, нормативными актами субъекта РФ или органами местного самоуправления. Хотя понятие сервитута введено в оборот с момента принятия первой части Гражданского кодекса и принятия некоторых других нормативных актов, о серьезном начале действия этого института в Российском законодательстве можно говорить только с момента введения в действие Земельного кодекса. Остановимся более подробно на частном сервитуте. Частный сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, а также других нужд, которые собственник недвижимого имущества не сможет обеспечить без установления сервитута. Если стороны достигли согласия об установлении сервитута, то это согласие оформляется письменным договором, который должен быть зарегистрирован в порядке, предусмотренном для регистрации прав на недвижимое имущество. Если согласие между сторонами не достигнуто, то спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому земельный участок предоставлен на праве постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения. Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование земельным участком. Таким же образом сервитутом могут обременяться здания, сооружения и другое недвижимое имущество, ограниченное пользование которым необходимо вне связи с пользованием земельным участком. Так, например, собственник квартиры, через которую проходят общие коммуникации, имеет право потребовать заключения договора о предоставлении сервитута. В соответствии с данным договором собственник квартиры предоставляет право доступа к общим коммуникациям и в какой–то степени позволяет пользоваться своей квартирой, а обслуживающая же организация получает соответствующее право, но вместе с тем и принимает на себя обязательство обслуживать указанные коммуникации. Сервитут сохраняется и в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу. Сервитут не может быть самостоятельным предметом договора купли–продажи, залога и не может передаваться каким–либо способом лицам, которые не являются собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен. Сервитут может быть прекращен по требованию собственника земельного участка (недвижимого имущества) в связи с тем, что отпали основания, по которым он был установлен.

      Как и другие вещные права, сервитут следует  за вещью. Согласно п. 1 ст. 275 ГК РФ сервитут сохраняется в случае перехода к  другому лицу прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом. Причем это правило применимо как к частным земельным сервитутам, так и к публичным. Например, передача земельного участка в аренду не является основанием для прекращения или изменения сервитута, установленного в интересах третьих лиц. В силу ст. 613 ГК РФ арендодатель при заключении договора аренды земельного участка обязан предупредить арендатора обо всех правах третьих лиц на сдаваемое в аренду имущество, и в частности о наличии сервитута. Если арендодатель не выполнил этой обязанности, арендатор имеет право требовать уменьшения арендной платы либо расторжения договора с возмещением причиненных ему убытков.

      Собственник участка, обремененного частным  сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено  законом, требовать от лиц, в интересах  которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

      Сервитут  может быть прекращен по требованию владельца земельного участка, на который  был установлен сервитут, при условии  отпадения оснований, по которым  он был установлен.

      С принятием нового Земельного кодекса, введенного в действие гл. 17 ГК РФ, в стране получили широкое развитие отношения собственности и иных вещных прав на землю.

      Среди вещных прав на землю особое место  занимает земельный сервитут – право  ограниченного пользования чужим  земельным участком. Можно полностью согласиться с Копыловым А.В., утверждающим, что «земельные сервитуты – самое старое и первоначально единственное право на чужую вещь».

      Впервые сервитуты упоминаются в источниках римского права. Законы 12 таблиц предусматривали 4 сервитута: право прохода и проезда верхом; право прохода скота и проезда в легких повозках; право пользования вымощенной дорогой для перевозки тяжелых грузов; право провести воду через чужую землю. При этом предметом сервитута считалось не право пользования чужой вещью в определенном отношении, а непосредственно та часть чужого имущества, которой пользовался сервитуарий. Таким образом, сервитут означал право обладания частью чужой земли, предоставленной в пользование владельца сервитута. Позднее в период начала империи сервитут был признан особым вещным правом и стал означать право пользования чужим земельным участком.

      В своей работе «Вещные права на землю» Копылов А.В. выделяет следующие  виды сервитутов того времени. В зависимости  от характера использования господствующего участка сервитуарием – сельские и городские; по содержанию – положительные, дающие право оказывать фактическое воздействие на чужой земельный участок и отрицательные, которые лишали собственника сервитута возможности совершать определенные действия в отношении своего имущества. По способу осуществления сервитута – постоянные и непостоянные.

      Право ограниченного пользования чужим  земельным участком имело место  и в законодательстве дореволюционной  России и устанавливалось сначала  в виде «права угодий». Само слово «сервитут» было введено в общерусское законодательство только в ХVIII веке Положением о нотариальной части (ст. 159) и определялось как «вещное право пользования чужим имуществом в определенном отношении, не обязывающее собственника к положительным действиям». Сервитуты подразделились на личные, принадлежащие лицу как конкретной личности, и предиальные, принадлежащие субъекту как собственнику определенной недвижимости. При этом предиальный сервитут означал «вещное право собственника господствующей недвижимости пользоваться в известном отношении чужой (служебной) недвижимостью, кто бы ни был ее собственником». Перечень сервитутов был установлен в Своде законов гражданских предиальных сервитутов, Уставе лесном и Особом приложении к книге 4 тома 9 Свода законов Российской империи.

      В современном российском законодательстве впервые институт сервитутов появился в 1994г. В «Основных положениях государственной  приватизации государственных и  муниципальных предприятий после 1 июля 1994 г.», утвержденных Указом Президента РФ от 22.07.1994 г. № 1535, устанавливались 3 вида публичных сервитутов, которыми обременялись собственники приобретенных застроенных земельных участков для обеспечения следующих общественных нужд:

      1) безвозмездного и беспрепятственного использования объектов общего пользования (пешеходные и автомобильные дороги, объекты инженерной инфраструктуры), которые существовали на момент передачи земельного участка в собственность;

      2) размещения на участке межевых  и геодезических знаков и подъездов к ним;

      3) доступа на участок соответствующих  муниципальных нужд для ремонта  объектов инфраструктуры.

      Впоследствии  сервитут был закреплен в ст. 216, ст. 274 – 277 ГК РФ и ст. 23 ЗК РФ. Помимо ГК РФ и ЗК РФ нормы о сервитутах содержатся в Водном кодексе РФ, Лесном кодексе РФ, Градостроительном кодексе РФ, ФЗ от 25.06.96г. «О товариществах собственников жилья», ФЗ от 21.01.01. «О приватизации государственного и муниципального имущества» и ряде других. В большинстве из указанных актов сервитут определяется как право ограниченного пользования чужой недвижимостью (п. 1 ст. 274 ГК РФ; п. 3 ст. 64 Градостроительного кодекса; п. 1 ст. 8 ФЗ «О товариществах собственников жилья» и др.).

      Действующее российское законодательство не содержит единый перечень сервитутных прав, однако подразделяет сервитуты на публичные и частные (в зависимости от количества субъектов, в чьих интересах устанавливается сервитут), на постоянные и срочные (в зависимости от срока, на который устанавливается сервитут). Разделение сервитутов на публичные и частные закреплено в Водном кодексе РФ, Лесном кодексе РФ, Градостроительном кодексе РФ, Земельном кодексе РФ и других нормативных актах. В юридической литературе высказывается мнение о необходимости научного определения и введения в российское законодательство понятия «публичные и частные горные сервитуты». До рассмотрения публичного и частного сервитута в своей работе в отдельности хотелось бы выделить общие нормы действующего законодательства, которые распространяются как на публичные, так и на частные сервитуты.

Информация о работе Сервитут в российском праве