Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 10:35, дипломная работа
Тема данной дипломной работы – «Сервитут в Российском законодательстве» – актуальна в силу того, что, во-первых, среди вещных прав на землю особое место занимает земельный сервитут – право ограниченного пользования чужим земельным участком, во-вторых, действующее российское законодательство не содержит единый перечень сервитутных прав, однако подразделяет сервитуты на публичные и частные (в зависимости от количества субъектов, в чьих интересах устанавливается сервитут), на постоянные и срочные (в зависимости от срока, на который устанавливается сервитут). Разделение сервитутов на публичные и частные закреплено в Водном кодексе РФ, Лесном кодексе РФ, Градостроительном кодексе РФ, Земельном кодексе РФ и других нормативных актах., в-третьих, современное российское законодательство допускает возникновение частного сервитута на основе договора, судебного решения, акта государственного органа и органа местного самоуправления, а также в силу прямого указания закона. Участниками договора с одной стороны является лицо, обремененное сервитутом, в качестве которого может выступать только собственник земельного участка или иной недвижимости (например, собственники помещений в кондоминиуме).
- забора воды и водопоя;
- прогона скота через земельный участок;
-
сенокоса или пастьбы скота
на земельных участках в сроки,
-
использования земельного
-
временного пользования
-
свободного доступа к
При подготовке проекта Земельного кодекса РФ предполагалось, что перечень публичных сервитутов не будет исчерпывающим, однако в окончательной редакции приведен закрытый перечень публичных сервитутов.
Сервитут может устанавливаться на определенный срок (срочный сервитут) или без указания срока (постоянный сервитут). Это в равной степени относится к частным и к публичным сервитутам. При установлении сервитута должно соблюдаться следующее правило: осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.
В отношении платы за ограниченное пользование земельным участком (сервитут) законодатель ввел разные требования по отношению к платности такого использования применительно к частному и публичному сервитуту. Так, собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Такую плату целесообразно определять в договоре с лицом, в пользу которого устанавливается сервитут, либо она может быть предусмотрена судебным решением, на основании которого предоставляется право ограниченного пользования земельным участком.
При введении публичного сервитута собственник обремененного участка может требовать плату от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установившего сервитут, если это приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка.
Еще одной гарантией прав собственника участка или лиц, использующих участок на ином праве, служит положение Земельного кодекса РФ о том, что, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков (п. 7 ст. 23). Также лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке (п. 8 ст. 23).
Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
Могут
устанавливаться публичные
1) прохода или проезда через земельный участок;
2)
использования земельного
3)
размещения на земельном
4) проведения дренажных работ на земельном участке;
5) забора воды и водопоя;
6) прогона скота через земельный участок;
7) сенокоса или пастьбы скота на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением таких земельных участков в пределах земель лесного фонда;
8)
использования земельного
9)
временного пользования
10) свободного доступа к прибрежной полосе.
Сервитут может быть срочным или постоянным.
Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.
Собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.
В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.
Лица,
права и законные интересы которых
затрагиваются установлением
Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Рассмотрим в качестве примера судебную практику:
Муниципальное
унитарное предприятие (далее-
Обжалованным судебным решением в удовлетворении указанного выше иска отказано, оспоренное постановление Администрации г. Волгограда признано соответствующим ст.23 Земельного Кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе истец просит об отмене судебного акта, вынесении нового судебного решения об удовлетворении иска, настаивая на нарушении ответчиком ст. 23 Земельного Кодекса Российской Федерации, поскольку был установлен, не публичный, а частный сервитут в интересах одного лица – предпринимателя К.
Федеральным арбитражным судом Поволжского округа решение отменено, постановление Администрации г. Волгограда №1124 от 18.09.2002 г. «Об установлении публичного сервитута унитарному предприятию «Тракторозаводский рынок» признано недействующим.
Как следовало из материалов дела, предпринимателем К. по договору купли продажи от 06.12.2000 г. приобретен магазин по адресу: г. Волгоград, ул. Клименко, 12 «б». 06.03.2001 г. за №3571 был заключен договор долгосрочной аренды земельного участка площадью 266,1 кв.м. по тому же адресу. Из технического паспорта нежилого здания, приобщенного предпринимателем К. видно, что по состоянию на 01.12.2000 г. находится оно на территории колхозного рынка. Данное обстоятельство установлено судом и по другим имеющимся в деле документам.
Как было видно из оспариваемого постановления, оно вынесено в связи с обращением гражданки К. в целях обеспечения беспрепятственного прохода и подъезда к принадлежащему ей магазину с территории истца. В чьих интересах был установлен публичный сервитут не усматривается и из постановляющей части постановления.
В п. 2 оспоренного ненормативного акта установлено, что публичный сервитут подлежит государственной регистрации в Учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними «Волгоградское областное регистрационное управление», что соответствует п. 9 ст. 23 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, прямое указание федерального закона ответчиком не было выполнено, в деле документы о регистрации сервитута отсутствуют.
Кроме того, п.2 ст.23 Земельного Кодекса Российской Федерации определено, что публичный сервитут устанавливается с учетом результатов общественных слушаний.
Данное
установленное законом
Отсутствие порядка проведения таких слушаний не освобождает орган, устанавливающий публичный сервитут, от получения каким - либо образом мнения общественности по данному вопросу. В материалах дела не имеется документов, подтверждающих утверждение ответчика о вынесении им постановления в интересах местного населения (потребителей), а также предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность на территории истца.
Однако при устранении вышеуказанных нарушений администрация города не лишена возможности вновь установить сервитут.
При
таких обстоятельствах у арбитражного
суда не имелось правовых оснований для
отказа в иске, поскольку вынесено оспоренное
постановление с нарушением вышеуказанных
требований закона.
§3.2
Прекращение публичного сервитута
Публичный сервитут прекращается в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута (п.2 ст. 48 ЗК РФ) или в случае изъятия участка органами государственной власти или местного самоуправления ( п.7 ст. 23 ЗК РФ).
Порядок прекращения публичных сервитутов.
Публичный сервитут прекращается:
-
по истечении срока его
-
вступления в законную силу
постановления мэра г.
-
вступления в законную силу
решения суда о прекращении
установленного сервитута либо
о признании недействительным
постановления мэра г.
При отмене публичного сервитута постановлением мэра г. Иркутска копия такого постановления в 3-дневный срок после его подписания направляется в Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним для внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о прекращении сервитута, а также собственнику соответствующего земельного участка, землепользователю, землевладельцу, инициатору установления публичного сервитута.
В случае перехода любого вещного права на земельный участок по сделке к другому лицу сервитут, обременяющий данный земельный участок, сохраняется.
Земельный сервитут прекращается ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен: в судебном порядке по требованию владельца участка в случае, когда земельный участок вследствие обременения сервитутом не может быть использован в соответствии с назначением участка (ст. 276 ГК РФ).
В случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с назначением, собственник или владелец участка вправе требовать прекращения сервитута в судебном порядке.
Право сервитута носит придаточный характер к основному праву на земельный участок для лица, в пользу которого устанавливается данный сервитут. С прекращением права этого лица на данный земельный участок прекращается и право сервитута.
Сервитут устанавливается, как правило, не на определенный срок, а на период до устранения причин, породивших необходимость этого сервитута. С устранением данных причин необходимо прекращение действия сервитута. Например, Федеральным законом связи предусмотрено установление сервитута в виде возможности хода или проезда к месту ЛЭП для устранения аварий и проведения ремонтных работ. Данный сервитут является бессрочным и действует до тех пор, пока не будет демонтирована ЛЭП или полностью прекращен на ее деятельность.
По
требованию собственника земельного участка,
обремененного сервитутом, сервитут
может быть прекращен ввиду отпадения
оснований, по которым он был установлен.
В случае, если земельный участок в результате
обременения сервитутом не может использоваться
в соответствии с целевым назначением
земельного участка, собственник вправе
требовать по суду прекращения сервитута.