Сервитут в российском праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 10:35, дипломная работа

Описание работы

Тема данной дипломной работы – «Сервитут в Российском законодательстве» – актуальна в силу того, что, во-первых, среди вещных прав на землю особое место занимает земельный сервитут – право ограниченного пользования чужим земельным участком, во-вторых, действующее российское законодательство не содержит единый перечень сервитутных прав, однако подразделяет сервитуты на публичные и частные (в зависимости от количества субъектов, в чьих интересах устанавливается сервитут), на постоянные и срочные (в зависимости от срока, на который устанавливается сервитут). Разделение сервитутов на публичные и частные закреплено в Водном кодексе РФ, Лесном кодексе РФ, Градостроительном кодексе РФ, Земельном кодексе РФ и других нормативных актах., в-третьих, современное российское законодательство допускает возникновение частного сервитута на основе договора, судебного решения, акта государственного органа и органа местного самоуправления, а также в силу прямого указания закона. Участниками договора с одной стороны является лицо, обремененное сервитутом, в качестве которого может выступать только собственник земельного участка или иной недвижимости (например, собственники помещений в кондоминиуме).

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 330.50 Кб (Скачать)

      Общей является норма ст. 274 ГК РФ о том, что обременение земельного участка  сервитутом не лишает собственника участка  прав владения, пользования и распоряжения. На публичный и частный сервитут распространяются положения п. 1 ст. 275 ГК РФ о сохранении сервитута в случае перехода прав на земельный участок, обремененного сервитутом, к другому лицу. Согласно п. 2 ст. 275 ГК РФ сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

      Сервитуты подлежат государственной регистрации  в соответствии со ст. 27 ФЗ от 21.07.97г. «О государственной регистрации  прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в Едином государственном реестре прав. Пункт 1 ст. 23 Земельного кодекса предусматривает, что частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Согласно п.1 ст. 274 ГК РФ земельный сервитут определяется как принадлежащее собственнику одного недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) право ограниченного пользования соседним земельным участком другого собственника.  

      §1.3 Порядок установления и государственная регистрация сервитута (последствия отсутствия регистрации) 

      Сервитут  устанавливается по соглашению между  субъектом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего  участка и подлежит регистрации  в порядке, установленном для  регистрации прав на недвижимое имущество. В случае отсутствия согласия (соглашения) об установлении или условиях сервитута спор подлежит разрешению судом по иску лица, требующего установления сервитута. Сам сервитут должен во всех случаях устанавливаться способом наименее обременительным для владельца обременяемого участка. И это обременение не лишает собственника участка прав собственности на него.

      Основания возникновения публичных и частных  сервитутов Публичный сервитут может  быть установлен органами государственной  власти РФ, или органами местного самоуправления в соответствии с нормативно правовыми актами органов государственной власти. При установлении публичных сервитутов органами местного самоуправления руководствуются перечнем сервитутов, который утвержден федеральными органами власти и органами государственной власти субъектов РФ. Установленный сервитут должен соответствовать этому перечню, а также существовать реально (например, установление права ограниченного пользования трубопроводом или газопроводом, проходящим через тот или иной земельный участок). В случае строительства, реконструкции или капитального ремонта сооружений, устройств и других объектов, проводящих к значительным ограничениям в пользовании земельными участками, последние изымаются у землепользователей и представляются, например, в постоянное (бессрочное) пользование - для размещения объектов стационарного назначения (например, опор линий электропередачи, запорных арматур для трубопроводов и т.д.); - во временное пользование - для прокладки подземных или надземных линий коммуникаций (например, земельные участки вдоль всей длины трассы прокладки подземного кабеля, трубопровода либо подвески проводов воздушных линий и т.д.). Для исключения возможности повреждения объектов коммуникаций устанавливаются охранные зоны, в пределах которых вводится особый режим использования земель. При предоставлении земель, расположенных в охранных зонах, органами местного самоуправления (при наличии согласия предприятий, в ведении которых находятся данные объекта коммуникаций) в выдаваемых документах о правах на земельные участки в обязательном порядке делаются записи о наличии на участках зон с особыми условиями использования, что является снованием для установления и государственной регистрации сервитута. Частный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником (чужого) соседнего участка или иного объекта недвижимости. В случае не достижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лиц, требующих его установления.

      Сервитуты подлежат государственной регистрации  в порядке, установленном для  регистрации прав на недвижимое имущество  в соответствии с Федеральным  законом от 21 июля 1997 г. «О государственной  регистрации прав на недвижимое имущество  и сделок с ним». Сведения о регистрации сервитутов заносятся в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Если в отношении земельного участка установлено несколько сервитутов, каждый из них подлежит регистрации с внесением соответствующей записи в Единый государственный реестр.

      Фиксация  сведений о наличии сервитутов на земельном участке имеет существенное значение для осуществления собственниками земли, землевладельцами, землепользователями, арендаторами своих прав, защиты их законных интересов. Эти сведения важны и в случае совершения сделок с землей, поскольку сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, обремененный сервитутом, к другому лицу. Причем это правило имеет силу, даже если в договоре о переходе участка на этот счет ничего не говорится. Проведение государственной регистрации сервитута дает возможность приобретателю узнать о его наличии.

      Государственная регистрация сервитута проводится на основании заявления собственника земли (землевладельца, землепользователя, арендатора) или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте. Сервитут вступает в силу после его регистрации в Едином государственном реестре прав. В записях о сервитутах указывается содержание обременения, срок его действия, лицо, в пользу которого установлен сервитут.

      Для регистрации частного сервитута  в учреждение юстиции может быть представлено либо соглашение между  лицами, владеющими соседними земельными участками, либо решение суда об установлении сервитута. Регистрация публичного сервитута осуществляется на основании заявления органа государственной власти или органа местного самоуправления с представлением надлежащим образом заверенной копии решения об установлении сервитута на земельный участок.

      Если  регистрация сервитута была произведена  не по заявлению правообладателя, последний  в обязательном порядке должен быть уведомлен о регистрации сервитута. В установленный законом срок учреждение юстиции, осуществившее  регистрацию сервитута, обязано уведомить об этом правообладателя.

      В документах об установлении сервитута  указывается его наименование и  содержание, площадь распространения  сервитута, кадастровый номер участка, в пользу которого определен сервитут, и кадастровый номер участка, на котором он установлен, дата начала сервитута, срок, на который он вводится (при временном сервитуте), плата за пользование чужим участком (если она установлена). Документы, представленные на регистрацию, должны быть заверены сторонами.

      Государственная регистрация сервитутов проводится в Реестре на основании заявления органа государственной власти РФ, или органа местного самоуправления (в случае установления сервитута в публичных интересах) либо правообладателя земельного участка и (или) лица, в пользу которого данный сервитут установлен, при наличии у последнего соглашения о сервитуте. Сервитут возникает после его регистрации в Реестре (за исключением публичных сервитутов, не подлежащих государственной регистрации).

      Регистрация сервитутов производится после государственной регистрации одного из вещных прав правообладателя на обременяемый объект недвижимости.

      Для государственной регистрации сервитута  заявитель обязан представить следующие  документы:

      - заявление о государственной  регистрации сервитута, которое может быть подано как самим правообладателем, так и лицом, в пользу которого устанавливается сервитут, а также уполномоченным органом местного самоуправления (в случае регистрации публичного сервитута);

      - документ, подтверждающий оплату  государственной регистрации сервитута;

      - документы, подтверждающие личность  заявителя; 

      - учредительные документы юридического  лица;

      - доверенность на имя представителя  юридического лица, если представителем  выступает не руководитель юридического  лица;

      - свидетельство о государственной регистрации юридического лица;

      - свидетельство о государственной  регистрации права на объект  недвижимого имущества (при подаче  заявления правообладателем);

      - правоустанавливающие документы; 

      - при регистрации публичных сервитутов  – копия решения органа государственной власти субъекта РФ или РФ либо органа местного самоуправления об установлении сервитута на земельный участок;

      - при регистрации частных сервитутов  – договор об установлении  сервитута либо вступившее в  законную силу решение суда;

      - документы технического (кадастрового) учета, описывающие объект недвижимого  имущества; 

      - план земельных участков –  с указанием сферы действия  сервитута, выданный Комитетом  по земельным ресурсам и землеустройству; 

      - при установлении сервитута на весь участок план земельного участка не требуется.

      При регистрации сервитута на основании  договора заявления подаются обеими сторонами. В случае нотариального  удостоверения договора заявление  подается одной из сторон.

      Запись  о государственной регистрации сервитута вносится в подраздел III-3 «Запись о сервитуте» Реестра. Если в отношении одного и того же объекта недвижимости установлено несколько сервитутов, каждый из них подлежит регистрации с внесением записи о регистрации на отдельном листе подраздела III-3 Реестра.

      В случае если сервитут земельного участка  был установлен ранее, т.е. до открытия в Реестре раздела на этот земельный  участок, запись о регистрации сервитута  производится на основании правоустанавливающего  документа, в котором имеются  данные об ограничениях или обременениях, соответствующих понятию сервитута, и не может быть произведена на основании данных, содержащихся в кадастровом или ином плане земельного участка. Вышеуказанный правоустанавливающий документ должен соответствовать определенным требованиям, т.е. содержать информацию о субъектах, в пользу которых сервитут установлен, об обремененном объекте недвижимости, о сфере действия и целях установления сервитута.

      Если  запись о сервитуте имеется в  плане земельного участка либо в  другом документе, не являющемся правоустанавливающим, регистратору рекомендуется письменно уведомить орган, в пользу которого установлен сервитут, либо администрацию соответствующего муниципального образования, о правовых последствиях отсутствия регистрации сервитута, т.к. в соответствии с действующим законодательством отсутствие правоустанавливающего документа является основанием для отказа в государственной регистрации.

      В случае регистрации сервитута не по заявлению правообладателя последний  должен быть уведомлен о произведенной регистрации учреждением юстиции по регистрации прав, в течение месяца с момента регистрации сервитута; в случае регистрации публичного сервитута уведомление может быть произведено через средства массовой информации.

      Последствия отсутствия регистрации

      Несоблюдение  нотариальной формы, а в случаях, установленных законом, - требования о государственной регистрации  сделки влечет ее недействительность. Такая сделка считается ничтожной.

      Если  одна из сторон полностью или частично исполнила сделку, требующую нотариального удостоверения, а другая сторона уклоняется от такого удостоверения сделки, суд вправе по требованию исполнившей сделку стороны признать сделку действительной. В этом случае последующее нотариальное удостоверение сделки не требуется.

      Если  сделка, требующая государственной  регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение  о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда. Нотариальное удостоверение сделки осуществляется путем совершения на документе удостоверительной надписи должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие.

      В этих случаях сторона, необоснованно  уклоняющаяся от нотариального удостоверения или государственной регистрации сделки, должна возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой в совершении или регистрации сделки.

      2 Частный сервитут 

      §2.1 Основания возникновение частного сервитута 

      Частный сервитут устанавливается, когда собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

      Частный сервитут может устанавливаться  для обеспечения прохода и  проезда через соседний земельный  участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и  трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

      Собственник участка, обремененного частным  сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено  законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

      Частный сервитут устанавливается для обеспечения  определенных интересов (потребностей). Согласно ст. 274 ГК РФ частный сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопровода, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Федеральный закон от 3.08.1995 г. «О племенном животноводстве» предусматривает установление частных сервитутов для прогона скота, проведения и отведения воды через соседний участок, забора воды, водопоя скота. Кроме этого, виды частных сервитутов перечислены в ч.1 ст. 44 ВК РФ (водные частные сервитуты) и в п.3 ст. 64 Градостроительного кодекса (частные сервитуты в области градостроительства). В ряде нормативных актов содержатся лишь общие упоминания о частных сервитутах без установления их видов (ч.2 ст.21 Лесного кодекса РФ; ФЗ от 15.06.96. № 72 ФЗ «О товариществах собственников жилья» и др.).

Информация о работе Сервитут в российском праве