Сервитут в российском праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 10:35, дипломная работа

Описание работы

Тема данной дипломной работы – «Сервитут в Российском законодательстве» – актуальна в силу того, что, во-первых, среди вещных прав на землю особое место занимает земельный сервитут – право ограниченного пользования чужим земельным участком, во-вторых, действующее российское законодательство не содержит единый перечень сервитутных прав, однако подразделяет сервитуты на публичные и частные (в зависимости от количества субъектов, в чьих интересах устанавливается сервитут), на постоянные и срочные (в зависимости от срока, на который устанавливается сервитут). Разделение сервитутов на публичные и частные закреплено в Водном кодексе РФ, Лесном кодексе РФ, Градостроительном кодексе РФ, Земельном кодексе РФ и других нормативных актах., в-третьих, современное российское законодательство допускает возникновение частного сервитута на основе договора, судебного решения, акта государственного органа и органа местного самоуправления, а также в силу прямого указания закона. Участниками договора с одной стороны является лицо, обремененное сервитутом, в качестве которого может выступать только собственник земельного участка или иной недвижимости (например, собственники помещений в кондоминиуме).

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 330.50 Кб (Скачать)

      В появившихся комментариях к названным  кодексам (под ред. С.А. Боголюбова) указывалось  даже, что такое понимание сервитута  намеренно отличается от традиционной цивилистической трактовки, подчеркивая  самостоятельность и специфику институтов природоресурсного права.

      Поскольку названные «сервитуты» не имеют  конкретных управомоченных лиц, но в  качестве «прав на недвижимость»  подлежат обязательной государственной  регистрации (п. 3 ст. 274 ГК, п. 9 ст. 23 и  п. 1 ст. 25 ЗК), в литературе справедливо указывается, что в силу неопределенности правообладателей «публичный сервитут» все равно может быть зарегистрирован не в качестве ограниченного вещного права, а только «как ограничение права собственности на объект недвижимого имущества»

      Сервитут  может устанавливаться на основании  действующего законодательства, соглашением  сторон либо решением суда В целях  прохода и проезда через земельный  участок, прокладки и ремонта  коммунальных и индивидуальных инженерных, электрических и других линий и сетей, создания на земельном участке лесных защитных насаждений и иных природоохранных объектов и для других целей.

      Вводя общий принцип возмездности сервитутных  отношений, областной закон делает исключение в отношении сельских жителей, указывая, что за сервитуты, установленные в их пользу, плата не взимается. Особенностью регулирования сервитутных отношений является то, что наряду с государственной предусматривается и специальная регистрация сервитутов.

      Особый  интерес представляет порядок регулирования сервитутных отношений, содержащийся в Законе Челябинской области «О земельных отношениях». Областной закон различает частные и публичные сервитуты, понимая под последними право ограниченного пользования чужим земельным участком, установленное в отношении общества в целом (ст. 32). Значительно отличается по сравнению с указанными ранее региональными законами порядок компенсации за публичный сервитут.

      В частности, в случае, когда введенные  государственными и муниципальными органами ограничения по использованию земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, препятствуют получению собственниками доходов, землепользователи вправе продать органу местного самоуправления по договорной цене незастроенный земельный участок, земельный участок с расположенными на нем объектами либо обменять земельный участок на равноценный, а также получить компенсацию за вред, причиненный установлением существенных ограничений, возникших после передачи земельного участка.

      Размер  компенсации за причиненный вред, сроки выплаты определяются соглашением сторон, а при отсутствии соглашения — в судебном порядке (ст. 33). Таким образом, областной закон, во-первых, допускает компенсацию за введение ограничений в пользу общества в целом, а во-вторых, квалифицирует последствия установления таких ограничений как вред.

      Последнее положение областного закона представляется следствием гипертрофированной оценки права частной собственности  на землю, интересы которой, следуя логике законодателя, могут противоречить интересам общества в целом (публичным интересам), а реализация последних может причинить вред.

      Полагаю, решение вопросов компенсации за ограничения в реализации отдельных  правомочий в публичных интересах  применительно к данной категории  отношений следует осуществлять на основе положений Конституции РФ, согласно которым земля и иные природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36).

      Исходя  из конституционных принципов регулирования  земельных отношений, право частной и иной собственности на землю изначально обременено необходимостью соблюдения публичных интересов в реализации правомочия владения (нормирование предоставления обусловлено объективной ограниченностью земельных ресурсов), а также пользования (обязанность использовать землю по целевому назначению и др.) и распоряжения (регулирование оборота земель специальным законодательством). Указанное обстоятельство позволяет произвести разграничение обременении, установленных земельным и иным законодательством, и сервитутов. К первым следует отнести ограничения в реализации полномочий по владению, пользованию, распоряжению и управлению землями, которые установлены в публичных интересах.

      Данные  обременения, введенные нормативными правовыми актами, должны квалифицироваться как элементы правового режима соответствующих земель. Сервитут же следует рассматривать как способ обеспечения частных интересов, реализация которых требует согласованных действий заинтересованных лиц либо решения суда. В указанном контексте необходимость использования в законодательстве понятия публичного сервитута отпадает19.

      Следует отметить, что потребность ограничения  свободы в реализации права собственности  отмечалась еще в цивилистической  литературе начала XX века. Так, Г. Ф. Шершеневич указывал: «при том обширном правомочии, которое дается собственнику, можно опасаться, что осуществление права, ничем не стесненное, способно отразиться весьма вредно на интересах прочих членов того же общества, на интересах самого общества». Особенно актуально данное мнение применительно к отношениям собственности на землю и иные природные ресурсы, выполняющие функции жизнеобеспечения всего человечества.

      Представленный  анализ правового регулирования сервитутных отношений позволяет сделать вывод о необходимости сужения в земельном праве (отрасли, преимущественно использующей публично-правовые методы регулирования) сферы применения сервитута как института частного права, имеющего основным целевым назначением обеспечение частных интересов.

      Порядок и условия установления публичных сервитутов

      Публичные сервитуты устанавливаются на основании  постановления мэра г. Иркутска.

      Публичные сервитуты могут устанавливаться  для:

      1) прохода или проезда через  земельный участок;

      2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

      3) размещения на земельном участке  межевых и геодезических знаков  и подъездов к ним;

      4) проведения дренажных работ на  земельном участке;

      5) забора воды и водопоя;

      6) прогона скота через земельный  участок;

      7) временного пользования земельным  участком в целях проведения  изыскательских, исследовательских  и других работ;

      8) свободного доступа к прибрежной  полосе;

      9) в иных случаях в соответствии с законодательством.

      Сервитут  может быть срочным или постоянным.

      С инициативой об установлении публичного сервитута могут выступить структурные  подразделения администрации г. Иркутска, юридические и физические лица.

      Лица, заинтересованные в установлении публичного сервитута, направляют в управление архитектуры и градостроительства комитета по городскому обустройству администрации г. Иркутска (управление архитектуры и градостроительства) заявление на имя мэра города.

      Заявление должно содержать указание на местонахождение земельного участка, который предлагается обременить публичным сервитутом, обоснование необходимости установления, содержание, сферу и срок действия публичного сервитута.

      К заявлению должна быть приложена  кадастровая карта (план) земельного участка, который предлагается обременить публичным сервитутом, с отображением на нем сферы действия планируемого публичного сервитута (при отсутствии кадастровой карты (плана) прилагается выкопировка с топоплана местности или ситуационный план).

      К заявлению об установлении публичного сервитута, поступившему от физических и юридических лиц также должны быть приложены подписи не менее процента жителей соответствующего района г. Иркутска, на территории которого предлагается установить публичный сервитут, обладающих активным избирательным правом, зарегистрированных в городе на 1 января или 1 июля года, в котором подается заявление.

      Подписи прилагаются на подписных листах, где указываются: фамилия, имя, отчество, дата рождения, серия и номер паспорта или иного удостоверения личности, адрес места жительства. Каждый подписной лист должен содержать цель сбора подписей.

      При несоответствии заявления указанным  требованиям, а также при обнаружении  недостоверных сведений в представленных документах, управление архитектуры и градостроительства оставляет его без рассмотрения и уведомляет об этом заявителя в месячный срок с момента поступления обращения.

      При подаче заявления в соответствии с установленными требованиями Управление архитектуры и градостроительства в 20-дневный срок с момента получения рассматривает поступившее заявление и готовит заключение о возможности либо невозможности установления публичного сервитута.

      При невозможности установления публичного сервитута управление архитектуры  и градостроительства готовит мотивированный отказ заявителю и представляет его на подпись председателю комитета по городскому обустройству администрации г. Иркутска.

      Положительное заключение о возможности установления публичного сервитута направляется управлением архитектуры и градостроительства мэру города для решения вопроса о назначении общественных слушаний. К заключению должен быть приложен план земельного участка с отображением на нем сферы действия планируемого публичного сервитута.

      Мэр города рассматривает заключение управления архитектуры и градостроительства и при согласии с ним направляет заключение в комитет по управлению округом администрации г. Иркутска (комитет по управлению округом) для проведения общественных слушаний.

      При несогласии с заключением мэр  возвращает его управлению архитектуры и градостроительства для подготовки мотивированного отказа заявителю.

      С учетом результатов общественных слушаний, готовится проект постановления  мэра г. Иркутска об установлении публичного сервитута.

      Подготовку  проекта постановления об установлении публичного сервитута осуществляет управление архитектуры и градостроительства.

      В постановлении мэра г. Иркутска об установлении публичного сервитута должны быть указаны:

      - содержание публичного сервитута,

      - сфера действия (площадь, границы) публичного сервитута,

      - срок действия публичного сервитута;

      - кадастровый номер земельного  участка, на котором устанавливается  публичный сервитут (при его наличии);

      - указание на лицо, структурное  подразделение администрации города, обязанное осуществить государственную регистрацию публичного сервитута.

      К постановлению об установлении публичного сервитута прилагается проект границ части земельного участка, на которую  распространяется сфера действия планируемого публичного сервитута.

      Копия постановления мэра г. Иркутска об установлении публичного сервитута направляется инициатору его установления.

      Инициатор установления публичного сервитута  обеспечивает межевание части земельного участка, на которую распространяется сфера действия публичного сервитута, в соответствии с проектом границ и изготовление плана границ земельного участка.

      Публичные сервитуты, необходимость установления которых возникла при приватизации земельного участка в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества», устанавливаются в соответствии с настоящим положением.

      Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска обеспечивает включение  в соответствующие решение об условиях приватизации муниципального имущества, договор купли-продажи муниципального имущества условия о публичном сервитуте, установленном соответствующим постановлением мэра г. Иркутска.

      Порядок проведения общественных слушаний.

      Проведение  общественных слушаний по вопросу об установлении публичного сервитута  осуществляет комитет по управлению округом на территории которого предполагается установить публичный сервитут.

      Если  земельный участок, который предполагается обременить публичным сервитутом, расположен на территории нескольких районов города, общественные слушания проводит тот комитет по управлению округом, в который мэр г. Иркутска направит заключение управления архитектуры и градостроительства.

Информация о работе Сервитут в российском праве