Преступления в сфере торговли и обслуживания

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

Наверное, будет справедливым утверждение, что на сегодняшний день, в условиях продолжающихся экономических реформ, развивающегося рынка и рыночных отношений подавляющее большинство юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в той или иной степени занимаются торговлей. Практически все мы ежедневно сталкиваемся с правоотношениями купли-продажи. В данной области финансово-хозяйственной деятельности концентрируются огромные финансовые и человеческие ресурсы. Продвигая товар от производителя к потребителю, торговля создает большое количество рабочих мест, во многом поддерживая эффективное функционирование экономики страны.

Содержание

Вступление 3
Глава 1. Законодательное регулирование торговли 4
1.1. Обязательные условия для осуществления торговой деятельности 4
1.2. Законодательное регулирование торговой деятельности 4
Глава 2. Налоговые правонарушения и преступления в сфере торговли 8
2.1. Вопросы соблюдения налогового законодательства в сфере торговли 8
2.2. Налоговые правонарушения в НК РК 10
Глава 3 Способы совершения правонарушений и преступлений в сфере торговли 13
3.1 Способы совершения правонарушений и преступлений в сфере торговли 16
3.2. Реализация контрафактной продукции 19
3.3 Криминогенная обстановка 20
3.4. Незаконное предпринимательство 22
Глава 4 Торговля подакцизными товарами 30
4.1 Особенности ответственности 30
Глава 5 Ответственность за нарушение правил торговли 32
Заключение 35
Список использованной литературы 37

Работа содержит 1 файл

курсовая торговля.docx

— 80.58 Кб (Скачать)

     Получает  все большее распространение  незаконное использование объектов интеллектуальной собственности путем  публичного показа программ спутникового телевидения и организации студий кабельного телевидения без соответствующих  разрешений. 

     Так, например, производство контрафактной  видеопродукции можно разделить  на две большие группы: 

     1. Нелегальное тиражирование. Осуществляется тогда, когда ни одно юридическое или физическое лицо не имеет права на воспроизведение данного фильма. 

     При осуществлении нелегального тиражирования  специалисты выделяют: 

     - экранную копию, то есть такую  копию произведения, которая получена  при съемке видеокамерой в  кинотеатре. Экранную копию отличает  множество дефектов - низкое качество  изображения, посторонние предметы  в поле зрения, широкоэкранный  формат, движение теней, низкое  качество звука; 

     - демонстрационную копию, то есть  результат незаконного копирования  демонстрационных копий произведения, предназначенных исключительно  для ведения рекламной работы  и демонстрационного показа фильма  в специализированных магазинах.  Такая копия сопровождается периодически  возникающими титрами о запрете  продажи и проката данной копии  фильма. 

     - монтажную копию, то есть незаконную  копию с рабочих материалов  студий. Отличительным признаком  является присутствие на экране "таймкода", показывающего время  воспроизведения фильма. 

     2. Подделка. К этому виду относится полное или частичное повторение законно выпущенной продукции. При этом обложки для контрафактной продукции изготавливаются путем сканирования обложки легального производителя, с сохранением дизайна, всех знаков охраны авторских прав. В этом случае возможно ухудшение четкости изображения на фотографиях и замена шрифтов. При воспроизведении можно обнаружить: 

     - одну из копий "нелегального  тиражирования"; 

     - копию, при изготовлении которой  в качестве исходной видеофонограммы  использовалась стандартная единица  легально выпущенной продукции.  При этом на экране в кадре  присутствует логотип легального  производителя, если он был  записан на каждой единице  легальной продукции; начальные  заставки и рекламные сообщения  либо полностью сохранены, либо  отрезаны, потеря качества незначительна.  В сложных случаях необходимо  проведение технического исследования.  

     По  данным анализа, проведенного специалистами  налоговой полиции, пиратская продукция  составляет примерно 85-95% рынка компьютерных и информационных носителей, около 75-80% видеопродукции и 50-60% аудиокассет.  

     По  мнению специалистов, одной из причин отсутствия реальной борьбы с компьютерным пиратством в Казахстане является распространенное мнение о том, что от них терпят убытки в основном западные фирмы. Однако это не так. По данным МВД РК, потери казахстанского бюджета от неуплаты налогов продавцами компьютерных программ за 1992-1995 годы составили более 10 млн  долл. 

     Также необходимо отметить, что в области  разработки компьютерных программ и  баз данных в нашей стране работает несколько тысяч фирм, обеспечивающих занятость огромного числа своих  сотрудников. В случае дальнейшего  развития пиратства, такой сфере  финансово-хозяйственной деятельности, как разработка программной продукции, грозит застой, а сама работа программистов  по созданию новых программ будет  нерентабельной. 

     По  свидетельству изымаемой у пиратов  черновой бухгалтерии, стоимость одного компакт-диска с учетом доставки составляет: из Сингапура - 0,2 долл., с  Украины - 0,35 долл., из Чехии - 0,8 долл. США. Учитывая, что пираты продают их по цене 1,7-5 долл. США, можно представить, что выручка только одной небольшой  пиратской фирмы составляет более 100 000 долл., из которых более половины не поступает в бюджет государства  и государственные внебюджетные фонды в виде налогов и страховых  взносов.

     Следует отметить, что реальные доходы от тиражирования  и реализации аудио-, видеопродукции, а также компьютерных информационных носителей достигают 4 млрд тенге, что  в 9 раз больше, чем отражается в  документах бухгалтерской отчетности.  

     Статистические  данные за второе полугодие 1999 года показывают, что в связи с введением  защитных идентификационных марок  и усиления борьбы правоохранительных и контролирующих органов с контрафактной  продукцией количество фальсифицированной продукции на стационарных торговых точках уменьшилось на 20%, а на лотках на 25-35%.

     Изъятие контрафактной аудио-, видеопродукции и компьютерных программ довольно часто  сопровождается и изъятием нелегальной  полиграфической продукции, предназначенной  для упаковки фальсифицированной продукции.  

     Картонные обложки-футляры такой продукции  имеют произвольный дизайн либо без  указания фирмы-производителя, либо с  указанием вымышленного названия. Информация об авторских правах на таких обложках либо отсутствует, либо дана с искажениями, поскольку эта информация по каждому  фильму строго индивидуальна и сообщается правообладателем вместе с передачей  исходных материалов. В силу того, что  необходимые исходные материалы  доступны только легальным производителям, качество звука и изображения, получаемые при воспроизведении незаконно  тиражируемых кассет, не соответствуют  стандартам. Как правило, на картонной  обложке-футляре незаконно выпускаемой  продукции для введения в заблуждение  покупателей и имитации легальности  продукции указывается название какоголибо юридического лица и его  реквизиты. Это обстоятельство не является препятствием для правоохранительных органов для привлечения виновных к ответственности. Более того, появляется необходимость проверять факты  существования указанных организаций  и законность их иной деятельности.  

     Помимо  производства и реализации аудио- и  видеопродукции, также криминализирован такой сегмент информационного  рынка, как производство и распространение  игр и информационных баз данных.

     Специалисты Минюста Казахстана считают, что  дела, связанные с информационными  технологиями, необходимо выделить в  отдельную категорию и решить вопрос о создании специальных коллегий в судах, специализирующихся на вопросах интеллектуальной собственности. Судьи, работающие в подобных коллегиях, должны получать соответствующую подготовку.  

     Проведенные исследования рынка показали, что  даже снижение официальными поставщиками цен почти до пиратского уровня не позволяет вытеснить с рынка  нелегальную продукцию.

 

 3.4. Незаконное предпринимательство

 

   

     Опасность налоговых преступлений заключается  не только в материальном ущербе, который  они наносят экономике страны, но в сращивании их с другими видами экономических преступлений, а также  с общеуголовной преступностью. 

     Являясь по своей сути преступлениями в сфере  экономической деятельности, налоговые  преступления довольно часто соприкасаются  с иными правонарушениями в данной области, а также с должностными преступлениями. 

     Как показывает практика, а также изученные  уголовные дела, одним из наиболее распространенных "сопутствующих" налоговым преступлениям составом является незаконное предпринимательство (ст. 190 УК РК). 

     Данная  уголовно-правовая норма выполняет  функции предупреждения невыполнения предпринимателем обязанностей перед  гражданами, организациями и государством, выхода предпринимательства из сферы  контроля государства. 

     Объектом  посягательства является установленный  в законодательстве порядок осуществления  предпринимательской деятельности, то есть самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли  от пользования имуществом, продажи  товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными  в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК РК). 

     Не  будет являться предпринимательской  деятельность, направленная на получение  прибыли, но запрещенная законом, например, действия по незаконному обороту  оружия, наркотиков и т.п. Эти действия влекут ответственность по другим статьям  УК. 

     Также не будут являться предпринимательской  деятельностью, пусть и возмездные, но носящие случайный характер действия, если их целью является удовлетворение потребностей знакомых, родственников.  

     Предпринимательскую деятельность могут осуществлять как  граждане - физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей (ст. 19 ГК РФ), так и юридические лица (ст. 34 ГК РФ). 

     Законодатель  предусмотрел ответственность за действия по осуществлению предпринимательской  деятельности: 

     - без регистрации; 

     - без специального разрешения (лицензии), в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно; 

     - с нарушением условий лицензирования.  

     Причинение  крупного ущерба гражданам, организациям или государству (свыше 200 МРП), а также извлечение дохода в крупном (свыше 200) или особо крупном размере (свыше 500 МРП), являются общественно-опасными последствиями, которые могут наступить в результате этих действий. 

     Учитывая, что законодатель в диспозиции ст. 190 УК РК единственным условием наступления уголовной ответственности ставит причинение ущерба гражданам и государству, а также извлечение дохода в определенном размере, под доходом, с нашей точки зрения, следует понимать всю стоимость имущества или денежных средств, полученных в результате незаконной предпринимательской деятельности. Таким образом, если фирма, не имея лицензии, реализовала фармацевтической продукции на сумму 100 000тенге и при этом произвела затраты на транспорт и складирование в размере 30 000 тенге, то в качестве извлеченного от незаконной предпринимательской деятельности дохода следует считать 100 000 тенге, то есть всю полученную выручку, а не разницу между полученной выручкой и произведенными расходами. 

     К ответственности за совершение данного  преступления может быть привлечено любое вменяемое лицо, достигшее  шестнадцатилетнего возраста, осуществляющее предпринимательскую деятельность.  

     Для признания деятельности в качестве предпринимательской необходимо установить, что лицо систематически совершало  действия, направленные на получение  прибыли в результате возмездного  удовлетворения потребностей третьих  лиц. Это может выражаться в продолжительности  или интенсивности осуществления  этих действий, в объеме полученного  дохода. 

     Необходимо  отметить, что осуществление предпринимательской  деятельности без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением условий  лицензирования не во всех случаях  приводит к уклонению от уплаты налогов. Осуществлению же предпринимательской  деятельности без регистрации практически  всегда сопутствует и уклонение  от налогообложения. 

     1. Осуществление любого вида предпринимательской  деятельности может производиться  только лицами, зарегистрированными  в качестве предпринимателей  в установленном законом порядке:  

     - коммерческими организациями, зарегистрированными  в качестве юридических лиц  (ст. 33,34 ГК РК); 

     - некоммерческими организациями,  которые могут в отдельных  случаях осуществлять предпринимательскую  деятельность; 

     - физическими лицами, зарегистрированными  в качестве предпринимателей  без образования юридического  лица (ст. 19 ГК РК). 

     Осуществлением  предпринимательской деятельности без регистрации можно признать также случаи, когда эта деятельность осуществляется после ликвидации юридического лица (она считается состоявшейся с момента исключения этого лица из государственного реестра, который  ведется МНС Казахстана и его органами, если это лицо в него включалось, либо с момента утверждения ликвидационного баланса, если по каким-то причинам это лицо ранее не было включено в состав реестра, что пока встречается в практике) или прекращения действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя. 

     Для привлечения руководителей коммерческой организации к уголовной ответственности  за осуществление незаконной предпринимательской  деятельности без регистрации помимо крупного ущерба и извлечения дохода в крупном размере достаточно того, что коммерческая организация  не имеет государственной регистрации (отсутствие учредительных документов, утвержденных соответствующим государственным  органом, и свидетельства о государственной  регистрации предприятия). 

     Для аналогичного вывода в отношении  некоммерческой организации необходимо установить, что последняя либо вообще не имеет государственной регистрации; либо зарегистрирована, но в соответствии со своими учредительными документами  или исходя из организационно-правовой формы не имеет права на осуществление  предпринимательской деятельности; либо осуществляет деятельность не направленную на достижение целей, ради которых она создана, и не соответствует этим целям (уставные цели).

Информация о работе Преступления в сфере торговли и обслуживания