Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:36, курсовая работа
Целью данной работы является изучение правового регулирования страхования в РФ.
Рассмотрение вопроса о месте страховых отношений в системе права до сих пор остается актуальным и дискуссионным. Ученые-юристы, исследующие данный вопрос, сталкиваются с тем, что его рассмотрение сопряжено с рядом общетеоретических проблем.
Введение…………………………………………..………...3
Глава I. Общие положения о страховании
§1. Законодательство о страховании…………………………....7
§2.Понятие и функции страхования…………………………....11
§3. Основные понятия и термины страхования………………16
Глава II. Договор страхования:
§1. Характеристика договора страхования……………………24
§2.Порядок и способы заключения договоров страхования...28
Глава III. Виды страхования:
§1. Договор имущественного страхования…………………….31
§2. Договор личного страхования ……………………………...32
Заключение………………………………………………………...35
Список использованных нормативно-правовые акты………36
Список использованной литературы……………………...…….38
А комплексной характер, так как включает в себя законы, регулирующие страховую деятельность, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы и инструкции федеральных органов по надзору за страховой деятельностью.
Во-первых, это нормативно-правовые акты, которыми регулируется страхование. Законодательство по страхованию относится к отрасли "Гражданское право", а нормы гражданского права, в том числе и нормы, регулирующие страхование, могут создаваться только на федеральном уровне, что записано в Конституции РФ, а именно в п. "о" ст. 71. Поэтому нормы, относящиеся к страхованию, могут создаваться только на федеральном уровне и не могут устанавливаться на уровне регионов.
Можно
разделить все нормативные
/ \ ┌────────────────────────┐
│ │ Международные договоры │
│ └────────────────────────┘
├───┐┌────────────────────────
│ С ││ Конституция России │
├───┘└────────────────────────
├───┐┌────────────────────────
│ И ││ Гражданский кодекс │ │ Глава 48 │
├───┘│ Российской Федерации │ │ Страхование │
├───┐└────────────────────────
│ Л │┌────────────────────────┐
├───┘│Закон РФ "Об организации│
├───┐│ страхового дела в │
│ А ││ Российской Федерации" │
├───┘└────────────────────────
│
│
│ ┌────────────────────────┐
├───┐│ Законы, регулирующие │
│ Д ││ отношения по отдельным │
├───┘│ видам страхования │
├───┐└────────────────────────
│
Е │┌────────────────────────┐
├───┘│ Законы, отражающие │ │ Законы субъектов │
├───┐│ страховую политику │ │ Российской │
│ Й ││ Российской Федерации │ │ Федерации │
├───┘└────────────────────────
├───┐┌────────────────────────
│ С ││Указы Президента России.│
├───┘│Постановления Правитель-│
├───┐│ства РФ, определяющие │
│ Т ││страховую политику РФ и │
├───┘│субъектов РФ │
├───┐└────────────────────────
│
В │┌────────────────────────┐
├───┘│Подзаконные нормативные │ │Приказы федеральной │
├───┐│акты, конкретизирующие │ │службы РФ по надзору за│
│ И ││положения Закона РФ "Об │ │страховой деятельностью│
├───┘│организации страхового │ │и департамента МФ РФ по│
├───┐│дела в РФ" и глава 48 │ │надзору за страховой │
│ Я ││ГК РФ │ │деятельностью │
├───┘└────────────────────────
│ ┌────────────────────────┐ ┌───────────────────────┐
│ │ Иные нормативные акты, │ │Иные нормативные право-│
│ │определяющие страховую │ │вые акты федеральных │
│ │политику РФ и субъектов │ │органов исполнительной │
│ │РФ │ │власти │
│ └────────────────────────┘ └───────────────────────┘
│
│
│
│
│
│
│ ┌────────────────────────┐
│ │ Судебная практика │
│ └────────────────────────┘
│ ┌────────────────────────┐
│ │Обычаи делового оборота │
│ │ на страховом рынке │
│
└────────────────────────┘
Схема N
1
К общим нормативным источникам страхового права относится, прежде всего, Гражданский кодекс РФ.16
Глава
48 ГК РФ посвящена исключительно
страхованию и включает 44 статьи (ст. 927
- 970), которые охватывают широкий набор
многообразных страховых отношений. Сфера
действия главы регламентируется ст. 927,
которая определяет сущность и правовые
отношения обоих видов страхования (добровольное
и обязательное), выражающих их метод.
При этом отдельные нормы указанной главы
являются общими для отношений по страхованию,
в то время как остальные посвящены либо
имущественному, либо личному страхованию.
Следующим по уровню является специальный Закон "Об организации страхового дела в РФ". По предмету регулирования глава совпадает с изданным еще до принятия ГК 27 ноября 1992г. Законом РФ "О страховании". Редакция Закона неоднократно менялась.17 При этом одна из новелл коснулась его именования, так как начиная с 1998 г. данный Закон стал именоваться Федеральным законом "Об организации страхового дела в Российской Федерации". В настоящее время указанный Закон, как вытекает из ст. 4 Федерального закона "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации", применяется лишь постольку, поскольку он не противоречит части второй ГК. Практически это означает, что "в полном объеме сохраняют действие лишь правила Закона о страховании, посвященные обеспечению финансовой устойчивости страховщиков и государственному надзору за их деятельностью. В остальном, и в особенности для договора страхования, этот Закон может применяться только в субсидиарном порядке". 18
Следует отметить, что с принятием ГК в Закон о страховании были внесены значительные изменения. Так, была исключена гл. II "Договор страхования", насчитывавшая 10 статей. Вместе с тем именно в данном законе содержится определения основных страховых понятий и категорий – страхового риска и страхового случая (ст. 9), - отказ от закрепления которых непосредственно в ГК нельзя признать удачным и оправданным. Такого же мнения придерживается доктор юридических наук, профессор Е.А.Суханова.19
К специальным нормативным актам по страхованию относятся: законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты и другие документы, непосредственно регулирующие страховые отношения при страховой сделке.
Следует отметить, что предмет регулирования специальных нормативных актов более конкретен, чем предмет регулирования ГК РФ. Их терминология в большей степени привязана к конкретному виду деятельности, к тому же в них используется меньше общих понятий, требующих специального истолкования. Поэтому и применять их можно, не особенно опасаясь каких-либо юридических каверз.
Кроме ГК РФ и Закона РФ "Об организации
страхового дела в Российской Федерации"
существует много различных нормативных
актов по конкретным видам страхования.
Например, Кодекс торгового мореплавания,
в котором целая гл. XV посвящена морскому
страхованию. Издано большое количество
нормативных актов о различных видах обязательного
страхования.
С другой стороны, лишь небольшое количество специальных нормативных актов регулирует поведение всех участников страховых отношений. Таким является, например, Закон о медицинском страховании. Но большинство специальных актов регулирует поведение либо только страховщиков - это акты, издаваемые страховым надзором, либо только страхователей - это акты об обязательном страховании.
В силу п. 2 ст. 3 ГК РФ по отношению к этим актам, в том числе и федеральным законам, статьи Кодекса пользуются приоритетом.
Однако из этого правила в гл. 48 установлено исключение из п. 2 ст. 3. Прежде всего, речь идет о законах, указанных в ст. 970 ГК РФ. Эта статья исходит из того, что законы, регулирующие предусмотренные в ней отношения (речь идет о страховании иностранных инвестиций от некоммерческих рисков, морском страховании, медицинском страховании, страховании банковских вкладов и страховании пенсий), в иерархии источников страхового права стоят впереди норм ГК РФ. Соответственно, ст. 970 устанавливает, что к перечисленным в ней отношениям правила, предусмотренные гл. 48 ГК РФ, применяются "постольку, поскольку законами об этих видах страхования не установлено иное".
Определенные отступления от общего принципа, закрепленного в п. 2 ст. 3 ГК РФ, предусмотрены для некоторых отношений и за пределами ст. 970 ГК РФ. Это касается регулирования взаимного, а также обязательного государственного страхования. Так, пункт 3 ст. 968 ГК РФ предусматривает, что правила гл. 48 ГК РФ применяются к отношениям по страхованию между обществом взаимного страхования и его членами, "если иное не предусмотрено законом о взаимном страховании, учредительными документами соответствующего общества или установленными им правилами страхования".
Еще более широкое отступление от норм ГК РФ допускает п. 4 ст. 969. Им установлено, что правила гл. 48 ГК РФ применяются, если иное не предусмотрено не только законами, но и "иными правовыми актами о таком образовании и не вытекает из существа соответствующих отношений по страхованию".
В остальных случаях действует общее правило, закрепленное в ст. 422 ГК РФ: договор должен соответствовать обязательным для сторон нормам, установленным законами и иными правовыми актами.
Так
же закладывает основы регулирования
страховых отношений на законодательном
уровне указы Президента РФ от 26 февраля
1993г. №282 «О создании Международного агентства
по страхованию иностранных
Помимо правовых актов, т.е. законов, указов Президента и постановлений Правительства РФ, страхование регулируется и ведомственными актами. Рассмотрим нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Применительно к страхованию речь идет главным образом об актах Министерства финансов РФ, а контроль и надзор за деятельностью субъектов страхового дела возложен на Федеральную службу страхового надзора. Сосредоточение страховых надзорных функций в руках специального органа исполнительной власти – фактор усиления публично-правового влияния в страховании. В соответствии с п. 6 Положения о Министерстве финансов, это министерство "разрабатывает и принимает в установленном порядке нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к компетенции министерства, обязательные для исполнения на территории Российской Федерации".20