Правовое понятие института брака и условия его заключения и расторжения в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 21:09, дипломная работа

Описание работы

Брак, считаясь универсальным способом создания семьи, постоянно эволюционирует с прогрессивной направленностью, несмотря на множественные высказывания о его кризисе. Брак выступает особой организацией жизнедеятельности людей, отвечающей сущности человеческой природы и общества, совмещающей экономическое и сексуальное воедино, это не просто биосоциальный союз мужчины и женщины, выполняющий репродуктивные функции в обществе, но куда более сложный организм, находящийся под «опекой» государства и права. Б

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 359.50 Кб (Скачать)

     С расторжением брака перестает действовать  законный режим имущества супругов, то есть режим их общей совместной собственности, но при условии, что супруги разделили совместно нажитое в браке имущество. Если супруги не разделили общее имущество, то и после развода оно продолжает оставаться общим с соответствующим правовым режимом, так как было нажито в период брака. Сам по себе развод без раздела имущества не может превратить общую совместную собственность супругов в долевую или в раздельную собственность. К требованиям разведенных супругов о разделе общего имущества применяется трехлетний срок исковой давности (п.7 ст.38 СК РФ). Течение трехлетнего срока исковой давности по этим требованиям начинается со дня, когда разведенный супруг узнал или должен был узнать о нарушении его права на общее имущество (например, другой супруг продает общее имущество без его согласия) (ст.9 СК РФ, ст.200 ГК РФ). В связи с расторжением брака не может действовать установленная ст.35 СК РФ презумпция согласия супруга на совершение сделки по распоряжению общим имуществом. Для совершения одним из разведенных супругов сделки по распоряжению общим имуществом требуется ясно выраженное согласие другого собственника имущества, то есть разведенного супруга.

     Возможна  ситуация, что после расторжения  брака супруги проживают вместе и приобретают какое-либо имущество. В таком случае приобретаемое  ими имущество становится объектом личной (частной) собственности каждого из разведенных супругов или их общей долевой собственностью.

     С расторжением брака супругами утрачиваются и другие права, предусмотренные иными отраслями права: право на получение наследства по закону после смерти бывшего супруга, право на пенсионное обеспечение в связи с потерей супруга по установленным законом основаниям и др. Однако расторжение брака, прекращающее правоотношения между супругами, не влечет за собой прекращение правоотношений между родителями и детьми. 

3.2. Препятствия, возникающие при  расторжении брака 
 

     Правом  на расторжение брака СК РФ наделяет каждого из супругов, за исключением  случая, предусмотренного ст.17 Кодекса. В ней содержится норма о недопустимости предъявления мужем требования о расторжении брака без согласия жены во время ее беременности и в течение года после рождения ребенка. Данное ограничение действует как при подаче мужем искового заявления о расторжении брака в суд, так и при его обращении для расторжения брака в органы ЗАГС. Оно направлено на ограждение женщины в период беременности и в течение года после рождения ребенка от ненужных волнений и переживаний, связанных с разводом, а значит, и на охрану здоровья матери и ребенка. Это ограничение относится и к тем случаям, когда ребенок родился мертвым или не дожил до года (см.п.1 постановления Пленума ВС РФ от 5 ноября 1998 г.).

     Кроме того, в связи с тем, что закрепленная ст.17 СК РФ норма направлена в первую очередь на защиту интересов матери и ребенка, муж не вправе предъявлять требование о расторжении брака без согласия жены в названный данной статьей период времени и в том случае, когда он не является отцом ребенка.

     Требования  ст.17 СК РФ должны применяться в любых  жизненных ситуациях независимо от места проживания ребенка, не достигшего возраста одного года (с матерью, с дедушкой или бабушкой, отцом или другими лицами). Согласие жены на возбуждение дела о расторжении брака выражается в письменной форме путем подачи совместного с мужем заявления о расторжении брака в орган ЗАГС или путем соответствующей надписи на заявлении мужа о разводе в орган ЗАГС. При отсутствии согласия жены орган ЗАГС отказывает мужу в принятии заявления о расторжении брака, а если заявление принято, то возвращает его. При подаче мужем искового заявления о разводе в суд согласие жены на рассмотрение дела может быть подтверждено ее письменным заявлением (самостоятельным или в виде соответствующей надписи на заявлении мужа). В противном случае судья отказывает в принятии искового заявления, а если оно было принято, суд прекращает производство по делу, о чем выносится соответствующее определение. Однако это не является препятствием для мужа к повторному обращению в суд с иском о расторжении брака, если впоследствии отпали перечисленные в ст.17 СК РФ обстоятельства (см.п.1 постановления Пленума ВС РФ от 5 ноября 1998 г.). Введенный ст.17 СК запрет распространяется только на действия мужа. Что же касается жены, то она вправе в любой момент возбудить дело о расторжении брака, в том числе во время беременности и при недостижении ребенком возраста одного года.

     Как отмечает Н.Н.Тарусина, это правило  «является своеобразным гендерным диссонансом. Перед нами один из случаев, когда неравенство обеспечивает равенство: женщина в это время испытывает физические и психологические трудности, нуждается в заботе и т.д. Наконец, она выполняет важнейшую социальную функцию материнства» 1. Правда, невозможность инициации развода в одностороннем порядке, справедливо отмечает О.А.Хазова, может являться лишь формальным препятствием к расторжению брака и едва ли ограждает женщину от переживаний, связанных с этим фактом и процедурой подтверждения «смерти брака» 2; тем не менее, отсрочка психологической драмы может оказаться ей необходимой.

     Запрет, установленный в ст.17 СК РФ, абсолютен. Однако муж может и не быть отцом этого ребенка (что подтверждено судебным решением, - оспаривание отцовства не ограничено сроками), женщина может вести «пикантный» образ жизни и (доведем ситуацию до абсурда) «перманентно» беременеть и даже рожать детей от других мужчин; наконец, женщина может «организовать» поздний выкидыш или иным способом убить ребенка… Все эти случаи находятся в рамках указанного императива. Защищать социально важные интересы необходимо, но – в разумных пределах. Как видим, иногда «юридически сочувствовать» в таком распаде брака нужно мужчинам. Поэтому полагаем, что ограничение их «бракоразводной» правоспособности (ст.17 СК РФ) должно сохраняться, но не иметь абсолютного значения.

     Так, например, ст.35 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье от 9 июля 1999 г. устанавливает: «Расторжение брака недопустимо во время беременности жены и до достижения ребенком возраста трех лет без письменного согласия другого супруга на расторжение брака при условии, что он проживает с ребенком и осуществляет родительскую заботу о нем, за исключением случаев, когда отцовство по отношению к ребенку признано другим лицом или по решению суда сведения о муже как об отце ребенка исключены из записки акта о рождении ребенка».

     Не  все в приведенном правиле представляется нам обоснованным: чрезмерен срок ограничения (3 года), сомнительно гендерное равенство, однако предусмотренные исключения могут быть взяты в качестве образца.

     Иначе сформулировано условие о действии запрета в норме ст.34 Семейного кодекса Республики Молдова от 26 октября 2000 г.: «…если ребенок родился живым и в течение года оставался жизнеспособным».

     В любом случае норма ст.17 СК РФ нуждается  в уточнении, преобразовании из категорического императива в относительный. 

3.3. Основания признания брака недействительным.

Последствия недействительности брака  
 

     В соответствии со ст.27 СК РФ недействительным признается брак, заключенный с нарушением условий и (или) вопреки препятствиям, предусмотренным ст.ст.12 – 14 и п.3 ст.15 СК РФ, а также брак, заключенный без намерения супругов или одного из них создать семью (так называемый фиктивный брак).

     Каждый  зарегистрированный в установленном  законом порядке брак предполагается законно совершенным, то есть действительным. Поэтому до признания брака недействительным он существует со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями. Признание брака недействительным может быть произведено только судом (п.2 ст.27 СК РФ). До вынесения судом решения о признании брака недействительным состоящие в нем лица считаются супругами с соответствующими взаимными правами и обязанностями. Все правовые последствия заключения брака аннулируются только на основании судебного решения о признании брака недействительным. Никакой другой орган, кроме суда, неправомочен рассматривать дело о признании брака недействительным. Признание судом брака недействительным производится в порядке искового производства.

     Презумпция  действительности брака, заключенного в установленном законом порядке, не вызывала сомнения как в теории советского семейного права, так и в современной юридической литературе. В последние десятилетия не претерпела изменения и точка зрения на признание брака недействительным как на санкцию за нарушение семейного законодательства, допущенное вступившими в брак лицами (или одним из них) 1.

     Конкретный  перечень оснований для признания  брака недействительным определен п.1 ст.27 СК РФ, носит исчерпывающий характер и не подлежит расширительному толкованию.

     К основаниям признания брака недействительным относятся следующие обстоятельства:

     - отсутствие взаимного добровольного  согласия мужчины и женщины, вступающих в брак (ст.12 СК РФ);

     - недостижение вступившими в брак  лицами (или одним из них) брачного возраста, если он не был снижен в установленном законом порядке (ст.ст.12, 13 СК РФ);

     - наличие у вступивших в брак  лиц (или одного из них) другого  нерасторгнутого брака (абз.2 ст.14 СК РФ);

     - заключение брака между близкими  родственниками (абз.3 ст.14 СК РФ);

     - заключение брака между усыновителем и усыновленным (абз.4 ст.14 СК РФ);

     - заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно  лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства (абз.5 ст.14 СК РФ);

     - сокрытие одним из лиц, вступающих  в брак, венерической болезни  или ВИЧ-инфекции (п.3 ст.15 СК РФ);

     - заключение фиктивного брака,  то есть если супруги или  один из них зарегистрировали брак без намерения создать семью.

     Для признания брака недействительным достаточно подтверждения в суде одного из перечисленных оснований, хотя на практике может присутствовать и их совокупность.

     Правовые  последствия признания брака  недействительным определены в ст.30 СК РФ. Их суть состоит в том, что брак, признанный судом недействительным, не порождает прав и обязанностей супругов, то есть решение суда о недействительности брака влечет за собой аннулирование прав и обязанностей супругов, возникших с момента государственной регистрации заключения брака и существовавших до признания его недействительным, за исключением случаев, установленных законом, а именно пп.4 и 5 ст.30 СК РФ. При этом права и обязанности супругов аннулируются не на будущее время, а с обратной силой – со дня заключения брака. Таким образом, брак, признанный судом недействительным, считается таковым со дня его заключения (п.4 ст.27 СК РФ). В этом состоит принципиальная разница признания брака недействительным от расторжения брака, когда права и обязанности супругов прекращаются на будущее время.

     Правовое  значение института недействительности брака в семейном праве заключается  в том, что он дает возможность прекратить правоотношения между супругами, возникшие из факта государственной регистрации заключения брака, именно со дня заключения брака, и таким образом как бы возвратить супругов в правовое положение, существовавшее до заключения брака. В результате решения суда о недействительности брака он считается как бы несуществовавшим вообще и соответственно у граждан, состоявших в нем, в соответствии с п.1 ст.30 СК РФ не возникает ни личных, ни имущественных прав и обязанностей, как это имеет место в действительном браке. По этой же причине признается недействительным брачный договор, заключенный между супругами (п.2 ст.30 СК РФ). Последствия недействительности (ничтожности) брачного договора определяются ст.167 ГК РФ, устанавливающей правовые последствия недействительности сделки. Общие правила здесь таковы: недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, что связаны с ее недействительностью, и она недействительна с момента ее совершения; каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре – возместить его стоимость в деньгах (так называемая двусторонняя реституция).

     К имуществу, приобретенному совместно  лицами, брак которых признан недействительным, применяются положения ст.ст.244 – 252 ГК РФ о долевой собственности, а не нормы СК РФ об общей совместной собственности супругов (п.2 ст.30). Доли участников долевой собственности могут быть установлены соглашением бывших супругов или считаются равными. Такое предположение может быть опровергнуто доказательствами, в том числе вкладом каждого из супругов (денежными средствами, личным трудом и т.д.) в приобретение и увеличение общего имущества или иными фактами. Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению бывших супругов, а при недостижении согласия – в порядке, устанавливаемом судом. Каждый из бывших супругов имеет право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого вправе требовать от бывшего супруга, владеющего и пользующегося имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации. Распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. Бывший супруг как участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю либо распорядиться ею иным образом с соблюдением преимущественного права другого супруга на покупку доли. Имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между бывшими супругами по соглашению между ними. Каждый из них вправе требовать выдела своей доли из общего имущества. При недостижении между бывшими супругами соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них любой из бывших супругов вправе в судебном порядке требовать выдела в натуре своей доли из общего имущества. Если же выдел доли в натуре невозможен без несоразмерного ущерба имуществу, находящемуся в общей собственности, или не допускается законом, выделяющийся собственник имеет право на выплату ему стоимости его доли другим участником долевой собственности. Несоразмерность имущества, выделяемого в натуре участнику долевой собственности, доле в праве собственности устраняется выплатой соответствующей денежной суммы или иной компенсацией. С получением компенсации собственник утрачивает право на долю в общем имуществе.

     Вышерассмотренные положения касаются совместно приобретенного имущества лицами, брак которых признан судом недействительным. Если же супруг приобрел в период такого брака какое-либо имущество на свое имя, то оно считается принадлежащим ему. Другой супруг в таком случае может требовать признания за ним права на долю в этом имуществе, но только тогда, когда он участвовал в его приобретении своими средствами и (или) своим трудом.

Информация о работе Правовое понятие института брака и условия его заключения и расторжения в РФ