Правовое понятие института брака и условия его заключения и расторжения в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 21:09, дипломная работа

Описание работы

Брак, считаясь универсальным способом создания семьи, постоянно эволюционирует с прогрессивной направленностью, несмотря на множественные высказывания о его кризисе. Брак выступает особой организацией жизнедеятельности людей, отвечающей сущности человеческой природы и общества, совмещающей экономическое и сексуальное воедино, это не просто биосоциальный союз мужчины и женщины, выполняющий репродуктивные функции в обществе, но куда более сложный организм, находящийся под «опекой» государства и права. Б

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 359.50 Кб (Скачать)

     История брачного права советского периода  ведет свое начало с момента образования РСФСР с принятием Декрета «О гражданском браке, детях и о ведении книг актов гражданского состояния» от 18 декабря 1917 г. и Декрета «О расторжении брака» от 19 декабря 1917 г. В соответствии с первым декретом независимо от религиозной принадлежности лиц, заключение брака стало производиться органами записи актов гражданского состояния. Значительно упростились условия вступления в брак. Для расторжения брака достаточно было волеизъявления хотя бы одного из супругов. Дела о разводах были подведомственны местным судам 2.

     В 1918 г. началась кодификация семейного  права. Первый кодекс — это Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР. Он не только вобрал в себя прогрессивные положения первых декретов, но и существенно расширил правовое регулирование семейных отношений. Вплоть до 1926 г. отмечалось действие КЗоАГС РСФСР на других советских территориях 3.

     В первые годы образования СССР была проведена вторая кодификация семейного  законодательства — был принят Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г. 4 Он был использован в качестве модельного в большинстве республик, где принимали собственные семейные кодексы. Однако это не исключало существование определенных отличий в правовом регулировании по вопросам брака и семьи, что подчеркивает соблюдение собственных национальных традиций в этой сфере общественных отношений.

     Следующая попытка унификации семейно-правовых норм была предпринята в 1960-х гг. В 1965 г. были приняты Основы законодательства СССР и союзных республик о браке и семье, в которых были заложены базисные предпосылки, в том числе брачного права, как для прямого их применения, так и в качестве «векторов» для 15 республиканских кодексов о браке и семье: признание браком только супружеского союза, зарегистрированного в органах ЗАГС, условия его действительности (недействительности, вариативность способов расторжения брака (административный, судебный), обеспечение интересов детей при разводе 1.

     На  базе принятых Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье была проведена работа по принятию собственных семейных кодексов всех без исключения союзных республик. Так, 30 июня 1969 г. был принят Кодекс о браке и семье РСФСР (далее – КоБС РСФСР), который явился конкретизацией для России указанных Основ. Кодекс 1969 г., дополненный в конце 1980-х – начале 1990-х гг., «продержался» до 1995 г., когда вступил в действие Семейный кодекс Российской Федерации (далее – СК РФ) 2. 

1.2. Правовое понятие брака и его  значение в России 
 

     Природа брака объяснялась и объясняется  по-разному. Не углубляясь в пласты архидревнейшей общественной практики, в которой отношения мужчины и женщины эволюционировали от промискуитета, неупорядоченного общения полов, через агамный запрет полового общения внутри рода к групповому браку, парному браку, боровшемуся с родьей – союзом брата, сестры и детей сестры, патриархическому и, наконец, эгалитарному, отметим лишь классические взгляды на брак – в пределах относительно ближней юридической истории, их современных прочтений и версий, а также теоретических новелл сегодняшнего дня.

     Для начала отметим, что в позитивном семейном праве редко встречаются легальные определения брака. Безусловно, это объясняется сложностью самого этого феномена. Например, украинский законодатель ст.21 Семейного кодекса полностью посвятил понятию брака, определив его как семейный союз женщины и мужчины, зарегистрированный в органе записи актов гражданского состояния и уточнив, что проживание одной семьей женщины и мужчины без брака, а также религиозный обряд брака не будут являться основанием для возникновения у них супружеских прав и обязанностей 1. Однако признать данную дефиницию удачной нельзя, в связи с тем, что нет указания на условия брака.

     Как утверждает O.A.Андреева, на Руси «юридическое определение «семья» (но не брак) впервые получила в Русской Правде. Вместе с другими явлениями общественной жизни там были установлены отношения и права членов семьи. Семья рассматривалась как сообщество людей, основанное на совместном ведении хозяйства, удовлетворении потребностей и продолжении рода. Брак считался основой семьи» 2.

     Значение  терминов «брак», «семья» и их соотношение определяются и в справочной литературе, что также имеет научный интерес. Д.Н.Ушаков раскрывал понятие «брак» через сожительство супругов, совокупность бытовых и правовых отношений, связывающих мужа и жену; понятие «семья» толковал как группу людей, состоящую из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе 3. У В.И.Даля «брак» — законный союз мужа и жены; супружество; таинство венчания, соединение четы церковью, а «семья» — совокупность близких родственников, живущих вместе; родители с детьми; женатый сын или замужняя дочь, отдельно живущие, составляют уже иную семью 4. Приведенные интерпретации брака указывают на его естественный и правовой характер. Этимологию слова «брак» объясняет A.M.Рабец: «Слово «брак» происходит от древнеславянского «бородичи», что значит отбирать лучшее» 5, а Н.С.Шерстнева, ссылаясь на свод древних русских летописей, пишет: «Слово «брак» считалось производным от «брать», «беру». Слово «супружество» употреблялось в качестве синонима слова «брак» и происходит от слова «супруг» (упряжка)» 1. Однако здесь уместно замечание О.С.Иоффе о том, что, «если бы содержание специального научного понятия было тождественно его словесному обозначению, семантика превратилась бы во всеобщее и исключительное сосредоточение человеческих знаний» 2.

     Дореволюционные цивилисты, предпринимая попытки объяснить природу брака через его определение, выделяли два аспекта. Так, Д.И.Мейер писал: «С точки зрения религии брак представляется учреждением, состоящим под покровительством божества; по учению же православной церкви — даже учреждением, совершаемым с его участием, — таинством. Равным образом и закон нравственный независимо от религии принимает в свою область учреждение брака и признает его союзом двух лиц разного пола, основанном на чувстве любви, который имеет своим назначением — пополнить личность отдельного человека, неполную в самой себе, личностью лица другого пола...» 3. Г.Ф.Шершеневич считал, что основанием возникновения брака является договор, но брачное правоотношение, по его мнению, гражданским обязательством не является, поскольку предполагает не совершение определенных действий, а общее на всю жизнь, и имеет больше нравственное, а не экономическое содержание 4. С точки зрения К.П.Победоносцева, «сущность брака — в условиях физической и душевной природы человека, а не только юридическое соединение воль» 5. По его мнению, побуждение к браку и его цель — это исполнение закона природы, в силу которого личность человека ищет себе дополнения и усовершенствования в такой личности другого пола. Им же предпринята попытка определить потребность человека к браку на разных ступенях общественного развития: от грубого инстинкта животной природы до единения и целостности раздвоенной на два пола природы человека.

     В первые годы становления советской  власти законодательно была закреплена концепция брака как «договора без правовых формальностей», предусматривавшая неформальное и заключение брака, и его расторжение. Определения брака в законодательстве не содержалось.

     По  мнению И.А.Трофимец, попытка дать законное определение понятия брака была бы бесплодной, поскольку это комплексный институт и юридическое определение неизбежно было бы неполным, ибо оно не могло бы охватить существенные признаки брака, лежащие за пределами права 1. Вместе с тем она указывает на важность точного и полного определения понятия брака как одного из важнейших правовых институтов, так как это определение нужно для отграничения брака от близких по содержанию правоотношений, а следовательно, для правильного применения закона. С точки зрения Н.Н.Дерюги, «сложность категории брака, как юридического феномена, заключается в том, что в нем одновременно прослеживаются духовные, физические, материальные моменты» 2. Заслуживает внимания позиция С.В.Сивохиной о том, что отечественный законодатель в очередной раз разумно избежал искушения дать в новом Семейном кодексе легальное определение брака из-за невозможности унификации существа брачных отношений всех супружеских пар ввиду того, что эти отношения регулируются не только нормами права, но и нормами иных социальных регуляторов (нормами обычаев, традиций, морали) 3, но ведь при этом сам законодатель использует термин «брак» в СК РФ многократно (174 раза). В качестве аргумента за необходимость легальной дефиниции брака можно привести высказывание Т.В.Кашаниной о том, что неприменение в правотворческой деятельности такого инструмента, как нормативное определение многих базовых правовых понятий, объясняется тем, что законодательство рассчитано не на граждан, а на власть, именно употребление в правотворчестве доступных дефиниций обращает право к обычным людям 1.

     Научные споры относительно сущности брака  можно прекратить именно путем нормативного установления дефиниции этого социального института. Однако еще древнеримские юристы предостерегали: «...любое юридическое определение несет в себе опасность». В связи с чем дефиниция брака должна содержать только его существенные признаки, т.е. имеющие правовое значение, быть полной, отражать суть этой юридической категории, не включать противоречивые суждения, не иметь других, подлежащих объяснению терминов.

     Многие  дефиниции, предложенные учеными, или  не раскрывают сущности брака, или слишком трудны для восприятия и понимания даже специалисту в области юриспруденции. Например, выражение Я.Н.Бранденбургского: «Брак есть соответствующее законам природы явление общественной жизни» 2. Или «юридизированное» определение Н.Г.Юркевич: «Брак... есть возникающее в результате санкционированного государством соглашения сторон пожизненное (в принципе) правовое отношение между мужчиной и женщиной, содержание которого составляют предопределяемые императивными нормами закона субъективные права и юридические обязанности, опосредующие в установленных законом пределах общение сторон в интересах их самих, детей (если такие имеются) и общества» 3. Напротив, формулировка, предложенная М.Т.Оридорогой, не определяет правовой сущности этого социального учреждения, она понимает под браком «юридически признанную и основанную на любви духовную и физическую общность мужчины и женщины, обеспечивающую рождение детей и их воспитание» 4.

     Наиболее  удачны с правовой точки зрения дефиниции А.И.Пергамент, В.И.Бошко, К.А.Граве, В.А.Рясенцева, Г.М.Свердлова, В.П.Шахматова, А.М.Нечаевой, хотя и они имеют недостатки. Так, А.И.Пергамент определяла брак как «заключенный в органах записи актов гражданского состояния свободный пожизненный союз между мужчиной и женщиной, основанный на полном равноправии, на взаимной любви и уважении сторон, целью которого является образование семьи» 1. Безусловно, любовь и уважение важны в браке, но, к сожалению, юридически безразличны, справедливости ради следует отметить, что, определяя принципы семейного права, современный законодатель ориентирует именно на эти «внеправовые» критерии. В качестве недостатка данного определения также можно отметить отсутствие указания на необходимые для действительности брака обстоятельства (добровольность, брачное совершеннолетие, единобрачие, отсутствие запрещенных степеней родства). Дефиниция Г.М.Свердлова - «Брак представляет собой свободный и добровольный моногамный союз равноправных мужчины и женщины, образующий семью, порождающий права и обязанности супругов, заключаемый с соблюдением правил, установленных законом» 2 — очень близка по смыслу к определению В.П.Шахматова: «Брак — это союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи, заключенный с соблюдением предусмотренных законом условий и оформленный в установленном или признаваемом правом порядке» 3. Весьма лаконичное определение брака предложила A.M.Нечаева: «Брак — это союз женщины и мужчины, по идее заключенный пожизненно с целью создания семьи» 4. Формулировки действительно удачные, указывают на существенные признаки брака: союз мужчины и женщины при соблюдении установленных условий, цель заключения — создание семьи. Главное замечание сводится к тому, что одно неизвестное — брак определяется через другое — семья 5. Однако данное замечание несостоятельно ввиду того, что общеизвестно: брак и семья — нетождественные понятия, семья значительно шире, чем брак, поскольку брак всегда образует семью, более того, действующее законодательство закрепляет цель создания семьи в качестве условия действительности брака (ст.27 СК РФ). Таким образом, можно сделать вывод об обязательности для брака такого условия (наряду с разнополостью супругов, брачным совершеннолетием и добровольностью вступления в брак), как намерение создать семью.

     Брак, как способ создания семьи, универсален и постоянно эволюционирует с прогрессивной направленностью, несмотря на множественные высказывания о кризисе семьи и брака. Безусловно, брак — это не просто биологический и социальный союз мужчины и женщины, выполняющий репродуктивные функции в обществе, но куда более сложный организм, находящийся под «опекой» государства и права. Именно право своим воздействием превращает связь мужчины и женщины как общественное отношение, в правоотношение, наделяя их при этом специальным статусом с закреплением особых прав и обязанностей. Брак — это особая организация жизнедеятельности людей. Основа брака — личная привязанность мужчины и женщины друг к другу. Для брака обязательны, абсолютно необходимы взаимные любовь и уважение супругов. Однако, как уже отмечалось, любовь и уважение — категории внеправовые, более того, для действительности брака, установленного правом, они юридически безразличны. Однако в качестве основополагающего начала российского семейного законодательства определяется построение семейных отношений именно на чувствах взаимной любви и уважения (ст.1 СК РФ). В п.3 ст.31 СК РФ, закрепляющем личные неимущественные права и обязанности супругов, законодатель, развивая общий принцип семейного права, устанавливает для супругов обязанность строить свои отношения на основе взаимоуважения. Право не знает каких-либо способов воздействия на супругов, не желающих придерживаться установленных правил, однако данная норма является традиционной для отечественного права и имеет исторические корни, являясь результатом борьбы женщин за свои права. Следует заключить, что, несмотря на неюридический характер категорий «любовь» и «уважение», право подчеркивает их важность для брака, семейной жизни.

     Компиляцией всех существующих доктринальных определений  может стать следующая легальная дефиниция брака, основанная на доктринальной и законодательной концепции «брак — это союз», которую можно закрепить в ст.12 СК РФ: «Брак — это добровольный союз мужчины и женщины, построенный на чувствах взаимной любви и уважения, достигших брачного возраста, зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния, при отсутствии препятствующих браку обстоятельств, порождающий правоотношения супружества, как личного, так и имущественного характера, заключаемый бессрочно с целью создания семьи (совместного проживания, ведения общего хозяйства, рождения и воспитания детей)».

 

2. Правовое регулирование  заключение брака в Российской Федерации 

2.1. Условия заключения брака 
 

Информация о работе Правовое понятие института брака и условия его заключения и расторжения в РФ