Правовое понятие института брака и условия его заключения и расторжения в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 21:09, дипломная работа

Описание работы

Брак, считаясь универсальным способом создания семьи, постоянно эволюционирует с прогрессивной направленностью, несмотря на множественные высказывания о его кризисе. Брак выступает особой организацией жизнедеятельности людей, отвечающей сущности человеческой природы и общества, совмещающей экономическое и сексуальное воедино, это не просто биосоциальный союз мужчины и женщины, выполняющий репродуктивные функции в обществе, но куда более сложный организм, находящийся под «опекой» государства и права. Б

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 359.50 Кб (Скачать)

оглавление 

 

ВВЕДЕНИЕ 
 

     Брак, считаясь универсальным способом создания семьи, постоянно эволюционирует с  прогрессивной направленностью, несмотря на множественные высказывания о его кризисе. Брак выступает особой организацией жизнедеятельности людей, отвечающей сущности человеческой природы и общества, совмещающей экономическое и сексуальное воедино, это не просто биосоциальный союз мужчины и женщины, выполняющий репродуктивные функции в обществе, но куда более сложный организм, находящийся под «опекой» государства и права. Брак – это уникальная форма удовлетворения потребности человека в детях – в своем продолжении, а для человечества в целом – это основной способ воспроизводства населения. На протяжении всей истории брак является основанием, порождающим отношения супружества и родительства. И поскольку брак, оформляя интимные отношения, имеет своей целью образование семьи, предназначение которой - рождение и воспитание детей, вопросы заключения и расторжения брака, признания его недействительным не могут считаться личным делом супругов, поскольку касаются и общества в целом, и прав несовершеннолетних детей в частности. Исходя из публичных и частных интересов, государство посредством права вмешивается в сферу брачных отношений.

     Несмотря  на то, что институт брака не потерял  своего престижа (по данным Федеральной  службы государственной статистики (Росстата) за последние годы обозначилось незначительное увеличение зарегистрированных браков в РФ с 911 162 (1999 г.) до 1 199 400 (2009 г.), и рост коэффициента брачности – с 6,1 (1999 г.) до 8,5 (2009 г.)), по-прежнему наблюдается повышение количества разводов с 532 500 (1999 г.) до 699 300 (2009 г.) и подъем коэффициента разводимости – с 3,7 (1999 г.) до 4,9 (2009 г.) 1.

     Утрачиваются  традиционные положения института  брака. Отмечается нежелание пар  официально оформлять отношения, и  как следствие, увеличение числа незарегистрированных сожительств; повышение внебрачной рождаемости, и вместе с тем, появление сознательной бездетности в браке; рост разводов и повторных браков. Кроме того, на смену тысячелетиями сложившейся форме брака, как моногамной связи мужчины и женщины, приходят новые квазибрачные союзы: социально-экономическое партнерство, пожизненное партнерство, гражданское партнерство, гражданский пакт солидарности, гражданский союз, домашнее партнерство, внутреннее партнерство, зарегистрированное партнерство, незарегистри рованное партнерство, фактическое сожительство и др., находящие признание не только в общественном сознании, но и в международном праве и национальных правопорядках. В последнее время брак из единственно признанного обществом и правом семейного союза мужчины и женщины превратился в одну из допустимых форм сожительства разнополых или однополых партнеров.

     В связи с этим в отечественной юридической науке назрела необходимость формирования концепций, позволяющих не только описать и объяснить сложившуюся ситуацию в брачно-семейной сфере, но и способствующих, за счет предложений по совершенствованию законодательства, укрепить стабильность брака и семьи. Все вышесказанное определяет актуальность темы, выбранной нами для исследования.

     Правовые  проблемы брака с давних пор вызывали самый живой интерес научной общественности, поскольку с ними непосредственно связаны проблемы укрепления семьи и улучшения либо ухудшения демографической ситуации в государстве. Среди отечественных и зарубежных правоведов, посвятивших этому свои работы, можно назвать имена М.В.Антокольской, Ю.Ф.Беспалова, А.М.Беляковой, У.Бериама. К.Боэль-Воелки, Е.М.Ворожейкина, О.А.Дюжевой, О.Ю.Ильиной, И.М.Ильинской, М.М.Казальса, Ю.А.Королева, О.Ю.Косовой, Г.К.Матвеева, Д.Мартини, Д.И.Мейера, С.А.Муратовой, С.А.Муромцева, A.М.Нечаевой, Н.В.Орловой, С.Я.Паластиной, А.И.Пергамент, Л.М.Пчелинцевой, В.А.Рясенцева, Г.М.Свердлова, А.Д.Способина, B.С.Тадевосяна, Н.Н.Тарусиной, О.А.Хазовой,  Г.Ф.Шершеневича, Н.Г.Юркевича. Тем не менее, многие проблемы, связанные с указанным институтом семейного права, продолжают оставаться дискуссионными и требуют своего изучения.

     Объектом  исследования являются общественные отношения, складывающиеся при юридическом оформлении заключения и прекращения брака, признания его недействительным.

     Предметом исследования являются правовые нормы, закрепленные в отечественном законодательстве в разный период его истории, законодательстве ряда зарубежных стран, регулирующие основания, порядок и правовые последствия заключения и расторжения брака, признания его недействительным, а также комплекс проблем, связанных с их оценкой, толкованием и применением.

     Целью исследования является изучение и анализ истории развития института брака и современного состояния его правового регулирования и разработка на этой основе предложений по совершенствованию действующего законодательства. Достижение поставленной цели предполагает необходимость решения следующих задач:

     1) изучение истории правового регулирования  института брака в законодательстве России;

     2) анализ различных точек зрения  по вопросу сущности брака  как правового института, разработка легального определения понятия «брак»;

     3) анализ правового регулирования  оснований, порядка и правовых  последствий заключения брака, его прекращения и признания недействительным (в том числе в отношении заключения брака с иностранными гражданами);

     4) анализ дискуссионных вопросов, связанных с различными аспектами правового регулирования института брака в действующем законодательстве России;

     5) разработка предложений по совершенствованию  законодательства в рассматриваемой  сфере.

     Методологическую  основу исследования составляют как общенаучные способы познания окружающей действительности - метод материалистической диалектики, так и другие методы, свойственные различным отраслям науки, прежде всего, юриспруденции – историко-правовой, сравнительный догматический и др.

     Нормативную базу исследования составляют российское (в том числе советское) и зарубежное брачно-семейное законодательство, руководящие постановления Пленума Верховного Суда РФ.

     Указанные выше цель и задачи исследования обусловили структуру выпускной квалификационной работы, которая состоит из введения, трех глав с параграфами, заключения и списка использованной литературы.

 

1. Институт брака  по семейному праву  Российской Федерации 
 

1.1. Этапы развития семейного законодательства  в России 
 

     Развитие семейного права на территории нашей страны, в частности по вопросам брака, подвержено, во-первых, влиянию собственных традиционных положений, во-вторых, воздействию международных стандартов в этой сфере общественных отношений, и в-третьих, заимствованию зарубежного опыта.

     В результате последней постсоветской  кодификации семейное право сформировано как самодостаточная отрасль права с присущими ей предметом, методом, принципами и функциями правового регулирования, включающая в себя определенные правовые институты, особое место среди которых занимает институт брака.

     Сведения  о регулировании брачных отношений  до X в. фрагментарны и немногочисленны. Бесспорно, что первыми источниками  права были обычаи, особенно это  характерно для брачно-семейной сферы. В.О.Ключевский выделял пять видов брака, которые сменяли друг друга, отражая процесс разрушения родовых связей: 1) умычка (умыкание); 2) умычка с последующей уплатой вена (откупа); 3) продажа невесты по взаимному соглашению сторон; 4) хождение за невестой с последующей уплатой вена; 5) «привод» невесты к жениху с получением вена или выдачей приданого 1.

     Ряд современных исследователей полагают, что расширение круга источников позволяет предположить более развернутую классификационную схему, включающую большее число способов возникновения брака: 1) наиболее архаичный – умыкание (в некоторых случаях насилие над личностью невесты было лишь формальным, в других – действительным); 2) заключение гражданско-правовой сделки; 3) принуждение женщины к сожительству (в отличие от умыкания здесь отсутствовал ритуальный элемент); 4) приведение (от умыкания отличало наличие согласия родителей невесты и свидетельства соседей); 5) прелюбодеяние (в более широком смысле, нежели принято в настоящее время, то есть в смысле брачного сожительства, перешедшего в супружество) – фактический брак, сожительство неженатого мужчины и незамужней женщины – без публичного оформления и с ограниченными взаимными обязательствами супругов 1.

     Содержание  личных отношений, как полагают исследователи данного вопроса, в значительной степени зависело от способов возникновения (заключения) брачного союза: при похищении жена становилась собственностью мужа, при покупке и совершении брака с приданым власть мужа была несколько ограничена. При этом на Руси муж мог распоряжаться свободой жены, но не имел права на ее жизнь и смерть. Развод производился относительно свободно, в браке с приданым – даже по инициативе женщин 2.

     После принятия на Руси в 988 г. христианства брак устанавливается постепенно в течение столетий, представляя, как пишет М.Ф.Владимирский-Буданов, смешанный результат действий русского обычного права, рецепции византийских светских законов и церковного права 3. В Киевской Руси действует Номоканон — это византийские сборники церковных правил и императорских указов. Одна из редакций Номоканона была положена в основу древнерусской Кормчей книги (XIII в.) — основного источника религиозного права в средневековой Руси. Было введено церковное венчание. Осуждалось заключение браков по традиционным обрядам язычников (обряд «у воды»). Венчанию предшествовало обручение (помолвка), которое связывало жениха и невесту. Устанавливался брачный возраст, вводились запреты на брак с близкими родственниками, не допускались браки при наличии духовного «родства», закрепились принципы моногамии и свободы заключения брака, ограничивалось число браков (не более трех), появился институт свидетелей при совершении венчания, усложнялось расторжение брака 1. Однако эти нововведения не искоренили всех пережитков язычества.

     В XVI в. брачно-семейные отношения, кроме  того, регулировались Домостроем. Домострой — это сборник правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Ученые прослеживают связь Домостроя с более ранними сборниками поучений и «слов», как славянских — «Измарагд», «Златоуст», «Златая цепь», так и западных — «Книга учения христианского» (Чехия), «Парижский хозяин» (Франция) и др. Домострой не являлся правовым актом, он лишь систематизировал и оформил сложившиеся в то время морально-этические нормы поведения и нравоучительные тексты 2.

     Большие перемены в регулировании брачно-семейных отношений произошли в период возникновения империи и реформ Петра I. Усиливается роль светского законодательства. Добровольность вступления в брак перестает носить декларативный характер. Устанавливается запрет на брак душевнобольных («дураков»). Помолвка утрачивает юридическое значение. Ограничивается максимальный возраст вступления в брак — это 80 лет. Христиане разных конфессий получили возможность сочетаться брачными узами.

     В эпоху империи ужесточаются запреты  на брак родственников и свойственников, повышается брачный возраст, независимо от возраста брачующихся вводится обязательное получение согласия родителей на брак. Венчанию предшествовало оглашение. Для состоящих на гражданской или военной службе обязательно получение разрешения начальства на брак. Лицам, осужденным за двоебрачие, запрещалось вступать в брак. Вместе с тем мусульманам, населявшим Россию, разрешалось вступать в полигамные браки 3.

     В состав Российской империи входили  Остзейские губернии (Прибалтика), Малороссия, Белоруссия, Царство Польское, Бессарабия, Северный Кавказ, Великое Княжество Финляндское, Закавказье, Казахстан, Средняя Азия и др. Практически на всех территориях действовало собственное брачное законодательство, признанное и подтвержденное российским правительством с присоединением их к империи.

     В связи с разнообразием в правовом регулировании отношений возникали трудности в правоприменении. Встал вопрос об унификации законодательства этих земель. Так появился Свод законов Российской империи — официальное собрание действующих законодательных актов Российской империи, расположенных в тематическом порядке. Первое издание 1832 г. и последующие издания 1842 и 1857 гг. состояли из 15 томов. Том X ч.1 — это Свод законов гражданских в четырех книгах. Открывался Свод законов гражданских книгой о правах и обязанностях семейственных и делился на три раздела. Первый постановлял о союзе брачном. Известно, что союз этот главным образом имел значение нравственно-религиозное, и так как признавались различные религии, то различие вероисповеданий должно было, конечно, отразиться и в брачном праве. Действительно, в Своде законов под особой рубрикой представлялись определения о браках лиц православного исповедания — о вступлении в брак, о совершении брака, о доказательствах брачного союза и о прекращении брака — естественном и юридическом, особо излагались определения о браках лиц других христианских исповеданий между собой и с лицами православного исповедания, о браках раскольников, и наконец, отдельно — о браках нехристиан между собой и с христианами. Определив юридические отношения в брачном союзе, находившиеся под влиянием вероисповедания, законодательство переходило к правам, возникающим из супружеского союза независимо от религии, и давало о них определения, общие всем вероисповеданиям: сначала о личных, а потом об имущественных правах, вытекающих из супружеского союза. Однако в целом брачное законодательство XIX – начала ХХ вв. не отличалось реформаторством – преемственность с установлениями XVIII в. была значительной 1.

Информация о работе Правовое понятие института брака и условия его заключения и расторжения в РФ