Правовое положение иностранцев: сравнительный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

Для полного и комплексного решения поставленных избираются следующие методы. Метод исторический и сравнительный, метод правового моделирования, общетеоретический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному, при характеристике прав и свобод иностранного гражданина, а также конкретно-социологический метод, позволяющий использовать информацию из иных источников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Правовое положение иностранных граждан в России
1.1 Развитие законодательства о правовом статусе иностранных граждан в России
1.2 Основные дефиниции: гражданство, иностранный гражданин, лицо без гражданства, иностранец. Классификация групп иностранцев
1.3 Правовой статус: понятие, сущность. Особенности административной правосубъектности иностранных граждан и лиц безгражданства
ГЛАВА 2. Права и обязанности иностранных граждан в России
2.1 Общие положения
2.2 Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства
2.3 Особенности ответственности иностранных граждан
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 117.41 Кб (Скачать)

Как видно  из приведенных международных документов, тенденция к наделению активным и пассивным избирательным правом иностранных граждан на муниципальном  уровне характерна главным образом для государств Европы.

Таким образом, анализ международно-правовых документов, предусматривающих участие иностранных  граждан в национальных выборах, позволяет выделить некоторые стандарты такого участия:

а)ограничение уровнем муниципальных выборов;

б)возможность наделения иностранных граждан как активным, так и пассивным избирательным правом;

в)нахождение на территории государства пребывания на законных основаниях;

г)наличие ценза оседлости либо требование постоянного проживания;

д)установление национального режима в отношении обязательных требований для обладания избирательными правами.

Естественно, что нормы международного и европейского права оказали влияние на современное  национальное законодательство государств, хотя какой-либо единой формулы избирательного статуса иностранных граждан  до сих пор не выработано. В этом вопросе наблюдаются разнообразные  варианты - от полного исключения иностранцев  из электоральной жизни государства  до разрешения участвовать в общегосударственных выборах.

Что касается иных прав политического содержания, то, прежде всего, следует отметить, что федеральным законом о  правовом положении иностранных  граждан в Российской Федерации, также ограничены права иностранных  граждан при поступлении на государственную  и муниципальную службу, при занятии  отдельными видами деятельности. Так, иностранный гражданин не имеет права:

-находиться  на муниципальной службе;

-находиться  на государственной гражданской  и государственной правоохранительной службе;

-быть членом  экипажа военного корабля Российской  Федерации или другого эксплуатируемого  в некоммерческих целях судна,  а также летательного аппарата  государственной или экспериментальной авиации;

-быть командиром  воздушного судна гражданской авиации;

-быть принятым  на работу на объекты и в  организации, деятельность которых  связана с обеспечением безопасности  Российской Федерации. Перечень  таких объектов и организаций  утверждается Правительством Российской Федерации;

- заниматься  иной деятельностью и замещать  иные должности, допуск иностранных  граждан к которым ограничен федеральным законом.

Наиболее  интересным представляется право иностранного гражданина - при поступлении на военную службу - они могут поступить  на военную службу только по контракту  и могут быть приняты на работу в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы в качестве лица гражданского персонала в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Предпосылкой  возникновения государственно-служебных  или военно-служебных отношений  является наличие необходимых и  обязательных условий. Современная  юридическая наука отмечает специфические  особенности как самих военно-служебных  правоотношений, так и причин, их порождающих. Так, например, А.Т. Вахидов под условиями поступления граждан на военную службу по контракту предлагает понимать «предусмотренные действующим законодательством обстоятельства, при которых такое поступление становится возможным» [51. C. 60].

Конституция РФ (ч. 2 ст. 59) устанавливает, что военная  служба в Российской Федерации осуществляется в соответствии с федеральным  законом. Основополагающим нормативным  актом, осуществляющим правовое регулирование  в области военно-служебных отношений, является Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» [17] 1998 года. Анализируя условия возникновения  военно-служебных отношений, А.В. Кудашкин, например, считает, что под ними следует понимать «юридические требования, предъявляемые к личности привлекаемого или поступающего на военную службу. А именно: гражданство; достижение определенного возраста; годность по состоянию здоровья; профессионально-психологические качества; уровень образования, профессиональной и физической подготовки и т.д." [65. C. 72].

В дополнение к важнейшим условиям возникновения  военно-служебных отношений, по мнению автора, следует отнести также  волевой акт государства (решение  о призыве, заключение контракта) как  обязательный юридический факт для  наступления данных отношений. Без  данного условия все юридические  требования, предъявляемые к личности, окажутся невостребованными.

Перечисленные требования к будущему субъекту военно-служебных  правоотношений, за некоторыми исключениями (уровень образования, профессиональная и физическая подготовка), являются общими как для лиц, поступающих  на военную службу по контракту, так  и для граждан, привлекаемых по призыву.

Нельзя не согласиться с позицией Неверова А.Я. [74. C. 50-53], внеся изменения в Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации", которыми также иностранные граждане допускаются к поступлению в Вооруженные Силы Российской Федерации по контракту (ст. 18.1), законодатель создал явную правовую коллизию.

Дело в  том, что, определяя систему государственной  службы в Российской Федерации (ст. 2), Закон «О Системе государственной  службы российской федерации» [21] содержит норму, подразделяющую государственную  службу на виды: государственная гражданская  служба; военная служба; правоохранительная служба.

 Следует  более подробно остановиться  на понятии "государственная  служба". Государственная служба  является формой реализации конституционного  права граждан на труд. Она  осуществляется определенной категорией  служащих, для которых работа  в государственном аппарате за  вознаграждение является основной  профессией. Из понятия государственной службы вытекает и понятие ее субъекта - государственного служащего. Под ним понимается гражданин Российской Федерации, исполняющий обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета.

Пункт 3 статьи 2 Федерального Закона «О Системе государственной  службы российской федерации» указанной  статьи провозглашает, что военная  и правоохранительная службы являются видами федеральной государственной  службы. Таким образом, требования к  лицам, которые могут быть допущены к государственной службе, должны быть идентичными. Следовательно, субъект  данных общественных правоотношений остался  неизменным, и проходить данную (военную  и правоохранительную) службу могут  только граждане Российской Федерации.

 Однако  Закон предоставляет иностранным  гражданам возможность проходить  военную службу по контракту,  причем указывает конкретный перечень документов.

Мнение Неверова А.Я. достаточно критично, хотя и не безосновательно, учитывая степень  напряженности в стране, острый межнациональный  конфликт, законодатель пошел на рискованный  шаг, предоставив право проходить  военную службу в добровольном порядке, то есть по контракту.

Безусловно, иностранный гражданин, законно  находящийся на территории Российской Федерации, не имеет того комплекса  прав и свобод, которыми располагают  граждане России, и это обусловлено  стремлением законодателя обеспечить правопорядок и безопасность государства. Однако, существенным образом ограничив  права и свободы иностранных  граждан, российская правовая система  налагает на иностранных граждан  повышенную степень обязанностей.

Обращаясь к  основным обязанностям иностранных  граждан, необходимо, прежде всего, обратить внимание на то, что многие обязанности  можно считать корреспондирующими правам и свободам граждан.

В одних случаях  они подразумеваются в силу логической связи с соответствующими правами  и свободами – как необходимость  уважать их. В других случаях обязанности, развивающие права и свободы, специально закрепляются в нормах Конституции  совместно с этими правами  и свободами.

Согласно  законодательству иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами  и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом и международным договором Российской Федерации. При этом они обязаны соблюдать действующие законы независимо от того, проживают они в России постоянно или временно. Наряду с уже обозначенными обязанностями, являющимися следствием прав и свобод, некоторые статьи Конституции специально посвящены только обязанностям. Речь идет о следующих обязанностях.

Обязанность платить законно установленные  налоги и сборы (статья 57). Под налогом  понимается обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Дублируя  норму закона о том, что иностранные  граждане и лица без гражданства  пользуются в Российской Федерации  правами и несут обязанности  наравне с гражданами Российской Федерации, нужно обратить особое внимание на то, что, к примеру, налог на доходы физических лиц для иностранных  граждан составляет тридцать процентов (для граждан Российской Федерации  налог составляет тринадцать процентов). Из расчета минимальной заработной платы около четырех тысяч рублей иностранный гражданин вынужден выплачивать чуть менее половины своей заработной платы на налоги, включая отчисления в Пенсионный фонд, фонд социального страхования, а также в некоторых случаях единый социальный налог, и НДФЛ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Особенности ответственности  иностранных граждан

Действующее российское законодательство при регулировании  общественных отношений, осложненных  иностранным элементом, исходит  из основополагающего принципа национального  режима, предоставляющего возможность  иностранным гражданам и лицам  без гражданства обладать определенным комплексом прав и обязанностей наравне  с гражданами РФ, кроме случаев, установленных  федеральным законом и международным договором РФ.

Вопрос о  дифференциации между российскими  гражданами, с одной стороны, иностранными гражданами и лицами без гражданства - с другой, имеет немаловажное практическое значение, прежде всего в силу допускаемых  в законодательстве отдельных исключений [40. C. 214].

Особо отчетливо  специфика правового статуса  иностранных граждан и лиц  без гражданства проявляется  в административных правоотношениях, в которых, предоставляя иностранным  гражданам широкие возможности  для реализации предоставленных  прав, в том числе и посредством  обращения в компетентные государственные  органы в судебном и внесудебном (административном) порядке, государство  требует от них соблюдения соответствующих  правил, за невыполнение которых они  подлежат административной ответственности [56. C. 40]. В частности, в интересах обеспечения суверенитета и безопасности государства, охраны общественного порядка и обороны страны установлены режимы охраны государственной границы, пограничный режим, режим в пунктах пропуска через государственную границу, режим пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, главной основой введения которых является суверенная концепция собственной национальной безопасности России, опирающаяся на внутренние экономические и политические факторы и принимающая во внимание соответствующие международно-правовые условия сосуществования мирового сообщества. Посредством введения этих режимов в государстве должен обеспечиваться достаточный уровень личной, общественной и государственной безопасности, необходимый для защиты собственных национальных интересов от любых посягательств со стороны других государств.

Являясь субъектами управленческих общественных отношений, обладающими специальным правовым статусом, иностранные граждане, временно пребывающие, временно или постоянно  проживающие на территории России, обычно подлежат ответственности за совершение административных правонарушений на тех же основаниях, что и российские граждане [11], за исключением лиц, которые  не подпадают под юрисдикцию Российской Федерации и пользуются соответствующими привилегиями и дипломатическим  иммунитетом в соответствии с  российским законодательством и  международными договорами [76. C. 49]. Данное правило вытекает из содержания нормы ч. 1 ст. 2.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях и основывается на принципе государственного суверенитета, согласно которому каждое государство устанавливает пределы ответственности иностранных граждан самостоятельно.

Вопрос же об ответственности за административные правонарушения, совершенные на территории РФ иностранными гражданами, которые  согласно действующему закону и международным  договорам пользуются иммунитетом  от административной юрисдикции РФ, разрешается  дипломатическим путем в соответствии с нормами международного права.

Однако следует  подчеркнуть, что иностранные граждане и лица без гражданства не привлекаются к административной ответственности  за действия, совершенные ими за пределами государства пребывания, если эти действия не затрагивают  интересы данного государства или его граждан [35. C. 140].

Все административные правонарушения, совершаемые иностранными гражданами и лицами без гражданства  в области защиты государственной  границы РФ и обеспечения режима пребывания на территории России, могут  быть подразделены на две основные группы:

а)административные правонарушения, за совершение которых к ответственности на общих основаниях привлекаются как российские, так и иностранные граждане, а также лица без гражданства (нарушение режима государственной границы РФ (ст. 18.1 КоАП РФ)); нарушение режима в пунктах пропуска через государственную границу РФ (ст. 18.4 КоАП РФ);

б)административные правонарушения, за совершение которых к ответственности могут быть привлечены только иностранные граждане и лица без гражданства, в силу того, что иностранные граждане и апатриды обязаны соблюдать установленные правила пребывания на территории Российского государства и исполнять возложенные на них дополнительно юридические обязанности, которые не распространяются на российских граждан, в силу чего последние не могут являться субъектами второй категории правонарушений (ст. 18.8 КоАП РФ "Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в Российской Федерации"; ст. 18.11 КоАП РФ "Нарушение иммиграционных правил").

Информация о работе Правовое положение иностранцев: сравнительный анализ