Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 10:36, курсовая работа
Для полного и комплексного решения поставленных избираются следующие методы. Метод исторический и сравнительный, метод правового моделирования, общетеоретический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному, при характеристике прав и свобод иностранного гражданина, а также конкретно-социологический метод, позволяющий использовать информацию из иных источников.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Правовое положение иностранных граждан в России
1.1 Развитие законодательства о правовом статусе иностранных граждан в России
1.2 Основные дефиниции: гражданство, иностранный гражданин, лицо без гражданства, иностранец. Классификация групп иностранцев
1.3 Правовой статус: понятие, сущность. Особенности административной правосубъектности иностранных граждан и лиц безгражданства
ГЛАВА 2. Права и обязанности иностранных граждан в России
2.1 Общие положения
2.2 Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства
2.3 Особенности ответственности иностранных граждан
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Поселенцы свободны от всяких податей, служб и налогов: земледельцы - на 30 лет, горожане, записавшиеся в Петербурге и Москве, - на пять лет, а в других городах - на 10 лет. Каждому давалось вспоможение деньгами без процентов с уплатой в три года по прошествии 10 лет. Поселившимся особыми колониями и местечками оставлялась внутренняя юрисдикция в их благоучреждение, русские начальники во внутренних распорядках колонистов никакого участия не имели.
Но такие обширные льготы в положении иностранцев имели в конечном счете и отрицательную сторону, которая заключалась в слишком большой обособленности и автономности «иноземцев» от коренного населения. Все это затрудняло осуществление первоначально поставленных правительством целей.
Лишь в 60-е гг. XIX в. правительством была осознана данная ошибка. В Высочайше утвержденных правилах от 8 ноября 1860 г. «О порядке заселения владельческих в Крыму земель заграничными выходцами» оговорено, что «принимаемые землевладельцами заграничные выходцы должны быть водворяемы не целыми массами или сплошными округами, а лишь селениями или деревнями, наряду с русскими поселенцами, или же на фермах и хуторах, подчиняясь во всяком случае не отдельному, а общему для прочих сословий местному заведованию и управлению».
Но отведение колонистам обширных земельных наделов, обособленность и привилегированность укоренились в сознании людей. В 1871 г. правительство решило приравнять их к статусу сельских обывателей. Усмотрев в этом посягательство на свои привилегии, колонисты стали выезжать из России.
Четвертый этап
(конец XVIII - первая половина XIX в.) был
связан с рядом законодательных
актов российских императоров Павла
I и Александра I, которыми был введен
ряд ограничений
Манифестом от 1 января 1807 г. «О дарованных российскому купечеству выгодах, отличиях, преимуществах и проч.» были установлены существенные ограничения в правах иностранцев в торговле.
Ограничения прав иностранцев по торговле и в других сферах деятельности существовали до 1860 г., когда Александр II своим Указом от 7 июня 1860 г. «О правах пребывающих в России иностранцев» предписал, что пребывающим в России иностранцам по торговле, земледелию и промышленности дарованы такие же права, какими пользуются русские подданные.
Пятый этап в развитии и становлении российского законодательства об иностранцах и их правового статуса начинается со второй половины XIX в., когда проходило активное реформирование и совершенствование законодательства России (вместе с ним и существенные изменения в правовом статусе иностранцев), и длится до начала Первой мировой войны (до июля 1914 г.).
Итак, к началу
XX в. акты российского законодательства
о правах иностранцев оставались
разрозненными. Единого акта, регламентирующего
правовой статус иностранцев, не было.
В некоторых отношениях законодательство
того периода идет слишком далеко
в уравнении прав иностранцев
с русскими подданными, в других
- наоборот, права иностранцев
Шестой этап
определяется рамками середины 1914 г.
и до 1917 г. как этап определения
правового статуса иностранцев
в условиях войны. Такой короткий
период времени выделен в отдельный
этап по причине частичного, но весьма
существенного ограничения прав
всех иностранцев и практически
лишением всех прав иностранцев - неприятельских
(«враждебных») подданных России государств
во время войны. Правовой статус иностранцев
определялся целым рядом
Вместе с тем предпринятые российским правительством меры в отношении граждан и подданных воюющих с Россией государств выразились в фактическом лишении практически всех прав, а также их имущества (ликвидация предприятий, конфискация), что явилось нарушением норм международного права, признанных Россией.
В период советского законодательства о правовом положении иностранцев следует выделить всего четыре этапа его развития.
Первый этап охватывает период с октября 1917 г. по декабрь 1922 г. В советском законодательстве это самый небольшой период, но тем не менее насыщенный событиями. Вплоть до образования СССР в 1922 г. было принято большое количество нормативно-правовых актов о правовом положении иностранцев (например, Декрет ВЦИК РСФСР от 28 марта 1918 г. «О праве убежища», Декрет СНК РСФСР от 20 октября 1921 г. «О въезде иностранцев из-за границы на территорию РСФСР» и др.).
В 1918 г. принята
первая Конституция РСФСР, которая
предоставила иностранцам политические
права (ст. 20). Статья 64 Конституции РСФСР
1918 г. указывала на право трудящихся
иностранцев пользоваться активным
и пассивным избирательным
Все иностранцы,
находящиеся на службе в советских
учреждениях или
Поскольку иностранцы-трудящиеся
уравнивались по правовому статусу
с российскими гражданами, на них
возлагались и определенные обязанности.
Так, Кодекс законов о труде устанавливал
возможность привлечения к
В целом на
этом этапе советское
Второй этап
развития советского законодательства
об иностранных гражданах (декабрь
1922 г. - до принятия Конституции СССР
1936 г.) начался с создания общесоюзного
законодательства по этим вопросам. Так,
в Гражданский кодекс РСФСР 1922 г.
были внесены изменения по вопросу
предоставления иностранцам права
на открытие предприятий торговли и
промышленности, поскольку советским
гражданам оно предоставлялось
только в первые годы новой экономической
политики (нэпа). В 1924 г. была принята
Конституция СССР. В п. «х» ст.
1 этой Конституции к ведению Союза
было отнесено «основное законодательство
в области союзного гражданства
и в отношении прав иностранцев».
Положение о союзном
3 сентября 1926
г. ЦИК и СНК СССР издали
Постановление «Об иностранцах,
С принятием Конституции СССР 1936 г. начался третий этап становления правового статуса иностранцев в СССР (с 1936 г. до принятия Конституции СССР 1977 г.). В жизни общества произошли изменения, соответственно это отразилось на законодательном уровне, но основной подход законодателя - предоставление иностранцам в гражданско-правовых отношениях тех же прав, что и советским гражданам, - не изменился.
Однако действовали
и ограничения, связанные с тем,
что некоторые права и
Важным событием
в кодификации правовых норм, имеющих
отношение к иностранным
Основы законодательства СССР и союзных республик о здравоохранении предоставляли право иностранцам, имеющим постоянное место жительства в СССР, право пользоваться медицинской помощью наравне с советскими гражданами.
Но, несмотря на систематизацию и кодификацию советского законодательства в этот период, единого акта, регулирующего правовой статус иностранцев, не было принято, хотя в литературе выдвигалось предложение издать положение кодификационного характера, охватывающее все ранее изданные нормы, касающиеся прав иностранцев. Это предложение было реализовано лишь после принятия Конституции СССР в 1977 г.
С этого момента можно говорить о четвертом этапе развития советского законодательства о правовом статусе иностранца. Конституция СССР 1977 г. закрепила основы правового положения иностранцев в СССР. В ней была целая статья, посвященная иностранным гражданам и лицам без гражданства. Им гарантировались предусмотренные Конституцией «права и свободы, в том числе право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав» (ст. 37), а также они обязаны уважать Конституцию СССР и соблюдать советские законы. В Конституции РСФСР 1978 г. сохранились права, свободы и обязанности иностранных граждан, которые закреплялись Конституцией СССР 1977 г.
Реализацией данного конституционного положения стало принятие 24 июня 1981 г. Верховным Советом СССР Закона СССР N 5152-X «О правовом положении иностранных граждан в СССР». Значение его состояло в том, что он был первым нормативным актом, который комплексно регулировал основные вопросы правового положения иностранцев в СССР. Этот Закон закреплял основные права, свободы, обязанности и ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства в СССР, въезд в СССР и выезд из него.
По Закону
СССР иностранные граждане и лица
без гражданства имели право:
на занятие трудовой деятельностью;
на отдых; на охрану здоровья; на получение
пособий, пенсий и на другие формы
социального обеспечения; на получение
в пользование жилого помещения
в домах государственного и общественного
жилищного фонда. Они могли иметь
в личной собственности жилой
дом и иное имущество, наследовать
и завещать имущество, иметь права
автора произведения науки, литературы
и искусства, открытия, изобретения,
рационализаторского
Закон СССР
«О правовом положении иностранных
граждан в СССР» четко
Предусматривались
ответственность иностранных
Возвращаясь к рассмотрению Закона СССР 1981 г. «О правовом положении иностранных граждан в СССР», следует сделать вывод, что он стал первым унифицированным законодательным актом, регулирующим статус иностранных граждан в СССР. С момента своего принятия Закон претерпел минимальные изменения (в 1995 г., в 1996 г.), но, учитывая исторические реалии (распад СССР) и произошедшие в законодательстве России кардинальные изменения, утратил силу в связи с вступлением в законную силу Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Информация о работе Правовое положение иностранцев: сравнительный анализ