Правовое положение иностранцев: сравнительный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

Для полного и комплексного решения поставленных избираются следующие методы. Метод исторический и сравнительный, метод правового моделирования, общетеоретический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному, при характеристике прав и свобод иностранного гражданина, а также конкретно-социологический метод, позволяющий использовать информацию из иных источников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Правовое положение иностранных граждан в России
1.1 Развитие законодательства о правовом статусе иностранных граждан в России
1.2 Основные дефиниции: гражданство, иностранный гражданин, лицо без гражданства, иностранец. Классификация групп иностранцев
1.3 Правовой статус: понятие, сущность. Особенности административной правосубъектности иностранных граждан и лиц безгражданства
ГЛАВА 2. Права и обязанности иностранных граждан в России
2.1 Общие положения
2.2 Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства
2.3 Особенности ответственности иностранных граждан
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 117.41 Кб (Скачать)

е)въезжающие в Российскую Федерацию с туристическими целями;

ж)въезжающие в целях обучения в образовательном учреждении (в средних специальных и высших профессиональных образовательных учреждениях, аспирантуре, курсах русского языка, подготовительных отделениях образовательных учреждений, а также с целью повышения квалификации или профессиональной переподготовки и т.д.);

з)въезжающие с целью осуществления трудовой деятельности;

и)въезжающие в Российскую Федерацию в целях осуществления научных, культурных, общественно-политических, спортивных, религиозных связей и контактов, паломничества, благотворительной деятельности, доставки гуманитарной помощи;

к)въезжающие в Российскую Федерацию в целях получения убежища;

л)въезжающие в Российскую Федерацию в целях транзитного проезда через территорию Российской Федерации;

м)въезжающие в Российскую Федерацию для временного проживания в пределах квоты на выдачу разрешений на временное проживание;

н)депортируемые в Россию с территории иностранных государств в соответствии с соглашениями о реадмиссии.

Однако для  всех находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, независимо от категории, национальным законодательством установлены  особенности право-, дееспособности, которые выражаются в некотором  ограничении прав и свобод иностранных  граждан.

Данные ограничения  опираются на общепризнанные принципы и нормы международно-правового  характера и вытекают из правовой природы гражданства как устойчивой правовой связи конкретного лица с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Правовой статус: понятие, сущность

Особенности административной правосубъектности иностранных граждан.

Основы правового  статуса иностранцев, находящихся  на территории Российской Федерации, определяются ст. 62 Конституции Российской Федерации, содержащей норму прямого действия: «Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ» [10. C. 22].

В России в  специальном порядке регулирует правовое положение и деятельность иностранных граждан в Российской Федерации - Федеральный закон «О правовом положении иностранных  граждан в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 21 июня 2002 года и одобренный Советом Федерации 10 июля 2002 года.

При рассмотрении статуса иностранного гражданина следует  исходить из общетеоретического понятия  «статус субъекта права». Раскрывая сущность правового статуса применительно к личности, ведущие ученые-теоретики подчеркивали, что его основой являются общие (конституционные) права и обязанности [89. C. 140-142]. Специалисты, занимающиеся изучением вопросов правового положения личности ( Н.В. Витрук, В.И. Новоселов, В.А. Патюлин и др.), углубили понимание данной правовой категории, выделив различные виды правового статуса.

По их мнению, общий правовой статус личности включает в себя общие права и обязанности, принадлежащие всем гражданам (как  общие конституционные, так и  общие отраслевые права и обязанности  личности). Специальные правовые статусы (у В.А. Патюлина – модусы) личности – права и обязанности, конкретизирующие и дополняющие общие права и обязанности с учетом социального, служебного и иного положения личности. Исходя из этого, можно сделать вывод, что одно и то же лицо может быть одновременно носителем различных специальных правовых статусов в зависимости от занимаемых им социальных позиций [77. C. 198-199].

Такую же позицию  занимают и административисты. Так, Д.Н. Бахрах указывает на существование разнообразных административно-правовых статусов индивидуальных субъектов [46. C. 33], Отсутствие системного подхода к такому сложному по своей природе понятию, как правовой статус, существенно снижает возможность проведения исследований по данной проблематике и затрудняет создание теоретико-методологической основы для разработки концепции особого правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

Итак, для  уяснения необходимо конкретизировать, что понимается под правовым статусом иностранных граждан.

Согласно  Ю.М. Козлову, под правовым статусом следует понимать совокупность прав и обязанностей иностранного гражданина [34. C. 102]. Говоря о правах и обязанностях, как о некой совокупности, необходимо обратиться, прежде всего, к теории права, согласно которой вышеуказанная категория представляет собой такое сложное юридическое свойство, как правосубъектность, характеризующаяся как предусмотренная нормами права способность (возможность) быть участником правоотношений и состоящее из двух элементов – правоспособности и дееспособности. Правоспособность, как некая возможность лица иметь субъективные права и юридические обязанности, применимо к административно-правовым отношениям, есть выражающаяся в определяемой административно-правовыми нормами возможности субъекта приобретать административно-правовые обязанности и права. Дееспособность, в свою очередь, как способность и юридическая возможность лица своими действиями приобретать права и обязанности, осуществлять и исполнять их [87. C. 355]. Разновидностями дееспособности являются сделкоспособность и деликтоспособность, то есть предусмотренная нормами права способность нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение.

Необходимо  также особо подчеркнуть, что  по своей природе правовой статус как сложное правовое явление  представляет собой совокупность четырех элементов.

Первая, и, пожалуй, наиболее важная часть прав и обязанностей представляет собой правовой статус личности, человека как субъекта административного права.

Вторая составная  часть административно – правового  статуса является статус гражданина Российской Федерации то есть, по сути, не исключаются, вытекающие из данной категории правового статуса гражданина Российской Федерации некоторые права и обязанности иностранных граждан.

Когда физическое лицо обрело статус личности, затем  гражданина, как указывает Попов  Л.Л. [34. C. 105], к ним добавляется третий элемент административно – правового статуса – социальный. Он необходим, чтобы гражданин мог заняться конкретной трудовой профессиональной деятельностью, учиться, служить в Вооруженных Силах и т.д.

Четвертый элемент  административно-правового статуса  гражданина называют особым статусом, включающим в себя права и обязанности, которые граждане приобретают по своему желанию, личному интересу для  удовлетворения своих чисто индивидуальных потребностей.

Правоспособность  иностранных граждан возникает  с момента установления правовой связи между иностранцем и  государством (например, при обращении  иностранца к компетентным органам  государства за разрешением на въезд  на территорию последнего) и прекращается в момент прекращения указанной  правовой связи (например, в случае выдворения).

Дееспособность  иностранных граждан - возникает  также с достижения восемнадцатилетнего  возраста, за исключением случаев, когда  законом предусмотрена возможность осуществления конкретных прав, свобод и обязанностей по достижении определенного возраста.

Дееспособность  иностранца прекращается одновременно с правоспособностью. Кроме того, при наличии правоспособности лицо в порядке и случаях, установленных  законом, может быть признано ограниченно  дееспособным или недееспособным.

Объем правосубъектности всех иностранных граждан, находящихся на территории государства, не одинаков и зависит от особенностей их конституционно-правового статуса, в том числе от целей и времени пребывания на территории государства, от вида режима, предоставляемого им в данном государстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Права и обязанности  иностранных граждан в России

2.1  Общие положения

В международном  праве подход, при котором иностранцы имеют в целом такой же статус, как и свои граждане, за определенными  изъятиями, получил наименование «национальный режим».

Российская  Федерация использует по отношению  к иностранным гражданам также  режим наибольшего благоприятствования. Его общий смысл состоит в  том, что государство предоставляет  гражданам данного государства  такие же возможности, какие оно  гарантирует гражданам третьего государства. Однако используется и  такое толкование режима наибольшего  благоприятствования, при котором  государства договариваются, что  их граждане на территории друг друга  будут иметь несколько большие  возможности, нежели граждане третьих  стран, хотя ряд авторов предпочитает это именовать «принципом взаимности».

Характеризуя  положение иностранных граждан  в России, прежде всего, нужно подчеркнуть, что понятия «статус», «конституционно-правовой статус», «административно-правовой статус»  в полном объеме подходят для тех  иностранных граждан, которые на законных основаниях находятся на ее территории. В понятийном аппарате Федерального закона 2002 года «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства» дается следующее определение: «законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации» (ст.2).

Строго говоря, любое лицо на территории государства  имеет какой-либо юридический статус. Иностранному гражданину, незаконно  находящемуся на территории нашей страны, обеспечиваются все конституционные гарантии как индивиду, человеческому существу. Однако такой иностранный гражданин не может претендовать на права и свободы, которые существуют для иностранных граждан на законных основаниях находящихся на территории Российской Федерации (например, легальная возможность трудиться, получать образование и др.). Иностранцы, незаконно оказавшиеся на территории России, не ходатайствующие об узаконении их пребывания либо получившие отказ, обязаны покинуть страну.

В свете этого  в основу классификации прав и  обязанностей иностранных граждан  может быть положена признанная в  правовой науке и практике классификация  правовых возможностей граждан России. Ее критериями являются, во-первых, односторонность материального содержания этих прав и соответствующих обязанностей и, во-вторых, в подавляющем большинстве случаев - однотипность правовых норм, их закрепляющих [66. C. 26]. Сущность такой классификации состоит в том, что права и обязанности граждан, закрепленные, в частности, нормами административного права, подразделяются на общие, то есть реализуемые ими во всех сферах государственного управления, и специальные, реализуемые в какой-либо одной или нескольких отраслях или сферах государственного управления. Не претендуя на бесспорность указанной дифференциации прав личности, нужно отметить, что существуют и иные классификации.

Статья 19 Конституции  РФ закрепляет положения о всеобщем равенстве перед законом и  судом; о гарантии государством равенства  прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения и других обстоятельств; о запрете любых  форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Из этого следует, что права иностранных граждан в нашей стране не могут быть ограничены по перечисленным мотивам, а всякого рода ограничения прав иностранных граждан и лиц без гражданства, установленные их национальным законодательством по указанным причинам, не признаются и не могут получить применение на территории Российской Федерации.

Однако права  иностранных граждан в нашей  стране могут быть ограничены в целях  защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов  российских граждан, а также для  обеспечения обороны и безопасности государства. Данный тезис подтверждают принятые в России соответствующие нормативные правовые акты, например Постановления Правительства РФ от 11.10.2002 N 755 «Об утверждении перечня объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу» и от 11.10.2002 N 754 «Об утверждении перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение», Федеральный закон от 31.07.95 N 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (в ред. от 27.05.2003), в ст. 21 которого закреплено положение о том, что право на поступление на государственную службу имеют граждане Российской Федерации.

Тем не менее, иностранные граждане полностью  в правах и обязанностях с гражданами России не уравниваются, в связи с чем объем их прав и обязанностей несколько меньше. Непредоставление иностранным гражданам ряда прав обусловлено тем, что функции обеспечения безопасности, правопорядка, государственной власти - прерогатива исключительно граждан нашей страны. То же самое можно сказать и об обязанностях иностранных граждан. Их (обязанности) можно разделить на две группы. К первой группе следует отнести те, которые полностью совпадают с обязанностями граждан России, за исключением обязанности служить в Вооруженных Силах Российской Федерации (ст. 59 Конституции РФ). Вторую группу составляют обязанности, соблюдение которых возложено исключительно на иностранных граждан (причем за невыполнение некоторых из них и предусмотрено выдворение за пределы страны). Обязанностей второй группы немного, и направлены они, прежде всего, на предупреждение и пресечение неконтролируемых миграционных процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2  Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства

Каждый иностранный  гражданин воспринимается в Российской Федерации как личность, как человек  со всеми естественными и приобретенными свойствами. [32. C. 497]

В наиболее полном объеме иностранным гражданам  обеспечиваются конституционные (основные) права и свободы, это так называемые права первого поколения. При характеристике данной категории прав, следует, прежде всего, указать, что основным источником их нормативного закрепления являются Конституция Российской Федерации, Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, утвержденная Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН /144 от 13 декабря 1985 г. Декларация делит все права и свободы, которыми пользуются иностранные граждане на общие и специальные. К первой группе относятся права, обладание которыми носит безусловный характер.

Информация о работе Правовое положение иностранцев: сравнительный анализ