Правовое положение иностранцев: сравнительный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

Для полного и комплексного решения поставленных избираются следующие методы. Метод исторический и сравнительный, метод правового моделирования, общетеоретический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному, при характеристике прав и свобод иностранного гражданина, а также конкретно-социологический метод, позволяющий использовать информацию из иных источников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Правовое положение иностранных граждан в России
1.1 Развитие законодательства о правовом статусе иностранных граждан в России
1.2 Основные дефиниции: гражданство, иностранный гражданин, лицо без гражданства, иностранец. Классификация групп иностранцев
1.3 Правовой статус: понятие, сущность. Особенности административной правосубъектности иностранных граждан и лиц безгражданства
ГЛАВА 2. Права и обязанности иностранных граждан в России
2.1 Общие положения
2.2 Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства
2.3 Особенности ответственности иностранных граждан
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 117.41 Кб (Скачать)

Украинско-Российский институт

МГОУ (филиал в г.Чернигове)

Кафедра истории права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

 

по  конституционному праву на тему:

Правовое положение иностранцев: сравнительный анализ

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                    Подготовил:

                                                                                                                                    Студент групы ЮЗ-101

                                                                                                  Пархоменко А.А.

                                                                                                                                    Проверил:

                                                                                                                                    Марценюк А.Г.к.ю.н.,доцент

 

                                                                                                                                    Работу принял____________

 

 

 

 

 

 

Чернигов 2012

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Правовое положение иностранных  граждан в России

1.1 Развитие законодательства о  правовом статусе иностранных  граждан в России

1.2 Основные дефиниции: гражданство,  иностранный гражданин, лицо без  гражданства, иностранец. Классификация  групп иностранцев

1.3 Правовой статус: понятие, сущность. Особенности административной правосубъектности иностранных граждан и лиц безгражданства

ГЛАВА 2. Права и обязанности  иностранных граждан в России

2.1 Общие положения

2.2 Права и обязанности иностранных  граждан и лиц без гражданства

2.3 Особенности ответственности  иностранных граждан

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее  время формируется новая сфера  правого регулирования в Российской Федерации – сфера миграционных отношений. Вместе с тем сохраняется  спонтанный, во многом неуправляемый  характер миграции, которая оказывает  негативное влияние на экономические, социальные, демографические, этнокультурные и другие процессы как в Российской Федерации в целом, так и в  отдельных ее регионах. Во многом такая  ситуация связана с тем, что имеющаяся  нормативная правовая база по степени  регулирования миграционных отношений  пока еще явно недостаточна и не успевает за динамично развивающимися на территории страны миграционными  процессами. Кроме того, законодательная  основа регулирования миграционных отношений характеризуется значительным отставанием от имеющегося опыта  законодательного регулирования зарубежных стран, не в полной мере соответствует  международным стандартам.

Выбор темы неслучаен, особая актуальность подробного изучения вопроса о правовом статусе  иностранных граждан в Российской Федерации, тесного взаимодействия с органами государственной и  муниципальной власти, состоит в  том, что, интегрируя в мировое сообщество, Российская Федерация претендует на признание ее правовым государством, однако реалии не позволяют считать  ее таковой.

Основным  показателем степени законности и правопорядка в государстве  является уровень гарантированности  прав и свобод граждан и лиц, находящихся  на территории Российской Федерации, как  законно, так и пребывающих на иных основаниях. Поэтому столь важное значение имеет проблема четкого определения не только дефинитивной части такого правового явления как правовой статус иностранного гражданина, но и его сущностного содержания. Эту задачу, однако, невозможно решить без тщательного анализа теоретических и практических проблем. Разработка концепции правового статуса иностранных граждан, уяснение содержания всех его элементов, а также проблем его реализации позволят научно обосновать возможные пути совершенствования нормативной основы, регулирующей данную сферу общественных отношений, в интересах обеспечения законности и правопорядка, наметить конкретные направления совершенствования законодательства Российской Федерации о правовом положении иностранных граждан.

Основной  целью работы, исходя из вышеизложенного, является комплексный анализ широкого круга общественных отношения, возникающих  в сфере миграционной политики государства  в целом (через установление и  гарантирование общих принципов  права), а также регулирования отдельных сторон правового статуса иностранных граждан, пребывающих на территории Российской Федерации.

В связи с  этим, ставится ряд задач, при этом, следует подчеркнуть, что любая  задача подчинена цели и работает на нее.

-  одной из первых и немаловажных задач, является изучение и сравнительный анализ законодательства об иностранных гражданах в России, то есть, начиная с образования государства и заканчивая действующими правовыми актами. Особая важность разрешения данной задачи, определена тем, что существенное значение имеет историческая обусловленность становления правового статуса иностранных граждан. Уяснив традиционные способы правового регулирования статуса лиц не являющихся гражданами России, можно предполагать и прогнозировать те или иные изменения в законодательстве сегодня.

-  логичным является также определение основополагающих понятий, входящих в состав изучаемого круга общественных отношений, их толкование и содержание, а также по возможности выведение нового, более полного, и отражающего сущность понятия изучаемого правового явления.

-  охарактеризовав  общественные отношения в сфере  правового регулирования статуса  иностранных граждан, целесообразно  поставить задачу, относительно  комплексного исследования совокупности  прав и обязанностей иностранных  граждан, а также ответственности  за правонарушения. Однако наиболее  приемлемым представляется лишь  указать на некоторые права,  обязанности или особенности  ответственности, а другие раскрыть  более полно.

-  исходя из вышеизложенного, ставятся задачи подробного исследования теоретического и практического аспектов прав, обязанностей и ответственности иностранных граждан.

Объектом  исследования являются правовые отношения, возникающие в сфере управления, то есть в связи с организацией и функционированием системы  органов миграционного контроля, регулирования правового положения  иностранных граждан, установления и ограничения прав и обязанностей, а также иные правоотношения связанные  с нахождением иностранного гражданина на территории Российской Федерации.

Предмет, гораздо  уже по своему содержанию, нежели объект, и составляет лишь конкретное правовое явление, а именно правовой статус, как основополагающий критерий урегулирования взаимоотношения государства и  иностранного гражданина как личности с определенным объемом прав, обязанностей и ответственности.

Нельзя не обратить внимание и на используемую в работе литературу. К сожалению, данная группа общественных отношений весьма специфична, и, кроме того, ввиду произошедших радикальных изменений в действующем законодательстве, регулирующем правовое положение иностранных граждан на территории Российской Федерации, научных работ практически нет.

Особо следует  выделить исследование Т.Я. Хабриевой [88. C. 105-108] в области разработки правовой миграционной модели для России. Суть ее состоит в том, что предлагаемая модель содержит две главные стороны урегулирования миграционных процессов, которые в свою очередь делятся на международную миграцию и внутреннюю миграцию на территории Российской Федерации. Первая сторона правовой миграционной модели – формальная – представляет собой иерархическую совокупность различных правовых актов и содержащихся в них норм, относящихся к вопросам миграции. Вторая, содержательная сторона представляет саму концепцию правового регулирования миграции. Она раскрывает содержание тех норм и правовых институтов, которые используются в этих целях, их ориентирующее значение.

Таким образом, систематизация норм законодательства, регулирующих отношения между иностранными гражданами с одной стороны и  органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами, с другой стороны, в связи  с пребыванием и осуществлением иностранными гражданами на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской  и иной деятельности, необходима для  формирования оптимальной миграционной ситуации, параметры которой способствуют реализации интересов граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Для полного  и комплексного решения поставленных избираются следующие методы. Метод исторический и сравнительный, метод правового моделирования, общетеоретический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному, при характеристике прав и свобод иностранного гражданина, а также конкретно-социологический метод, позволяющий использовать информацию из иных источников.

Работа имеет  достаточно несложную структуру, и  ограничивается двумя главами. Данное построение исследования обусловливается  тем, что по своей сущности вопросы, касающиеся правового положения  иностранных граждан в России по большей части являются теоретическими. Первая глава представляет собой  комплексный анализ законодательства, регулирующего правовое положение  иностранных граждан, в его историческом развитии, содержательным корнем указанной  главы является определение дефиниций, используемых в работе. Вторая глава, являясь логичным продолжением предыдущей, содержит положения об основных правах, свободах и об обязанностях иностранных граждан, а также об особенностях меры ответственности за правонарушения в сфере миграционных правоотношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Правовое положение иностранных  граждан в России

1.1  Развитие законодательства  о правовом статусе иностранных  граждан в России

В различные  исторические эпохи проблема правового  статуса иностранного гражданина в  стране пребывания решалась по-разному.

В соответствии с древним обычаем на Руси иностранцам (иноземцам) запрещался свободный въезд  в Россию. Это было связано с  враждебностью, политической, культурной и религиозной исключительностью  и замкнутостью государства. Что  касается международных отношений, то они были неразвиты и не урегулированы. Позже, иностранцы стали допускаться  в Россию, но занимали в ней исключительное положение. На протяжении достаточно долгого  времени отношения с иностранцами ограничивались лишь рамками торговых, военных и политических контактов. Полноправие их было либо ограничено, либо они ставились в обособленное положение, либо им предоставлялись  исключительные льготы. Эти льготы, обусловленные влиянием тех или  иных особенностей государства в  силу исторических, географических, экономических, духовных условий жизни народа или  политических соображений, создавали  для иностранцев особое привилегированное  положение. Также следует отметить, что законодательной регламентации  прав, обязанностей и ответственности  иностранцев не было вплоть до середины XVII в., все вопросы, связанные с  иностранцами, определялись на основе обычаев и зачастую личного отношения  монарха к стране и правителю  того государства, откуда прибыли иноземцы.

К середине XVII в. в связи с увеличившимся  числом иностранцев в России возникла необходимость законодательно регулировать их права и обязанности. С этого  момента можно выделить и проследить шесть этапов нормативной регламентации  правового положения иностранцев.

Первый этап (середина XVII - начало XVIII в.) явился периодом зарождения правового регулирования вопросов пребывания иностранцев в России. Он берет свое начало с Новоторгового устава от 22 апреля 1667 г., который стал первой попыткой законодательной регламентации правового положения иностранцев в Российском государстве. Этот акт имел узкую направленность, регламентируя только вопросы въезда иностранных купцов, а также правила торговли и таможенных пошлин. Свободный въезд в Россию для иностранцев по-прежнему был запрещен.

Второй этап (1702 - 1762 гг.) стал началом формирования правового статуса иностранцев  в Российской империи и был  связан с реформами Петра I. Он не только открыл свободный доступ иностранцам  в Россию, но, стремясь к осуществлению  своих преобразовательных целей, особым Манифестом от 16 апреля 1702 г. организовал  вызов иностранцев в Россию с  обещанием им различных прав, привилегий и свободы вероисповедания. Вызов  этот обусловливался стремлением Петра I сделать Россию еще более могущественной, а народ образованным.

Данный Манифест имел важнейшее значение для России, но его главным недостатком была ограниченная сфера действия - въезд  в Россию разрешался только лицам  военного звания, художникам (разным мастерам) и купцам. Позднее был разрешен въезд и иностранцам-правоведам. Но уже к 20-м гг. XVIII в. пребывание иностранцев в России получило довольно «жесткую» законодательную регламентацию  посредством ряда указов Петра I, касающихся специально «иноземцев», что объясняется  отчасти как внутренним фактором (таможенной политикой и др.), так  и внешним (Северной войной).

Продолжателем Петра I в формировании и развитии правового статуса иностранцев  и законодательства о них была императрица Екатерина II.

4 декабря  1762 г. императрица издала Манифест  «О позволении иностранцам, кроме  жидов, выходить и селиться  в России и о свободном возвращении  в свое отечество Русских людей,  бежавших за границу», в котором  заявила, что благосклонно относится  к поселению в России иностранцев,  и «утверждает, что всем приходящим  к поселению в Россию будет  оказываема монаршая милость  и благоволение». 

Этим актом  Екатерина II решила вопрос о свободном  въезде иностранцев в Россию и  предоставила им значительные права  и льготы. Этот период (с 1762 г. и до конца XVIII в.) можно охарактеризовать как этап, связанный с наибольшим благоприятствованием в правовом положении  иностранцев в России. Первоначальная цель переселения иностранцев заключалась  не только в увеличении населения, но главным образом в том, чтобы  коренные обыватели могли заимствовать у них улучшенные способы обработки  земли, разведения скота и лучшие правила ведения хозяйства. Ради достижения этой цели правительство  пошло на большие жертвы: отводы колонистам обширных земельных наделов, ссуды деньгами и предоставление различных льгот. В результате иностранцы заселялись отдельными колониями, поддерживалась их обособленность в управлении своими делами, обучении.

Информация о работе Правовое положение иностранцев: сравнительный анализ