Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 10:00, контрольная работа
Группа народных депутатов обратились в Конституционный Суд с ходатайством о признании ч. 2 п. 2 названного постановления не соответствующей Конституции Российской Федерации по содержанию норм и по форме. В ходатайстве народных депутатов Российской Федерации отмечалось, что принятие на референдуме решений большинством голосов граждан, включенных в списки для участия в референдуме, согласно ч.4 ст. 35 Закона РСФСР «О референдуме РСФСР» требуется лишь по вопросам принятия, изменения и дополнения Конституции Российской Федерации, тогда как по иным вопросам согласно ч. 3 этой статьи решения считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан Российской Федерации, принявших участие в референдуме.
Какова разница между порядком избрания Государственной Думы и порядком формирования Совета Федерации, и чем обусловлена эта разница? Оцените аргументы заявителя.
Ответ: Состав палат как и принципы их комплектования различны. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, а Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (общее число членов Совета Федерации-164). При этом одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Государственная Дума избирается на конституционно установленный срок - пять лет, а Совет Федерации установленного срока своей легислатуры не имеет. Но как порядок формирования Совета Федерации, так и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.
Депутаты Государственной Думы избираются гражданами РФ на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Проведение выборов в сроки, установление Конституцией РФ и федеральным законом, является обязательным. Выборы назначает Президент РФ.
Федеральный закон «О порядке
формирования Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации» Согласно
Закону сначала член Совета Федерации
должен быть избран населением в законодательное
собрание субъекта РФ или в представительный
орган муниципального образования, а только
потом из числа избранных лиц губернатор
и законодательное собрание субъекта
РФ выбирают своих представителей в Совет
Федерации.
Задача 9.
При принятии Федерального закона, учреждающего должность Государственного Секретаря РФ (органа, осуществляющего регистрацию нормативных и ненормативных актов и обеспечивающего контроль за их законностью, в том числе судебное обжалование), возник спор между Государственной Думой и Советом Федерации. Предметом спора стала процедура назначения Государственного Секретаря РФ.
Государственная Дума утверждала, что деятельность Государственного Секретаря РФ не связана напрямую с вопросами федеративного устройства и не затрагивает напрямую права и интересы субъектов РФ. Поэтому наделять верхнюю палату правом назначения на новую должность нет никаких оснований.
Совет Федерации, возражая, указывал, что
правом назначения Государственного Секретаря
не должна обладать и Государственная
Дума, поскольку на её решения значительное
влияние оказывают политические партии,
тогда как в назначении Государственного
Секретаря (так же, как на назначение Генерального
прокурора РФ и судей Высших судов РФ)
не должны оказывать воздействие политические
мотивы.
Дайте оценку доводам
сторон. Какова цель
создания двух палат
парламента? Какие принципы
положены в основу разграничения
предметов ведения между
палатами Федерального
Собрания в Конституции
РФ?
Задача 10.
Фракция КПРФ в Государственной Думе
разработала и вынесла на рассмотрение
в порядке законодательной инициативы
альтернативный проект федерального бюджета.
В заключении по этому законопроекту,
данном Правовым управлением аппарата
Государственной Думы было указано, что
конституционных препятствий к рассмотрению
проекта бюджета нет. Статья 114 Конституции
РФ устанавливает обязанность Правительства
разработать проект бюджета и представить
его на рассмотрение Государственной
Думы. Порядок осуществления этих действий
регламентирован действующим законодательством,
в частности, Бюджетным кодексом РФ. Однако
нигде не содержится запрета на разработку
и внесение альтернативного проекта бюджета.
Конституция РФ не устанавливает исключительной
законодательной инициативы по данному
вопросу Правительства РФ. Заключение
Правительства, если строго следовать
формулировке статьи 104 (часть 3) Конституции
РФ, не требуется. Однако оно получено;
его отрицательный характер не препятствует
рассмотрению проекта.
В чем особенности стадии
законодательного процесса -
законодательной инициативы?
Каковы субъекты, условия
и порядок реализации
права законодательной
инициативы? Дайте оценку
заключения Правового
управления аппарата
Государственной Думы.
Ответ:
Конституция РФ характеризует Федеральное
Собрание как законодательный орган, в
соответствии с чем законотворчество
является основной функцией российского
парламента. Никто, кроме Федерального
Собрания, не имеет права издавать федеральные
законы, имеющие высшую юридическую силу
по отношению к другим нормативным актам
и прямое действие на всей территории
Российской Федерации. “Федеральные законы
принимаются Государственной Думой”,
— прямо устанавливается Конституцией
(ч. 1 ст. 105). Такой подход соответствует
мировой практике: в двухпалатных парламентах
основная законотворческая деятельность
возлагается на палату, образуемую путем
всеобщих прямых выборов. Классическое
понимание законотворчества и законодательного
процесса в парламенте демократического
правового государства базируется на
принципе верховенства высшего представительного
органа власти в законодательной деятельности.
Это соответствует разделению властей
как принципу и институционально-
В широком
смысле процесс принятия законов
в государстве не ограничивается
лишь рамками парламента. Его истоки
лежат в самом обществе, включаясь
в структуру иных процессов, прежде
всего социального и
Таким образом, в широком смысле законодательный процесс рассматривается именно как порядок деятельности Федерального Собрания по созданию законов — федеральных и федеральных конституционных законов. В более узком смысле, с точки зрения конституционного права, законодательный процесс можно представить как конституционно установленный ряд последовательно сменяющих друг друга этапов. Следуя логике парламентского права, законодательный процесс является строго регламентированной процедурой принятия закона, которая, в свою очередь, включает в себя ряд парламентских процедур, начиная от внесения законопроекта в парламент и кончая опубликованием принятого закона и его вступлением в силу.
Законодательный
процесс как любой юридический
процесс и как рассматриваемая
здесь процедура имеет свои стадии.
Парламентское право
Как правило, выделяются следующие общие стадии законодательного процесса:
внесение
законопроекта или
рассмотрение законопроекта в парламентских палатах и комитетах (комиссиях);
принятие закона;
промульгация (подписание закона главой государства);
опубликование закона.
Последняя из названных стадий иногда разделяется на две:
а) санкционирование (подписание) главой государства;
б) промульгацию
с официальным опубликованием.
К субъектам законодательного процесса относятся его участники; действия которых направлены на создание закона. В их число могут входить государственные органы, должностные лица, граждане, различные общественные политические силы: политические партии, общественные организации и т.д.
Необходимо различать понятия «субъект законотворчества» и «субъект законодательного процесса». Первое носит более широкий, общесоциальный характер; субъект законодательного процесса всегда участвует в законотворчестве. В то же время органы, организации, лица, занимающиеся, например, выявлением потребностей в принятии закона (одной из стадий законотворчества), не всегда могут быть сами участниками правоотношений, составляющих законодательный процесс.
Участие в законодательном процессе его субъектов основано на их правах или обязанностях.
Соответствующим правом, закрепленным в законодательных актах, например, руководствуются все субъекты права законодательной инициативы, т.е. участники законодательного процесса, обладающие правом возбуждать перед законодательным органом вопрос об издании нового закона. Субъективное право инициатора состоит в том, что он свободен в выборе времени для реализации своей инициативы. Он может воспользоваться предоставленным ему правом, но может и воздержаться от этого. Только наличие объективного интереса в решении какой-либо социальной задачи юридическими средствами, в сочетании с субъективным интересом инициатора к этому предмету, формируют решение субъекта права законодательной инициативы использовать это право.
Все субъекты могут быть разделены на следующие группы:
1) в
обязательном порядке
2) участвующие
в законодательном процессе в
силу специфики конкретного
К первой группе относятся те, чье участие в законодательном процессе обусловлено их компетенцией, ролью, которую они играют в жизни государства: Парламент (его депутаты), палаты, комитеты, комиссии, глава государства, а также иные органы, непосредственно связанные с движением закона от реализации права законодательной инициативы до опубликования.
Указанные лица и органы всегда участвуют в законодательном процессе, поскольку это связано с их обязанностями. Исполнение возложенных обязанностей не исключает того, что в этом же процессе они могут реализовать предоставленные им права. Например, депутат Государственной Думы в России после осуществления права законодательной инициативы принимает участие в работе комитета и участвует в голосовании.
Вторую группу составляют те, чье участие в создании закона связано со спецификой конкретного законодательного процесса. Последняя может быть вызвана видом нормативного акта (конституция, поправки к ней), важностью общественных отношений, подлежащих регулированию (например, расходование федерального бюджета), процедурой принятия закона (референдум), особенностями сферы деятельности государства и общества (реализация законодательной инициативы высшими судебными органами по вопросам их ведения).
Все субъекты законодательного процесса:
1) участвуют в этом процессе в силу своих полномочий (прав и/или обязанностей), установленных, как правило, конституциями и принятыми в соответствии с ней иными законами;
2) совершают
в рамках законодательного
3) действуют
в рамках нормативно
4) действуют с целью создания закона.
Значение законодательного процесса в первую очередь связано с его ролью в механизме законотворчества.