Основы конституционного строя РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 10:00, контрольная работа

Описание работы

Группа народных депутатов обратились в Конституционный Суд с ходатайством о признании ч. 2 п. 2 названного постановления не соответствующей Конституции Российской Федерации по содержанию норм и по форме. В ходатайстве народных депутатов Российской Федерации отмечалось, что принятие на референдуме решений большинством голосов граждан, включенных в списки для участия в референдуме, согласно ч.4 ст. 35 Закона РСФСР «О референдуме РСФСР» требуется лишь по вопросам принятия, изменения и дополнения Конституции Российской Федерации, тогда как по иным вопросам согласно ч. 3 этой статьи решения считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан Российской Федерации, принявших участие в референдуме.

Работа содержит 1 файл

задачи конституционное право.doc

— 249.00 Кб (Скачать)

В свою очередь СССР является правопреемником Российской Республики, провозглашенной Актом Временного правительства 1 сентября 1917 г. и просуществовавшей до 25 октября 1917 г. И, наконец, Российская Республика явилась правопреемницей Российской Империи, признано это было не одним общим актом, а серией международных документов по отдельным вопросам, а именно: Раппальским договором между РСФСР и Германией 1922 г.; англорусским торговым договором этого же года; русско-французским договором 1924 г.; Заявлением советской делегации о признании долгов царского и Временного правительства при условии признания Советского государства де-юре, сделанным на Генуэзской конференции 1922 г.; договором между РСФСР и США 1923 г. Кроме того, Советский Союз признавался правопреемником Российской Республики и Российской Империи не самим СССР, а другими государствами, которые так или иначе были связаны различными обязательствами Российской Империи. При этом в договорах Советский Союз признавался ими не правопреемником, а просто государством, находящимся в пределах территориальных границ бывшей Российской Империи.

 Таким образом, вопросы правопреемства всегда решались с каждым государством самостоятельно, путем заключения двусторонних международных договоров по конкретным вопросам, и ни в одном внутреннем российском законодательном акте не указывал ось напрямую о правопреемстве Союза ССР в отношении Российской Республики или Российской Империи. Иными словами, у законодателя пока нет при обсуждении и принятии конкретных нормативных правовых актов, а у правоприминителя - при реализации соответствующих нормативных правовых актов никакого единого, общего, принципиального основания для решения вопросов правопреемства автоматически. В каждом отдельном случае вопрос о правопреемстве решается отдельно. При этом следует отметить, что не всегда государственное решение выступить правопреемником по отдельным вопросам можно считать обоснованным и законным. Например, факт выплаты Российской Федерацией в 1996 г. 400 млн. долларов так называемых «царских долгов» Франции является скорее не правилом, а исключением. 

  Задача 8.

  Постановлением  Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968г. №2534-УП был регламентирован  порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан. Указанное постановление Президиума Верховного Совета СССР в настоящее время не отменено, предмет его регулирования лишь частично урегулирован действующими законодательными актами Российской Федерации. Гражданин Н. С Шулер обратился в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение его конституционных прав и свобод некоторыми нормами указанного постановления. А Конституционный Суд РФ отказал в приеме жалобы, сославшись на то, что Конституционный Суд РФ по жалобам граждан рассматривает конституционность только тех законов, которые применены или подлежат применению в конкретном деле. 

  Какое место в системе  правовых актов СССР и РФ занимает постановление  Президиума Верховного Совета СССР, и каким  образом можно  обжаловать содержание его норм в рамках современной судебной системы Российской Федерации? 

  Является  ли Российская Федерация  правопреемницей  правовых актов СССР? Каково действие нормативных  актов СССР и РСФСР  в современной  России? Если указанное  постановление Президиума Верховного Совета СССР будет признано не соответствующим Конституции РФ, то каким актом оно может быть отменено или изменено? Требуется (достаточно) принятия постановления Правительства РФ, Указа Президента РФ или Федерального закона? 

  Ответ: Верховный Совет СССР, высший орган государственной власти СССР и единственный законодательный орган СССР. В С СССР  пользуется исключительным правом издания законов СССР. Законодательная деятельность ВС СССР осуществляет в двух формах: непосредственно путём принятия законов и путём утверждения изданных в период между сессиями указов Президиума ВС СССР, вносящих изменение в законодательство.  Закон РСФСР от 24 октября 1990 г. "О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР"   в ст. 4. устанавливает, что акты органов СССР, изданные до принятия настоящего Закона, действуют на территории РСФСР, если они не приостановлены Верховным Советом РСФСР или Советом Министров РСФСР. Современная Российская Федерация признает действующими НПА СССР, это подтверждает п.2 раздела 2 Конституции РФ, если они ей не противоречат .

Случаи  признания нормативных актов  не соответствующим Конституции  определены ФКЗ от 21.07.94 № 1 – ФКЗ  «О Конституционном Суде РФ».  Согласно ст.79 этого закона нормативные акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Согласно  ст.80 этого же закона в случае, если решением Конституционного Суда Российской Федерации нормативный акт признан  не соответствующим Конституции  Российской Федерации полностью  или частично либо из решения Конституционного Суда Российской Федерации вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании: 1) Правительство Российской Федерации не позднее трех месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации вносит в Государственную Думу проект нового федерального конституционного закона, федерального закона или ряд взаимосвязанных проектов законов либо законопроект о внесении изменений и (или) дополнений в закон, признанный неконституционным в отдельной его части. Указанные законопроекты рассматриваются Государственной Думой во внеочередном порядке; 2) Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации отменяют нормативный акт соответственно Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, принимают новый нормативный акт либо вносят изменения и (или) дополнения в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части; 3) законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение шести месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации вносит необходимые изменения в конституцию (устав) субъекта Российской Федерации, отменяет признанный неконституционным закон субъекта Российской Федерации, принимает новый закон субъекта Российской Федерации или ряд взаимосвязанных законов либо вносит изменения и (или) дополнения в закон субъекта Российской Федерации, признанный неконституционным в отдельной его части. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вносит соответствующий законопроект в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации. Если по истечении шести месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации не будут приняты предусмотренные настоящим пунктом меры в связи с решением Конституционного Суда Российской Федерации, применяется механизм ответственности, предусмотренный федеральным законодательством. 

  Задача 9.

  В ноябре 1997г. Министерство имущества  Российской Федерации потребовало  от Профсоюза работников народного  образования возвратить числящийся на его балансе стадион «Двигатель»  в г. Самаре, поскольку имущество профсоюзных организаций являлось по Конституции СССР социалистической собственностью, а значит, в настоящее время оно является государственной собственностью.

Возражая  на это требование, профсоюзная организация  заявила, что имущество профсоюзов являлось не государственной, а общественной собственностью в СССР, следовательно, теперь оно должно считаться собственностью соответствующих юридических лиц, т.е. частной собственностью. Кроме того, в условиях субъектов Российской Федерации неясно, кому следует передать стадион – Самарской области или Российской Федерации.

Спор  был передан на рассмотрение областного суда. 

Какие формы собственности  признавались в соответствии с Конституцией СССР 1977 г.?

Каким образом происходило  оформление собственности  в 1990 г.?

Какое решение должен вынести  суд? 

Ответ: В соответствии с Конституцией СССР 1977 года признавались только две формы собственности: государственная и коллективная.

В 90-х  была широко проведена кампания по приватизации, которая по сути ничего не изменила в материальном состоянии подавляющего большинства граждан, хотя ставила своей целью формирование среднего класса.  Граждане, получив на руки «ваучер», либо вложили его в предприятие и потеряли планируемый доход вместе с гибелью самого предприятия, либо продали за бесценок свой «ваучер» перекупщику, который затем и использовал его в своих инвестиционных целях.

Правопреемником  советских профсоюзов с 90-х годов  становится Федерация Независимых  профсоюзов. По мнению председателя ФНПР М. Шмакова, профсоюзные менеджеры – достаточно опытные и квалифицированные специалисты для того, чтобы грамотно распоряжаться профсоюзной собственностью и сделать так, чтобы она приносила доход. Он подчеркнул, что экономическую деятельность профсоюзов могут стимулировать только эффективные меры государства по управлению любыми объектами подобного рода.

 Переход  спортивных объектов (созданных  в советское время на средства  народа) в частную собственность  в наши дни,  порождает много  вопросов и подтверждает правоту  Министерства имущества Российской Федерации. 

  Задача 10. 

Гражданин М.А. Седюкин, служащий административного  комитета Администрации Губернатора  Санк-Петербурга, обратился в Смольнинский федеральный районный суд с требованием  о предоставление ему ежегодного отпуска в июне месяце в связи с обучением на вечернем отделении факультета менеджмента СПбГУ, ссылаясь на следующие обстоятельства. Постановлением Совета Министров СССР от 24 декабря 1982 г. №1116 было утверждено положение о льготах для рабочих и служащих, совмещающих работу с обучением в учебных заведениях. В частности, указанным положением было предусмотрено, что при предоставлении ежегодных отпусков рабочим и служащим, обучающимся в учебных заведениях без отрыва от производства, администрация предприятий, учреждений, организаций обязана приурочивать, по их желанию, эти отпуска ко времени проведения установочных занятий, выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов в учебном заведении.  

      Однако на требование Седюкина о предоставлении отпуска отдел кадров Административного комитета ответил ему отказом. Представитель ответчика в суде пояснил, что согласно ст.5 Трудового кодекса РФ источниками трудового права могут быть постановления Правительства РФ и нормативные акты иных федеральных органов исполнительной власти. Постановление Совета Министров СССР к таковы не относится, поскольку Правительство СССР не являлось органом исполнительной власти, а было лишь исполнительным и распорядительным органом при Совете Народных Депутатов СССР. Следовательно, данная льгота не может считаться установленной в надлежащей форме. Вопрос : Признавался ли в Конституции СССР принцип разделения властей?

    Ответ: В конституции СССР ст. 3 посвящалась демократическому централизму как принципу организации и деятельности государства. Впервые в России принцип разделения властей был провозглашен в декларации «О государственном суверенитете РСФСР» В апреле 1992 г. Этот принцип был внесен в Конституцию РФ (ст.2). В Конституции РФ 1993 г. Ст. 10. 

        Опишите систему органов государственной власти в СССР.

        Каким статусом  обладает Совет  Министров СССР  – Правительство  СССР?

        Как следует решить  данное дело  в  настоящее время? 

  Ответ: Верховный Совет СССР, высший орган государственной власти СССР и единственный законодательный орган СССР. Осуществляет все принадлежащие Союзу ССР права, поскольку они не входят, в силу Конституции СССР, в компетенцию подотчётных ВС СССР органов — Президиума ВС СССР, Совета Министров СССР, министерств, государственных комитетов Совета Министров СССР. Верховный Совет принимает решения по важнейшим вопросам государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, определяет основные направления внешней политики, осуществляет высший контроль за деятельностью государственного аппарата. Конституция СССР относит к ведению ВС СССР принятие в состав СССР новых республик, утверждение изменений границ между союзными республиками, утверждение образования новых автономных республик и автономных областей в составе союзных республик.  ВС СССР состоит из двух палат — Совета Союза и Совета Национальностей. В Совете Союза представлены общие интересы всех трудящихся СССР, независимо от их национальности; в Совете Национальностей — особые, специфические интересы народов СССР, связанные с их национальными особенностями. 

Совет  Министров  СССР  -  Правительство СССР является  высшим  исполнительным   и   распорядительным   органом государственной власти СССР. Он образуется  Верховным Советом СССР  на  совместном  заседании Совета  Союза и Совета Национальностей в составе Председателя  Совета Министров СССР, первых заместителей и заместителей Председателя,  министров СССР, председателей государственных комитетов СССР.      В состав   Совета   Министров   СССР   входят  по  должности председатели Советов Министров союзных республик.      По представлению   Председателя   Совета   Министров    СССР Верховный Совет СССР может включить в состав Правительства СССР руководителей других органов и организаций СССР.      Совет Министров СССР ответствен перед Верховным Советом  СССР  и  ему  подотчетен,  а  в  период  между  сессиями Верховного  Совета  СССР  —  перед  Президиумом Верховного Совета СССР, которому подотчетен.  Совет Министров СССР регулярно отчитывается о  своей  работе перед Верховным Советом СССР. Совет  Министров  СССР  правомочен  решать  все вопросы государственного управления,  отнесенные к ведению  Союза ССР, поскольку они не входят, согласно Конституции, в компетенцию Верховного Совета СССР и Президиума Верховного Совета СССР.      В пределах своих полномочий Совет Министров СССР:     1) обеспечивает   руководство    народным    хозяйством    и социально-культурным строительством; разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению роста благосостояния и  культуры  народа,  по развитию  науки  и техники,  рациональному использованию и охране природных ресурсов,  по укреплению денежной и кредитной  системы, проведению   единой   политики  цен,  оплаты  труда,  социального обеспечения,  организации государственного страхования  и  единой системы учета и статистики;  организует управление промышленными, строительными,     сельскохозяйственными     предприятиями      и объединениями, предприятиями транспорта и связи, банками, а также иными организациями и учреждениями союзного подчинения;      2) разрабатывает и вносит в Верховный Совет СССР  текущие и перспективные государственные планы экономического и социального  развития СССР,  государственный бюджет СССР;  принимает  меры  по осуществлению  государственных  планов  и  бюджета;  представляет Верховному Совету СССР отчеты о выполнении  планов  и  исполнении    бюджета;      3) осуществляет меры по защите интересов государства, охране социалистической  собственности  и  общественного   порядка,   по обеспечению и защите прав и свобод граждан;      4) принимает    меры    по    обеспечению    государственной безопасности;      5) осуществляет общее руководство строительством Вооруженных Сил  СССР,  определяет ежегодные контингенты граждан,  подлежащих призыву на действительную военную службу;      6) осуществляет общее  руководство  в  области  отношений  с иностранными  государствами,  внешней  торговли,  экономического, научно-технического   и   культурного   сотрудничества   СССР   с зарубежными  странами;  принимает  меры  к обеспечению выполнения международных   договоров   СССР;   утверждает   и    денонсирует межправительственные международные договоры;     7) образует   в   случае   необходимости комитеты,  главные управления и другие ведомства при Совете Министров СССР по  делам хозяйственного, социально-культурного и оборонного строительства.

Информация о работе Основы конституционного строя РФ