Основы конституционного строя РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 10:00, контрольная работа

Описание работы

Группа народных депутатов обратились в Конституционный Суд с ходатайством о признании ч. 2 п. 2 названного постановления не соответствующей Конституции Российской Федерации по содержанию норм и по форме. В ходатайстве народных депутатов Российской Федерации отмечалось, что принятие на референдуме решений большинством голосов граждан, включенных в списки для участия в референдуме, согласно ч.4 ст. 35 Закона РСФСР «О референдуме РСФСР» требуется лишь по вопросам принятия, изменения и дополнения Конституции Российской Федерации, тогда как по иным вопросам согласно ч. 3 этой статьи решения считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан Российской Федерации, принявших участие в референдуме.

Работа содержит 1 файл

задачи конституционное право.doc

— 249.00 Кб (Скачать)

Возможна  ли передача субъектам  РФ полномочий , закрепленных Конституцией РФ за федеральными органами власти?

Доводы  какой стороны  представляются Вам  более весомыми и  почему? 

Ответ: «Президент Российской Федерации осуществляет помилование» Конституция России

Помилование закреплено в Конституции Российской Федерации, Уголовном кодексе Российской Федерации, Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации. В статье 50 (часть 3) Конституции записано: «Каждый осужденный за преступление имеет право  просить о помиловании или смягчении наказания». Статья 71 Конституции устанавливает, что помилование находится в ведении Российской Федерации. Другими словами, вопросы помилования может решать только высшая федеральная власть, то есть – Президент.

Уголовный кодекс уточняет конституционные нормы  в отношении помилования. В статье 85 Кодекса сказано, что помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость. Статья 113 Уголовно-исполнительного кодекса устанавливает меры поощрения, применяемые к осужденным к лишению свободы. В качестве одной из таких мер выступает ходатайство о помиловании. Оно может быть возбуждено в отношении положительно характеризующихся осужденных.

В вопросе  о помиловании осужденных Президент  обладает исключительным конституционным  полномочием. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» от 28 декабря 2001 года № 1500 помилование применяется: в отношении лиц, осужденных судами в Российской Федерации к наказаниям, предусмотренным уголовным законом, и отбывающих наказание на территории Российской Федерации; в отношении лиц, осужденных судами иностранного государства, отбывающих наказание на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации; в отношении лиц, отбывших назначенное судами наказание и имеющих неснятую судимость.

Помилование, как правило, не применяется к  осужденным, совершившим умышленное преступление в период назначенного судами испытательного срока условного осуждения; злостно нарушающим установленный порядок отбывания наказания; ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно; ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии; ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования; которым ранее производилась замена назначенного судами наказания более мягким наказанием.

Инструктивно-методическим обеспечением деятельности комиссий по вопросам помилования в субъектах  Федерации занимается Управление Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан. Оно же готовит проекты решений Президента. 
 

Задача 7. 

        Постановлением главы администрации области был утвержден Перечень основных лекарственных средств, отпускаемых больным на льготных условиях при амбулаторном лечении. В одном из пунктов того же постановления было предусмотрено, что Перечень лекарств, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно или на льготных условиях, ежегодно утверждается главой администрации края.

        Прокурор обратился в суд с заявлением о признании недействительными указанных нормативных актов, сославшись на то, что Перечень лекарственных средств, утвержденный постановлением главы администрации края, и порядок его утверждения ущемляют права групп населения в части предоставления им бесплатно или на льготных условиях всех лекарственных средств. Реализация права на льготное приобретение лекарств ставится в зависимость не от наличия у гражданина заболевания, относящегося к определенной группе и категории, а от вида назначенного ему лекарственного средства, а следовательно противоречит федеральному законодательству.

       Представитель администрации возражал против заявления прокурора и пояснил, что Перечень не отменяет льготы, предусмотренные законом, а только определяет их минимальный уровень, эта мера  вынужденная и связана с дефицитом денежных средств. Кроме того, он ссылался на п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, согласно которому вопросы координации здравоохранения, социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Таким образом, субъект РФ вправе регулировать указанные вопросы самостоятельно. 

Каков механизм реализации полномочий РФ и субъектов  по вопросам совместного  ведения?

  Какое решение  должен принять суд? 

Ответ: Основные лекарственные средства - это лекарственные средства, предназначенные для удовлетворения первоочередных потребностей определенной группы населения в области здравоохранения. Эти лекарственные средства отбираются на основе на фактических данных, надлежащим образом учитывая их значимость для общественного здравоохранения, качество, безопасность, действенность и относительную эффективность с точки зрения затрат.  Судебная коллегия по гражданским делам краевого суда заявление прокурора края удовлетворила. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда  РФ  20 января  1998  г.  решение  суда оставила без изменения по следующим основаниям.  В соответствии  с п.  "ж" ч.  1 ст.  72 Конституции Российской

Федерации вопросы координации здравоохранения,  социальной  защиты, включая социальное  обеспечение,  находятся  в  совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В силу  ст.  76  Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской  Федерации  и  субъектов  Российской

Федерации  издаются федеральные законы и принимаемые  в соответствии с  ними  законы  и  иные  нормативные  акты  субъектов   Российской Федерации.  Законы  и  иные  нормативные  правовые  акты  субъектов Российской Федерации не могут  противоречить  федеральным  законам, принятым в соответствии с частями первой и второй названной статьи. В случае противоречия  между  федеральным  законом  и  иным  актом,

изданным  в Российской Федерации, действует  федеральный закон.

   Согласно п.  15 ч.  1 ст.  5 Основ законодательства Российской Федерации от 22 июля 1993 г. "Об охране здоровья граждан" к ведению Российской Федерации в вопросах охраны здоровья  граждан  относится установление   льгот   отдельным   группам  населения в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении.

     Постановлением Правительства   Российской  Федерации от 30 июля 1994  г.  "О   государственной   поддержке   развития   медицинской промышленности  и  улучшении  обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями  медицинского назначения"   утверждены   Перечни   групп  населения  и  категории заболеваний,  при  амбулаторном   лечении   которых   лекарственные

средства  и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой со свободных цен.

   Поскольку названными   постановлениями   главы   администрации

края  ограничены  права  групп  населения   в   части предоставления  им  бесплатно или с 50-процентной  скидкой всех лекарственных  средств,   суд   обоснованно,   в   соответствии   с федеральным  законодательством,  принятым  в  пределах компетенции,

признал  в  этой  части  постановления  главы  администрации   края недействительными.

     Ссылка в жалобе на то,  что  в  бюджете  края  имеется   дефицит денежных  средств,  не  может  служить  основанием к отмене решения суда,  поскольку,  как  установлено  судом,   оспариваемые   пункты постановлений главы администрации ущемляют права льготных категорий граждан   на   отпуск   лекарственных   средств,    предусмотренных

федеральным законодательством.

     Несостоятельна также ссылка  в  жалобе  на  приказ  начальника управления  здравоохранения  края  от 14 марта 1997 г.,  так как он носит разрешительный характер отпуска лекарств по усмотрению  врача лечебно-профилактического  учреждения.  При этом необходимо иметь в виду,  что приказ по управлению здравоохранения не  может  отменить или расширить Перечень лекарственных средств,  назначаемых больным,

утвержденный  постановлением главы администрации  края. При таких   обстоятельствах   решение   судебной  коллегии  по гражданским  делам  краевого   суда   оставлено   без

изменения,  кассационная  жалоба  администрации  края - без удовлетворения. 

Задача 8. 

       Конституция Республики Коми установила, что Глава Республики обеспечивает права и свободы граждан Республики Коми, безопасность и территориальную целостность республики. На основании этой нормы Указом Главы Республики Коми от 19 апреля 1999 года был образован Государственный комитет по безопасности Республики Коми и утверждено Положение о нем.

        Прокурор Республики Коми и гражданин  В.П. Торлопов обратились в Верховный Суд Республики Коми с заявлениями о признании указанных норм противоречащими федеральному законодательству и недействующими применению. Заявители полагают, что Указ Главы Республики Коми и утвержденное им Положение неправомерно регулируют вопросы безопасности, находящиеся в исключительном ведении Российской Федерации, а также нарушают права и свободы граждан. В обоснование своих требований они указывают на то, что Конституция Российской Федерации и Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 года "О безопасности" вопросы государственной безопасности относят к исключительному ведению Российской Федерации и ее федеральных органов обеспечения безопасности, контроль за деятельностью которых может осуществлять только прокуратура. По мнению заявителей, создание органов государственной безопасности субъектов Российской Федерации с наделением их властными полномочиями по отношению к федеральным структурам власти незаконно.  

Какое решение должен принять  суд? 

Задача 9.

         Законодательным Собранием Санкт-Петербурга было принято постановление "Об упорядочении реализации спиртных напитков на территории Санкт-Петербурга". Указанным постановлением регулировались ставка одного из налогов, право определения, которой федеральным законодательством предоставлено субъекту РФ. Ставка была установлена 30-кратном размере на спиртоводочную продукцию, производимую вне территории города и ввозимую из-за её пределов. Было также установлено, что спиртосодержащая продукция не может продаваться на расстоянии менее 80 метров от образовательных учреждений.  

    Перечислите принципы экономической системы РФ. Каковы полномочия субъектов РФ в данной области? Соответствует ли указанное постановление Конституции РФ и Уставу Санкт-Петербурга?

Изменится ли решение задачи, если ставка налога различается в  зависимости от места  реализации продукции (а) на территории того же субъекта РФ, где она производится, или в другом регионе и (б) на отдельных территориях в пределах субъекта РФ, в так называемых “свободных экономических зонах” субъекта РФ? 

Ответ: Во исполнение Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции", -

1. Реализацию  отечественной и импортной алкогольной  продукции на территории области  осуществлять организациям оптом  и в розницу, индивидуальным предпринимателям в розницу при наличии лицензий, выдаваемых на основании решений соответствующих органов местного самоуправления.

Организациям  и индивидуальным предпринимателям осуществлять реализацию алкогольной  продукции исключительно в местах, определяемых органами местного самоуправления.

Запретить оптовую и розничную реализацию алкогольной продукции:

в детских, учебных, культовых и лечебно-профилактических учреждениях и на прилегающих  к ним территориях;

с объемным содержанием этилового спирта более  двенадцати процентов в неспециализированных организациях в местах массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности (вокзалы, аэропорт, объекты военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, а также с рук, лотков и автомашин, в необорудованных торговых палатках, павильонах и в других неприспособленных для продажи этой продукции помещениях, в научных и производственных организациях и на прилегающих к ним территориях;

лицам, не достигшим 18 лет;

без сертификата  соответствия.

Границы прилегающих территорий определяют органы местного самоуправления с учетом требований соответствующих служб (органов внутренних дел, центров санэпиднадзора и др.).

2. Запретить  на территории области розничную  реализацию этилового спирта.

3. Доля  импортируемой алкогольной продукции в годовом объеме алкогольной продукции, реализуемой на территории области в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации, не должна превышать двадцати процентов. При этом доля натуральных вин и иных алкогольных напитков с объемным содержанием этилового спирта не более двадцати процентов должна составлять не менее восьмидесяти процентов от годового объема импортируемой алкогольной продукции.

Информация о работе Основы конституционного строя РФ