Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 10:00, контрольная работа
Группа народных депутатов обратились в Конституционный Суд с ходатайством о признании ч. 2 п. 2 названного постановления не соответствующей Конституции Российской Федерации по содержанию норм и по форме. В ходатайстве народных депутатов Российской Федерации отмечалось, что принятие на референдуме решений большинством голосов граждан, включенных в списки для участия в референдуме, согласно ч.4 ст. 35 Закона РСФСР «О референдуме РСФСР» требуется лишь по вопросам принятия, изменения и дополнения Конституции Российской Федерации, тогда как по иным вопросам согласно ч. 3 этой статьи решения считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан Российской Федерации, принявших участие в референдуме.
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ
И ПРАВА (ФИЛИАЛ)
АКАДЕМИИ
ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ
ОТНОШЕНИИ
КАФЕДРА «Гражданского права, теории права и специальных
юридических дисциплин»
по дисциплине: «Конституционное право»
Выполнила:
студент группы 2-ЮС
Шадевская Н.В.
Проверила:
Тема 3.
ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО
СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Задача 1.
29 марта 1993 г. Девятый (внеочередной)
Съезд народных депутатов
которым
в целях преодоления
Частью 2 п. 2 постановления Съезда установлено, что решение по всем вынесенным на референдум вопросам считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан, имеющих право быть включенными в списки для голосования.
Группа
народных депутатов обратились в
Конституционный Суд с
Правы
ли авторы ходатайства?
Аргументируйте свой
ответ.
Ответ: В ст.5 Конституции РСФСР 1978 г.
говорилось: «Наиболее важные государственные
вопросы выносятся на всенародное обсуждение,
а также на всенародное голосование (референдум)».
Исходя из важности выносимых на Референдум
вопросов, по первому и второму вопросам
требовалось бы получить большинство
голосов от числа граждан, принявших участие
в Референдуме, а по третьему и четвертому
– от числа граждан, включенных в списки
для голосования. Таким образом, ходатайствующие
депутаты правы лишь частично, в отношении
первого и второго вопросов.
Задача 2.
Президент РФ обратился с запросом в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности нормативных положений, содержащихся в ст.3, 5-10 и 18 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации».
Положения,
содержащиеся в ст.3, 5 и 6 о том, что
все перемещенные в результате Второй
мировой войны и находящиеся
на территории РФ культурные ценности,
являвшиеся собственностью бывших неприятельских
государств, собственностью заинтересованных
государств, а также культурные ценности,
государственная принадлежность которых
не установлена (бесхозяйные вещи), являются,
за исключениями, предусмотренными ст.
7 и 8 данного Закона, достоянием Российской
Федерации и федеральной собственностью
независимо от того, в чьем фактическом
владении они находятся, а также от обстоятельств
возникновения такого фактического владения.
Каким
должно быть решение
Конституционного Суда
РФ по данному запросу?
Ответ:
Указанные положения по запросу Президента
России Б. Ельцина Конституционный суд
проверил на предмет его соответствия
Конституции Российской Федерации. Результатом
проверки стало постановление Конституционного
суда. В этом постановлении Конституционный
Суд указал на ряд несоответствий Федерального
закона от 15 апреля 1998 г. Конституции Российской
Федерации, но важнейшее положение, содержащееся
в статьях 3, 5 и 6 Закона и объявляющее перемещенные
культурные ценности достоянием Российской
Федерации и федеральной собственностью,
было признано соответствующим Конституции
(п. 4 постановления). На основании постановления
Конституционного Суда был принят Федеральный
закон о внесении изменений и дополнений
в Закон от 15 апреля 1998 г., подписанный
Президентом В. Путиным 25 мая 2000 г.
Задача 3.
Управление Министерства юстиции РФ по Камчатской области и Корякскому автономному округу обратилось в суд с заявлением о ликвидации религиозной организации Духовного управления мусульман азиатской части России – «Религиозное объединение мусульман Камчатской области», согласившись на то, что при создании указанной организации были допущены грубые нарушения закона, носящие неустранимый характер. Так, в нарушение п.4 ст.8 и п.3 ст.9 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» в состав организации не входят три местные религиозные организации одного вероисповедания, а поэтому упомянутую организацию нельзя признать централизованной религиозной организацией. Кроме того, учредители данной организации не проживают в одной местности либо в одном городском или сельском поселении, как того требует п.3 ст.8 названного Федерального закона.
Поскольку указанная организация не является местной организацией, заявитель просил ликвидировать юридическое лицо – религиозную организацию Духовного управления мусульман азиатской части России – «Религиозное объединение мусульман Камчатской области» в соответствии с п. 2 ст. 69 ГКРФ.
Решением Камчатского областного суда от 24 декабря 2003 г. заявление оставлено без удовлетворения.
В
кассационной жалобе управления Минюста
России по Камчатской области и Корякскому
автономному округу ставился вопрос об
отмене решения как вынесенного с нарушением
норм материального права.
Каким
должно быть решение
судебной коллегии по
гражданским делам
Верховного Суда РФ?
Ответ:
Ликвидация религиозной организации никак
не повлияет на присутствие верующих-мусульман
в данном регионе, которые не занимаются
к тому же экстремистской деятельностью,
их деятельность не сопряжена с причинением
вреда здоровью граждан, с побуждением
к отказу от исполнения гражданских
обязанностей или к совершению противоправных
действий, но ими допущены нарушения требований
закона в части оформления религиозного
объединения. Решением судебной коллегии
по гражданским делам Верховного Суда
РФ нужно кассационную жалобу удовлетворить.
«Религиозному объединению мусульман
Камчатской области», после приведения
в соответствие с требованиями действующего
законодательства документов, перерегистрировать
юрлицо не как региональное религиозное
объединение, а как более мелкое – религиозную
организацию, исходя из статьи 28 Конституции
РФ во взаимосвязи с ее статьями 13 (ч.4),
14, 19 (ч. 1 и 2) и 30 (ч.1).
Задача 4.
Гражданка
Иванова Н. направила в Государственную
Думу проект Федерального закона «О петициях
граждан Российской Федерации».
Какое
решение должно быть
принято Советом
Государственной
Думы?
Ответ: Согласно ч.1 ст. 104 Конституции РФ правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Арбитражный Суд РФ и др. (всего почти 700 субъектов этого права).
Тем
не менее, гипотетически, гр.Иванова будучи
членом какой-либо общественной организации,
входящей в общественное объединение,
представленное в Государственной Думе,
все же имеет шанс направить свой законопроект
(если общественное объединение будет
в нем заинтересовано).
Задача 5.
Инициативная
группа граждан Российской Федерации
приняла решение о проведение съезда по
созданию новой политической партии, которая
будет действовать в Сибири и Дальнем
Востоке под наименованием «Либерально-демократическая
партия Сибири и Дальнего Востока России».
Правомерны
ли действия инициативной
группы?
Ответ:
Из ст. 30 Конституции РФ в ее взаимодействии
со ст.1, 13, 15 (ч. 4), 17 и 32, а также ст.11 Европейской
конвенции о защите прав человека и основных
свобод следует, что в РФ свобода объединений
в политические партии является неотъемлемой
частью свободы объединений и свобода
создавать политические партии и участвовать
в них гарантируется. Только политическая
партия обладает правом выдвигать списки
кандидатов в депутаты и на иные выборные
должности в органах государственной
власти.
Задача 6.
В Республике Ингушетия Указом Президента РИ назначили референдум с вопросом «Поддерживаете ли вы принятие Закона Республики Ингушетия «О правоохранительной системе Республики Ингушетия»?»
ЦОК
РФ и заместитель Генерального прокурора
РФ обратились в Верховный Суд РФ с
заявлением о признании названного Указа
противоречащим закону.
Каким
должно быть решение
суда?
Ответ:
Верховный Суд РФ признает названный Указ
противоречащим закону, т.к. все суды в
РФ образуют единую систему с присущей
им иерархией (Верховный Суд РФ стоит во
главе судов общей юрисдикции, Высший
Арбитражный Суд – во главе арбитражных
судов и т.д.); по ФЗ РФ «О статусе судей
в РФ» судьи указанных судов назначаются
Президентом РФ с учетом мнения законодательного
(представительного) органа соответствующего
субъекта РФ; общефедеральным органом
выступает Конституционный суд РФ; на
строго централизованных началах действует
прокуратура РФ (нижестоящие прокуроры
подчинены вышестоящим и Генеральному
прокурору);
ФЗ РФ «О прокуратуре РФ» определяет полномочия,
организацию и порядок деятельности прокуратуры,
включая и следственные органы.
Задача 7.
Во
время проведения выставки коллекций
Государственного Эрмитажа в соборе
Дома инвалидов в Париже в парижский
суд обратились ассоциация держателей
царских займов и займов советского правительства
с требованием наложить арест на произведения,
представленные на выставке, в обеспечении
иска к Российской Федерации как правопреемнице
Российской Империи и СССР. Одновременно
было подано требование об аресте другой
выставки, проходившей в то же самое время
в Париже – выставки коллекций Санкт-Петербургского
Музея истории города, для обеспечения
требований к Санкт-Петербургу о погашении
обязательств взятых на себя городом в
1906-1908 г.г.
Является ли Россия правопреемницей Российской Империи и СССР, а Санкт-Петербург, субъект Российской Федерации, правопреемником губернского города Санкт-Петербурга7
Какими
правовыми актами
это регулируется?
Ответ:
Российская Федерация является, наряду
с другими бывшими республиками, правопреемником
СССР, 4 декабря 1991 г. 9 республик СССР
подписали Договор о правопреемстве в
отношении внешнего государственного
долга и активов Союза ССР, в котором СССР
объявляется государством-предшественником,
а все союзные республики, включая РСФСР
— государствами-