Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 10:40, дипломная работа
Забота о детях, создание максимально благоприятных условий для всестороннего, гармоничного развития каждого ребенка должна быть поставлена в нашей стране в ряд самых первостепенных общегосударственных задач.
Принимая меры для обеспечения нормальных и здоровых условий воспитания детей в семье и оказывая всестороннюю помощь семье в воспитании детей, общество вправе и строго спросить с родителей, уклоняющихся от этой функции, или исполняющих ее недобросовестно.
Обоснованным решение признается тогда, когда имеющие значение для данного дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов. В соответствии с требованием принципа непосредственности суд обязан непосредственно исследовать доказательства и вправе положить их в основу решения лишь при условии, что они были им исследованы в стадии судебного разбирательства при рассмотрении дела по существу.
В судебной практике, однако, встречаются случаи невыполнения требования закона о содержании решений, в том числе и по делам исследуемой категории. Недостаточно полно мотивируются выводы об обстоятельствах дела, схематично излагаются исследованные в ходе судебного заседания доказательства, отсутствуют данные о втором родителе, а также о том, кому передаются дети на воспитание.
В резолютивной части судебных решений о лишении родительских прав или отобрании детей должно обязательно содержаться указание об отобрании ребенка у конкретного ответчика. Это не всегда соблюдается.
Учитывая особое воспитательное значение судебных решений, связанных с воспитанием детей, суды должны уделять больше внимания изложению мотивировочной части, его убедительности и полноте. Нужно излагать причины ненадлежащего отношения к воспитанию детей, тогда судебные решения будут оказывать должное воспитательное воздействие на граждан, ознакомившихся с этим актом. При этом суд должен обеспечить возможность ознакомления с такими судебными решениями как можно большего круга заинтересованных людей и организаций. Например, в необходимых случаях возможно коллективное обсуждение рассмотренного дела и вынесенного по нему решения по месту работы или жительства родителей, лишенных родительских прав.
Важно
разграничить компетенцию судов
и органов опеки и
При этом суд не может определять конкретный порядок устройства ребенка, это входит в компетенцию органов опеки и попечительства.
На наш взгляд, по делам о лишении родительских прав недопустимо заключение мировых соглашений, ибо по вопросам, императивно урегулированным законодателем, стороны не могут заключать соглашения. Именно таким образом регламентированы законом вопросы, связанные с применением мер принуждения, ответственности, в том числе и семейно-правовой. Здесь невозможны какие-либо взаимные уступки сторон, так как речь идет об ограждении ребенка от пагубного влияния родителей.
Суд может отказать в удовлетворении иска. В литературе высказывалось предложение о введении официального предупреждения родителей о недопустимости уклонения от исполнения своих обязанностей и о возможности лишения их в дальнейшем родительских прав.
В судебной практике это делается нередко. Например, Волжский городской суд по делу №2-5222/10, отказав в удовлетворении иска о лишении родительских прав гражданке К., в резолютивной части своего решения предупредил ответчицу о необходимости изменения поведения и возложил на органы опеки и попечительства контроль за этой семьей.
Учитывая
сложившуюся положительную
Вынесение решения о лишении родительских прав влечет за собой утрату родителями (одним из них) не только тех прав, которые они имели до достижения детьми совершеннолетия, но и других, основанных на факте родства с ребенком, вытекающих как из семейных, так и иных правоотношений.
К ним, в частности, относятся следующие права: на воспитание детей (ст.ст.61, 62, 63, 66 СК РФ), на защиту их интересов (ст.64 СК РФ), на истребование детей от других лиц (ст.68 СК РФ), на согласие либо отказ в даче согласия передать ребенка на усыновление (ст. 129 СК РФ), на дачу согласия на совершение детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет сделок (п.1 ст.26 ГК РФ), за исключением сделок, названных в п.2 ст.26 ГК РФ, на ходатайство об ограничении или лишении ребенка в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами (п.4 ст.26 ГК РФ), на дачу согласия на эмансипацию несовершеннолетнего (п.1 ст.27 ГК РФ), на получение содержания от совершеннолетних детей (ст.87 СК РФ).
Учитывая, что лицо, лишенное родительских прав, утрачивает и право получать назначенные детям пенсии, пособия, иные платежи, а также алименты, взысканные на ребенка (п.1 ст.71 СК РФ), суду после вступления в законную силу решения о лишении родительских прав необходимо направить его копию органу, производящему указанные выплаты, или в суд по месту вынесения решения о выплатах для обсуждения вопроса о перечислении платежей на счет детского учреждения или лицу, которому передан ребенок на воспитание.
Поскольку в соответствии с п.2 ст.71 СК РФ лишение родительских прав не освобождает родителя от обязанности содержать своего ребенка, суд в соответствии с п.З. ст.70 СК РФ при рассмотрении дела о лишении родительских прав решает и вопрос о взыскании алиментов на ребенка независимо от того, предъявлен ли такой иск.
При лишении родительских прав одного родителя и передаче ребенка на воспитание другому родителю, опекуну или попечителю либо приемным родителям алименты взыскиваются в пользу этих лиц в соответствии со ст.ст.81-83, п.1 ст.84 СК РФ. Если дети до решения вопроса о лишении родительских прав уже были помещены в детские учреждения, алименты, взыскиваемые с родителей, лишенных родительских прав, зачисляются на счета этих учреждений, где учитываются отдельно по каждому ребенку (п.2 ст.84 СК РФ).
При лишении родительских прав обоих родителей или одного из них, когда передача ребенка другому родителю невозможна, алименты подлежат взысканию не органу опеки и попечительства, которому в таких случаях передается ребенок (п.5 ст.71 СК РФ), а перечисляются на личный счет ребенка в отделении Сберегательного банка.
В случае передачи ребенка в детское учреждение, под опеку (попечительство) или на воспитание в приемную семью вопрос о перечислении взыскиваемых алиментов детскому учреждению или лицам, которым передан ребенок, может быть решен по их заявлению.
В решении суда о лишении родительских прав должно быть указано, кому передается ребенок на воспитание: другому родителю, органу опеки и попечительства или опекуну (попечителю), если он уже назначен в установленном порядке.
При невозможности передать ребенка другому родителю или в случае лишения родительских прав обоих родителей, когда опекун (попечитель) еще не назначен, ребенок передается судом на попечение органа опеки и попечительства.
При этом
необходимо иметь в виду, что передача
ребенка на воспитание родственникам
и другим лицам допускается только
в случае, когда эти лица назначены
его опекунами или
При передаче ребенка на попечение органов опеки и попечительства (п.5 ст.71, ст. 121 СК РФ) суду не следует решать вопрос о том, как должна быть определена этими органами судьба ребенка (помещение в детское учреждение, школу-интернат, назначение опекуна и т.п.), поскольку выбор способа устройства детей относится к компетенции указанных выше органов.
Выписка из решения суда о лишении родительских прав в течение трех дней со дня вступления его в законную силу в соответствии с п.5 ст.70 СК РФ должна быть направлена судом в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации рождения ребенка.
Глава № 4. Сравнительная характеристика института лишения родительских прав в России и зарубежных странах.
4.1. Общая
характеристика института
Вмешательство государства в дело воспитания ребенка в семье, не говоря уж об отлучении его от родителей, означает серьезное вмешательство в частную жизнь семьи, для чего требуются очень веские основания. В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка "Государство обязано делать все возможное для того, чтобы не отлучать ребенка от его/ее родителей против их воли за исключением случаев, когда компетентные органы установят, после тщательного рассмотрения в суде, проведенного в соответствии с действующими законодательством и процедурами, что такое отлучение необходимо в интересах ребенка …" (Статья 9.1).
Передача ребенка на воспитание вне кровной семьи неизбежно связана с изменением положения родителей по отношению к своим детям. Это так или иначе ограничивает их роль и набор действий в вопросах заботы и воспитания своих детей. Соответственно, государство, муниципалитет, детское воспитательное учреждение и т.п., занимающиеся практическими вопросами передачи и воспитания ребенка, приобретают полномочия по решению касающихся ребенка вопросов наравне или вместо его родителей.
В разных странах при сходных семейных условиях и основаниях для вмешательства принимаются разные меры, приводящие к разным последствиям. Однако трудно, а, пожалуй, и невозможно назвать "самую лучшую" или "единственно верную" меру. В какой-то степени разнообразие моделей нужно считать неким богатством, а не показателем разного уровня качества. С другой стороны, далеко не очевидно, что все существующие подходы в равной степени приемлемы и оправданы с точки зрения принципов, изложенных в Конвенции ООН.
Существуют хорошие и менее хорошие методы и подходы, включая и те, которые не совсем соответствуют с принципами Конвенции ООН. Совершенно очевидно, что законодательство должно направлять действия государства в соответствии с хорошими методами, безотносительно касается ли рассматриваемый вопрос мер, связанных с благополучием ребенка или судебных решений об обязанностях и правах родителей.
Лишение родительских прав довольно подробно регламентируется законодательством зарубежных стран. Причем здесь много общего с семейным законодательством РФ, но есть и свои особенности. Так, в Венгрии лишение родительских прав возможно, если: родитель своим поведением ставит под угрозу благополучие ребенка, его физическое развитие, нравственное воспитание, умственное развитие; ребенок помещен для проживания у другого лица или в детское учреждение в целях предупреждения причинения серьезного ущерба его интересам воспитывавшими его родителями; суд приговорил родителя к наказанию в виде лишения свободы за умышленное уголовно наказуемое деяние, совершенное им в отношении личности одного из детей. По венгерскому семейному законодательству причиной для лишения родительских прав может послужить совместное проживание родителя с другим родителем, который лишен родительской власти, и если есть основания считать, что она не будет осуществляться в соответствии с интересами ребенка.
Семейный и опекунский кодекс Польши допускает лишение родительской власти, если она не может осуществляться, в частности потому, что родители ею злоупотребляют или грубо пренебрегают своими обязанностями в отношении ребенка. В Болгарии родитель лишается родительских прав, если он в течение длительного времени не заботится о ребенке и не предоставляет ему содержания или если он, оставив ребенка на воспитание в общественном заведении, не взял его обратно в течение года с того дня, когда он должен был это сделать. В Австрии, если родители своим поведением угрожают благополучию ребенка, суд вправе по требованию любого лица лишить их прав и обязанностей, вытекающих из семейных правоотношений с детьми.