Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 10:40, дипломная работа
Забота о детях, создание максимально благоприятных условий для всестороннего, гармоничного развития каждого ребенка должна быть поставлена в нашей стране в ряд самых первостепенных общегосударственных задач.
Принимая меры для обеспечения нормальных и здоровых условий воспитания детей в семье и оказывая всестороннюю помощь семье в воспитании детей, общество вправе и строго спросить с родителей, уклоняющихся от этой функции, или исполняющих ее недобросовестно.
Введение.
Забота о детях, создание максимально благоприятных условий для всестороннего, гармоничного развития каждого ребенка должна быть поставлена в нашей стране в ряд самых первостепенных общегосударственных задач.
Принимая меры для обеспечения нормальных и здоровых условий воспитания детей в семье и оказывая всестороннюю помощь семье в воспитании детей, общество вправе и строго спросить с родителей, уклоняющихся от этой функции, или исполняющих ее недобросовестно. Семейный кодекс Российской Федерации (ст. 63) закрепил обязанность родителей заботиться о воспитании детей. Нарушение этой обязанности влечет применение мер ответственности.
Настоящая работа преследует цель изучить процессуальные особенности рассмотрения и разрешения судами дел о лишении родительских прав и исполнения по этим делам судебных решений.
Актуальность темы исследования заключается в том, что правильное рассмотрение дел исследуемой категории особенно важно, поскольку в них идет речь о защите прав несовершеннолетнего ребенка, который сам защищать свои права в суде не может, а родители в силу сложившейся ситуации иногда не могут представлять его интересы. Изучение законодательства и практики рассмотрения этой категории дел показало, что в этой области есть еще нерешенные и спорные вопросы. Процессуальные особенности рассмотрения судами дел о лишении родительских прав специально практически не исследовались.
Проблемы,
касаемые лишения родительских прав
рассматривали следующие
Отдельные процессуальные вопросы рассмотрения указанных дел освещались в статьях И. Андреевой, Р. Башкировой, А. Беспалова и Н. Арапова, М.А. Викут, Л. Коротковой, Н. Шапошниковой и др.
В работах названных авторов в основном освещаются вопросы материального права, многие процессуальные вопросы остались неразрешенными, по некоторым из них высказаны спорные точки зрения. Поэтому проблема рассмотрения судами дел о лишении родительских прав остается актуальной.
Объектом исследования данной работы являются общественные отношения, возникающие в результате лишения родительских прав.
Предмет исследования представляет судебный порядок лишения родительских прав.
Целью дипломной работы является выявление на основе действующего законодательства недостатков и пробелов в сфере регулирования отношений, связанных с судебным порядком лишения родительских прав.
В этой связи основными задачами работы являются:
рассмотрение общей характеристики дел о лишении родительских прав;
определение
процессуального положения
выявление процессуальных особенностей рассмотрения дел о лишении родительских прав при производстве в суде первой инстанции;
рассмотрение проблем применения судебного порядка лишения родительских прав;
выработка предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего судебный порядок лишения родительских прав.
Научно-теоретической основой исследования являются труды ученых-юристов: С.Н.Абрамова, И.А. Агабабовяна, Ю.Беспалова, Т.П.Евдокимовой, С.А.Ивановой, А.К.Кац, В.М.Кошкина, А.Нечаевой, К.К.Червякова, М.С.Шакарян, В.Г.Яковлева и других.
Эмпирическую базу исследования составили международные акты в области семейного права, гражданско-процессуальное и семейное законодательство России.
Изучено и проанализировано текущее законодательство Российской Федерации, использованы важнейшие нормативные акты российского государства по исследуемой проблеме, руководящие разъяснения Пленумов Верховных Судов РСФСР (РФ). Автором изучалась судебная практика Волжского городского суда Волгоградской области.
Методологическая основа исследования. При написании работы использовались диалектический, исторический, сравнительно-правовой, логический и системный методы познания.
Практическая значимость результатов исследования состоит в формулировании предложений и рекомендаций по дальнейшему совершенствованию законодательства и практики его применения, которые могут быть использованы в практике законотворческих органов, а также в работе судов, органов опеки и попечительства.
Структура работы обусловлена целями и характером исследования. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы. Первая глава посвящена рассмотрению становления и развития института лишения родительских прав в Российском законодательстве. Во второй главе определен процессуальный статус участников дел о лишении родительских прав. В рамках третьей главы обозначены проблемы, возникающие при рассмотрении дел о лишении родительских прав в суде первой инстанции. В четвертая главе прослеживается сравнительная характеристика института лишения родительских прав в России и зарубежных странах.
Глава № 1. Становление и развитие института лишения родительских прав в Российском законодательстве.
1.1. Становление
и развитие института лишения
родительских прав в
До XVIII в. права родителей понимались как абсолютная власть над детьми. Отношения между родителями и детьми строились на многовековом обычае, по которому родительская власть обладала безоговорочным приоритетом по отношению к интересам детей. Патриархальные традиции поддерживались церковью и одобрялись государством. Так, Соборное Уложение предусматривало за убийство детьми родителей смертную казнь, а в противоположном случае тюремное заключение сроком на один год, «но смертию отца и матери за сына и за дочь не казнити»1. Детям же строго запрещалось жаловаться на родителей. В Домострое есть совет о том, как воспитывать детей, который по жестокости превзошел все законоположения: «Казни сына своего от юности его и покоится тя на старость твою, а дает красоту души твоей. И не ослабляй бия младенца: аще бо жезлом биеши его, не умрет, но здравие будет...»2. Права родителей охранялись в нравственном смысле и защищались в церковном суде. В компетенцию патриаршего суда входили дела о неповиновении детей родителям. Таким образом, можно сказать, что церковь и государство не только не ограничивали родительскую власть, но и поощряли родительский произвол.
Сфера правового регулирования отношений родителей и детей эволюционировала постепенно. Постепенно и последовательно право признавало за детьми правосубъектность, ограничивало абсолютную власть отца (запрещаются убийство детей, продажа и т. п.), предписывало ему известные обязанности (воспитания, содержания и т. д.), т. е. отношения приобретали юридически двусторонний характер3. Следует отметить, что государство время от времени предпринимало попытки ограничить родительскую власть. Так, в Судебнике 1550 г. ограничивалось право продажи детей; Петр I уменьшил до 5 лет срок, на который родители могли отдавать детей в наем, запретил родителям без согласия детей отдавать последних в монастырь, потребовал от родителей расписку в том, что дети вступают в брак по собственной воле; Екатерина II в 1775 г. учредила смирительные дома для заключения детей за неповиновение родителям4. Но все вышеперечисленные меры часто не выполнялись.
Мало изменились отношения между детьми и родителями в XIX – начале XX в. По-прежнему не допускалось рассмотрение жалоб детей на произвол родителей. Так, в ст. 168 гл. «О власти родительской» Свода Законов Российской империи указывалось, что в личных обидах или оскорблениях от детей на родителей «не приемлется никакого иска, ни гражданским, ни уголовным порядком». Родителям предоставлялась возможность для исправления детей «строптивых и неповинующихся» употреблять домашние исправительные меры, а при их недостаточности обращаться за помощью к государству и помещать детей в смирительные дома, причем закон не ограничивал родительские права достижением ребенком совершеннолетия. В ст. 167 указанного свода законов говорилось: «Власть родительская простирается на детей обоего пола и всякого возраста с различиями и в пределах законов, для сего постановленных»5. Прекращалась родительская власть после замужества дочери либо в случае поступления сына на службу или в обучение. Отдельным основанием для прекращения родительских прав было осуждение родителей, когда в качестве наказания применялось лишение всех прав состояния. В данном случае дети не следовали за родителями в ссылку, а родители не лишались родительских прав в современном понимании, так как это обременение не связывалось с противоправным поведением родителей по отношению к своим детям. Родительский произвол ограничивался прямым указанием в законе на то, что «родители не имеют права на жизнь детей и за убийство их судятся и наказываются по уголовным законам»6. Однако наказание за убийство детей было мягче, чем за убийство родителей.
Анализ законодательства XIX – начала XX в. позволяет говорить о том, что родительские права более походили на права собственника в отношении вещи. Государство, отказывая в защите интересов детей, заботилось об укреплении родительской власти и не считало возможным разрешать конфликты с помощью суда. Так, А. Боровиковский отмечал, что заниматься разрешением споров о детях так же бессмысленно, как решать, «…например, спорные вопросы этики при помощи аршина». В то же время уже в XIX в. в литературе поднимался вопрос о крайне неравноправном положении детей и родителей и о необходимости ограничения родительской власти7. Тем не менее до 1917 г. существенных изменений в российское законодательство внесено не было, хотя в Европе законы о защите детей, подвергавшихся дурному обращению стали появляться начиная с 1889 г.: во Франции – в 1889 г., Англии – 1891 – 1908, Германии – 1896, в Швейцарии – в 1907 г.
1.2. Становление и развитие института лишения родительских прав в послереволюционный период.
Ликвидация института абсолютной родительской власти произошла только после революции 1917 г. В этот период государство поставило перед собой задачу нормативного разрешения вопросов, связанных с воспитанием детей. Согласно ст. 153 Кодекса законов об актах гражданского состояния, браке, семье и опеке 1918 г.,«родительские права осуществляются исключительно в интересах детей и при неправомерном их осуществлении суду предоставляется право лишить родителей этих прав». В данном Кодексе была установлена судебная процедура лишения родительских прав. Впервые в законе появилась ссылка на интересы ребенка, хотя законодатель не указывал на конкретные основания для применения такой меры. Не было указания и на круг лиц, имевших право подавать в суд подобный иск – по смыслу закона с подобным иском в суд могло обратиться любое лицо.
В
Кодексе законов о браке,
В тот период лишение родительских прав было возможно и в порядке уголовного судопроизводства. В соответствии с Уголовным кодексом РСФСР 1926 г. эта мера применялась в качестве дополнительного наказания и носила срочный характер. Если суд устанавливал, что осужденный злоупотреблял родительскими правами, то в случае осуждения к лишению свободы лишение родительских прав распространялось на все время отбывания наказания и на срок, назначенный судом, который не мог быть выше 5 лет (ст. 32).
В 20-е гг. XX в. впервые был принят международный документ о правах детей. На 5-й сессии Лиги наций 26 сентября 1924 года была принята Женевская декларация прав ребенка. Ее принятием ознаменовалось начало международного правового регулирования прав ребенка, хотя этот акт и не имел существенного влияния на положения советского законодательства. Следующий таким актом стала принятая Генеральной Ассамблеей ООН Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 года, которая закрепила основополагающие права ребенка на защиту, благоприятные условия для развития, право на имя и гражданство, возможность пользоваться благами социального обеспечения, получать образования, право расти и воспитываться в семье и некоторые другие9. Данная Декларация также не нашла отражения в законодательных актах СССР и союзных республик.
Новый этап развития в СССР института лишения родительских прав связан с принятием Основ законодательства СССР и союзных республик о браке и семье 1968 г. и созданного на их основе Кодекса законов о браке и семье РСФСР 1969 г. Последний впервые выделял права и обязанности родителей в отдельную главу. К названным в Кодексе 1926 г. основаниям лишения родительских прав добавились вредное влияние на детей аморального, антиобщественного поведения родителей, заболевание хроническим алкоголизмом или наркоманией (ст. 59 Кодекса законов о браке и семье РСФСР 1969 г.), а также круг лиц, имеющих право подавать заявления о лишении родительских прав: прокурор, один из родителей или опекун ребенка, государственные и общественные организации (ст. 59).
В связи с определением законодателем в качестве лиц, имевших право подать в суд заявление о лишении родительских прав, государственных и общественных организаций в науке семейного права обсуждался вопрос о круге данных организаций. Часть исследователей выступала за сужение круга заявителей, ограничив его организациями и органами, в компетенцию которых входит охрана прав и интересов несовершеннолетних10, часть – за предоставление права обращения с иском домовым комитетам, товарищеским судам, профсоюзным органам и т. п11. В судебной практике возобладала первая точка зрения, что подтверждалось разъяснениями Пленума Верховного Суда СССР.(В дальнейшем эта позиция нашла отражение в ст. 70 Семейного кодекса РФ 1996 г.) Кодекс 1969 г. ввел обязательное участие прокурора при рассмотрении данной категории дел. Кроме этого, впервые была предусмотрена возможность выселения родителя, лишенного родительских прав, из жилого помещения, в котором он проживал вместе с ребенком. На момент принятия Кодекса 1969 г. жилищное законодательство не содержало соответствующей нормы. Этот пробел был устранен с принятием Основ жилищного законодательства СССР и союзных республик и Жилищного кодекса РСФСР.