Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 10:40, дипломная работа
Забота о детях, создание максимально благоприятных условий для всестороннего, гармоничного развития каждого ребенка должна быть поставлена в нашей стране в ряд самых первостепенных общегосударственных задач.
Принимая меры для обеспечения нормальных и здоровых условий воспитания детей в семье и оказывая всестороннюю помощь семье в воспитании детей, общество вправе и строго спросить с родителей, уклоняющихся от этой функции, или исполняющих ее недобросовестно.
Дело в подобных случаях будет рассмотрено полнее и всестороннее именно тем судом и при участии того органа опеки и попечительства, которые расположены в районе нахождения ребенка.
По изложенным соображениям целесообразно было бы предусмотреть альтернативную подсудность и для дел об отобрании ребенка. Закрепление в законе правила альтернативной подсудности дел о лишении родительских прав и отобрании ребенка явилось бы одной из существенных процессуальных гарантий надлежащей зашиты интересов ребенка, значительно облегчило бы реализацию права на судебную защиту по этим делам.
Практически значимым является вопрос о том, какой орган опеки и попечительства должен привлекаться к участию в деле. В законодательстве нет конкретных указаний по этому поводу, а в литературе высказаны различные мнения.
Так, С.А. Иванова полагает, что если стороны проживают раздельно, то в суд представляются два заключения органов опеки и попечительства - одно - по месту жительства истца, другое - ответчика. Некоторые авторы считают целесообразным составление акта одним отделом образования по усмотрению суда.
Обследование иногда приходится проводить в разных местах - по месту жительства отца, матери, ребенка. Для исключения противоречивых выводов, для создания целостной картины сложившихся отношений в семье обследование целесообразно проводить одному отделу образования при условии проживания сторон в черте одного города, района. Это позволит более объективно и всесторонне выяснить обстоятельства воспитания детей.
К тому же сократит сроки проведения обследования, так как при проведении параллельного обследования разными отделами образования может потребоваться дополнительное время на пересылку результатов первого обследования, без которых проверка условий жизни и воспитания детей будет неполной.
Нет необходимости возлагать обязанность выяснять обстоятельства, так или иначе взаимосвязанные, двум различным органам. Наиболее эффективным мы считаем участие отдела образования по месту рассмотрения спора в суде, так как он теснее связан с судом, рассматривающим дело по существу.
Если стороны проживают в разных населенных пунктах, то обследование будет проводиться разными отделами образования по месту жительства каждой из сторон.
Н. Шерстнева считает, что в целях обеспечения более правильной оценки собранных сведений обследование должно производиться одним лицом. Некоторые полагают, наоборот, что это должна делать комиссия с участием представителей общественности.
Другим условием предъявления иска является дееспособность лица, подающего заявление. В числе субъектов родительского правоотношения находится и ребенок, который в силу закона обладает субъективным правом на получение надлежащего воспитания, но по причине недееспособности не может лично участвовать в процессе. Его интересы защищают законные представители.
Заявление о лишении родительских прав, подаваемое в суд, является основным процессуальным документом, на основании которого возбуждается дело. Соблюдение надлежащей формы и содержания искового заявления имеет немаловажное значение. В законе нет специальных указаний о содержании заявления по этим делам. Оно должно быть составлено в соответствии с требованиями, изложенными в ст.ст. 131-132 ПЖ РФ, применительно ко всем категориям гражданских дел. Но, конечно же, заявление оформляется с учетом специфики дел данной категории.
В большинстве случаев заявления, подаваемые в суд по делам о лишении и восстановлении родительских прав, отобрании ребенка, оформляются в соответствии с требованиями закона, но встречаются и недостатки. Изучение практики показало, что основными недостатками исковых заявлений по этим делам являются следующие.
В заявлениях иногда не указывается, где находятся дети, не приводятся данные о местонахождении родителя, не содержатся требования о взыскании алиментов.
Нужно иметь в виду, что требования закона о надлежащем оформлении заявлений - не простая формальность. Каждое обстоятельство, указанное, в ст. 131 ГПК РФ, служит вполне определенной цели. В заявлении, в частности, должны быть указаны наименование истца, его место жительства. Такие же сведения должны быть изложены и в отношении ответчика. Эти данные необходимы для определения субъектов спорного правоотношения, а также для решения вопроса о тождестве исков, о подсудности дела, для вручения повесток и т. д.
Заявление должно содержать ссылку на обстоятельства, с которыми истец связывает свои требования, и на доказательства, подтверждающие эти обстоятельства. С учетом этого суд определяет предмет доказывания и решает вопрос о достаточности доказательств.
Заявление подается в письменном виде, с копиями по числу ответчиков и с приложением перечня необходимых документов. Перечень этот обусловлен особенностями возбужденного в суде конкретного дела. В частности, по делам о лишении и восстановлении родительских прав, отобрании ребенка суду представляются свидетельство (копия) о рождении ребенка, свидетельство (копия) о браке, справки о заработной плате родителей, характеристики с места работы родителей, документы о принятии предупредительных мер воздействия к ответчикам.
Каждое заявление подписывается истцом или его представителем. В случае, когда заявление подается представителем, должен быть предъявлен документ, удостоверяющий его полномочия (ст. 54 ГПК РФ). Законный представитель предъявляет документ, свидетельствующий о том, что он является родителем, опекуном, попечителем.
В соответствии с законом каждое заявление оплачивается государственной пошлиной в установленных размерах. Предусмотрены и случаи освобождения от уплаты судебных расходов. Истцы по делам о лишении родительских прав от уплаты государственной пошлины не освобождены. Но закон освобождает от уплаты пошлины истцов по требованиям о взыскании алиментов. Означает ли это, что при одновременном рассмотрении споров о лишении родительских прав и взыскании алиментов истец должен быть освобожден от уплаты государственной пошлины? По этому вопросу в теории и практике высказаны различные точки зрения. Ряд ученых полагает, что в этом случае заявления не должны оплачиваться госпошлиной1. Другие ученые придерживаются иной точки зрения.
Закон предусматривает процессуальные последствия несоблюдения порядка обращения в суд. Поступление искового заявления в суд само по себе не влечет возникновения процесса, поскольку для этого необходимы встречные правоприменительные действия судьи по принятию заявления либо об отказе в его принятии (ст. 134 ГПК РФ) или возвращении (ст. 135 ГПК РФ), либо об оставлении искового заявления без движения (ст. 136 ГПК РФ). Все такие действия судьи оформляются определением.
При вынесении определений, препятствующих реализации права на судебную защиту, гражданские процессуальные отношения, тем не менее, могут развиваться, поскольку у заинтересованных лиц возникает право на обжалование соответствующих правоприменительных действий судьи и рассмотрение вопроса вышестоящей судебной инстанцией, на совершение процессуальных действий по исправлению недостатков искового заявления и т.д. Если же судья возвращает заявление без соответствующего оформления, процессуальные отношения не возникают.
При отсутствии препятствий для реализации права на обращение за судебной зашитой, т.е. оснований для отказа в принятии заявления, его возвращения или оставления без движения, судья обязан вынести определение о принятии заявления, которым возбуждается гражданское дело в суде первой инстанции. Лишь после этого лица, участвующие в деле, и их представители, а также судья могут приступить к совершению процессуальных действий по подготовке дела к судебному разбирательству.
Ранее
действовавшее гражданское
Разбирательство дел о лишении и восстановлении родительских прав и отобрании ребенка существенно не отличается от установленного общего порядка рассмотрения гражданских дел. Вместе с тем рассмотрение и разрешение каждой категории гражданских дел имеет специфику, обусловленную особенностями материально-правового регулирования тех или иных отношений. Имеются, естественно, и особенности в рассмотрении судами дел о лишении родительских прав.
ГПК РФ допускает возможность допроса в судебном заседании несовершеннолетних лиц.
Процессуальным
законодательством не устанавливается
возраст несовершеннолетнего
Определенным ориентиром для решения вопроса о возрасте малолетнего лица, при наступлении которого он в состоянии давать свидетельские показания, может служить ст. 57 СК РФ. Согласно ее положениям ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства; учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. М.С. Шакарян считает, что в этих случаях суд должен привлекать к участию в деле ребенка, достигшего 10 лет, поскольку он субъект спорного правоотношения. Вместе с тем во всех случаях, когда суд приходит к выводу, что ребенок в силу возрастных особенностей не достиг той степени развития, которая позволяет ему правильно воспринимать факты по данному делу и давать о них правдивые показания, он не должен допрашивать его в качестве свидетеля.
Обстановка судебного разбирательства, в которой ребенок должен давать свидетельские показания, для него необычна и даже может восприниматься им как экстремальная.
Допрос малолетнего свидетеля всегда сопровождается трудностями, требует знания детской психологии, а также умения и навыков работы с детьми.
Дня оказания
помощи суду в проведении допроса
и получения от малолетнего свидетеля
правдивых показаний закон
Присутствие в судебном заседании педагога может быть использовано судом для разрешения сомнений при определении способности несовершеннолетнего свидетеля правильно воспринимать факты по делу и давать о них правдивые показания. Для выяснения данных обстоятельств суд и лица, участвующие в деле, вправе задать педагогу соответствующие вопросы. В свою очередь, педагог может задавать вопросы несовершеннолетнему свидетелю и высказывать свое мнение относительно личности" свидетеля и содержания данных им показаний. Осуществляется это с разрешения председательствующего.
В целях
создания благоприятной обстановки
для получения правдивых
Как и по любому гражданскому делу, решение суда о лишении родительских прав или о восстановлении в этих правах должно полностью соответствовать требованиям ст. 195 ГПК РФ, то есть быть законным и обоснованным. Понятие законности и обоснованности решения дано в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении". По постановлению Пленума решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права. Дается разъяснение и о том, как должно применяться законодательство с учетом установленных в ГПК РФ правил применения судами норм процессуального и материального законодательства, всегда действующих в системе других правовых норм, в которой высшую юридическую силу имеет Конституция РФ.