Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 00:21, курсовая работа
Цель и задачи дипломной работы. Цель исследования состоит в том, чтобы на основе современной правовой науки, действующего законодательства и соответствующей практики комплексно проанализировать проблемы конституционно-правового регулирования исполнительной власти в России. В работе рассмотрены вопросы современного состояния исполнительной власти, структура и система, уточнены категориальный аппарат Правительства РФ, статус и ранг его членов.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере функционирования и реформирования исполнительной власти Российской Федерации, при взаимодействии различных уровней в рамках конституционно закрепленной модели разделения властей.
Введение
Глава I. Исполнительная власть и место Правительства РФ в системе разделения властей
§1. Понятие исполнительной власти
§2. Органы исполнительной власти: понятие и система
§3. Место Правительства Российской Федерации в системе разделения властей
Глава II. Формирование и структура Правительства Российской Федерации. Распределение обязанностей и особенности правового статуса членов Правительства
§1. Формирование, структура Правительства РФ и распределение обязанностей в составе Правительства
§2. Должностные ограничения, связанные с пребыванием в составе Правительства Российской Федерации
1. Полномочия по руководству органами исполнительной власти
2. Полномочия в сфере разработки и исполнения законов
3. Полномочия в сферах внешней политики и обороны
4. Полномочия в сфере бюджетно-финансовой и хозяйственной деятельности
§2. Нормоустанавливающая деятельность и акты Правительства РФ
§3. Ответственность Правительства Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников и литературы
Члены Правительства не имеют права при выезде в служебные командировки за пределы Российской Федерации, пользоваться непредусмотренными законом источниками финансовых средств. Расходы данных должностных лиц не могут погашаться за счет посторонних физических или юридических лиц. Члены Правительства имеют право пользоваться только командировочными средствами, выделенными в соответствии с законодательством. Правда, невозможно запретить членам Правительства пользоваться личными сбережениями. Исключением из данного правила могут служить только предусмотренные законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации командировки «за счет принимающей стороны» или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями. В последней ситуации Российские члены Правительства могут пользоваться в служебных командировках средствами, предоставленными иностранным государством. А должностные лица этого государства, в свою очередь, направляются в служебную командировку в Россию, командировочные расходы оплачиваются за счет российских средств.
Глава III. Полномочия, нормоустанавливающая деятельность и ответственность Правительства Российской Федерации
§1. Полномочия Правительства Российской Федерации
1. Полномочия по руководству органами исполнительной власти
Полномочия Правительства РФ широки и многообразны. Одно из основных полномочий связано с руководством работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, с контролем за их деятельностью.
В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»[46] в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации, определяются постановлением Правительства Российской Федерации.
Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр);
Федеральная служба (служба) является
федеральным органом
Федеральное агентство является федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим
в установленной сфере
Отношения Правительства Российской
Федерации и федеральных
Для осуществления своих функций
Правительство имеет право
На основании Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» можно сделать вывод, что основными функциями, распределяемыми Правительством между федеральными органами исполнительной власти являются:
– функции по принятию нормативных актов;
– функции по контролю и надзору;
– функции по управлению государственным имуществом;
– функции по оказанию государственных услуг.
В полномочия Правительства входит
так же регламентация основ
Конкретная численность
Правительство своими нормативными актами
определяет порядок создания, численность
сотрудников и ассигнование на содержание
территориальных органов
Согласно ч. 5 Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 3[49], территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, как правило, создаются в качестве окружных, межрегиональных, региональных (в границах субъекта Российской Федерации), межрайонных, городских или районных органов.
Финансирование деятельности территориальных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Поскольку федеральные органы
исполнительной власти подчинены, подконтрольны
и подотчетны Правительству, то Правительство
РФ имеет право отменять или приостанавливать
действие нормативных актов, принятых
любым федеральным органом
Правительство имеет право в случае необходимости учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве Российской Федерации.
Совещательные органы именуются советами и образуются для предварительного рассмотрения вопросов и подготовки по ним предложений, носящих рекомендательный характер.
Решения, принимаемые координационными органами в соответствии с их компетенцией, являются обязательными для всех представленных в них органов исполнительной власти, если иное не установлено федеральными законами или актами Правительства.
Межведомственные комиссии и советы образуются для решения задач или рассмотрения вопросов межотраслевого или межтерриториального значения.
2. Полномочия в сфере разработки и исполнения законов
Ст. 36 Федерального Конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»[51] аналогично Конституции РФ закрепляет за Правительством право законодательной инициативы.
Беспрецедентные меры были
приняты В.В. Путиным и по повышению
законотворческой роли Правительства
РФ, побуждающие его к этой деятельности,
делающие невозможным для него неучастие
и уклонение от этой деятельности
или стремление заменить ее нормотворческой,
указной деятельностью
В связи с этим значительное
место в новом Регламенте Правительства
Российской Федерации заняли законопроектная
деятельность и планирование этой деятельности,
а также порядок участия
В целях разработки эффективного
механизма подготовки проектов законов,
научно-практического
– подготавливает аналитические материалы по проблемам правовой политики и рекомендации по совершенствованию законодательства;
– разрабатывает предложения к планам законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации и проводит их экспертизу;
– проводит экспертизу проектов законов и иных нормативных правовых актов, вносимых в Правительство Российской Федерации;
– осуществляет экспертизу правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
– участвует в подготовке проектов законов, предусмотренных планами законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации.
Для реализации права законодательной инициативы при Правительстве РФ образована Комиссия по законопроектной деятельности. Положение об этой Комиссии утверждено постановлением Правительства РФ от 2 июня 2004 г. № 264[53].
Основными задачами Комиссии являются:
– совершенствование законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации;
– повышение качества законопроектной работы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности;
– формирование позиции Правительства Российской Федерации по законопроектам (законам), рассматриваемым палатами Федерального Собрания Российской Федерации;
– организация взаимодействия в законодательном процессе Правительства Российской Федерации с другими субъектами права законодательной инициативы, а также обеспечение их участия в работе по формированию планов и программ законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации;
– оказание субъектам Российской Федерации содействия по вопросам законотворческой деятельности.
На заседание Комиссии приглашаются представители Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную Думу:
– проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов (далее — законопроект);
– законопроектов о внесении изменений в действующие законы Российской Федерации и законы РСФСР, федеральные конституционные законы и федеральные законы, либо о признании этих законов утратившими силу, либо о неприменении на территории Российской Федерации актов законодательства Союза ССР;
– поправок к законопроектам.
Мировая практика свидетельствует, что самым последовательным решением проблемы повышения законотворческой деятельности Правительства в ряде президентских и полупрезидентских республиках, а именно к этому типу относится Российская Федерация, является формально-юридическое отсутствие у главы государства права законодательной инициативы. Например, раздел 1 статьи 1 Конституции США гласит: «Все законодательные полномочия, настоящим установленные, принадлежат Конгрессу Соединенных штатов...»[54].
При таком положении дел на передний
план выходят такие конституционно-
В Российской Федерации послание Президента
парламенту является лишь ориентиром
в законодательной деятельности
Федерального Собрания, тогда как
для Правительства они