Конституционный статус правительства РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 00:21, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи дипломной работы. Цель исследования состоит в том, чтобы на основе современной правовой науки, действующего законодательства и соответствующей практики комплексно проанализировать проблемы конституционно-правового регулирования исполнительной власти в России. В работе рассмотрены вопросы современного состояния исполнительной власти, структура и система, уточнены категориальный аппарат Правительства РФ, статус и ранг его членов.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере функционирования и реформирования исполнительной власти Российской Федерации, при взаимодействии различных уровней в рамках конституционно закрепленной модели разделения властей.

Содержание

Введение
Глава I. Исполнительная власть и место Правительства РФ в системе разделения властей
§1. Понятие исполнительной власти
§2. Органы исполнительной власти: понятие и система
§3. Место Правительства Российской Федерации в системе разделения властей
Глава II. Формирование и структура Правительства Российской Федерации. Распределение обязанностей и особенности правового статуса членов Правительства
§1. Формирование, структура Правительства РФ и распределение обязанностей в составе Правительства
§2. Должностные ограничения, связанные с пребыванием в составе Правительства Российской Федерации
1. Полномочия по руководству органами исполнительной власти
2. Полномочия в сфере разработки и исполнения законов
3. Полномочия в сферах внешней политики и обороны
4. Полномочия в сфере бюджетно-финансовой и хозяйственной деятельности
§2. Нормоустанавливающая деятельность и акты Правительства РФ
§3. Ответственность Правительства Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

Измененный.docx

— 110.22 Кб (Скачать)

Такое положение обусловлено тем, что основные направления внутренней и внешней политики, определяемые Президентом РФ (п. 3 ст. 80 Конституции  Российской Федерации), реализуются  в основном через деятельность Правительства  РФ. При В.В. Путине роль посланий Президента резко возросла, так как ход  реализации посланий исполнительными  органами власти в субъектах Российской Федерации контролируют Полномочные  Представители Президента РФ в федеральных  округах[56].

Конкретизируя законотворческую деятельность Правительства, отметим, что она  осуществляется в соответствии с  утверждаемыми им планами законопроектных  работ и программами деятельности Правительства, иными актами Правительства, предусматривающими разработку законопроектов.

Правительство, реализуя право законодательной  инициативы, рассматривает и вносит в Государственную Думу проекты  федеральных законов, участвует  в законопроектной деятельности палат Федерального Собрания, а также  Президента Российской Федерации.

Для рассмотрения в Правительство  представляется законопроект со следующими материалами:

–  пояснительная записка, содержащая изложение предмета законодательного регулирования и концепции законопроекта;

–  финансово-экономическое обоснование принимаемых решений (представляется при необходимости, а также в случае внесения законопроекта, предусмотренного частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации);

–  перечень актов федерального законодательства, подлежащих в связи с данным законопроектом признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию, в том числе актов Президента Российской Федерации и Правительства, необходимых для обеспечения действия норм законопроекта;

–  проект распоряжения Правительства о внесении законопроекта в Государственную Думу и назначении официального представителя Правительства при рассмотрении законопроекта палатами Федерального Собрания;

–  заключения.

В случае, если законопроектом предусматривается возложение на Президента Российской Федерации или на Правительство регулирования правоотношений, к законопроекту прилагается изложение предполагаемых норм, содержание которых также охватывается указанными заключениями.

Законопроекты предварительно рассматриваются  Правительственной комиссией по законопроектной деятельности и  вносятся на заседание Правительства.

Решение о внесении Правительством законопроекта в Государственную  Думу принимается исключительно  на заседании Правительства.

Представление федеральными органами исполнительной власти законопроектов в палаты Федерального Собрания и  передача законопроектов иным субъектам  права законодательной инициативы не допускаются.

Законопроект вносится Правительством в Государственную Думу с приложением  документов, предусмотренных Регламентом  Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Полномочия в сферах  внешней политики и обороны

Основной формой осуществления  внешней политики традиционно выступает  дипломатическая деятельность.

В обязанности Правительства входит обеспечение деятельности представительств РФ за рубежом. Представительство Российской Федерации представляет собой государственный  орган внешних сношений Российской Федерации, обеспечивающий представление  интересов Российской Федерации  в иностранном государстве, а  так же участие Российской Федерации  в международных организациях в  различных целях. В качестве примера  нормативного акта, регулирующего деятельность Правительства в рассматриваемой  сфере можно привести Постановление  Правительства РФ от 2 июня 2006 г. № 348 «Об обеспечении деятельности Представительства  Российской Федерации при Международной  морской организации и Представительства  Российской Федерации при Международной  организации гражданской авиации»[57].

Международные договоры Российской Федерации  заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями  от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства  Российской Федерации (межправительственные договоры), от имени федеральных  органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера).

Международные договоры, решения, о  подписании которых были приняты  Правительством Российской Федерации, вносятся в Государственную Думу на ратификацию Правительством Российской Федерации.

Решения Правительства Российской Федерации об одобрении и о  внесении на ратификацию международных  договоров, а также об одобрении  и о представлении Президенту Российской Федерации для внесения на ратификацию международных договоров  принимаются в форме постановления.

Кроме того, Правительство РФ отстаивает геополитические интересы Российской Федерации, защищает граждан Российской Федерации за пределами ее территории; осуществляет регулирование и государственный  контроль в сфере внешнеэкономической  деятельности, в сфере международного научно-технического и культурного  сотрудничества.

Под отстаиванием геополитических  интересов Российской Федерации  можно понимать участие Правительства  в реализации основных приоритетных направлений России в области  «глобальной» политики. В сфере защиты российских граждан, проживающих или находящихся за рубежом, действует Федеральный закон от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»[58]. Закон понимает под соотечественниками лиц, родившихся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.

Правительство Российской Федерации  осуществляет на федеральном уровне государственное управление и контроль в области отношений с соотечественниками, государственный мониторинг в области  отношений с соотечественниками.

Постановлением Правительства  РФ от 17 мая 1996 г. № 590 утверждена Программа  мер по поддержке соотечественников  за рубежом[59].

Согласно Военной доктрине Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 21 апреля 2000 г. № 706[60], Правительство Российской Федерации организует оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск вооружением, военной и специальной техникой, обеспечение их материальными средствами, ресурсами и услугами, осуществляет общее руководство оперативным оборудованием территории Российской Федерации в интересах обороны, а также осуществляет иные функции по обеспечению военной безопасности, установленные федеральным законодательством.

Под обороной, Федеральный закон  от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»[61] понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.

Согласно указанному закону Правительство  в оборонной сфере:

–  осуществляет меры по обеспечению обороны и несет в пределах своих полномочий ответственность за состояние и обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

–  руководит деятельностью по вопросам обороны подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти;

–  разрабатывает и представляет в Государственную Думу предложения по расходам на оборону в федеральном бюджете;

–  организует оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов вооружением и военной техникой по их заказам;

–  организует обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов материальными средствами, энергетическими и другими ресурсами и услугами по их заказам;

–  организует разработку и выполнение государственных программ вооружения и развития оборонного промышленного комплекса;

–  организует разработку и выполнение планов перевода (мобилизационных планов) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени, а также планов создания запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов;

–  осуществляет руководство мобилизационной подготовкой федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны;

–  осуществляет контроль за подготовкой организаций к выполнению государственного оборонного заказа по выпуску продукции в военное время, за выполнением государственного оборонного заказа организациями, за созданием, развитием и сохранением мобилизационных мощностей, а также за созданием воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти и подготовкой транспортных средств, подлежащих передаче Вооруженным Силам Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

–  устанавливает мобилизационные задания федеральным органам исполнительной власти;

–  принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации государственных организаций оборонного промышленного комплекса, научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций и определяет порядок их реорганизации и ликвидации;

–  определяет условия финансово-хозяйственной деятельности организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

–  принимает решение о создании, реорганизации и ликвидации военных образовательных учреждений профессионального образования, факультетов военного обучения и военных кафедр при образовательных учреждениях высшего профессионального образования;

–  утверждает Положение о военных кафедрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования;

–  организует разработку планов размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, а также объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов;

–  определяет порядок выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями независимо от форм собственности, а также собственниками транспортных средств военно-транспортной обязанности, подготовки граждан Российской Федерации к военной службе, воинского учета, призыва на военную службу и альтернативную гражданскую службу, проведения военно-врачебной экспертизы и военных сборов;

–  утверждает положения о воинском учете, призыве на военную службу, подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, проведении военных сборов, военно-врачебной экспертизе, а также перечень военно-учетных специальностей;

–  устанавливает штатную численность гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований;

–  определяет организацию, задачи и осуществляет общее планирование гражданской и территориальной обороны;

–  определяет порядок предоставления и использования для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов земель, лесов, вод и других природных ресурсов;

–  устанавливает порядок передачи, предоставления в аренду, продажи и ликвидации вооружения и военной техники, оборонных объектов и другого военного имущества;

–  организует контроль за экспортом вооружения и военной техники, стратегических материалов, технологий и продукции двойного назначения;

–  определяет порядок расходования средств, выделяемых на оборону из федерального бюджета, а также источники финансирования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, привлекаемых к выполнению задач, не связанных с их предназначением;

–  ведет международные переговоры по вопросам военного сотрудничества и заключает соответствующие межправительственные соглашения;

–  устанавливает порядок компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации, в связи с использованием их имущества для нужд обороны;

–  осуществляет иные полномочия в области обороны, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации.

4. Полномочия в сфере  бюджетно-финансовой и хозяйственной  деятельности

В обязанности Правительства вменено  обеспечение единства финансовой, кредитной  и денежной политики. Важным направлением работы в данной области является разработка унифицированных требований к предоставлению ежеквартальной и  годовой отчетности об исполнении федерального бюджета. Единая политика в области  финансов, кредитов и денежных отношений  способствует реализации, закрепленного  в ст. 8 Конституции РФ принципа единства экономического пространства страны, а так же государственной целостности  при учете федеративного деления. Проведение единой политики в данной области реализуется через специально созданные органы государственной  власти: Министерство финансов, Федеральное  казначейство и подчиненные ему  органы.

Информация о работе Конституционный статус правительства РФ