Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 00:21, курсовая работа
Цель и задачи дипломной работы. Цель исследования состоит в том, чтобы на основе современной правовой науки, действующего законодательства и соответствующей практики комплексно проанализировать проблемы конституционно-правового регулирования исполнительной власти в России. В работе рассмотрены вопросы современного состояния исполнительной власти, структура и система, уточнены категориальный аппарат Правительства РФ, статус и ранг его членов.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере функционирования и реформирования исполнительной власти Российской Федерации, при взаимодействии различных уровней в рамках конституционно закрепленной модели разделения властей.
Введение
Глава I. Исполнительная власть и место Правительства РФ в системе разделения властей
§1. Понятие исполнительной власти
§2. Органы исполнительной власти: понятие и система
§3. Место Правительства Российской Федерации в системе разделения властей
Глава II. Формирование и структура Правительства Российской Федерации. Распределение обязанностей и особенности правового статуса членов Правительства
§1. Формирование, структура Правительства РФ и распределение обязанностей в составе Правительства
§2. Должностные ограничения, связанные с пребыванием в составе Правительства Российской Федерации
1. Полномочия по руководству органами исполнительной власти
2. Полномочия в сфере разработки и исполнения законов
3. Полномочия в сферах внешней политики и обороны
4. Полномочия в сфере бюджетно-финансовой и хозяйственной деятельности
§2. Нормоустанавливающая деятельность и акты Правительства РФ
§3. Ответственность Правительства Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников и литературы
Защита и обеспечение
Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение.
Согласно ст. 171 Бюджетного Кодекса, составление проектов бюджетов — исключительная прерогатива Правительства Российской Федерации, соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
По итогам финансового года Правительство отчитывается перед Парламентом об исполнении федерального бюджета.
Статья 275 Бюджетного кодекса определяет порядок представления отчета об исполнении федерального бюджета в Государственную Думу. Ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство Российской Федерации представляет в Государственную Думу и Счетную палату Российской Федерации отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона.
В налоговой сфере, Правительство
может устанавливать в
Правительство РФ:
– обеспечивает совершенствование бюджетной системы;
– принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг;
– осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;
– осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации валютное регулирование и валютный контроль;
– руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами;
– разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.
За Правительством закреплена функция
регулятора экономических процессов.
Эту функцию Правительство
Правительство Российской Федерации:
– осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации регулирование экономических процессов;
– обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
– прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики;
– вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации;
– осуществляет управление федеральной собственностью;
– разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества;
– осуществляет общее руководство таможенным делом;
– принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;
– формирует мобилизационный план экономики Российской Федерации, обеспечивает функционирование оборонного производства РФ.
§2. Нормоустанавливающая деятельность и акты Правительства РФ
Нормоустанавливающая деятельность Правительства является одним из основных направлений в его работе. Правительство — автор большей части нормативных актов, действующих в любом зарубежном государстве.
Нормоустанавливающая деятельность Правительства может быть подразделена на три основные отрасли:
1. Правительство издает различного рода нормативные акты на основе и во исполнение парламентских законов. Речь идет в данном случае о нормативных актах, принимаемых по вопросам, не входящим, как правило, в сферу исключительной компетенции парламента. Правительственные акты этой группы носят подзаконный характер.
2. Правительство издает нормативные акты по прямому или косвенному уполномочию парламента. Такое уполномочие на издание нормативных актов может быть прямо выражено в парламентском законе либо оно подразумевается, если закон сформулирован неопределенно. Во Франции такие законы называются «законами-рамками», в англосаксонских странах — «скелетным законодательством». Правительство таким образом получает уполномочие на издание нормативных актов по предметам правового регулирования, относящимся к исключительной компетенции парламента. Парламент в данном случае делегирует Правительству свои полномочия прямо либо косвенно.
3. Правительство издает нормативные акты, содержащие в себе общие правила поведения по вопросам, входящим в исключительную компетенцию парламента, без какого бы то ни было уполномочия со стороны последнего. Парламенту предоставляется право молчаливо согласиться с вторжением Правительства в сферу его полномочий. Второй и третий виды нормоустанавливающей деятельности Правительства — делегированное законодательство — в современную эпоху являются главными формами его нормоустанавливающей деятельности[62].
Реализация конституционных
Конституция установила правовые формы
актов Правительства в виде постановлений
и распоряжений. Постановления принимаются,
как правило, в целях нормативного
урегулирования отношений или по
наиболее важным вопросам (к числу
таких актов относятся
Основные требования к актам Правительства РФ определены Конституцией РФ. Частью 1 ст. 115 определено, что на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение, ч. 2 — что постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в РФ, ч. 3 — что в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ они могут быть отменены Президентом РФ.
Данные принципиальные положения Конституции РФ находят конкретизацию в Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации», ст. 23 которого определяется, что акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ.
Порядок принятия актов Правительства РФ устанавливается им в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ.
Постановления и распоряжения Правительства
РФ подписываются его
Датой официального опубликования постановления или распоряжения Правительства РФ считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий РФ.
Постановления Правительства РФ, за
исключением постановлений, содержащих
сведения, составляющие государственную
тайну, или сведения конфиденциального
характера, подлежат официальному опубликованию
не позднее 15 дней со дня их принятия,
а при необходимости
Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства РФ не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Распоряжения Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания.
Порядок подготовки, рассмотрения и
принятия актов Правительства
В целях обеспечения
Проекты по вопросам, отнесенным к сферам деятельности министерств и соответствующих иных федеральных органов исполнительной власти, до их внесения подлежат обязательному согласованию с федеральными министрами, руководителями иных федеральных органов исполнительной власти, а при необходимости — с другими государственными органами и иными организациями. После согласования проекты направляются на заключение в Министерство юстиции, а проекты актов, оказывающих влияние на доходы или расходы федерального и других бюджетов, — в Министерство финансов; проекты актов, регулирующих отношения субъектов предпринимательской деятельности, а также оказывающих влияние на макроэкономические показатели развития страны, — в Министерство экономического развития и торговли; проекты актов, затрагивающие полномочия субъектов Федерации, направляются в органы государственной власти субъектов.
Внесенные в Правительство с отступлением от установленных правил проекты подлежат возврату в установленном Регламентом порядке.
Акты Правительства
Так, Законом «О Правительстве Российской
Федерации» предусмотрено, что постановления
Правительства, за исключением постановлений,
содержащих сведения, составляющие государственную
тайну, или сведения конфиденциального
характера, подлежат официальному опубликованию
не позднее 15 дней со дня их принятия,
а при необходимости