Конституционный статус правительства РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 00:21, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи дипломной работы. Цель исследования состоит в том, чтобы на основе современной правовой науки, действующего законодательства и соответствующей практики комплексно проанализировать проблемы конституционно-правового регулирования исполнительной власти в России. В работе рассмотрены вопросы современного состояния исполнительной власти, структура и система, уточнены категориальный аппарат Правительства РФ, статус и ранг его членов.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере функционирования и реформирования исполнительной власти Российской Федерации, при взаимодействии различных уровней в рамках конституционно закрепленной модели разделения властей.

Содержание

Введение
Глава I. Исполнительная власть и место Правительства РФ в системе разделения властей
§1. Понятие исполнительной власти
§2. Органы исполнительной власти: понятие и система
§3. Место Правительства Российской Федерации в системе разделения властей
Глава II. Формирование и структура Правительства Российской Федерации. Распределение обязанностей и особенности правового статуса членов Правительства
§1. Формирование, структура Правительства РФ и распределение обязанностей в составе Правительства
§2. Должностные ограничения, связанные с пребыванием в составе Правительства Российской Федерации
1. Полномочия по руководству органами исполнительной власти
2. Полномочия в сфере разработки и исполнения законов
3. Полномочия в сферах внешней политики и обороны
4. Полномочия в сфере бюджетно-финансовой и хозяйственной деятельности
§2. Нормоустанавливающая деятельность и акты Правительства РФ
§3. Ответственность Правительства Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

Измененный.docx

— 110.22 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

Глава I. Исполнительная власть и место Правительства РФ в  системе разделения властей

§1. Понятие исполнительной власти

§2. Органы исполнительной власти: понятие и система

§3. Место Правительства  Российской Федерации в системе  разделения властей

Глава II. Формирование и структура  Правительства Российской Федерации. Распределение обязанностей и особенности  правового статуса членов Правительства

§1. Формирование, структура  Правительства РФ и распределение  обязанностей в составе Правительства

§2. Должностные ограничения, связанные с пребыванием в  составе Правительства Российской Федерации

1. Полномочия по руководству  органами исполнительной власти

2. Полномочия в сфере  разработки и исполнения законов

3. Полномочия в сферах  внешней политики и обороны

4. Полномочия в сфере  бюджетно-финансовой и хозяйственной  деятельности

§2. Нормоустанавливающая деятельность и акты Правительства РФ

§3. Ответственность Правительства  Российской Федерации

Заключение

Список использованных источников и литературы

 

Введение

Актуальность темы очевидна. В условиях преобразований, проводимых в России в политической, экономической и  социальной сферах, перестраивается и исполнительная власть, по-прежнему выполняющая огромный объем работы в сфере управления государственными делами.

Правительство является высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации, осуществляющим исполнительную власть в стране и  возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Правовую основу его деятельности составляют Конституция РФ, федеральные конституционные  законы, федеральные законы и нормативные  указы Президента РФ. Федеральный  конституционный закон «О Правительстве  Российской Федерации»[1] принят 17 декабря 1997 г.

В основе деятельности Правительства  РФ лежат верховенство Конституции  РФ, федеральных конституционных  законов и федеральных законов, народовластие, федерализм, функциональное разделение властей, ответственность, гласность, обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Состояние дел в сфере деятельности Правительства РФ освещается во всех средствах массовой информации: в  политических ток-шоу, на радио; ему  посвящено немало научных исследований. И все же, анализируя монографические  источники, можно прийти к выводу, что тема эта пока исследована  недостаточно.

Цель и задачи дипломной работы. Цель исследования состоит в том, чтобы на основе современной правовой науки, действующего законодательства и соответствующей практики комплексно проанализировать проблемы конституционно-правового  регулирования исполнительной власти в России. В работе рассмотрены  вопросы современного состояния  исполнительной власти, структура и  система, уточнены категориальный аппарат  Правительства РФ, статус и ранг его членов.

Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере функционирования и реформирования исполнительной власти Российской Федерации, при взаимодействии различных уровней  в рамках конституционно закрепленной модели разделения властей.

Предметом дипломного исследования является: совокупность юридических норм, закрепляющих конституционно-правовой статус Правительства  Российской Федерации, систему, структуру, правовое положение его членов, порядок  его организации и деятельности, действующее законодательство в  сфере исполнительной власти, практика его применения.

В дипломной работе нашли отражения  взгляды известных ученых-конституционалистов  и политологов, которые имеют  особое значение для рассмотрения вопроса  о формировании Правительства, а  также его значимости для демократического правового государства.

Работа состоит из трех глав.

В первой главе уделяется внимание сущности исполнительной власти, месту  Правительства РФ в ее системе.

Вторая глава посвящена  анализу состава и порядка  формирования Правительства, здесь  же будут рассмотрены ограничения, связанные с пребыванием в  составе Правительства.

В третьей главе рассмотрен вопрос о компетенции Правительства.

В работе использованы положения  Конституции Российской Федерации, иные нормативно-правовые акты, комментарии законодательства, учебная и монографическая литература, публикации в периодических изданиях.

 

 

 

Глава I. Исполнительная власть и место Правительства  РФ в системе разделения властей

 

§1. Понятие исполнительной власти

В России строится правовое государство, которое должно установить собой систему органов и институтов, обеспечивающих нормальное функционирование гражданского общества на основе права, защиту прав и свобод каждого гражданина, подъем экономики и духовный прогресс народа.

Сущность и структура  государственной власти юридически закрепляются в Конституции, конституционных  и текущих законах. Государственная  власть опирается на государственный  аппарат, материальные ресурсы, денежные средства, механизмы убеждения и  принуждения. При этом она должна обладать легитимностью и общественным признанием.

Согласно ст. 10 и 11 Конституции  РФ, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе принципа разделения властей — на законодательную, исполнительную и  судебную, а также разграничения  предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и органами государственной власти ее субъектов[2].

Функциями органов законодательной  власти являются: законодательная, то есть подготовка и принятие законов, и контрольная — в отношении  органов исполнительной власти в  тех пределах, которые установлены  Конституцией (ст. 101, 103, 114).

Органы судебной власти призваны в соответствии со ст. 118 Конституции  рассматривать конституционные, уголовные, гражданские и административные дела. Кроме того, судебная власть осуществляет контроль за законностью в деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц, представителей власти. Порядок реализации этой функции определен законом.

Что же касается исполнительной власти, то на эту ветвь государственной  власти возложена организационно-управленческая, исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая определенными органами государства и должностными лицами на основе и во исполнение законов  с целью обеспечения повседневного (текущего) функционирования государства  и его аппарата. Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти предоставлены Правительству Российской Федерации, федеральным министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц[3].

Деятельность указанных органов  по руководству хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством ранее называлась государственным  управлением.

После юридического закрепления разделения государственной власти на три ветви  — законодательную, исполнительную и судебную — вместо понятия «государственное управление» употребляется понятие  «исполнительная власть».

Наиболее целесообразным, на наш  взгляд, представляется подход к проблеме исполнительной власти с позиции  теории разделения властей, которую  можно понимать следующим образом. Источником суверенитета является народ, ему принадлежит (должна принадлежать) вся полнота власти. Народовластие  лишь в небольшом объеме осуществляется непосредственно с помощью институтов прямой демократии. В основном общие  дела пока решает государство, которое  народ создает, оплачивает и которому народ делегирует свою власть. Оно становится самой могущественной социальной организацией, распоряжающейся огромными ресурсами, опирающийся на мощный аппарат принуждения.

Исторический опыт учит, что сосредоточение государственной власти в одних  руках ведет к деспотизму, диктатуре, тоталитаризму, поэтому ее следует  разделить. Такое разделение необходимо, чтобы недостатки высших руководителей  не стали пороками всего государства, всей страны. Должны быть созданы достаточно самостоятельные и сильные подсистемы государственного аппарата: законодательная, исполнительная и судебная. Необходимо, чтобы эти власти сотрудничали, дополняли  друг друга, но при этом в определенной степени были независимы, имели возможность  контролировать, влиять одна на другую. Система сдержек и противовесов препятствует излишней концентрации власти, неправильному ее использованию, способствует установлению основанных на законе отношений  государства с гражданским обществом, с каждым человеком. В результате создаются условия для обеспечения  прав и законных интересов граждан, развития гражданского общества, становления  правового государства.

В России принцип разделения властей  впервые закреплен Конституцией РФ 1993 г., в ст. 10 которой сказано: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Поскольку исполнительная власть —  одна из властей, то при ее характеристике целесообразно выяснить сначала  место исполнительной власти в системе  властей, т.е. определить взаимоотношение  с другими властями.

Само название рассматриваемой власти — «исполнительная» говорит о том, что ее задача — исполнять предписания представительной власти в лице законов, указов и иных правовых актов.

Однако, когда эти взаимоотношения строятся на основе принципа разделения властей, не должно допускаться возможности поглощения одной власти другой, иначе говоря, не должно быть требования всевластия представительных органов в отношении других властей.

В этих целях определены следующие  основные организационно-правовые начала взаимоотношений законодательной  и исполнительной властей:

1)  каждая власть имеет точно определенную компетенцию без права той или иной власти вмешиваться в полномочия другой;

2)  приостанавливать и отменять акты исполнительной власти законодательная власть вправе только в случае противоречия их Конституции и закону; не допускается отмена актов исполнительной власти по мотивам их нецелесообразности;

3)  осуществляется взаимоконтроль представительной и исполнительной властей с той же, опять, целью, дабы одна власть не превысила своих полномочий в отношении другой;

4)  гарантией же названных взаимоотношений между властями служит власть судебная, которая уполномочена разрешать споры между ними на основе Конституции, — как в центре, так и на местах.

Такое положение исполнительной власти в системе властей определяется Конституцией и законодательством, когда структура центральной  власти базируется на принципе разделения властей в правовом государстве.

Исполнительная власть — вторичная  подзаконная ветвь государственной  власти, имеющая универсальный предметный и организующий характер, на которую  возложена организационно-управленческая, исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая определенными органами государства и должностными лицами, имеющими возможность, в случае необходимости, самостоятельно осуществлять физические, организационные и иные меры принуждения  в административном порядке на основе и во исполнение законов с целью  обеспечения повседневного (текущего) функционирования государства и  его аппарата.

Объясняя функциональную природу  деятельности исполнительной власти, мы тем самым раскрываем ее содержание.

В юридической литературе чаще всего  функция понимается в двух смыслах:

1.  Функция связывается с объектом административного воздействия (предметный подход). Соответственно различают такие функции исполнительной власти:

1)  Обеспечение безопасности личности, общества, государства:

–  обеспечение обороны;

–  обеспечение общественного порядка;

–  осуществление разведки и контрразведки;

–  обеспечение охраны государственной границы и др.

2)  Обеспечение развития экономики, осуществление административно-хозяйственной деятельности:

–  руководство промышленностью;

–  руководство транспортом;

–  руководство сельским хозяйством;

–  сбор налогов;

–  содействие развитию предпринимательства;

–  антимонопольная деятельность и др.

3)  Обеспечение реализации социальной политики государства:

–  организация образования;

–  организация здравоохранения;

–  организация научных исследований;

–  организация социальной защиты и др.

4)  Осуществление связей с другими государствами, с международными организациями (политических, экономических, культурных, научных, спортивных и т.д.).

2.  Функция понимается как один из общих способов организации административного воздействия исполнительной власти на подвластных (инструментальный подход). В литературе такие функции чаще всего называют общими функциями управления.

Информация о работе Конституционный статус правительства РФ