Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 00:21, курсовая работа
Цель и задачи дипломной работы. Цель исследования состоит в том, чтобы на основе современной правовой науки, действующего законодательства и соответствующей практики комплексно проанализировать проблемы конституционно-правового регулирования исполнительной власти в России. В работе рассмотрены вопросы современного состояния исполнительной власти, структура и система, уточнены категориальный аппарат Правительства РФ, статус и ранг его членов.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере функционирования и реформирования исполнительной власти Российской Федерации, при взаимодействии различных уровней в рамках конституционно закрепленной модели разделения властей.
Введение
Глава I. Исполнительная власть и место Правительства РФ в системе разделения властей
§1. Понятие исполнительной власти
§2. Органы исполнительной власти: понятие и система
§3. Место Правительства Российской Федерации в системе разделения властей
Глава II. Формирование и структура Правительства Российской Федерации. Распределение обязанностей и особенности правового статуса членов Правительства
§1. Формирование, структура Правительства РФ и распределение обязанностей в составе Правительства
§2. Должностные ограничения, связанные с пребыванием в составе Правительства Российской Федерации
1. Полномочия по руководству органами исполнительной власти
2. Полномочия в сфере разработки и исполнения законов
3. Полномочия в сферах внешней политики и обороны
4. Полномочия в сфере бюджетно-финансовой и хозяйственной деятельности
§2. Нормоустанавливающая деятельность и акты Правительства РФ
§3. Ответственность Правительства Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников и литературы
Содержание
Введение
Глава I. Исполнительная власть и место Правительства РФ в системе разделения властей
§1. Понятие исполнительной власти
§2. Органы исполнительной власти: понятие и система
§3. Место Правительства Российской Федерации в системе разделения властей
Глава II. Формирование и структура Правительства Российской Федерации. Распределение обязанностей и особенности правового статуса членов Правительства
§1. Формирование, структура Правительства РФ и распределение обязанностей в составе Правительства
§2. Должностные ограничения,
связанные с пребыванием в
составе Правительства
1. Полномочия по руководству органами исполнительной власти
2. Полномочия в сфере
разработки и исполнения
3. Полномочия в сферах внешней политики и обороны
4. Полномочия в сфере
бюджетно-финансовой и
§2. Нормоустанавливающая деятельность и акты Правительства РФ
§3. Ответственность Правительства Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
Актуальность темы очевидна. В условиях преобразований, проводимых в России в политической, экономической и социальной сферах, перестраивается и исполнительная власть, по-прежнему выполняющая огромный объем работы в сфере управления государственными делами.
Правительство является высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации, осуществляющим исполнительную власть в стране и возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Правовую основу его деятельности составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и нормативные указы Президента РФ. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации»[1] принят 17 декабря 1997 г.
В основе деятельности Правительства РФ лежат верховенство Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, народовластие, федерализм, функциональное разделение властей, ответственность, гласность, обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
Состояние дел в сфере деятельности Правительства РФ освещается во всех средствах массовой информации: в политических ток-шоу, на радио; ему посвящено немало научных исследований. И все же, анализируя монографические источники, можно прийти к выводу, что тема эта пока исследована недостаточно.
Цель и задачи дипломной работы. Цель исследования состоит в том, чтобы на основе современной правовой науки, действующего законодательства и соответствующей практики комплексно проанализировать проблемы конституционно-правового регулирования исполнительной власти в России. В работе рассмотрены вопросы современного состояния исполнительной власти, структура и система, уточнены категориальный аппарат Правительства РФ, статус и ранг его членов.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере функционирования и реформирования исполнительной власти Российской Федерации, при взаимодействии различных уровней в рамках конституционно закрепленной модели разделения властей.
Предметом дипломного исследования является:
совокупность юридических норм, закрепляющих
конституционно-правовой статус Правительства
Российской Федерации, систему, структуру,
правовое положение его членов, порядок
его организации и
В дипломной работе нашли отражения
взгляды известных ученых-
Работа состоит из трех глав.
В первой главе уделяется внимание сущности исполнительной власти, месту Правительства РФ в ее системе.
Вторая глава посвящена анализу состава и порядка формирования Правительства, здесь же будут рассмотрены ограничения, связанные с пребыванием в составе Правительства.
В третьей главе рассмотрен вопрос о компетенции Правительства.
В работе использованы положения Конституции Российской Федерации, иные нормативно-правовые акты, комментарии законодательства, учебная и монографическая литература, публикации в периодических изданиях.
Глава I. Исполнительная власть и место Правительства РФ в системе разделения властей
§1. Понятие исполнительной власти
В России строится правовое
государство, которое должно установить
собой систему органов и
Сущность и структура государственной власти юридически закрепляются в Конституции, конституционных и текущих законах. Государственная власть опирается на государственный аппарат, материальные ресурсы, денежные средства, механизмы убеждения и принуждения. При этом она должна обладать легитимностью и общественным признанием.
Согласно ст. 10 и 11 Конституции РФ, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе принципа разделения властей — на законодательную, исполнительную и судебную, а также разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и органами государственной власти ее субъектов[2].
Функциями органов законодательной власти являются: законодательная, то есть подготовка и принятие законов, и контрольная — в отношении органов исполнительной власти в тех пределах, которые установлены Конституцией (ст. 101, 103, 114).
Органы судебной власти призваны в соответствии со ст. 118 Конституции рассматривать конституционные, уголовные, гражданские и административные дела. Кроме того, судебная власть осуществляет контроль за законностью в деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц, представителей власти. Порядок реализации этой функции определен законом.
Что же касается исполнительной власти,
то на эту ветвь государственной
власти возложена организационно-
Деятельность указанных
После юридического закрепления разделения
государственной власти на три ветви
— законодательную, исполнительную
и судебную — вместо понятия «государственное
управление» употребляется
Наиболее целесообразным, на наш
взгляд, представляется подход к проблеме
исполнительной власти с позиции
теории разделения властей, которую
можно понимать следующим образом.
Источником суверенитета является народ,
ему принадлежит (должна принадлежать)
вся полнота власти. Народовластие
лишь в небольшом объеме осуществляется
непосредственно с помощью
Исторический опыт учит, что сосредоточение
государственной власти в одних
руках ведет к деспотизму, диктатуре,
тоталитаризму, поэтому ее следует
разделить. Такое разделение необходимо,
чтобы недостатки высших руководителей
не стали пороками всего государства,
всей страны. Должны быть созданы достаточно
самостоятельные и сильные
В России принцип разделения властей впервые закреплен Конституцией РФ 1993 г., в ст. 10 которой сказано: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».
Поскольку исполнительная власть — одна из властей, то при ее характеристике целесообразно выяснить сначала место исполнительной власти в системе властей, т.е. определить взаимоотношение с другими властями.
Само название рассматриваемой власти — «исполнительная» говорит о том, что ее задача — исполнять предписания представительной власти в лице законов, указов и иных правовых актов.
Однако, когда эти взаимоотношения строятся на основе принципа разделения властей, не должно допускаться возможности поглощения одной власти другой, иначе говоря, не должно быть требования всевластия представительных органов в отношении других властей.
В этих целях определены следующие
основные организационно-правовые начала
взаимоотношений
1) каждая власть имеет точно определенную компетенцию без права той или иной власти вмешиваться в полномочия другой;
2) приостанавливать и отменять акты исполнительной власти законодательная власть вправе только в случае противоречия их Конституции и закону; не допускается отмена актов исполнительной власти по мотивам их нецелесообразности;
3) осуществляется взаимоконтроль представительной и исполнительной властей с той же, опять, целью, дабы одна власть не превысила своих полномочий в отношении другой;
4) гарантией же названных взаимоотношений между властями служит власть судебная, которая уполномочена разрешать споры между ними на основе Конституции, — как в центре, так и на местах.
Такое положение исполнительной власти в системе властей определяется Конституцией и законодательством, когда структура центральной власти базируется на принципе разделения властей в правовом государстве.
Исполнительная власть — вторичная
подзаконная ветвь
Объясняя функциональную природу деятельности исполнительной власти, мы тем самым раскрываем ее содержание.
В юридической литературе чаще всего функция понимается в двух смыслах:
1. Функция связывается с объектом административного воздействия (предметный подход). Соответственно различают такие функции исполнительной власти:
1) Обеспечение безопасности личности, общества, государства:
– обеспечение обороны;
– обеспечение общественного порядка;
– осуществление разведки и контрразведки;
– обеспечение охраны государственной границы и др.
2) Обеспечение развития экономики, осуществление административно-хозяйственной деятельности:
– руководство промышленностью;
– руководство транспортом;
– руководство сельским хозяйством;
– сбор налогов;
– содействие развитию предпринимательства;
– антимонопольная деятельность и др.
3) Обеспечение реализации социальной политики государства:
– организация образования;
– организация здравоохранения;
– организация научных исследований;
– организация социальной защиты и др.
4) Осуществление связей с другими государствами, с международными организациями (политических, экономических, культурных, научных, спортивных и т.д.).
2. Функция понимается как один из общих способов организации административного воздействия исполнительной власти на подвластных (инструментальный подход). В литературе такие функции чаще всего называют общими функциями управления.