y">
Приведем
пример из практики: «Акционерное общество
предъявило к индивидуальному предпринимателю
иск о взыскании долга по договору
займа и об обращении взыскания
на здание и земельный участок, которые
были заложены им в обеспечение исполнения
своих обязательств по договору займа.
При этом акционерное общество ссылалось
на то, что право требовать от предпринимателя
возврата долга было уступлено ему обществом
с ограниченной ответственностью (первоначальным
кредитором по договору займа) на основании
заключенного между ними в простой письменной
форме соглашения об уступке права. Поскольку
соглашением об уступке не было предусмотрено
иное, то в соответствии с абзацем первым
пункта 3 статьи 47 Закона об ипотеке к акционерному
обществу как цессионарию по основному
обязательству перешли и права по договору
об ипотеке, принадлежащих индивидуальному
предпринимателю здания и земельного
участка, который был заключен между ним
и обществом с ограниченной ответственностью.
Арбитражный
суд удовлетворил иск акционерного общества
о взыскании с индивидуального предпринимателя
долга по договору займа и отказал в удовлетворении
требования об обращении взыскания на
здание и земельный участок, заложенные
предпринимателем в обеспечение исполнения
им своих обязательств по договору займа.
Суд указал, что при уступке прав по основному
обязательству, исполнение которого обеспечено
договором об ипотеке, к цессионарию переходят
и права по договору об ипотеке. Как предусмотрено
абзацем вторым пункта 3 статьи 47 Закона
об ипотеке, уступка прав по обеспеченному
ипотекой обязательству (основному обязательству)
в соответствии с пунктом 1 статьи 389 ГК
РФ должна быть совершена в той форме,
что и договор, из которого это обязательство
возникло. Так как договор займа был заключен
в простой письменной форме, уступка требования,
вытекающего из этого договора, хотя бы
она и влекла уступку права по договору
ипотеки, заключенному в нотариальной
форме, должна была быть совершена в этой
же форме.
Вместе
с тем в соответствии с пунктом
2 статьи 389 ГК РФ уступка требования по
сделке, требующей государственной регистрации,
должна быть зарегистрирована в порядке,
установленном для регистрации этой сделки,
если иное не установлено законом. Следовательно,
переход требования по договору ипотеки
в результате уступки требования по основному
обязательству подлежал государственной
регистрации. Истец как новый залогодержатель,
к которому права по договору об ипотеке
переходят не в порядке уступки права
требования, а по иным основаниям, установленным
законом, вправе в любой момент потребовать
от учреждения юстиции внесения изменений
в регистрационную запись на основании
одного лишь своего собственного заявления.
Поскольку
такая государственная регистрация
к моменту вынесения судом решения
еще не была произведена, то в отличие
от прав по договору займа права по договору
об ипотеке, обеспечивающему исполнение
обязательства по возврату займа, к истцу
еще не перешли».
План
земельного участка должен быть удостоверен
органом, ответственным за проведение
кадастровых работ, а планы другого недвижимого
имущества - соответствующим органом учета
объектов недвижимого имущества.
В случае если отсутствуют
или не закончены работы по
кадастровому учету земельного
участка (отсутствует кадастровый
номер, не установлены границы, не определено
местоположение объектов недвижимости
и коммуникаций на участке), государственная
регистрация прав осуществляется при
наличии плана участка, составленного
на основании данных, имеющихся на момент
государственной регистрации прав в органе
кадастрового учета, в том числе натурного
описания границ. До присвоения объекту
недвижимого имущества кадастрового номера
может использоваться условный номер,
позволяющий однозначно идентифицировать
указанный объект. Уточненные границы
и площадь земельного участка могут быть
внесены в Единый государственный реестр
прав без повторной регистрации при наличии
согласия в письменной форме правообладателя
(правообладателей).
В качестве доказательств уплаты
регистрационных сборов могут представляться
платежные документы (платежные поручения,
квитанции к приходным ордерам и т.д.),
на которых должно быть указано назначение
платежа.
Государственной регистрации подлежит
также ипотека в силу закона.
Осуществляется она безвозмездно
и без представления отдельного
заявления. Регистрируется она одновременно
с государственной регистрацией права
собственности лица, чьи права обременяются
ипотекой. Так, при государственной регистрации
права собственности, возникшего в результате
заключения договора ренты (п. 1 ст. 587 ГК
РФ), будет также зарегистрирована ипотека
заложенного недвижимого имущества.
В п. 3 анализируется ситуация, когда
помимо заключения договора ипотеки
выдается также закладная. В
таких случаях кроме вышеуказанных
документов должны представляться
закладная и ее копия, документы, названные
в закладной в качестве приложений, и их
копии.
Залогодержатель в ипотечном
обязательстве может смениться
вследствие того, что будет заменен
кредитор в основном обязательстве
в результате уступки требования.
Под уступкой требования понимается соглашение
между кредитором обязательства и третьим
лицом о передаче последнему права требования
к должнику. Согласия должника на уступку
требования не требуется, однако должник
должен быть письменно уведомлен о переходе
прав кредитора к новому лицу. Право первоначального
кредитора переходит к новому кредитору
в том же объеме и на тех же условиях, которые
существовали к моменту перехода права,
однако не могут переходить права, неразрывно
связанные с личностью кредитора (требования
об алиментах и о возмещении вреда, причиненного
жизни или здоровью). Уступка требования,
основанного на сделке, совершенной в
простой письменной или в нотариальной
форме, должна быть совершена в соответствующей
письменной форме. Если уступается требование
по сделке, требующей государственной
регистрации, такая уступка должна быть
зарегистрирована в порядке, установленном
для данной сделки. В Законе об ипотеке
подчеркивается необходимость подачи
совместного заявления бывшего и нового
залогодержателей, для того чтобы зарегистрировать
смену залогодержателя, и перечисляется
перечень документов, необходимых для
того чтобы осуществить такую регистрацию.
Пункт 5 ограничил одним месяцем
срок, в течение которого должна
быть произведена государственная
регистрация ипотеки. Он исчисляется со
дня поступления необходимых для регистрации
ипотеки документов в орган, осуществляющий
государственную регистрацию.
В п. 6 рассматривается процедура
государственной регистрации ипотеки
и фиксируется порядок установления
даты такой регистрации. Процедура
государственной регистрации сводится
к тому, что в Едином государственном
реестре прав на недвижимое
имущество совершается соответствующая
регистрационная запись. День, когда такая
запись была совершена, и считается датой
государственной регистрации. Государственная
регистрация осуществляется с учетом
очередности поступления необходимых
для этого документов. Для третьих лиц
ипотека считается возникшей с момента
государственной регистрации ипотеки.
Что касается залогодателя и залогодержателя,
то ипотека считается возникшей с момента
государственной регистрации самого договора
ипотеки, хотя на практике эти моменты
обычно совпадают.
Пункт 1 ст. 21 Закона не содержит
определенного правила, а отсылает
к Закону о государственной
регистрации прав, имеющему специальную
ст. 20 «Основания для отказа в государственной
регистрации прав». В соответствии с ней
(п. 1) в государственной регистрации прав
может быть отказано в случаях, если:
1) право на объект недвижимого
имущества, о государственной
регистрации которого просит
заявитель, не является правом,
подлежащим государственной регистрации
прав в соответствии с настоящим
Федеральным законом;
2) с заявлением о государственной
регистрации прав обратилось
ненадлежащее лицо;
3) документы, представленные на
государственную регистрацию прав,
по форме или содержанию не
соответствуют требованиям действующего
законодательства;
4) акт государственного органа или
акт органа местного самоуправления о
предоставлении прав на недвижимое имущество
признан недействительным с момента его
издания в соответствии с законодательством,
действовавшим в месте его издания на
момент издания;
5) лицо, выдавшее правоустанавливающий
документ, не уполномочено распоряжаться
правом на данный объект недвижимого имущества;
6) лицо, которое имеет права, ограниченные
определенными условиями, составило
документ без указания этих
условий;
7) правоустанавливающий документ об
объекте недвижимого имущества свидетельствует
об отсутствии у заявителя прав на данный
объект недвижимого имущества.
О причинах отказа, если такое
решение состоялось, заявителю сообщается
в письменной форме в срок
не более пяти дней после
окончания срока, установленного для рассмотрения
заявления. Копия указанного сообщения
учреждением юстиции помещается в дело
правоустанавливающих документов (п. 3
ст. 20 Закона о государственной регистрации
прав).
Закон о государственной регистрации
прав (ч. 2 п. 3 ст. 20) детализирует общие
нормы о судебной защите гражданских прав
(ст. 11 ГК РФ) применительно к случаю отказа
в государственной регистрации прав. В
нем также конкретизируются случаи, при
возникновении которых может быть отказано
в государственной регистрации ипотеки
(п. 2 ст. 29). Указанные случаи могут иметь
место при следующих условиях:
1) если ипотека указанного в
договоре недвижимого имущества
не допускается в соответствии
с законодательством Российской
Федерации (ограничения по имуществу,
которое не может быть предметом ипотеки,
приведены в ст. 5 Закона об ипотеке);
2) если содержание договора об
ипотеке или прилагаемых к
нему необходимых документов
не соответствует требованиям
государственной регистрации прав
на недвижимое имущество и
сделок с ним (требования к документам,
представляемым на государственную регистрацию
прав, изложены в ст. 18 Закона о государственной
регистрации прав).
Введенное понятие «отложение государственной
регистрации ипотеки» и связанные с ним
основания об отложении государственной
регистрации (п. 2 ст. 21 Закона) имеют существенное
отличие от понятия «приостановление
государственной регистрации прав», содержащегося
в ст. 19 Закона о государственной регистрации
прав.
Приостановление государственной
регистрации прав происходят в случаях:
а) когда регистратор прав в
течение месяца обязан принять
необходимые меры по получению
дополнительных сведений при
возникновении у него сомнений
в наличии оснований для государственной
регистрации прав (п. 1);
б) при направлении представленных
документов на подтверждение их подлинности.
Государственная регистрация прав может
быть приостановлена не более чем на месяц,
не считая срока «в течение месяца», указанного
в п. 1. В итоге суммарный срок приостановления
регистрации ипотеки по данному основанию
может достигать двух месяцев (п. 2);
в) на основании заявления в
письменной форме (с указанием
причин и срока, необходимого
для такого приостановления) правообладателя
или уполномоченного им на
то лица при наличии у него
надлежаще оформленной доверенности.
Государственная регистрация прав может
быть приостановлена не более чем на три
месяца, при этом подача указанного заявления
прерывает течение срока, установленного
п. 1, а срок, истекший до подачи названного
заявления, не засчитывается в новый срок
(п. 3);
г) на основании определения
или решения суда, в порядке,
установленном законодательством.
Из смысла вышеназванных норм
ст. 19 Закона о государственной
регистрации прав следует, что
приостановление государственной
регистрации прав (в том числе
и ипотеки) возможно на один месяц, на два
месяца и даже на пять месяцев. Таким образом,
регистрация ипотеки может растянуться
на многие месяцы и поэтому вполне возможно,
что у одной из сторон обоснованно пропадет
интерес к сделке (например, залогодатель
нашел более выгодные условия по ипотечному
жилищному кредитованию) и она может отказаться
от ее осуществления без каких-либо особенно
неблагоприятных для себя последствий,
так как все это время договор об ипотеке
считается не законным, поскольку вступает
в силу с момента его государственной
регистрации (см. п. 2 ст. 10 Закона об ипотеке).
Подобное положение дел с государственной
регистрацией прав способно серьезно
затруднить рыночный оборот недвижимости
в целом и становление ипотеки в частности.
В Законе «Об ипотеке» и в Законе о государственной
регистрации прав по-разному изложена
информативная обязанность регистратора
прав в случае принятия им решения соответственно
«об отложении государственной регистрации
ипотеки» и «о приостановлении государственной
регистрации прав».
По Закону (п. 3 ст. 21) орган, осуществляющий
государственную регистрацию ипотеки,
принимая решение об ее отложении,
запрашивает необходимые документы
или требует устранения выявленных
несоответствий. При этом нет
указаний на то, в течение какого
времени регистрирующий орган должен
выполнить названную обязанность. Вместе
с тем данный орган наделен полномочиями
отказать в государственной регистрации
ипотеки при невыполнении его требований
в установленный срок.