Теоретической основой исследования
явились работы по гражданскому, информационному,
гражданскому процессуальному, арбитражному
процессуальному праву. По проблеме
диссертационного исследования были изучены
и обобщены материалы научно-практических
и научно-теоретических конференций,
периодической научной печати.
Эмпирическая база исследования
включает обзоры судебной практики Президиума
Высшего Арбитражного Суда РФ, постановления
и определения Президиума Высшего
Арбитражного Суда РФ по частным делам,
опубликованные и неопубликованные
судебные акты ряда федеральных арбитражных
судов, апелляционных арбитражных
судов, арбитражных судов субъектов
Российской Федерации, а также судов
общей юрисдикции, принятые по результатам
рассмотрения гражданско-правовых нарушений
в результате неправомерных действий
в сети Интернет.
Научная новизна исследования
заключается в том, что в работе
проведено нетрадиционное комплексное
монографическое исследование проблем,
возникающих в процессе заключения
гражданско-правовых сделок в сети
Интернет на основе действующего законодательства
и судебной практики.
Новизна диссертации находит
свое непосредственное выражение в
следующих положениях, выносимых
автором на защиту:
1) Доказывается, что бурное
развитие сети Интернет поставило
перед правовой наукой необходимость
формирования специальной правовой
отрасли, предметом регулирования
которой являлась бы совокупность
общественных отношений, возникающих
и формирующихся в Интернете.
Практика показывает, что для
эффективного регулирования отношений,
возникающих и реализующихся с применением
сети Интернет имеющиеся юридические
механизмы, не всегда подходят в силу ряда
особенностей.
В России не существует отдельной
отрасли законодательства, регулирующей
отношения в Интернет. Кроме того,
нельзя назвать обширной существующую
судебную практику, складывающуюся в
связи с использованием сети Интернет,
является низкой правоприменительная
активность органов государственной
власти и органов местного самоуправления
в указанной сфере. При этом в
значительной степени можно говорить
об отсутствии эффективно действующей
нормативной базы в данной области,
несмотря на наличие общих норм конституционного
и гражданского права и некоторого
числа других законодательных актов.
Причинами этого являются недостаточная
теоретическая проработка отдельных
фундаментальных нормативных положений.
2)Аргументируется, что
проведенный анализ действующего
законодательства Российской Федерации
показывает, что вопросы правового
регулирования, связанные с функционированием
и развитием системы Интернет
в России, образуют обширную нормативную
базу, включающую только на федеральном
уровне более пятидесяти федеральных
законов, не говоря уже о
многочисленных нормативных правовых
актах Президента РФ и Правительства
РФ. Спектр этих законодательных
актов исключительно широк, и
их толкование с позиций специфики
правоотношений, возникающих при
использовании современных информационных
технологий, затруднительно, тем более,
что при разработке этих законов в них
не предусматривались соответствующие
технические возможности.
3) Говоря о гражданско-правовой
защите сделок, совершаемых с
использованием Интернета, можно
прийти к выводу о том, что
данная сфера общественных отношений
находится на начальном этапе
своего развития, что выражается
в наличии следующих нерешенных
проблем:
- отсутствует единая нормативная
база по регулированию вопросов
заключения сделок через Интернет;
- отсутствуют достаточные
правовые гарантии прав и интересов
участников экономической деятельности
в сети Интернет;
- осуществление расчетов
в Интернете затруднено из-за
отсутствия необходимой нормативной
базы в отношении соответствующих
платежных средств;
- сложности в нормативно-правовом
регулировании сделок с контрагентами,
находящимися на территории другого
государства, в том числе принудительного
осуществления вытекающих из
этих сделок обязанностей, вызванные,
в частности, тем существующее в настоящее
время регулирование внешнеторговой деятельности
и законодательство о таможенном и валютном
контроле не приспособлено к нуждам и
возможностям осуществления хозяйственной
деятельности в сети Интернет;
- в действующем законодательстве
недостаточно полно урегулированы
вопросы защиты прав потребителей
в сделках, заключаемых в Интернете.
4) Обосновывается, что одной
из особенностью сделок, заключаемых
в сети Интернет, является то,
что при заключении таких сделок
контрагентами используются новые,
ранее неизвестные науке гражданского
права способы идентификации
(установления личности) контрагентов:
регистрация учетной записи на
сервере, обмен письмами электронной
почты и сообщениями служб
мгновенного обмена сообщениями,
использование электронной цифровой
подписи, а также комплексная
идентификация (использование нескольких
способов идентификации одновременно).
Субъектами договорных отношений, возникающих
в сети Интернет, могут быть все субъекты
гражданского права (физические и юридические
лица, публично-правовые образования),
особых требований к ним с правовой точки
зрения не предъявляется, а действуют
общие положения, определяющие их правоспособность
и дееспособность. При этом, хотя фактически
участие в таких договорных отношениях,
как правило, требует использования тех
или иных технических и программных средств,
данное условие не является обязательным
и не ограничивает субъектный состав исследуемых
отношений. При этом имеются существенные
особенности идентификации субъектов
указанных договорных отношений.
5) Аргументируется, что
одной из основных причин совершения
гражданско-правовых нарушений в
результате неправомерных действий
с использованием сети Интернет
является анонимность (или возможность
участия под псевдонимом) участников
сделок при совершении сделок
в Интернете. В связи с этим мы не
поддерживаем высказанную в современной
юридической литературе точку зрения,
согласно которой «сделки, совершаемые
анонимно или под псевдонимом должны признаваться
правомерными в тех случаях, когда они
исполняются в момент их совершения, если
при этом не требуется их нотариальное
удостоверение, государственная регистрация
или постановка на учет приобретенной
вещи… необходимость легализации указанных
сделок существует в связи с широким их
распространением, в том числе, в договорных
отношениях, осложненных электронным
элементом, и нормативное закрепление
предлагаемого правила снимет неопределенность
в данной сфере и заполнит пробел в правовом
регулировании».
6) Доказывается, что с целью
предотвращения возможности совершения
гражданско-правовых нарушений в
сети Интернет, и учитывая объективные
трудности определения местонахождения
субъекта хозяйственной деятельности,
в качестве критерия внешнеэкономической
сделки нам на основе проведенного анализа
доклада Рабочей группы по электронной
торговле Комиссии ООН по праву международной
торговли (ЮНСИТРАЛ) представляется целесообразным
использовать субсидиарный критерий «государственной
принадлежности» сторон, определяемый
по месту регистрации устава предприятия
или нахождения исполнительного органа
ввиду отсутствия возможности четкого
установления местонахождения коммерческого
предприятия. При этом субсидиарное применение
данного критерия должно быть в том случае,
когда имеется объективная трудность
установления местонахождения коммерческих
предприятий сторон по договору.
7) Утверждается, что среди
правовых препятствий, стоящих
на пути развития электронной
торговли в России следует
назвать неразвитость, фрагментарность
и противоречивость законодательства,
регулирующего электронную торговлю.
Кроме того, таким препятствием
является отсутствие четких гарантий
правового признания электронных
сделок. «Электронные» договорные
конструкции могут не быть
признаны юридически значимыми
в случае судебного разбирательства,
учитывая разную степень осведомленности
об электронных сделках судов
общей юрисдикции и арбитражных
судов. В отечественном законодательстве
сохраняются предписания об использовании
традиционных бумажных документов,
подписанных собственноручной подписью.
Ряд сделок в силу требований
гражданского законодательства
следует заключать посредством
составления традиционного письменного
документа на бумаге, отражающего
содержание сделки и заверенного
собственноручной подписью, поскольку
в противном случае возможно
признание сделки недействительной
и применение последствий недействительности
сделки. Не все электронные сообщения
или документы, подписанные при
помощи ЭЦП, могут однозначно
восприниматься судом как необходимые
письменные доказательства.
8) Доказывается, что остается
открытым вопрос о том, могут
ли совершаться в электронном
виде и заверяться при помощи
электронной подписи сделки, требующие
нотариального удостоверения или
государственной регистрации. Необходимо
определить права, обязанности,
ответственность и условия освобождения
от ответственности третьих лиц,
так называемых информационных
посредников между составителями
и адресатами электронных документов
или сообщений. Указанные лица,
не будучи сторонами электронной
сделки, тем, не менее, могут
оказать влияние на ее результат.
Действующее российское законодательство
имеет основополагающую базу
для регулирования коммерческой
деятельности, осуществляемой в
сети Интернет. Однако потребность
в дальнейшем развитии и совершенствовании
специального правового регулирования
данной сферы путем модификации и корректировки
действующих нормативных правовых актов
становится актуальной, поскольку отечественное
законодательство, в целом хоть и не препятствует
использованию инструментов электронной
торговли, но при этом не содержит специальных
нормативных положений, которые бы с достаточной
определенностью разрешали возникающие
специфические вопросы.
9) Представляется, что
существующий регулирующий режим
в сфере эмиссии и оборота
электронных денег должен основываться
на четкой денежной концепции
(в рамках новой денежной теории),
разработка которой возможна
лишь при условии переосмысления
интерпретации денег, которые
более не являются товаром,
наделенным специфическими функциями,
а являются требованием на
товары, выпускаемым в соответствие
с определенными эмиссионными
протоколами, которые определяют
их функции. Исследование особенностей
этих протоколов, выявление связи между
различными эмиссионными системами, денежным
обращением и товарным производством,
является ключом к пониманию специфики
электронных денег и разработке четкого
режима регулирования деятельности в
этой сфере.
10) Утверждается, что повсеместное
внедрение электронных методов
подписания и удостоверения подлинности
(в частности, электронной цифровой
подписи) может стать шагом,
способствующим сокращению объемов
коммерческой документации и
связанных с ней издержек в
практике хозяйственной деятельности.
11) Аргументируется, что
при разработке законопроекта
«Об электронных деньгах» законодателю
следует провести четкое законодательное
разграничение между открытыми
и закрытыми системами электронных
платежей. Там, где сумма на
счете может использоваться только
для приобретения товаров или
услуг, предлагаемых эмитентом
или тесно связанными с ним
структурами, имеет место закрытая
система. В этом случае допустимо
избегать жестких законодательных
предписаний в отношения сторон
(за исключением установления
лимита по операциям и балансу
счета). Для открытых систем, когда
виртуальный счет может использоваться
как практически полный эквивалент
текущего счета, необходимо ввести
в отношении эмитента минимальные
лимиты достаточности капитала
и ликвидности, разумные требования
к инвестированию денежных активов,
и, возможно, ограничить операции.
Этот подход оставляет простор
для инноваций, позволяет сохранить
гибкость, выверить степень жесткости
и качество регулирования в
соответствии с масштабом деятельности
небанковских организаций-эмитентов,
отставляя пространство для маневра
по мере развития рынка и
накопления опыта в случае
появления новых рисков или
возрастания старых. При этом
важно провести четкие правовые
границы между розничными платежами,
электронными деньгами и другими
предоплаченными инструментами
и банковскими депозитами. Однозначное
определение этих концепций позволит
органам регулирования ввести
различный (и соразмерный) режим
регулирования, учитывающий уровень
и типы рисков (для потребителей
и финансовой системы), которые
присущи соответствующим видам
услуг. Следует создать правовую
категорию для электронных денег,
которая при определенных условиях
допускала бы небанковские организации
в число эмитентов. Соразмерный
правовой режим нужно разработать
с учетом комбинации максимально
разрешенных лимитов операций, оборота
и баланса, обеспечения ликвидности
и платежеспособности.
Теоретическая и практическая
значимость исследования заключается
в том, что содержащиеся в диссертации
выводы и положения могут быть
использованы:
- в практической деятельности
сотрудников правоохранительных
и судебных органов;
- в учебном процессе
по дисциплине «Гражданское право»;
- в практической деятельности
при планировании и разработке
мероприятий, направленных на
предупреждение гражданско-правовых
нарушений в сети Интернет.
Апробация и внедрение
результатов исследования. Основные
положения, выводы и рекомендации диссертационного
исследования были изложены в опубликованных
статьях, три из которых опубликованы
в рецензируемых научных журналах,
входящих в перечень, определенный
Высшей аттестационной комиссией. Результаты
диссертационного исследования используются
в учебном процессе по учебной
дисциплине «Гражданское право», а
также докладывались на всероссийских,
межрегиональных и иных научных
конференциях: 12 межвузовская научно-практическая
конференция Адыгейского филиала
Московской открытой социальной академии
г.Майкоп, 13 межвузовская конференция
«Человек, государство, общество: традиционные
проблемы и новые аспекты» г.Владикавказ.
Результаты исследования были отражены
в восьми опубликованных работах автора.
Структура диссертации отвечает
целям и задачам исследования.
Диссертация состоит из введения,
трех глав, объединяющих девять параграфов,
заключения и библиографического списка
используемых источников.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении дано обоснование
актуальности темы, определены предмет,
цель, задачи исследования, его научная
новизна и практическая значимость.
Охарактеризована степень изученности
раскрываемых проблем в научной
литературе. Излагается методика проведения
исследования и основные практические
его выводы и результаты, дается
обзор источников, которыми пользовался
диссертант, включая научную литературу
по теме исследования.
Первая глава «Проблемы
выявления гражданско-правовых нарушений
в результате неправомерных действий
с использованием глобальной информационной
сети интернет» носит теоретический
характер и посвящена анализу
современного состояния, технических
возможностей и перспектив развития сети
Интернет, гражданско-правовых нарушений
в результате неправомерных действий
с использованием сети Интернет, а также
исследованию отечественного и зарубежного
опыта выявления и предупреждения гражданско-правовых
нарушений в сети Интернет.
В первом параграфе первой
главы «Современное состояние, технические
возможности и перспективы развития
сети Интернет» раскрывается сущность
сети Интернет, перспективы ее развития
и технические возможности. Автором
отмечается, что специфические особенности
сети Интернет влекут за собой определенные
последствия при формулировании
правил в отношении любого (в том
числе, правового) аспекта функционирования
Сети. Например, в связи с тем, что в
законодательстве Российской Федерации
в настоящее время отсутствуют нормы,
регулирующие эмиссию и обращение на территории
Российской Федерации «электронных денег»
(электронных платежных средств), решением
Комитета по финансовому рынку Государственной
Думы Федерального Собрания РФ пятого
созыва от 22.06.2009г. №71/12.2 «О создании рабочей
группы по разработке проекта федерального
закона «Об электронных деньгах» создана
рабочая группа по разработке указанного
законопроекта в составе депутатов Государственной
Думы, членов Совета Федерации, представителей
федеральных органов исполнительной власти
и Центрального банка Российской Федерации,
Правового управления Аппарата Государственной
Думы, а также иных органов и организаций
в качестве экспертов. Результаты работы
данной рабочей группы пока неизвестны.