Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2011 в 03:02, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение как выявление важнейших теоретических аспектов в данной области, так и рассмотрение практического применения норм права в данной области. Особенности, которые отличают договор строительного подряда, а также большой массив и динамичное изменение законодательства, регулирующего отношения в сфере строительства, в том числе в части самого понятия договора строительного подряда, повышают актуальность исследований по этой теме.
Введение………………………………………………………………………. 3
1. Договор строительного подряда: понятие и содержание………………. 5
1.1. Определение понятий: договор, строительный подряд……………. 5
1.2. Договор подряда как специфическая форма договорных
отношений……………………………………………………………. 7
1.3 Понятие и элементы договора строительного подряда……………… 13
2. Правовое регулирование, порядок заключения, изменения и
расторжения договора строительного подряда………………………….. 23
2.1. Предпосылки заключения договора строительного подряда………. 23
2.2. Порядок заключения, изменения и расторжения договора
строительного подряда………………………………………………… 36
3. Ответственность сторон по договору строительного подряда………… 38
Заключение…………………………………………………………………… 43
Список использованных источников……………………………………….. 45
− нарушения сроков поставки конструкций, материалов, изделий, оборудования, инвентаря;
- приостановления строительства объекта по обстоятельствам, не зависящим от подрядчика.
Срок продлевается по соглашению сторон с учетом продолжительности действия обстоятельств, препятствующих исполнению обязательств по договору подряда [8, с.81-84].
Сторона о возникновении приведенных выше обстоятельств в недельный срок обязана уведомить другую сторону в письменной форме и подготовить предложения по изменению условий договора подряда в порядке, предусмотренном п. 15 Правил № 1450.
Нарушение
подрядчиком установленных
Кроме того, согласно пп. 56.1 Правил № 1450 неоднократное нарушение подрядчиком сроков выполнения строительных работ, предусмотренных договором подряда, является основанием для досрочного расторжения договора строительного подряда по предложению заказчика.
При этом при продлении сроков необходимо учитывать требование п. 19 Правил о не превышении сроков строительства объекта, определенных в утвержденной в установленном порядке проектной документации и условиями подрядных торгов.
В
отдельных случаях при
Порядок обращения за согласованием новых сроков ввода объектов в эксплуатацию определен письмом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь от 19.12.2005 № 03-2-06/6139/24-10/11315 «О переносе сроков ввода объектов в эксплуатацию».
Согласно данному письму обращения заказчиков и подрядных организаций о переносе сроков ввода объектов в эксплуатацию рассматриваются только после представления ими обосновывающей информации о состоянии объекта не позднее, чем за 30 календарных дней до срока ввода объекта в эксплуатацию по договору подряда. Обращения, поступившие в министерства позже указанного срока или после срока ввода объекта по договору подряда, согласно данному письму рассматриваться не будут.
По договору строительного подряда заказчик обязан уплатить обусловленную договором цену.
Согласно п. 1 ст. 663 ГК в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. При этом согласно п. 4 ст. 663 ГК цена работы (смета) может быть твердой или приблизительной.
Законодательством может быть установлен обязательный порядок определения цены в договорах строительного подряда.
Так при строительстве объектов, по которым установлено обязательное проведение подрядных торгов в соответствии с Указом № 58, цена подлежит определению в соответствии с Постановлением № 235.
На сегодняшний день проведение подрядных торгов является обязательным при заключении договоров на строительство объектов, в том числе их ремонт, реконструкцию, реставрацию и благоустройство, финансируемых:
− за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь, - при стоимости строительства объектов 3 000 базовых величин и более;
− за счет иных источников, за исключением объектов, полностью финансируемых за счет средств иностранных инвесторов, - при стоимости строительства объектов 50 000 базовых величин и более.
При
этом проведения торгов не требуется
при заключении договоров субподряда,
заключаемых генеральным
Договорная (контрактная) цена определяется по результатам подрядных торгов на основании цены предложения подрядчика - победителя торгов с оформлением протокола согласования договорной (контрактной) цены на строительство по установленной форме. Договорная (контрактная) цена на дату заключения договора строительного подряда устанавливается с учетом коэффициента, определяемого соотношением статистических индексов стоимости строительно-монтажных работ на дату заключения договора строительного подряда и на дату формирования цены предложения подрядчика - победителя торгов, если за этот период произошло изменение величины этих статистических индексов.
Цена предложения подрядчика согласно п. 6 Постановления №235 может определяться следующими методами:
− базисно-индексным;
− ресурсным;
− ресурсно-индексным.
По объектам, в отношении которых проведение подрядных торгов не является обязательным, способы определения цены строительных работ могут быть отличными от указанных в вышеназванном документе.
При составлении договора строительного подряда особое внимание следует уделить порядку расчетов за выполненные работы. Стороны могут установить порядок расчетов самостоятельно. Вместе с тем существуют определенные рекомендации и нормы, которые следует установить при заключении договора.
За
расчетный период может быть принят
месяц либо период времени, необходимый
для строительства объекта или
выполнения строительных работ, либо время
выполнения этапа, комплекса строительных
работ. Расчеты осуществляются на основании
справки о стоимости выполненных работ,
подписанной представителями сторон.
В договоре необходимо указать срок платежа,
например не позднее пяти дней с момента
представления подрядчиком справки о
стоимости выполненных работ. Стоимость
работ, подлежащих оплате, определяется
за вычетом ранее полученных подрядчиком
авансов. В договоре также предусматривается
обязанность заказчика по выплате аванса,
как правило, не менее половины стоимости
работ, планируемых к выполнению в последующем
месяце. Стороны уточняют размеры авансов
и сроки их выплаты. Кроме того, можно предусмотреть
разовые целевые авансы.
2. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И РАСТОРЖЕНИЯ ДОГОВОРА СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА.
2.1. Предпосылки заключения договора строительного подряда
Договор строительного подряда может быть заключен только при наличии у сторон требуемых законодательством Республики Беларусь документов. Их перечень закреплен в п.12 Правил № 1450.
Заказчик должен иметь:
− соответствующий документ, удостоверяющий права на земельный участок;
− решение местных исполнительных и распорядительных органов на строительство объекта;
− проектно-сметную документацию, прошедшую государственную вневедомственную экспертизу, согласованную и утвержденную в установленном порядке, если обязанность ее разработки не возложена на подрядчика;
− протокол о проведении подрядных торгов.
Подрядчику
для заключения договора необходим
лишь один документ - лицензия на выполнение
соответствующих видов
Согласно ч. 2 п. 7 Постановления № 33 несоблюдение требований законодательства относительно условий заключения договора строительного подряда может повлечь недействительность договора в соответствии с правилами ст. 167 ГК.
При этом необходимо отличать правовые основания для предъявления требований о недействительности сделки от оснований ее незаключенности.
Так, например, договор строительного подряда может быть признан недействительным, когда соглашение сторон не соответствует по форме, содержанию или условиям совершения сделки требованиям законодательства (ст. 169 ГК).
При этом важным условием является то, что если законодательными актами установлены иные, чем признание сделки ничтожной, последствия несоблюдения формы, условий или содержания сделки, основания для установления факта ничтожности договора подряда отсутствуют.
Незаключенность
договора имеет место тогда, когда
отсутствуют установленные
Подрядные торги являются формой размещения заказов на строительство объектов предусматривающих выбор подрядчика на основе конкурса.
Для объектов, по которым не проводятся подрядные торги, выбор подрядчика производится по усмотрению заказчика. Заказчик свободен в выборе подрядчика и вправе самостоятельно определить с каким из них заключить договор подряда. Как правило, это предприятия, с которыми существуют длительные хозяйственные связи.
Как
отмечалось выше, лицензия на проведение
соответствующих работ является
необходимой для подрядчика. Рассмотрим
некоторые аспекты
Положение о лицензировании деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности и проведению инженерных изысканий для этих целей, утвержденное Постановлением № 1386 предусматривает, что деятельность по проектированию и строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности и проведению инженерных изысканий для этих целей осуществляется на основании лицензий при новом строительстве, реконструкции, реставрации и капитальном ремонте зданий и сооружений независимо от их назначения и ведомственной принадлежности, за исключением зданий и сооружений сельскохозяйственного назначения высотой до двух этажей включительно.
Лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при ее выдаче и к лицензиату при осуществлении им лицензируемой деятельности, являются:
1. Выполнение лицензируемой деятельности в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь и технических нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (не предъявляется к соискателю лицензии).
2. Наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) руководителей, специалистов и рабочих, работающих по основному месту работы [5, с.74-78].
Руководители и специалисты должны иметь высшее образование по специальности, соответствующей профилю работы, и стаж работы по специальности не менее трех лет или среднее специальное образование, соответствующее профилю работы, и стаж работы по специальности не менее пяти лет.
В штате соискателей лицензий (лицензиатов) на выполнение строительных и иных специальных монтажных работ должно быть не менее трех рабочих соответствующих специальностей и квалификации для каждого запрашиваемого соискателем лицензии (лицензиатом) вида работ.
3. Наличие системы управления и (или) контроля качества работ и услуг, составляющих лицензируемую деятельность.
4. Наличие системы управления охраной труда.
5. Наличие находящихся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении либо на условиях аренды основных производственных фондов, необходимых для выполнения работ и услуг, составляющих лицензируемую деятельность.
Лицензирующим органом является Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь.
До
заключения договора строительного
подряда стороны могут
Научно-исследовательское республиканское унитарное предприятие "НИИ средств автоматизации" (УП «НИИСА») является ведущей организацией оборонного сектора Республики Беларусь по разработке и производству комплексных интегрированных стационарных и мобильных автоматизированных систем управления войсками, оружием, разведкой и радиоэлектронной борьбой, в том числе средств связи, отображения информации, вычислительной техники в защищенном исполнении, средств радиолокации и войсковых контрольно-измерительных приборов.