Договор хранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 14:27, реферат

Описание работы

Актуальность избранной темы объясняется, прежде всего, тем, что договор купли-продаже недвижимости в последние несколько лет в нашей стране в связи с экономическим ростом, ростом количества и качества предпринимательства приобретает все большее значение. Об актуальности данной темы свидетельствует и то, что на правовую природу таких сделок влияют многочисленные факторы, например, в зависимости от того, принадлежит помещение частному лицу (физическому или юридическому) или государству; к какому виду недвижимости относится отчуждаемое помещение и т.д.

Содержание

Введение. 3


1. История развития регулирования оборота недвижимости. 4

2. Продажа недвижимости по российскому дореволюционному гражданскому праву 8

3. Договор продажи недвижимости по современному российскому гражданскому праву 15

3.1. Понятие договора продажи недвижимости. 16

3.2. Объекты недвижимости. 17

3.3. Форма договора и порядок его заключения. 26

3.4. Исполнение договора продажи недвижимости. 33

4. Государственная регистрация перехода права собственности на недвижимость 35


Заключение. 43


Список использованной литературы.. 45

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 69.01 Кб (Скачать)

Однако следует  согласиться с тем, что оборотоспособными  в настоящее время можно признать лишь те земельные участки, которые  уже принадлежат на праве собственности  гражданам и юридическим лицам. В силу особой общественной значимости оборот земельных участков законодательно ограничен в публичных интересах, так же как и содержание прав всякого  землепользователя или природопользователя, включая собственников. Оборот земельных  участков и иных природных ресурсов должен осуществляться лишь в той  мере, в какой он допускается специальным  законодательством - законами о земле  и других природных ресурсах (п. 3 ст. 129 ГК). «Ведь количество и состав такого рода объектов объективно ограничены в силу очевидных естественных причин, а их использование всегда поэтому, так или иначе, затрагивает интересы общества в целом»[20]. 

Что касается дальнейшего  возможного развития правового регулирования  оборота земельных участков, то необходимо согласиться с О.М. Козырь, которая  считает, что «в отношении земли  российское законодательство, видимо, последует мировой традиции, согласно которой ограничения оборота  устанавливаются в зависимости  от категорий земель. Так, для земель сельскохозяйственного назначения они будут существенно отличаться от ограничений, налагаемых на оборот земель, используемых под застройку. Оборот же земель заповедников, заказников и других особо охраняемых природных  территорий должен быть практически  исключен»[21]. 

Самостоятельными  объектами недвижимости признаются также участки недр и обособленные водные объекты. Они являются недвижимостью  в силу их естественных физических свойств, а не потому, что составляют единое целое с земельным участком. В противном случае было бы невоз­можно  установление права собственности  на недра вне зависимости от права  собственности на землю[22]. Особенность  такого рода объектов состоит в том, что в отношении них действует  презумпция государственной собственности: в соответствии с п. 2 ст. 214 ГК природные  ресурсы, не находящиеся в собственности  граждан, юридических лиц или  муниципальных образований, являются государственной собственностью. Таким  образом, указанные объекты в  принципе не могут признаваться бесхозными. 

Что касается правового  регулирования оборота указанных  объектов недвижимости, то нельзя не согласиться  с О.М. Козырь, которая отмечает: «Поскольку в России сохраняется исключительное право государственной собственности  на недра, а передача их в пользование  осуществляется на основании административного  акта-лицензии, говорить всерьез о  гражданском обороте этого вида объектов представляется преждевременным»[23]. 

Такие объекты недвижимости, как леса и многолетние насаждения относятся к недвижимому имуществу  в силу их неразрывной связи с  землей и невозможности перемещения  без несоразмерного ущерба их назначению. Вместе с тем от договоров продажи  указанных объектов как недвижимого  имущества (т. е. с переходом соответствующих  прав на земельный участок) следует  отличать сделки, по которым лес  и многолетние насаждения реализуются  как движимое имущество, когда продается, например, «лес на корню» или срубленные деревья. В последнем случае нормы  ГК о продаже недвижимости не подлежат применению, а соответствующие договоры заключаются по правилам продажи  движимого имущества. 

Здания и сооружения также являются объектами недвижимого  имущества по признакам неразрывной  связи с землей и невозможности  в силу этого их перемещения без  несоразмерного ущерба их назначению. 

Право собственности  на здания, сооружения и другое вновь  создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой  регистрации (ст. 219 ГК). Данная норма  ГК вызвала в юридической литературе дискуссии относительно принадлежности к недвижимому имуществу зданий и сооружений, не завершенных строительством (объектов незавершенного строительства). 

По мнению некоторых  авторов, отсутствие обязательной государственной  регистрации объектов незавершенного строительства порождает сомнения в их юридической природе как  недвижимости. Это означает, что  до государственной регистрации  вновь создаваемое имущество  не может считаться недвижимым[24]. 

Позиция указанных  авторов не изменилась и после  введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации  прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 г.[25] (далее - Закон  о государственной регистрации), согласно которому в случае необходимости  совершения сделки с объектом незавершенного строительства право на указанный  объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих право пользования земельным  участком для создания объекта недвижимого  имущества, в установленных случаях  на основании проектно-сметной документации, а также документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства (п. 2 ст. 25). Например, по мнению О.М. Козырь, задача подобной информации - лишь обеспечить юридическую чистоту сделки с  таким объектом, если объект для  завершения его строительства должен быть отчужден другому лицу. Об этом свидетельствует и использование  в Законе нетипичного для законодательного акта термина «необходимость совершения сделки», ориентирующего на нестандартную  ситуацию. «Общим же правилом Закона о  регистрации, -пишет О.М. Козырь, - остается регистрация права на вновь созданный  объект недвижимого имущества на основании документов, подтверждающих факт его создания (п. 1 ст. 25)»[26]. 

По мнению других авторов, незавершенное строительство  следует рассматривать в качестве особого объекта недвижимости со специальным правовым режимом". Такая  позиция нашла подтверждение  в многочисленных правовых актах, принятых до введения в действие Закона о  государственной регистрации, а  также воспринята судебной практикой. К примеру, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 февраля 1992 г. № 59 «О мерах по продаже незавершенных  строительством объектов»[27], начиная  с 1992 г. незавершенные строительством объекты, сооружаемые за счет республиканского бюджета Российской Федерации и  средств государственных предприятий, находящихся в федеральной собственности, не обеспеченные финансированием и  материально-техническими ресурсами, необходимыми для их завершения в  нормативные сроки, подлежали реализации с открытых торгов (как объекты  недвижимости) предприятиям, организациям, гражданам и иностранным инвесторам. 

Указом Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 г. № 1181 «О мерах по обеспечению достройки  незавершенных строительством жилых  домов»[28] было установлено, что незавершенные  строительством жилые дома, находящиеся  в федеральной собственности, в  том числе в полном хозяйственном  ведении предприятий и оперативном  управлении организаций и учреждений, строительство которых прекращено или приостановлено в связи с  отсутствием в течение текущего года необходимого финансирования из федерального бюджета, подлежали передаче для завершения строительства либо продаже на инвестиционных и коммерческих конкурсах в целях обеспечения  скорейшей достройки жилых домов  и обеспечения граждан жильем. 

Указом Президента РФ от 16 мая 1997 г. № 485 «О гарантиях собственникам  объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами»[29] предусмотрено, что при приватизации объектов незавершенного строительства возможна регистрация  прав собственности на такие объекты, если заявитель представит документы, которые подтверждают приобретение данного объекта, право пользования  земельным участком для создания объекта недвижимого имущества, разрешение на производство строительных работ, а также описание объекта  незавершенного строительства. Право  приобретения в собственность земельных  участков, на которых расположены  ранее приватизированные здания, строения, сооружения, помещения, объекты  незавершенного строительства, в первую очередь имеют физические и юридические  лица, которые стали собственниками соответствующих объектов недвижимости. 

Официальная позиция  судебной практики по вопросу о возможности  отнесения объектов незавершенного строительства к недвижимому  имуществу нашла отражение в  постановлении Пленума Высшего  Арбитражного Суда РФ от 25 февраля 1998 г. № 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой  права собственности и других вещных прав»[30]. Данное постановление  включает в себя разъяснение, согласно которому по смыслу ст. 130 ГК и ст. 25 Закона о государственной регистрации, незавершенные строительством объекты, не являющиеся предметом действующего договора строительного подряда, относятся  к недвижимо­му имуществу. Поэтому  при разрешении споров о праве  собственности на незавершенные  строительством объекты судам необходимо руководствоваться нормами, регулирующими правоотношения собственности на недвижимое имущество и совершение сделок с ним, с учетом особенностей, установленных для возникновения права собственности на незавершенные строительством объекты и распоряжения ими. 

На наш взгляд, позиция судебной практики в наибольшей степени соответствует природе  объектов незавершенного строительства. Действительно, если объект незавершенного строительства является предметом  действующего договора строительного  подряда, то в этом случае о нем  нельзя говорить не только как об объекте  недвижимого имущества, но и как  об объекте вещных прав: он является объектом обязательства, вытекающего  из договора строительного подряда, и замена сторон этого обязательства (заказчика и подрядчика) возможна лишь по правилам уступки прав требования и перевода долга по обязательствам. 

Другое дело, если обязательство по каким-либо причинам прекращено. В этом случае незавершенное  строительство становится объектом вещных прав и объектом имущественного оборота. При этом объект незавершенного строительства имеет все признаки недвижимого имущества: он неразрывно связан с земельным участком и  его перемещение без несоразмерного ущерба целевому назначению невозможно. Поэтому все сделки с таким  объектом незавершенного строительства  возможны лишь с соблюдением требований, предъявляемых к недвижимому  имуществу. 

Иллюстрацией к  сказанному может служить пример из арбитражно-судебной практики, которая  исходит из того, что незавершенный  строительством объект как объект недвижимости может быть предметом договора купли-продажи, а право собственности на него возникает с момента государственной  регистрации. 

Прокурор предъявил  иск в интересах Сбербанка  России о признании недействительным договора купли-продажи незавершенного строительством объекта. Договор был  заключен между акционерным обществом  и обществом с ограниченной ответственность. 

В обоснование иска прокурор указал, что отделение Сбербанка  приобрело у акционерного общества незавершенный строительством объект по Договору купли-продажи. Объект передан  по приемо-сдаточному акту, оплачен  покупателем. Однако переход права  собственности не зарегистрирован, поскольку комитет по земельным  ресурсам отказался произвести такую  регистрацию. Несмотря на наличие указанного договора, акционерное общество продало  этот же объект обществу с ограниченной ответственностью. 

При рассмотрении данного  спора возник вопрос о том, может  ли быть предметом договора купли-продажи  незавершенный строительством объект недвижимости и подлежит ли регистрации переход права собственности. Высший Арбитражный Суд РФ оценил ситуацию следующим образом. 

В соответствии со ст. 129 ГК объекты гражданских прав могут  свободно отчуждаться, если они не изъяты из оборота или не ограничены в  обороте. Виды объектов гражданских  прав, нахождение которых в обороте  не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны  в законе. 

Гражданское законодательство не устанавливает каких-либо ограничений  в отношении приобретения и перехода прав на объекты, не завершенные строительством. Таким образом, эти объекты не изъяты из гражданского оборота и  могут отчуждаться собственником  другим лицам. 

Согласно ст. 130 ГК к недвижимым вещам относятся  объекты, прочно связанные с землей, т. е. объекты, перемещение которых  без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. В ст. 219 Кодекса указано, что право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое  недвижимое имущество, подлежащее государственной  регистрации, возникает с момента  такой регистрации. 

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О введении в  действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» до введения в действие закона о регистрации  прав на недвижимое имущество и сделок с ним применяется действующий  порядок регистрации недвижимого  имущества и сделок с ним. 

Из материалов дела следовало, что на участке возведены  фундамент и стены дома. Перемещение  этого объекта без несоразмерного ущерба невозможно. Следовательно, данный объект является объектом недвижимости. 

В связи с этим комитет по земельным ресурсам, осуществляющий в этом регионе регистрацию и  оформление документов о правах на земельные участки и прочно связанную  с ними недвижимость, на основании  Указа Президента РФ от 11 декабря 1993 г. №2130 «О государственном земельном  кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость» обязан был произвести регистрацию перехода прав на незавершенный строительством объект и земельный участок. Отказ  комитета от государственной регистрации  заинтересованная сторона может  обжаловать в арбитражный суд. 

Информация о работе Договор хранения