Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 10:49, курс лекций
Выражение паблик рилейшнз (public relations) дословно означает «публичные, общественные отношения». В настоящее время в литературе используется несколько равнозначных терминов, появившихся на основе не совсем точного перевода с английского языка или прочтения данного словосочетания: «связи с общественностью», «общественные связи», «пиар», а также аббревиатуры в русском и английском вариантах – ПР и PR.
5. Имидж персонала. Это собирательный обобщенный образ персонала, складывающийся из таких деталей, как униформа сотрудников, стиль общения с клиентами другими сотрудниками и т. д.
6. Визуальный имидж организации – это представления об организации, созданные на основе зрительного восприятия и фиксирующие информацию о ее фирменном стиле. Фирменный стиль создает физическое единообразие организации и достигается с помощью особого дизайна.
7. Социальный имидж организации – это представления широкой общественности о социальных целях и роли организации в экономической, социальной и культурной жизни общества. Социальный имидж организации может быть выражен посредством миссии, философии, специальных социальных и экологических программ.
8. Бизнес-имидж организации – представления об организации как субъекте определенной деятельности. В качестве основных показателей бизнес-имиджа организации выступают добросовестность в осуществлении предпринимательской деятельности, деловая активность организации, индикаторами которой являются объем продаж, доля рынка, инновационность технологий и степень их освоения, патентная защита, разнообразие товаров, гибкость ценовой политики, доступ к сбытовым сетям.
Очень важно, чтобы каждый элемент корпоративного имиджа был информационно заполнен самой организацией. В противном случае, массовое сознание, в силу определенных стереотипов, самостоятельно наполнит содержанием недостающий элемент, что не всегда может пойти на пользу организации: в последующем, внедряя в массовое сознание новую информацию, придется преодолевать барьер уже существующей установки.
Одна и та же организация может по-разному восприниматься разными группами общественности: сотрудниками, потребителям, инвесторами, госструктурами, местной и международной общественностью. Например, для широкой национальной общественности предпочтительна гражданская позиция компании. Для международной общественности глобальные компании стремятся быть «корпоративными гражданами мира». Для партнеров важна высокая конкурентность позиции организации. Кроме того, существует внутренний имидж организации. Другими словами, организация имеет несколько микроимиджей: для каждой группы общественности – свой. Синтез представлений об организации различных групп общественности создает общее и емкое представление о ней. Следовательно, организация должна заботиться о том, чтобы компоненты корпоративного имиджа не противоречили друг другу.
Вторая точка зрения на структуру корпоративного имиджа принадлежит А. Н. Чумикову, который считает, что процесс конструирования корпоративного имиджа начинается задолго до разработки визуальных атрибутов организации. По его мнению, наряду с осязаемой частью корпоративного имиджа существует неосязаемая, скрытая, часть.
Неосязаемая часть корпоративного имиджа представлена триадой – миссия, видение и корпоративная философия.
Миссия – это краткое выражение функции, которую организация пытается выполнить в обществе, это указание на причину существования организации. Причиной может выступать предоставление услуг, создание объектов, охрана окружающей среды, осуществление социальной программы и т. д. Текст миссии может варьироваться от короткой фразы, используемой как девиз, до целой страницы текста, подробно описывающей продукты и услуги. Миссия должна отражать уникальность организации и выделять ее из множества конкурентов. Чем более уникальна миссия, тем более она работоспособна, и наоборот. К неудачно сформулированной миссии можно отнести следующую: «Мы оправдываем такие ожидания потребителей, как высочайшее качество, ведущие технологии, конкурентное ценообразование, гибкие возможности настройки под требования заказчика, исключительный корпоративный дух, финансовая стабильность». Данное заявление не отражает уникальность организации, а значит, может быть актуально для любой компании. К причинам нежизнеспособности миссии относятся следующие:
· туманность формулировок, неоригинальность, использование речевых штампов и высокопарных слов;
· отсутствие указания на специфику организации (отраслевую принадлежность, профиль, рыночный сегмент, целевую аудиторию);
· отсутствие указания на стратегию и тактику развития компании;
· несерьезное отношение сотрудников к данному элементу корпоративного стиля (сотрудники оценивают миссию как «общие фразы», дань моде; показателем несерьезного отношения сотрудников к миссии является также то, что они не знают миссию организации, в которой работают, или не могут сформулировать ее на память);
· оторванность от практической деятельности компании (редко учитывается сотрудниками в ежедневной работе);
· изменение миссии с каждой сменой руководства;
· формулирование миссии наемными специалистами, что не позволяет отразить сущность и дух компании.
Для того чтобы миссия была жизнеспособна, необходимо придерживаться следующих требований:
· формулировка миссии не должна быть очень объемной, чтобы ее можно было легко запомнить;
· миссия должна быть ориентирована на потребности целевой аудитории;
· миссия должна разрабатываться не только ПР-специалистами, но и сотрудниками организации;
· миссия должна объединять сотрудников всех уровней предприятия;
· миссия должна содержаться не только в корпоративных документах, но и на всех носителях представительской информации (визитках, буклетах, упаковке продукции и т. д.).
К формулировкам миссии, признанным успешными и работоспособными и сумевшим избежать обезличивания, можно отнести следующие. Например, миссия компании IKEA – «Предлагать широкий ассортимент товаров для дома хорошего качества и дизайна по таким низким ценам, чтобы как можно больше людей имели возможность их приобрести». Миссия компании «Балтимор» – «Разрабатывать и производить полезные для здоровья продукты, основанные на переработке овощей. Наши основные ценности – качество, профессионализм, инновационный подход к созданию новых продуктов». Данная миссия в сокращенном виде отражается в слогане компании «Овощная культура». Миссия помогает понять настоящее организации.
Видение – это описание организации в перспективе, причем в лучшем положении, чем она находится в настоящее время. Оно выражает картину правдоподобного и желаемого состояния организации в будущем, помогая осмыслить, каким может быть успех. Видение не является планом и не содержит точных инструкций, оно в общем описывает то, к чему стремится компания.
Корпоративная философия – это полное, развернутое, подробное изложение морально-этических и деловых норм и принципов, которыми руководствуются сотрудники фирмы. Корпоративная философия не преследует рекламных целей, а выполняет функцию внутреннего организующего начала, поскольку устанавливает нравственные и этические приоритеты, которые определяют и регулируют повседневную деятельность сотрудников организации. Корпоративная философия обычно запрашивает больше, чем ожидается от сотрудников, и за счет этого требует от них выхода на новый качественный уровень. В некоторых компаниях принципы корпоративной философии фиксируются в корпоративных документах (уставах, кодексах, положениях о персонале). Если корпоративная философия провозглашает обобщенно-абстрактные положения, то содержание корпоративных документов должно быть максимально конкретным и уникальным Чем более конкретны и уникальны внутренние правила организации, тем они более работоспособны.
К
осязаемым компонентам
История-легенда придает организации солидность, основательность и надежность. Если у организации нет истории, нужно, не забывая о правдоподобии, составить легенду. Легенда – это не обязательно выдумка, она может представлять собой определенным образом поданные реальные события. История-легенда может быть связана не с самой организацией, но и с фигурой ее основателя или руководителя. Если такая личность находится, то она становится своеобразной эмблемой организации, а концепция имиджа вследствие этого персонифицируется, в позитивном смысле упрощается и хорошо запоминается, например: Владимир Довгань, Эсте Лаудер и т. д. Таким образом, история-легенда – это не хронологическое изложение событий, но и не выдумка в чистом виде, это концептуально продуманный сюжет с подсюжетами, работающий на позитивное восприятие компании ее целевыми группами и не отягощенный затрудняющими и вредными для такого восприятия подробностями.
Организационный стиль – это образ жизни компании, то, как она проводит время, использует материальные, финансовые, информационные, человеческие ресурсы. Важно, чтобы на данном этапе и у внешней, и у внутренней общественности возникло представление об организации как о доме. Зрительный образ жилища необходим для того, чтобы стимулировать и закрепить благоприятное отношение к организации. Наличие дома – косвенная гарантия стабильности и надежности организации. Наиболее ярко идея организации как дома представлена в индустрии моды: всему миру известны модные дома Диора, Шанель и т. д. Дом – это не обязательно здание. В случае с продукцией спортивной фирмы «Рибок» дом расширен до масштабов планеты, заселенной теми, кто любит спорт, преодоление и победы.
У сотрудников организации, работающих в общем доме и делающих общее дело, появляется сознание того, что каждый из них – часть единого целого, член одной команды.
Часто, помимо внутренней общественности, в доме живут вымышленные, виртуальные герои, которые являются визуальным символом компании, например: симпатичный зверек, смешной человечек, абстрактное существо. Они оказывают более сильное эмоциональное воздействие, запоминаются легко и быстро, ассоциируются с компанией и ее продукцией.
На заключительном этапе разработки имиджевой кампании формируется фирменный стиль. Для его наименования в литературе также используются термины корпоративная идентичность, корпоративный дизайн, корпоративный стиль. Фирменный стиль – это то, что организация сообщает о себе как участник коммуникативного процесса, это система коммуникативных средств, проецирующих или отражающих индивидуальность компании. Фирменный стиль – это использование единых принципов оформления, цветовых сочетаний, и образов для всех видов рекламы, деловых бумаг, технической документации, интерьера офиса, упаковки продукции, одежды сотрудников, сувенирной продукции, вывесок и т. д.
К основным компонентам фирменного стиля относятся следующие:
– словесный товарный знак (название фирмы), выполненный в определенной графической манере;
– графический товарный знак (эмблема фирмы);
– цветовая гамма;
– фирменный шрифт;
– слоган;
– символ фирмы;
– аудиообраз.
Фирменный стиль каждым своим компонентом напоминает об организации, актуализирует благоприятные или неблагоприятные впечатления, ассоциирует фирму с определенными людьми, указывает на партнера или конкурента. Все элементы фирменного стиля должны быть связаны и синхронизированы, они должны подчеркивать и дополнять друг друга, а не стремиться занять лидирующее положение.
При
разработке фирменного стиля необходимо
учитывать следующие
· фирменный стиль должен соответствовать отраслевой принадлежности компании (например, для завода хлебобулочных изделий не подойдет стиль, принятый в банковской сфере);
· фирменный стиль должен отражать национальные или региональные особенности;
· при разработке фирменного стиля должно быть предусмотрено удобство его претворения в жизнь (например, логотип должен быть таким, чтобы он был одинаково узнаваем как на авторучке, так и на уличном рекламной щите, также следует избегать «сложных» цветов и прочих трудно воспроизводимых деталей);
Фирменный стиль должен обладать двумя важными качествами: предложением и обратной связью. Процесс, когда потребитель сталкивается с определенным элементом стиля и соотносит его с компанией, называется предложением. Когда потенциальный потребитель хочет приобрести какой-либо продукт и определенная торговая марка актуализируется в его сознании – это обратная связь. Эффективная визуальная идентификация вызывает и усиливает оба процесса без регулярных и дорогостоящих маркетинговых операций.
Особую
роль в комплексе элементов