Экономика отрасли сферы услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 23:01, реферат

Описание работы

Особенность сферы сервиса в том, что, с одной стороны, она является частью общественного производства, а с другой – является элементом, формирующим социально-экономические условия и является отражением качества жизни населения.

Работа содержит 1 файл

Экономика отрасли СС.doc

— 554.00 Кб (Скачать)
gn="justify">       1 – неосязаемость

       2 – неразрывность производства  и потребления

       3 – непостоянство качества услуги

       4 – несохраняемость услуги

    1 неосязаемость – нельзя увидеть, продемонстрировать и попробовать до ее получения и использования.

    2 неразрывность производства и потребления – означает присутствие того, кому оказывается услуга и того, кто ее оказывает.

    3 непостоянство качества определяется внутренними и внешними факторами. Внутренние зависят от людей, их настроения и др. Внешние, например, спрос на услугу; при большом спросе происходит ухудшение качества.

    4 несохраняемость – нельзя складировать, транспортировать, сохранять. 

Различия  между материальными  товарами и нематериальными  услугами. 

продукты  материального 

производства

нематериальные  услуги
- осязаемые

- однородные

- производство  и распределение не совпадают  с потреблением

- вещь

- основная часть производится на предприятиях

- покупатели  не участвуют в процессе производства

- могут храниться

- возможна передача  прав собственности

- неосязаемые

- неоднородные

- производство, распределение, потребление – 1 процесс

- деятельность, процесс

- основная часть производится в процессе взаимодействия покупателя и продавца

- покупатели  участвуют в процессе производства

- не могут  храниться

- не сохраняются  права владения

 

    Особые  элементы оказания услуг

1. покупатели 2. работники  сервисной службы 3. система доставки 4. физическое  окружение
важный  элемент взаимодействия второй участник процесса оказания услуг, лицо фирмы, его слова воспринимаются как реализация политики покупателя    
 
 

Комплексность услуги, набора услуг. 

    Взять организацию и планирование деятельности предприятий сферы сервиса (Виноградова).

    Рассмотреть структуры процесса оказания услуг, сделать анализ, разбив процессы на основные и вспомогательные.

    Многие  услуги имеют комплексный характер. Они могут быть простыми и сложными (комплексное обеспечение), например, гостиница:

        жилье

        питание

        организация досуга

    Их  сложно отнести к какой-либо определенной группе и подгруппе в любой  классификации.

    Комплексность услуги должна обеспечиваться выполнением  всех составляющих технологического содержания услуги, а также оказываются сопутствующие услуги, состав и требования к которым могут быть оговорены в договоре. 
 

Факторы ускоренного развития отраслей сферы сервиса. 

    Отсюда  ускоренное развитие сферы услуг  обусловлено факторами:

    1. рост потребления товаров, обусловленную научно-техническим прогрессом.

    2. увеличение роста благосостояния, в результате чего увеличивается  свободное время, которое используется  потребителем, в результате чего  растет объем услуг.

    3. с ростом цивилизации возрастает  охрана окружающей среды и появляются новые виды услуг, связанных с этим.

    4. в связи с ростом жизненного  уровня возрастает продолжительность  жизни, возникают новые виды  услуг системы социального обеспечения и здравоохранения.

    5. в связи с эмансипацией женщин  в обществе возникает необходимость в выпуске услуг, связанных с ведением домашнего хозяйства.

    6. растет объем основных фондов  в домашнем хозяйстве и повышение  оснащенности его, отсюда растет  потребность в ремонте, обслуживании  их. Создаются возможности осуществлять  страховые, торговые, рекламные, банковские и другие операции через интернет.

    7. Потребление товара в сфере  сервиса ниже, чем на производстве  в связи с ограниченными возможностями  в технике, отсюда внедрение  ее позволит увеличить объем услуг и повысить качество.

    8. отпочкование услуг ранее существовавших  в материальном производстве  приводит к созданию их в  самостоятельные специальные виды (информационно-образовательное, научное исследование, ремонт оборудования, реклама, планирование, контроль и т.д.) 
 

Сервисная организация как система, ее мощность. 

    Сервисные организации существуют, чтобы оказывать  услуги своим покупателям. Это их миссия, стратегия и политика. Система действий предусматривает разработку пакета услуг и систему доставки совместно с маркетинговыми, финансовыми и людскими ресурсами, а также ежедневную работу самой системы, а также развертывание ресурсов для того, чтобы производить услугу и осуществлять затраты на обучение персонала.

 

Схема компонентов  сервисной организации.

 
 

Понятие размер организации  и предприятия 

    Субъектами  рыночной экономики являются организации  разного размера.

    Для конкретного предприятия по ассортименту наибольшее значение имеет «Производственная  мощность». Она характеризуется максимальным годовым (сменным, суточным) объемом выпуска продукции (услуг) при заданной номенклатуре (ассортименте).

    Производственную  мощность (ПМ) определяют как входную (на начало года), выходную (на конец  года) и среднегодовую в стоимости  и натуральных показателях.

    ПМ  имеет отраслевую специфику в  показателях и методике расчета  и характеризует степень концентрации производства.

    Классификация предприятий по численности рассмотрена  в Лекции 1.

    Размер  предприятия влияет на эффективность  и издержки. Зависимость эффективности деятельности предприятия любой отрасли изменяется в зависимости от его размеров.

Э = f (Q)

    Э – эффективность

    Q – объем производства (размер предприятия).

      Можно выделить три типичные  фазы и определение их границ  эффективности.

    1. повышение

    2. стабилизация (равновесие)

    3. понижение. 

    Наличие предприятий разного размера  – экономическая закономерность. Их оптимальный размер зависит от наличия крупных, средних, малых  предприятий. 

Определение мощности по наличному  парку оборудования. 

    Базируется  на времени работы ведущих участков. Оно определяется режимом работы (оборудования) участков:

        - количество дней работы в году

        - число смен

        - длительность смены

    Полезный  фонд рабочего времени оборудования

Fп = Fн – потери неизбежные

    Номинальный фонд времени (определяется по одному оборудованию)

Fн = (Кф.в. – Кв.п.) х Ксм. х Д

    где Кф.в. – календарный фонд рабочего времени

    Кв.п. – количество выходных и праздничных  дней

    Ксм. – количество смен

    Д – длительность смены в часах

    Общий номинальный фонд работы оборудования.

Fн.общ. = Fн х N

    где N – количество рабочих мест

    и тогда

    где Fп – суммарный полезный фонд времени оборудования (рабочих мест), час.

    Нвр.пр. – прогрессивная норма времени  на обработку единицы изделия  на ведущем оборудовании, час. 

    Расчет  мощности исходя из производственных площадей.

    где S – производственные площади

    Нп  – норматив площади на 1 рабочее  место

    Для различных предприятий сферы  сервиса расчет мощности имеет свои особенности.

    Под производственной мощностью (ПМ) в общем виде понимается максимально возможный годовой условный объем в предусмотренной планом номенклатуре при полном использовании оборудования, производственных площадей с учетом применения прогрессивных норм, передовой технологии, организации производства и труда.

    ПМ  измеряются в тех единицах измерения, которые используются при планировании производственной программы.

    Так как номенклатура изделий огромна, то используется метод приведения расширенной  номенклатуры услуг к одному или нескольким видам однородных услуг, например, к количеству отремонтированных авто, холодильников и т.д.

    Для непроизводственных видов услуг, где  объектом деятельности является потребитель, объем услуг может быть рассчитан по пропускной способности, определяемой по максимально возможному количеству обслуженных потребителей.

    Результаты  расчета ПМ используются для определения:

        - объема производства

        - объема инвестиций, необходимых  для расширения

        - определения потребности в оборудовании.

    Мощность  может быть рассчитана по:

        - наличному парку оборудования

        - производственным площадям.

    Общие подходы к расчету мощности следующие.

    При расчете производственной мощности необходимо учитывать пути улучшения  ее использования (факторы). Они сгруппированы в две группы.

    1. Экстенсивные

    - совершенствование организации  ремонта оборудования

    - повышение сменности работы цехов  и участков

    - увеличение количества установленного  и фактически используемого оборудования

    - приращение производственной мощности.

    2. Интенсивные

    - обновление и модернизация оборудования

    - внедрение нормирования платы  труда на рабочих местах

    - повышение технической оснащенности  предприятия. 

Особенности технологической  структуры сферы  сервиса. 

Процесс оказания услуг
обслуживание  клиента процесс выполнения самой услуги (производственный процесс)

Информация о работе Экономика отрасли сферы услуг